Меню

Трудоемкость ремонта строительной техники



Определение трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов строительных и дорожных машин с учетом их наработки с начала эксплуатации Текст научной статьи по специальности « Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кутузов Виктор Владимирович

Рассматриваются изменения трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов строительных и дорожных машин с увеличением их наработки с начала эксплуатации и предложен метод ее определения.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кутузов Виктор Владимирович

DETERMINATION OF LABOR INPUT INTO MAINTENANCE AND REPAIRS OF CONSTRUCTION AND ROAD BUILDING EQUIPMENT TAKING INTO ACCOUNT THEIR RUNNING TIME SINCE THE START OF OPERATION

The paper deals with changes in labor input into maintaining and repairing of construction and road building equipment with the increase of their running time since the start of operation. The method of determining annual labor input into maintenance and repairs is presented which takes into account these changes.

Текст научной работы на тему «Определение трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов строительных и дорожных машин с учетом их наработки с начала эксплуатации»

УДК 625.08 В. В. Кутузов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И РЕМОНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН С УЧЕТОМ ИХ НАРАБОТКИ С НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ

UDC 625.08 V. V. Kutuzov

DETERMINATION OF LABOR INPUT INTO MAINTENANCE AND REPAIRS OF CONSTRUCTION AND ROAD BUILDING EQUIPMENT TAKING INTO ACCOUNT THEIR RUNNING TIME SINCE THE START OF OPERATION

Рассматриваются изменения трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов строительных и дорожных машин с увеличением их наработки с начала эксплуатации и предложен метод ее определения.

строительные и дорожные машины, трудоемкость, технические обслуживания и ремонты, поддержание и восстановление работоспособности, эксплуатация.

The paper deals with changes in labor input into maintaining and repairing of construction and road building equipment with the increase of their running time since the start of operation. The method of determining annual labor input into maintenance and repairs is presented which takes into account these changes.

construction and road building equipment, labor input, maintenance and repairs, maintaining and restoring of operating capacity, vehicle running.

Повышение требований к уровню качества и уменьшение сроков строительства требуют обеспечения дорожно-строительных организаций строительных и дорожных машин (СДМ) с большей производительностью и показателями надежности. Поддерживать заданный уровень надежности и работоспособности существующих СДМ возможно при своевременном проведении технических обслуживаний (ТО) и ремонтов. В настоящее время выполнение данных работ осуществляется в рамках систем: планово-предупредительных

обслуживаний и ремонтов; фирменного и сервисного обслуживания; гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта.

Однако при реализации данных систем в основе учета и планирования показателей используются усредненные данные. Так, в нормативной документации значения простоев машин в ТО и ремонтах и значения их трудоемкостей равномерно распределяются на межремонтный цикл при фактическом изменении их с увеличением наработки с начала эксплуатации.

© Кутузов В. В., 2012

Анализ изменения трудоемкости проведения технических обслуживаний и ремонтов СДМ в зависимости от их наработки с начала эксплуатации

Значения трудоемкости используются в расчетах при определении заработной платы рабочим, связанным с ТО, ремонтами и диагностикой, общей стоимости поддержания и восстановления работоспособности СДМ, в расчете потребности материально-технического обеспечения отделов или предприятий по обслуживанию и ремонту машин.

В настоящее время существующие методики равномерно распределяют значения трудоемкости за межремонтный цикл [1-3], в то время как фактически они значительно изменяются в зависимости от наработки машин с начала эксплуатации. Например, по исследованиям Е. С. Локшина [4], трудоемкость текущего ремонта (ТР) дорожных машин с наработкой, близкой к капитальному ремонту (КР), более чем в 3 раза превышает трудоемкость ТР машин с наработкой, составляющей 15. 25 % от наработки КР.

Проведенные исследования по парку машин филиалов ОАО ДСТ № 3 показали, что значения трудоемкости, а также время простоя машин в ТО и ремонтах изменяются с увеличением наработки с начала эксплуатации. Так, время простоя в ТО и ТР составляет: для автогрейдеров — от 2,2 до 28,9 %; асфальтоукладчиков — от 13,7 до 71,2 %; бульдозеров — от 7,2 до 35,2 %; катков -от 19,3 до 62,5 %; скреперов — от 5,1 до 35,1 %; экскаваторов — от 3,6 до 23,1 %; автосамосвалов — от 13,9 до 33,9 % годовой наработки в зависимости от процесса старения машин. Проведенные исследования по данной технике показали, что с ростом наработки трудоемкость проведения ТО и ремонтов увеличивалась: для автогрейдеров — в 2,2 раза; погрузчиков -1,8 раза (отечественные) и 2,7 раза (зарубежные); бульдозеров — 2,8 раза; экскава-

торов — 4,4 раза; скреперов — 2 раза. Такое изменение существенно влияет на стоимость поддержания и восстановления работоспособности машин, что, в свою очередь, приводит к изменению значений себестоимости машиночаса [5-8].

Сравнение фактических значений трудоемкости со средними значениями по нормативной документации показывает, что в начале эксплуатации и перед наработкой, равной среднему ресурсу, она отличается почти в два раза. Среднее значение по нормативной документации соответствует значению при 3000.4000 моточасов, т. е. середине ресурса большинства СДМ. Такая разбежка связана с тем фактом, что на начальных этапах эксплуатации машина не нуждается в серьезных ремонтах, а в дальнейшем трудоемкость на поддержание и восстановление работоспособности возрастает в связи с выходом из строя основных сборочных единиц (СЕ) машины, а также взаимным влиянием износа одних СЕ на другие.

Для использования фактических значений трудоемкости и продолжительности простоев машин в ТО и ремонтах необходимо вести подробный индивидуальный учет данных значений по каждой машине в зависимости от наработки с начала эксплуатации. Точная информация позволяет четко выявлять динамику изменения и повысить точность прогноза данных показателей на планируемый год.

Методика определения годовой трудоемкости проведения технических обслуживаний и ремонтов СДМ в зависимости от их наработки с начала эксплуатации

Оценка трудоемкости поддержания и восстановления работоспособности СДМ зависит от точности учета продолжительности проводимых об-служиваний, ремонтов и диагностики, а также учета количества человек, задействованных при выполнении данных операций.

Читайте также:  Ремонт сапун ваз 2110

По факту единичное значение трудоемкости Тртор можно определить произведением количества часов, затраченных на ТО, ремонт или диагностику, на количество человек, выполнявших данные операции. В численном виде это можно выразить формулой

где Дтор — продолжительность проведения ТО, ремонта или диагностики, ч; Ртор — количество человек, выполняющих ТО, ремонт или диагностику.

В большинстве случаев данные значения трудоемкостей уже определены для ТО и ремонтов и приведены в нормативных документах [9, 2] и руководствах по обслуживанию и ремонту СДМ и их СЕ. В расчетах в основном используются значения трудоемкости за год или месяц для конкретной машины. Значения за месяц можно определить по формуле

Трм = У Д. • Рм+У Д . • Рм., (2)

Г^тор / 1 Г»>р1 р1 / Г»>то. то. ‘ V /

где Рр. и Рмо. — количество людей, выполняющих ремонты и ТО соответственно; Др и Дто. — продолжительность одного ремонта и ТО соответственно, проводимых в _1-е сутки, чел.-ч.

В данном случае подразумевается, что диагностирование либо не проводится, либо проводится совмещенно с ремонтами. При диагностировании, не совмещенном с ТО и ремонтами, формула (2) приобретает следующий вид:

+ у д . • Рм. + у д . • Рм, (3)

Рм т»м т»м _ __ _ _ _

д, Рр., Рто. — количество людей,

выполняющих диагностирование, ремонт и ТО в .-е сутки соответственно;

Д. Др., Дто. — продолжительность проводимых диагностирований, ремонтов и ТО в _.-е сутки соответственно, чел.-ч.

Значение годовой трудоемкости можно в этом случае определить по формуле

где Тртор — трудоемкость за 1-й месяц,

чел.-ч; 1 — порядковый номер месяца, 1 = 1. 12.

В итоге по формулам (2).(4) можно определить фактические значения единичной, месячной и годовой трудоемкостей мероприятий, направленных на поддержание и восстановление работоспособности для конкретной машины.

Для целей планирования в организациях, эксплуатирующих СДМ, производится расчет годовой трудоемкости отдельных машин и парка в целом, а также удельных трудоемкостей на ма-шиночас и моточас. Для парка машин годовая трудоемкость ТО и ремонтов Трп может определяться по формуле

или с учетом проводимых конкретных мероприятий по ТО и ремонту по формуле

Трпарка = УУ ((Кр • Тртр-1=1.=1

Ко-1 • Тр^р-! + 2 • Трш ) • крем + Кр • Тр^р )., (6)

где т — количество типов машин; п -количество машин одного типа; d — количество мероприятий по ТО или ремонтам; Ктор — количество ТО или ремонтов; Трср — среднее значение трудоемкости ТО и ремонтов по годам за межремонтный цикл, чел.-ч; крем — коэффициент, учитывающий продолжительность простоя машины в ТО и ре-

монтах с увеличением наработки ее с начала эксплуатации; Тркр — трудоемкость КР, чел.-ч; Тр^р, Трсо, Тр

Тр то-1 — среднее значение трудоемкости ТР, сезонных обслуживаний, ТО-2 и ТО-1 по предприятию (при их отсутствии принимается нормативная трудоемкость по рекомендациям [9]) соответственно, чел.-ч; Ккр, Ктр, Кто-2, Кто-1 — количество КР, ТР, ТО-2 и ТО-1 соответственно.

Планируемое значение годовой трудоемкости ТО и ремонтов для одной машины с учетом процесса ее старения определяется по формуле

Тртор = Ккр ■ Тркр + (Ктр ■ Тртр + Кто-2 X

X Трто.2 + КТо_1 ■ Тртр.1 + 2 ■ Трсо ) ■ к рем . (7)

Коэффициент крем основан на учете изменения простоев в ТО и ремонтах (кроме КР) с увеличением наработки с начала эксплуатации и может определяться по формуле

где Дрем — количество рабочих суток нахождения машины в ТО и ремонтах на планируемый год, сут; Дрем.ср — среднее значение рабочих суток нахождения машины в ТО и ремонтах по годам за межремонтный цикл, сут.

Количество рабочих суток нахождения машины в ТО и ремонтах на планируемый год, учитывая процесс старения машин через изменения комплексного показателя надежности — коэффициента технического использования и коэффициента внутрисменного режима работы в зависимости от наработки с начала эксплуатации, определяется по формуле

Дрем =(Дк _ Дп )(1 _ Кти )■ К

где Дк — общее количество суток в году, сут; Дп — продолжительность всех перерывов в работе машины, за исключени-

ем простоев в ТО и ремонтах, сут; Кти -комплексный показатель надежности -коэффициент технического использования; Кп — коэффициент перехода от продолжительности смены в машиночасах к наработке двигателя в моточасах, мо-точас/маш.-ч.

Для оценки эффективности поддержания и восстановления работоспособности СДМ определяется удельная

трудоемкость на моточас 1рТОр и маши-ночас Трмочр по формулам

Планируемое значение трудоемкости ТО и ремонтов на 1 моточас для одной машины с учетом процесса старения на год ее эксплуатации определяется по формуле

трмтч = ([Ктр ■ тртр + Кто_2 ■ тртр-2 +

+ Кто_1 ■ Трто-1 + 2 ■ Трсо ] ■ крем )/Нпл . (12)

Планируемое значение трудоемкости ТО и ремонтов с учетом проведения КР на 1 моточас для одной машины с учетом процесса старения на год ее эксплуатации определяется по формуле

= ([Ктр ■ Тртр + Кто-2 ■ Тр

+ Кт0_1 ■ Трср-1 + 2 ■ Трсо ] ■ к рем )/Нпл +

+ (Ккр ■ Тркр )/Пкр , (13)

где Пкр — периодичность проведения КР, моточас.

Такое планирование и фактический учет трудоемкости позволяют оценивать возможности ремонтной базы и в зависимости от их значений вносить корректировки по эффективному использованию производственных площадей, механиза-

ции и автоматизации производственных процессов, режиму работы предприятия, количеству рабочих, возможности оказания помощи по восстановлению работоспособности техники других организаций или использовать специализированные предприятия по обслуживанию и ремонту СДМ парка.

1. С увеличением наработки с начала эксплуатации СДМ возрастает ко-

личество простоев в ТО и ремонтах, а также их трудоемкость.

2. Предложена методика определения значения годовой трудоемкости ТО и ремонтов СДМ в зависимости от наработки с начала эксплуатации.

3. Для увеличения точности определения трудоемкости в зависимости от наработки с начала эксплуатации необходимо перейти на индивидуальный учет обслуживаний и ремонтов СДМ.

1. МДС 12-13.2003. Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин / ЦНИИОМТП. — М. : ГУП ЦПП, 2003 — 16 с.

2. МДС 12-8.2007. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин / ЦНИИОМТП. — М. : ФГУП ЦПП, 2007. — 70 с.

Читайте также:  Лидер проект ремонт ноутбуков

3. Рекомендации по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин (ДСМ) в организациях Департамента «Белавтодор». — Минск : БелдорНИИ, 2004 — 32 с.

4. Эксплуатация и техническое обслуживание дорожных машин, автомобилей и тракторов : учебник для среднего профессионального образования / С. Ф. Головин [и др.] ; под общ. ред. Е. С. Лок-шина. — М. : Мастерство, 2002. — 464 с.

5. Повышение этапа эксплуатации жизненного цикла гидрофицированных машин / А. Н. Макси-менко [и др.] // Строительная наука и техника. — 2011. — № 4. — С. 42-45.

6. Выбор параметров и оценка работоспособности гидрофицированных машин / А. Н. Макси-менко [и др.] // Строительная наука и техника. — 2010. — № 1-2. — С. 136-141.

7. Влияние качества изготовления и технической эксплуатации на работоспособность строительных и дорожных машин / А. Н. Максименко [и др.] // Строительная наука и техника. — 2009. -№ 3. — С. 68-73.

8. Повышение работоспособности гидропривода строительных и дорожных машин при внедрении агрегатного метода ремонта и диагностики / А. Н. Максименко [и др.] // Грузовик &. — 2010. — № 4. -С. 5-11.

9. ДМД 02191.7.008-2009. Рекомендации по совершенствованию технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин с учетом целесообразности их эксплуатации на любом этапе с начала использования : дорожно-методический документ. — Введ. 01.03.09. — Минск : БелдорНИИ, 2009. — 90 с.

Источник

МДС 12-8.2007 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ,
МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ
(ЦНИИОМТП)

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

МДС 12-8.2007

Рекомендации содержат положения о системе технического обслуживания и ремонта строительных машин, указания по планированию, организации и учету этих работ, а также типовые нормы периодичности, продолжительности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта.

При работе с Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств ( МДС 81-3.99) рекомендуется использовать в качестве исходных данных типовые нормы трудоемкости технического обслуживания и ремонта настоящих Рекомендаций.

Рекомендации предназначены для организаций, эксплуатирующих строительные машины и выполняющих их техническое обслуживание и ремонт, а также для проектных организаций, занимающихся вопросами планирования и организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.

Рекомендации способствуют выполнению основных требований ГОСТ 25646-95 «Эксплуатация строительных машин. Общие требования».

Рекомендации МДС 12-8.2007 являются переизданием МДС 12-8.2000 с изменениями и дополнениями.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН

6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МАШИН, ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПРИ ТО-1, ТО-2 и ТО-3

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА МАШИНЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ТИПОВЫЕ НОРМЫ периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта строительных машин

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ распространяется на основные строительные машины, применяемые при строительстве (реконструкции, ремонте) жилых, общественных и производственных зданий.

2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

ГОСТ Р ИСО 9001-2001* Система менеджмента качества. Требования.

ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.

ГОСТ 2.601-95*. ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 2.602-95*. ЕСКД. Ремонтные документы.

ГОСТ 15150-69* Машины, приборы и другие технические издания. Исполнения для различных климатических районов.

ГОСТ 25044-81. Техническая диагностика. Основные положения.

МДС 12-13.2003 Годовые режимы работы строительных машин.

МДС 32-21.2004. Сдача в ремонт и выдача из ремонта строительных машин

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Для обеспечения высокого уровня качества эксплуатации строительных машин строительные организации разрабатывают и внедряют согласно требованиям ГОСТ 25646-95 и с учетом рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9001-2001* систему управления качеством эксплуатации строительных машин (УКЭСМ).

Основой эксплуатации строительных машин (далее — машин) является их техническое обслуживание и ремонт.

3.2. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняют на основе диагностирования их технического состояния. Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонт машин разрабатывают и осуществляют с учетом эксплуатационной (по ГОСТ 2.601-95*) и ремонтной (по ГОСТ 2.602-95*) документации заводов-изготовителей, а также требований к техническому состоянию машин и правил безопасной эксплуатации, установленных государственными нормативно-техническими документами.

3.3. Согласно ГОСТ 25646-95 проводят следующие виды технического обслуживания:

а) ежесменное техническое обслуживание (ЕО) в начале или после использования машины, выполняемое в течение смены;

б) техническое обслуживание (ТО), выполняемое через плановые периоды наработки;

в) сезонное обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в летний или зимний периоды.

Некоторым видам технического обслуживания (ТО) конкретных машин может присваиваться в зависимости от периодичности выполнения и состава работ порядковый номер: ТО-1 , ТО-2, ТО-3. В состав работ технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технических обслуживании, включая ежесменное.

3.4. В соответствии с ГОСТ 25646-95 выполняют ремонты двух типов: текущий (Т) и капитальный (К).

Текущий ремонт обеспечивает ресурс машины до очередного ремонта.

Капитальный ремонт обеспечивает полный или близкий к полному ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц (узлов) и деталей, включая базовые.

3.5. Техническое диагностирование входит в состав технического обслуживания (ТО) и ремонта и обеспечивает их проведение по фактическому техническому состоянию машин.

При техническом диагностировании с помощью приборов измеряют диагностические параметры машины, составных частей, сборочных единиц и деталей.

В результате технического диагностирования прогнозируют техническое состояние машины и ее остаточный ресурс, принимают решение о ее дальнейшей эксплуатации или определяют потребность в техническом обслуживании и ремонте.

3.6. Настоящие Рекомендации содержат сводные данные о видах технического обслуживания и ремонта, периодичности их проведения для каждого вида и типа основных машин.

Типовые нормы трудоемкости и продолжительности выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту разработаны на основе указаний по составу работ, содержащихся в эксплуатационной и ремонтной документации, а также фактических затрат труда и времени на эти работы в строительных организациях и на ремонтных предприятиях.

Читайте также:  Сроки ремонта дивана по гарантии

3.7. Периодичность технического обслуживания и ремонта устанавливается в часах наработки машин.

Наработку машин определяют по показаниям приборов-счетчиков. Наработку машин, не имеющих счетчиков, определяют по данным учета сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования.

3.8. Типовые нормы трудоемкости включают средние суммарные затраты труда в человеко-часах на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием машины.

3.9. Продолжительность технического обслуживания и ремонта — это затраты времени на выполнение всех операций, определяемые конструкцией и техническим состоянием машины и измеряемые в часах.

3.10. Типовые нормы трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний и текущих ремонтов машин определены на основе обработки статистических данных с учетом условий проведения работ на эксплуатационных базах, в организациях, эксплуатирующих смешанные парки с количеством машин 100 — 250 в центральной природно-климатической зоне России.

Типовые нормы трудоемкости и продолжительности капитальных ремонтов определены на основе обработки статистических данных и применительны к ремонтным предприятиям, ремонтирующим до 100 машин одной модели в год.

При условиях работ и программах технического обслуживания и ремонта, отличных от приведенных, нормы подлежат корректировке применительно к местным условиям строительной организации.

При количестве машин менее 100 и более 250 вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие и понижающие нормы до 1,1 раза.

При эксплуатации машин в северных и южных климатических районах по ГОСТ 15150-69* вводятся коэффициенты, соответственно ужесточающие и понижающие нормы до 1,2 раза.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

4.1. Строительные организации разрабатывают годовой план и месячные планы-графики технического обслуживания и ремонта машин по ГОСТ 25646-95 .

Годовой план технического обслуживания и ремонта является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах, в производственных площадях ремонтных мастерских и профилакториев, в технологическом оборудовании, в передвижных средствах.

4.2. Количество технических обслуживании и ремонтов в планируемом году К определяется по формуле

, (1)

где НФ — фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации, ч;

Нп — планируемая наработка на расчетный год, ч;

Т — периодичность выполнения соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, ч;

КП — количество всех видов предшествующих технических обслуживании и ремонтов (при расчете капитального ремонта Кп равно нулю).

Планируемую наработку определяют по методическим указаниям МДС 12-13.2003.

Расчеты производят в следующей последовательности: капитальный ремонт, текущий ремонт, технические обслуживания (ТО-3, ТО-2, ТО-1).

4.3. Порядковый номер месяца, в котором должен производиться капитальный ремонт Км, определяют по формуле

. (2)

Если при расчете Км > 12, капитальный ремонт машины в этом году не планируется.

4.4. Месячным планом-графиком устанавливают дату технического обслуживания или ремонта и продолжительность простоя машины. Порядковый рабочий день месяца Д, в который начинается проведение технического обслуживания или ремонта машин, определяют по формуле

, (3)

где n — число рабочих дней в планируемом месяце;

НПМ — планируемая наработка на расчетный месяц, ч.

Если Д > n , соответствующий вид технического обслуживания или ремонта в этом месяце не проводят.

Для определения даты к Д добавляют число выходных дней, приходящихся на вычисленное число рабочих дней.

Примечание — Результаты расчетов по формулам (1) — (3) округляют до целых чисел в меньшую сторону.

4.5. При составлении месячных планов-графиков планируют равномерную загрузку дней в месяце. Для этого допускается корректировка периодичности в сторону увеличения или уменьшения.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА МАШИН

5.1. Техническое обслуживание и ремонт машин выполняются строительной организацией на эксплуатационной базе или на местах использования машин с помощью передвижных средств.

5.2. Техническое обслуживание и ремонт организуют по системе УК ЭСМ, основой которой являются стандарты предприятия, устанавливающие порядок и организацию выполнения функций: планирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, технологической подготовки производства, материально-технического снабжения, метрологического обеспечения, подготовки и обучения кадров, информационного обеспечения, стимулирования повышения качества технического обслуживания и ремонта, правового обеспечения.

5.3. Ежесменные технические обслуживания машин проводят машинисты.

Технические обслуживания (ТО), (СО) и текущие ремонты машин проводят специализированными бригадами (звеньями).

Техническое диагностирование машин организуют в соответствии с положениями ГОСТ 25044-81. Для выполнения работ по техническому диагностированию, как правило, комплектуют специальные звенья.

5.4. Слесарные и прочие работы по техническому обслуживанию и ремонту выполняют во взаимосвязи с диагностическими работами.

Диагностические работы выполняют, как правило, на специализированных участках диагностики, реже — на участках, совмещенных с другими работами по техническому обслуживанию.

Работы выполняют по следующей маршрутной технологии: уборочно-моечные работы, диагностические работы для определения технического состояния машины, далее — необходимые работы по техническому обслуживанию и ремонту, установленные в результате диагностики, затем — диагностические работы для оценки качества выполненного технического обслуживания и ремонта и определения ресурса машины.

Диагностические параметры машин, измеряемые и оцениваемые при ТО-1, ТО-2 и ТО-3, приведены в приложении 1.

5.5. Ремонт производится агрегатным методом. Необходимый для этого обменный фонд агрегатов создают как из новых, так и из восстановленных агрегатов.

5.6. Сдачу машин в ремонт на ремонтные предприятия и их приемку после ремонта проводят по методическим указаниям МДС 12-21-2004.

6. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА МАШИН

6.1. Организации, эксплуатирующие машины, ведут учет их наработки в объеме, определяемом эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601-95.

6.2. При техническом диагностировании составляют диагностическую карту по форме приложения 2. В карте записывают результаты диагностирования, дают заключение о необходимом объеме и содержании работ по техническому обслуживанию и ремонту.

6.3. Выполненные плановые технические обслуживания и ремонты учитывают в журнале учета технического обслуживания и ремонта машин, а неплановые — в журнале учета работ по устранению неисправностей машин. Формы журналов заполняют по ГОСТ 25646-95 . Записи из журналов ежемесячно переносят в формуляры (паспорта) машин.

6.4. Порядок ведения учета и контроля технического обслуживания и ремонта машин в строительной организации устанавливается в стандартах системы УК ЭСМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МАШИН, ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПРИ ТО-1, ТО-2 и ТО-3

Источник