Меню

Трудоемкость ремонта или то машин



Трудоемкость технического обслуживания и ремонта

Трудоемкость это затраты труда на выполнение в заданных условиях операции или группы операций ТО или ремонта. Трудоемкость измеряется в нормо-единицах (человеко-часах, человеко-минутах). Различают нормативную и фактическую трудоемкость.

Нормативная трудоемкость является официальной юридической нормой, принятой на данном предприятии, фирме и т.д. Используется для определения численности исполнителей, оплаты труда исполнителей (тарифная ставка, руб./ч), расчетов с клиентурой.

Фактическая трудоемкость — затраты труда на выполнение конкретной операции конкретным исполнителем. Является случайной величиной и может отличаться от нормативной.

На автомобильном транспорте действуют следующие виды норм:

дифференцированные (пооперационные), устанавливаемые на отдельные опе­рации или их части — переходы (смена масла; регулирование клапанного механизма; замена свечи и т.д.);

укрупненные — на группу операций, вид ТО и ремонта (мойка, крепежные ра­боты при ТО-1 или ТО-2, замена ведомого диска сцепления и т.д.);

• удельные, относимые к пробегу автомобиля, чел. • ч/1000 км (нормирование текущего ремонта).

При этом различают.

Оперативное время необходимое для выполнения производственной опера­ции, подразделяется на основное и вспомогательное. В течение основного (или технологического) времени осуществляется собственно операция.

Вспомогательное время необходимо для обеспечения возможности выполнения операции, например время установки автомобиля на пост ТО или ремонта, обеспе­чение доступа к объекту обслуживания или ремонта и т.д.

Подготовительно-заключительное время необходимо для ознакомления ис­полнителя с порученной работой, подготовки рабочего места и инструмента, материалов, сдачи наряда и др.

Время обслуживания рабочего места необходимо для ухода за рабочим местом и применяемым инструментом или оборудованием (уборка, смена инстру­мента, размещение оборудования и приспособлений и т.д.).

В норме трудоемкости учитывается также необходимость перерыва на отдых и личные надобности.

Время на обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные на­добности называется дополнительным.

При определении или изменении норм используют так называемую фото­графию рабочего времени, хронометражные наблюдения, метод микроэлементных нормативов времени.

При хронометражных и других наблюдениях обычно определяется (по наблю­дениям, расчетам) оперативное время, а остальные элементы нормы назначаются (в зависимости от особенностей операции,тяжести и условий труда) в процентах от оперативного.

При использовании для нормирования трудоемкости метода микроэле­ментных нормативов:

• операции ТО или ремонта раскладывают на простейшие движения и дей­ствия (элементы) оператора типа: взять предмет, находящийся на расстоянии 1 м, массой 5 кг, и перенести его на расстояние 3 м и т.д.;

•эти простейшие движения (их 100-150) нормируют в относительных или абсолютных единицах — микроэлементных нормативах, содержащихся в справочниках;

• все микроэлементные нормативы, составляющие данную операцию, сумми­руются и определяется микроэлементная норма операции.

Источник

Расчет трудоемкости ТО и ремонта автомобилей 1 страница

Важное значение при технологических расчетах занимает расчет трудоемкостей ТО иTP и определение годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Рассчитав объем работ можно определить потребное ко­личество производственных рабочих, количество постов, рабочих мест.

Нормативная трудоемкость работ по техническим обслуживаниям (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1ООО км пробега приведены в «Положении» для основных типов автомобилей и базовых марок, выпускаемых в СНГ. Нормативная трудоемкость i-гo обслуживания (tн) корректируется с помощью коэффициентов К2 и К5.

Удельная нормативная трудоемкость текущего ремонта ( ) корректиру­ется с помощью коэффициентов К1 К2, К3, К4, К5.

Нормативы трудоемкости сезонного обслуживания (СО) в «Положении» не приведены. Учитывая, что сезонное обслуживание выполняется совмещено с ТО-2, предшествующим переходу на зимний и летний периоды, нормативы трудоемкости СО принимаются в процентах от трудоемкости ТО-2: для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов в размере 50%; для холодного и жаркого в размере 30%; для прочих районов — 20%.

При расчетах необходимо учитывать, что нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкости ЕО.

Годовой объем работ по ТО можно определить произведением

числа технических воздействий за год на трудоемкость единицы воздействия:

Годовой объем работ по текущему ремонту для парка автомобилей можно рассчитать:

Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту парка ав­томобилей за год составит:

Нормативы трудоемкостей ТО иTP не учитывают трудовые затраты на вспомогательные работы по техническому обслуживанию и ремонту производ­ственного оборудования и инструмента предприятия, внутригаражные транс­портные и погрузочно-разгрузочные работы, хранение, приемку и выдачу мате­риальных ценностей, уборку производственных помещений и других вспомога­тельных работ по самообслуживанию предприятия. Трудоемкость вспомога­тельных работ на самообслуживание предприятия (Тсам) устанавливается в раз­мере не более 30% от объема суммарной трудоемкости технических обслужи­ваний и текущего ремонта парка автомобилей за год:

Дополнительная трудоемкость выполнения сезонных работ при подго­товке автомобилей к работе в зимних или летних условиях составит:

Расчет численности производственных рабочих.

Зная трудоемкости работ по предприятию за год можно рассчитать чис­ленность производственных рабочих. При расчете численности рабочих разли­чают технологически необходимое (Рт) и штатное (Рш) количество рабочих.

Технологически необходимое количество рабочих определяется отноше­нием годового объема работ Тг к годовому фонду времени одного рабочего места в одну смену ФМ:

Годовой фонд времени рабочего места при шестичасовой рабочей неделе можно рассчитать по следующей формуле:

Технологически необходимое количество рабочих не учитывает предос­тавление отпусков и невыход рабочих по болезни или другим уважительным причинам. Указанные факторы учитываются в штатном количестве рабочих:

Читайте также:  Ремонт сервопривода заслонки печки пассат б6

Указанные факторы учитываются в штатном количестве рабочих:

Годовой фонд времени ремонтных рабочих различных профессий и коэффициенты штатности приведены в таблице 5.1.

Профессия рабочих Годовой фонд времени, ч Коэфф. штатности Кш
Штатного ра­бочего Фш Явочного рабочего Фм
Слесари, агрегатчики, мотористы, станоч­ники, электрики, мойщики, шиномонтажники, жестянщики, столяры. 0,889
Карбюраторщики, регулировщики топлив­ной аппаратуры, маля­ры, вулканизаторщики, термисты, медники, аккумуляторщики, сварщики. 0,879
Маляры, работающие с нитрокрасками. 0,778

Штатная численность рабочих распределяется по цехам, участкам, по­стам и видам работ. Примерное распределение трудоемкостей по видам работ и рабочим местам представлены в таблицах 5.2., 5.3., 5.4.

Примерное распределение трудоемкости TP по видам работ в процентах

№ п/п Виды работ Тип подвижного состава
Легкое, автомобили Автобусы Грузовые автомоб. Прицепы и полуприц.
I. Постовые работы
Диагностические 1,5-2,5 1,5-2 1,5-2,0 1,5-2,5
Регулировочные 3,5-45 1,5-2 1,0-1,5 0,5-1,5
Разборочно-сборочные 28-32 24-28 32-37 28-31
Сварочно-жестяницкие 6-8 6-7 1-2 9-10
Малярные 6-10 7-9 4-6 5-7
ИТОГО: 45-57 40-48 39-51 44-53
II. Участковые работы
Агрегатные 13-15 16-18 18-20
Слесарно-механические 8-10 7-9 11-13 12-14
Электротехнические 4-5,5 8-9 4,5-7 1,5-2,5
Аккумуляторные 1-1,5 0,5-1,5 0,5-1,5
Ремонт приборов системы пит-я 2-2,5 2,5-3,5 3-4,5
Шиномонтажные 2-2.5 2,5-3,5 0,5-1,5
Вулканизационные 1-1,5 0,5-1,5 0,5-1,5 1,5-2,5
Кузнечно-рессорные 1,5-2,5 2,5-3,5 2,5-3,5 8-10
Медницкие 1,5-2,5 1,5-2,5 1,5-2,5 0,5-1,5
Сварочные 1,0-1,5 1-1,5 0,5-1,0 3-4
Жестяницкие 1,0-1,5 1,0-1,5 0,5-1,0 0,5-1,5
Арматурные 3,5-4,5 4-5 0,5-1,5 0,5-1,5
Деревообрабатывающие 2,5-3,5 16-18
Обойные 3,5-4,5 2,0-3,0 1-2
ИТОГО: 13-55 49-63 47-63 45-68

Примерное распределение трудоемкости ТО-1 и ТО-2 по видам работ в %.

ТО-1 ТО-2
Тип подвижного состава
Легко­вые Автобу­сы Грузо­вые Приц. и полупр. Легк. Автобу­сы Грузо­вые Приц. и полупр.
Диагностические 12-16 5-9 8-10 3,5-4,5 10-12 5-7 6-10 0,5-1,0
Крепежные 40-48 44-52 32-38 35-45 36-40 46-52 33-37 60-66
Регулировочные 9-11 8-10 10-12 8,5-10,5 9-11 7-9 17-19 18-24
Смазочные, заправочно-очист. 17-21 19-21 16-26 20-26 9-11 9-11 14-18 10-12
Электротехнические 4-6 4-6 10-13 7-8 6-8 6-8 8-12 1-1,5
По ТО сист питания 2.5-3,5 2,5-3,5 3-6 2-3 2-3 7-14
Шинные 4-6 3,5-4,5 7-9 15-17 1-2 1-2 2-3 2,5-3,5
Кузовные 18-22 15-17

Примечание: Работы ТО-1 100% выполняются на постах; ТО-2 — 80% на постах, 20% — в цехах. ЕО включает: контрольно-диагностические работы — 12-16 %; заправочные -11-14%; уборочно-моечные работы — 70-77 %.

Распределение работ самообслуживания по видам в процентах.

Электромеханические 25,0
Механические 10,0
Слесарные 16,0
Кузнечные 2,0
Сварочные 4,0
Жестяницкие 4,0
Медницкие 1,0
Трубопроводные (слесарные) 22,0
Ремонтно-строительные 16,0
ИТОГО: 100,0

Выполним расчет потребности в штатном количестве рабочих и рас­пределим их по видам работ для нашего примера. Для удобства распределения рабочих по видам работ и рабочим местам расчеты выполним отдельно для ка­ждого вида работ ( ЕО, ТО-1, ТО-2 с СО,TP, самообслуживание предприятия).

Далее, исходя из соотношения трудоемкости по видам работ, ремонтных рабочих можно распределить по постам, цехам, участкам и рабочим местам. Потребное количество и размеры производственных постов, линий, цехов и участков определяется в процессе выполнения технологического проекта. Рас­пределение рабочих по участкам и рабочим местам осуществляется с учетом примерного распределения трудоемкостей по этим видам работ (табл. 5.2. — 5.4.).

Расчет количества постов и линий ТО и ремонта.

На основе установленной производственной программы, режима работы зон, выбранной организационной структуры и технологии ТО иTP автомоби­лей производится расчет количества линий, специализированных и универ­сальных постов, распределение рабочих по постам, расчет и подбор обору­дования.

Режим работы зон ТО зависит от режима работы автомобилей на линии. В целях максимального использования подвижного состава на линии, ЕО и ТО-1 выполняют в межсменное время, после возврата автомобилей с работы. Техни­ческое обслуживание №2 отличается сложностью и относительно большей тру­доемкостью, включающей работы специализированных цехов и участков и, как правило, выполняется в дневную смену, когда работают все эти цеха и участки.

Режим работы специализированных диагностических участков Д-1 и Д-2 зависит от режима работы зон ТО-1 и ТО-2. Участок диагностики Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1, а Д-2 с зоной ТО-2.

Режим работы зоны TP составляет, как правило, две, а иногда и три сме­ны. В дневную смену выполняются наиболее трудоемкие и сложные работы TP, требующие участия производственных цехов и участков, а также работы по устранению самопроявившихся отказов автомобилей. Во вторую и третью сме­ну выполняются ремонтные работы, выявившиеся при техническом обслужи­вании и диагностировании и работы по заявкам водителей.

Расчет числа универсальных и специализированных постов. Число от­дельных постов ТО и TP рассчитывается для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и определяется соотношением годовой про­должительности постовых работ данного вида (Тпi) к годовому фонду рабочего времени одного поста (Фпi):

Расчет числа постов и линий при поточном методе обслуживания.

Поточный метод обслуживания может быть периодического или непре­рывного действия. Поточные линии периодического действия могут использо­ваться при выполнении ТО-1 и ТО-2 в крупных предприятиях при суточном ко­личестве обслуживании однотипных автомобилей ТО-1 более 12-15 автомоби­лей и ТО-2 более 5-6 автомобилей. Поточные линии непрерывного действия применяются для ЕО с использованием механизированных установок для мой­ки и сушки автомобилей при минимальной суточной программе не менее 100 обслуживаемых однотипных автомобилей.

Для расчета числа постов и линий при поточном методе организации работ по установленному режиму работы зоны ТО и суточной производствен, ной программе определяется ритм производства Ri данного вида обслужива­ния, представляющий собой время (мин.), приходящееся на одно обслужива­ние этого вида:

Исходной величиной, характеризующей поточную линию является такт линии τЛ, который представляет собой интервал времени между двумя после­довательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими обслуживание.

Такт линии можно определить из выражения:

Для исключения простоев отдельных постов на линии необходимо, чтобы такт каждого из постов был равен такту линии:

В холодной климатической зоне длина линии увеличивается на два поста в тамбурах при въезде и выезде. Тамбуры служат для предотвращения интен­сивного охлаждения помещения.

Поточные линии непрерывного действия ЕО при полной механизации ра­бот по мойке и сушке и отсутствии операций, выполняемых вручную рассчи­тывается по числу механизированных установок (постов) на линии. Рабочие на линии отсутствуют за исключением оператора, управляющего механизирован­ными установками. Такт такой линии определяется из выражения:

Если на поточной линии непрерывного действия какие то работы выпол­няются вручную (например уборочные), то такт линии ЕО с долей ручных опе­раций τЛЕОр рассчитывается на скорость перемещения конвейера, позволяю­щую выполнять ручные работы в процессе передвижения автомобиля

Выполним расчет количества постов и линий обслуживания и ремонта для приведенного ранее примера.

Расчет постов ТО-1.

При выполнении менее 12 воздействий в сутки рекомендуется произво­дить ТО-1 на отдельных универсальных или специализированных постах.

Если для выполнения данного вида обслуживания предприятие будет иметь два поста с количеством рабочих — по 3 человека на каждый пост, то зона не сможет удовлетворить потребности в обслуживании. Решить эту проблему можно за счет увеличения количества одновременно работающих на посту. В нашем случае закрепление за обоими постами дополнительно одного рабочего позволит обеспечить необходимую пропускную способность зоны.

Расчет постов ТО-2.

По количеству суточных воздействий ТО-2 также целесообразно выпол­нять на отдельных постах.

При условии работы на каждом посту по 4 рабочих, для выполнения ТО-2 также необходимо иметь два поста, а чтобы зона успешно справлялась с объе­мом работ надо закрепить за обоими постами дополнительно одного рабочего.

В целях снижения затрат на строительство и содержание производственно-технической базы выполнение обоих видов обслуживания может быть обеспечено всего двумя универсальными постами, на которых в дневное время бу­дет производиться ТО-2, а в ночную смену — ТО-1.

Расчет постов ТР:

Для обеспечения выполнения объемов постовых работ текущего ремонта на предприятии необходимо иметь 7 универсальных постов ТР. Предусматри­вается выполнение постовых работ текущего ремонта в 2 смены и одновремен­ная работа на каждом посту 1,5 человек (3 рабочих на 2 поста).

Количество постов диагностики определяется так же, как и посты ТО и ТР. Трудоемкости диагностических работ составляют: Д-1 — 8-10 % от трудоем­кости ТО-1; Д-2 — 6-10 % от трудоемкости ТО-2; приTP предусмотрены диаг­ностические работы с общим объемом 1,5-2,5 % от объемов ремонтных работ.

Расчет постов ЕО.

Для предприятий с суточным количеством воздействий более 100 ЕО ре­комендуется выполнять обслуживания на поточной линии. Учитывая слож­ность выполнения ежедневного обслуживания для самосвального парка на ме­ханизированной поточной линии, рассмотрим вариант организации работ с ручным исполнением операций. Для выполнения всех видов специализирован­ных работ (уборка, мойка, сушка и обтирка) на линии ЕО достаточно иметь три поста, с количеством работающих на линии 7-8 чел. в одну смену. Желательно, чтобы начало работы ЕО совпадало с началом возврата автомобилей с линии.

Ритм производства для ЕО составит:

Определим потребное количество поточных линий ЕО:

Таким образом, чтобы обеспечить своевременное и качественное прове­дение ежедневных обслуживаний автомобилей на предприятии достаточно иметь две трехпостовые поточные линии. В случае, если производительность линии будет недостаточной для выполнения установленного объема работ, то она может быть скорректирована за счет увеличения количества рабочих на ли­нии.

Расчет технологического оборудования.

К технологическому оборудованию относятся стационарные и перенос­ные станки, стенды, приборы, приспособления, производственный инвентарь, необходимые для выполнения работ по ТО и TP подвижного состава. Техноло­гическое оборудование подразделяется на основное (станки, ремонтные и демонтажно-монтажные стенды), комплектное (предусмотренное по табелю га­ражного оборудования), подъемно-осмотровое, подъемно-транспортное, обще­го назначения (верстаки и т.д.) и складское.

Количество основного оборудования Q рассчитывается по трудоемкости работ, фонду рабочего времени и загрузке оборудования

Станочное оборудование механического цеха рассчитывается исходя из процентного соотношения между трудоемкостями основных видов станочных работ (см. табл. 5.6).

Виды работ механического цеха Распределение объема работ %
Токарные
Револьверные
Фрезерные
Строгальные
Шлифовальные
Заточные
Сверлильные

Складское оборудование определяется номенклатурой складских запасов. Подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное оборудование определяется по числу механизированных постов, линий, участков и уровню механизации подъ­емно-транспортных операций. Комплексное оборудование определяется с уче­том количества и специализации рабочих. Комплексное и другое технологиче­ское оборудование подбирается по табелю технологического оборудования ав­тотранспортного предприятия, каталогам гаражного оборудования и справоч­никам.

Читайте также:  Образцы договоров по ремонту оборудования

Расчет площадей зон, цехов и участков АТП.

Ориентировочный расчет площадей производственных помещений вы­полняется по удельным площадям на единицу оборудования и подвижного со­става, уточнение площадей осуществляется с помощью графико-планировочного решения. Расчет площадей производится по формуле:

Значение коэффициента плотности зависит от вида выполняемых работ и в соответствии с нормативами технологического проектирования АТП и СТО ус­танавливается по производственным цехам и участкам, (табл. 5.7).

Производственные зоны, цеха, участки Коэффициент плотности К
Слесарно-механический, медницкий, аккумуляторный, электротехнический, ремонта приборов системы питания, обойный, малярный. 3÷4
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента. 3,5÷4,5
Сварочный, жестяницкий, арматурный, зона ТО иTP автомобилей. 4÷5
Кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий 4,5÷5,5
Складские помещения 2,5

Площадь зоны ТО и TP зависит от вида и расстановки постов, которые могут быть прямоточными, тупиковыми прямоугольными и тупиковыми косо­угольными, а также от расстановки оборудования, нормируемых расстояний между автомобилями на постах, между автомобилями и элементами здания или оборудованием и ширины проезда в зонах.

Расположение постов под углом к оси проезда, более удобна для заезда на них автомобилей и несколько сокращает ширину проезда. Однако при этом удельная площадь здания, занимаемая таким постом будет больше чем у тупи­кового прямоугольного, что иногда имеет существенное значение при принятии планировочного решения.

Нормируемые расстояния между автомобилями, а также между ними и элементами здания в зонах ТО и ремонта установлены строительными нормами и правилами в зависимости от габаритных размеров автомобилей (табл. 5.8).

Для определения границ, описываемых габаритными очертаниями авто­мобиля при его движении и маневрировании, пользуются шаблонами. Шаблон вырезают из плотной бумаги по габаритным размерам автомобиля в масштабе чертежа (рис 5.1.а). На шаблоне линией обозначается задняя ось (для трех­осных автомобилей центр задних осей), затем по обе стороны оси опреде­ляются точки пересечения линии внешнего габаритного радиуса R из передних габаритных точек автомобиля с линией оси. Эти точки являются центрами по­ворота автомобиля при полностью повернутом рулевом колесе и сохраняются на шаблоне соединив их с очертаниями автомобиля «крыльями».

Автомобили и конструкции здания, между которыми устанавливается расстояние Расстояние, м
Габариты автомобилей
Длина до 6 м Ширина до 2м Длина от 6 до 11м Ширина от 2,5 до 2,8м Длина более 11м Ширина более 2,8м
Автомобили на постах ТО и TP и конструк­ции здания:
а) боковая сторона автомобиля и стена
— на постах ТО и TP без снятия шин и тор­мозных барабанов 1,2 1,6 2,0
— со снятием шин и тормозных барабанов 1,5 1,8 2,5
б) торцевая сторона автомобиля и стена 1,2 1,5 2,0
в) автомобиль и колонна 0,7 1,0 1,0
г) автомобиль и наружные ворота, расположенные против поста 1,5 1,5 2,0
Автомобиль на постах ТО и TP
а) продольные стороны автомобилей
— без снятия шин и тормозных барабанов 1,6 2,0 2,5
— со снятием шин и тормозных барабанов 2,2 2,5 4,0
б) торцевые стороны автомобилей 1,2 1,5 2,0

Необходимые для изготовления шаблона параметры — габаритные разме­ры (а,в), размеры переднего и заднего свесов (с, е), база автомобиля (d), вели­чина внешнего габаритного радиуса поворота (R) определяются из справочни­ков по техническим характеристикам автомобилей.

При использовании шаблона автомобиля, его максимальный поворот осуществляется при нажатии иглой циркуля на одну из точек О. При этом сле­дует учитывать, что габаритные точки шаблона при въезде на пост (место хра­нения) или выезде с него не должны задевать соседние автомобили, оборудова­ние или элементы здания и находиться от них на расстоянии, обеспечивающем зону безопасности. (Рис. 5.1.б; Табл. 5.9.).

Рис. 5.1. Использование шаблона при определении ширины проезда.

а) Шаблон автомобиля, б) Использование шаблона: 1- начало заезда на пост или место стоянки передним ходом; 2 и 3 — зоны безопасности (габариты приближения); 4 — пост или место стоянки автомобиля

Зона безопасности (габариты приближения) при движении и маневрировании автомобилей в зонах ТО и TP и стоянки

Наименование нормируемых расстояний Длина автомобиля, м
До 6 м От 6 до 8 м Свыше 8 м
До соседних автомобилей, оборудова­ния и элементов здания. 0,3 0,4 0,5
То же, для автопоездов 0,4 0,5 0,6
До автомобилей или конструкций на другой стороне проезда. 0,8 1,0 1,2
То же, для автопоездов. 0,9 1,0 1,2

Площадь зоны хранения (стоянки) автомобилей зависит от числа авто­мобилей, находящихся на хранении, типа стоянки и способов расстановки ав­томобилей. Автомобиле – места хранения могут быть закреплены за определен­ными автомобилями. Число автомобиле – мест хранения при их закреплении за автомобилями соответствует списочному составу парка Ас. Автомобиле – места могут быть и обезличены, когда автомобили становятся на хранение на свобод­ные места. Минимально необходимое число автомобиле –мест Аст при обезли­ченном хранении определяется из выражения:

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник