Топливный насос зил 130 ремонт

Топливный насос зил 130 ремонт

ПРОВЕРКА УСТАНОВКИ КЛАПАНОВ И ДИАФРАГМЫ ТОПЛИВНОГО НАСОСА АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

При эксплуатации автомобиля нередки случаи, когда появляется необходимость в разборке топливного насоса при загрязнении фильтра 7 (рис. 18), порче клапанов, пружин 6, диафрагмы и т. д. После устранения дефектов топливный насос должен быть собран в соответствии с техническими требованиями.

При полной разборке и сборке топливного насоса необходимо устанавливать клапаны, как указано на рис. 18.

Стержни 2 и 5 обойм клапанов должны быть запрессованы в свои гнезда так, чтобы получилось между клапаном и обоймой стержня расстояние, соответствующее ходу клапана, следующего размера: у насоса Б-9 1,5—1,8 мм для впускного клапана 4 (рис. 18, а) и 2,0—2,3 мм для выпускного клапана 3; у насоса Б-10 0,65—1,45 мм для впускного клапана 4 (рис. 18,6) и 1,15—1,95 мм — для выпускного клапана 3.

При замене диафрагмы топливного насоса винты крепления головки 1 к корпусу насоса надо завертывать при полностью оттянутой диафрагме в крайнее нижнее положение. Такая установка устраняет лишние напряжения в диафрагме в процессе ее работы и тем самым увеличивает срок ее службы, а также положительно влияет на производительность насоса.

Рис. 18. Головки топливных насосов и точность установки клапанов: а — головка насоса Б-9; б — головка насоса Б-10

Источник

Топливный насос зил 130 ремонт

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Система питания топливом ЗИЛ-130

Топливная система двигателя ЗИЛ-130 (рис. 17) — принудительная, с подачей топлива топливным насосом диафрагменного типа. Топливом для двигателя служит автомобильный бензин с октановым числом не ниже 76.

Применение автомобильного бензина более низкого качества может служить причиной ненормальной работы двигателя (детонация, повышенное образование нагара, увеличенный расход топлива, прогорание прокладок и головок блока и т.д.).

Рис. 17. Схема топливной системы ЗИЛ-130

а — открыт выпускной клапан; б — открыт впускной клапан; 1— топливный насос; 2— фильтр тонкой очистки топлива; 3 — карбюратор; 4 — фильтр-отстойник; 5 — датчик указателя уровня топлива в баке; 6 — топливный бак; 7 — угольник; 8 — пробка бака; 9 — обойма; 10 — резиновая прокладка; 11 — корпус; 12 — выпускной клапан; 13 — пружина выпускного клапана; 14 — впускной клапан; 15 — пружина впускного клапана; 16 — рычаг пробки бака; 17 — приемная трубка; 18 — сетчатый фильтр

Топливный насос (бензонасос) ЗИЛ-130 (рис. 18) — диафрагменный, герметичный, с рычагом для ручной подкачки топлива. При температуре окружающего воздуха ниже — 30С

С подкачку топлива необходимо осуществлять только после прогрева двигателя подогревателем. Не следует без необходимости разбирать топливный насос во избежание появления течи между плоскостями разъема крышки, головки и корпуса.

При разборке бензонасоса ЗИЛ-130 нужно снять сетку и промыть ее в чистом бензине. Разбирать и собирать насос надо осторожно, чтобы не повредить диафрагму и прокладку.

Рис. 18. Топливный насос ЗИЛ-130

1 — выпускной клапан; 2 — соединительный винт; 3 — головка насоса; 4 — диафрагма; 5 — возвратная пружина коромысла; 6 — коромысло; 7 — ось коромысла; 8 — рычаг для ручной подкачки топлива; 9 — упорная шайба; 10 — толкатель; 11 — пружина диафрагмы; 12 — корпус; 13 — впускной клапан; 14 — резиновая прокладка; 15 — сетчатый фильтр; 16 — штуцер для подвода топлива; 17 — крышка; 18 — штуцер для отвода

При замене диафрагмы, чтобы не повредить лист прорезиненной диафрагменной ткани, необходимо осторожно завертывать гайку толкателя. Во время сборки диафрагмы следует проверить, не попали ли между тарелками и диафрагмой частицы пыли, опилки, металлическая стружка и т.д, так как это приводит к ускоренному изнашиванию диафрагмы.

При сборке головки топливного насоса с корпусом соединительные винты 2 следует затягивать, когда диафрагма занимает нижнее положение.

Проверка установки клапанов и диафрагмы бензонасоса ЗИЛ-130

При эксплуатации автомобиля нередки случаи, когда появляется необходимость в разборке топливного насоса при загрязнении фильтра, порче клапанов, пружин, диафрагмы и т. д.

После устранения дефектов бензонасос ЗИЛ-130 должен быть собран в соответствии с техническими требованиями. При полной разборке и сборке топливного насоса необходимо правильно устанавливать клапаны.

Стержни обойм клапанов должны быть запрессованы в свои гнезда так, чтобы получилось между клапаном и обоймой стержня расстояние, соответствующее ходу клапана, следующего размера: у бензонасоса Б9 1,5—1,8 мм для впускного клапана и 2,0—2,3 мм для выпускного клапана; у
топливного насоса Б10 0,65—1,45 мм для впускного клапана и 1,15—1,95 мм — для выпускного клапана.

При замене диафрагмы топливного насоса винты крепления головки к корпусу насоса надо завертывать при полностью оттянутой диафрагме в крайнее нижнее положение.

Такая установка устраняет лишние напряжения в диафрагме в процессе ее работы и тем самым увеличивает срок ее службы, а также положительно влияет на производительность насоса.

Рис. 19. Фильтр тонкой очистки топлива ЗИЛ-130

1 — входное отверстие; 2 — выходное отверстие; 3 — корпус фильтра; 4 — прокладка корпуса; 5 — стакан—отстойник; 6 — керамический фильтрующий элемент; 7 — пружина; 8 — втулка; 9 — гайка; 10 — зажимной винт; 11 — скоба

Фильтр тонкой очистки топлива ЗИЛ-130 (рис. 19) с керамическим фильтрующим элементом и съёмным пластмассовым стаканом-отстойником 5 установлен перед карбюратором.

Фильтр следует периодически промывать ацетоном, фильтрующий элемент продувать сжатым воздухом, подводя его изнутри элемента, для чего предварительно надо отвернуть гайку и снять стакан-отстойник.

При разборке и промывке фильтра нужно особенно осторожно обращаться с фильтрующим элементом. Запрещается снимать фильтрующий элемент, заменять его следует только через 20—25 тыс. км пробега.

Топливный бак ЗИЛ-130 закреплен на кронштейнах на левом лонжероне рамы под платформой. Заливная горловина бака закрывается откидной герметичной крышкой с двумя клапанами (впускным и выпускным).

Такое устройство крышки обеспечивает выравнивание давления в баке и уменьшает потери топлива от испарения и расплескивания. Периодически следует проверять и подтягивать гайки крепления бака.

Топливный фильтр-отстойник (рис. 20) установлен на переднем кронштейне топливного бака. Для промывки элемента необходимо отвернуть болт 4 крышки фильтра и снять корпус 1 вместе с фильтрующим элементом.

Во время разборки фильтра-отстойника важно не повредить прокладку 2, обеспечивающую герметичность соединения корпуса с крышкой.

Рис. 20. Топливный фильтр-отстойник ЗИЛ-130

1 — корпус, 2 — прокладка; 3 — топливопровод к топливному насосу; 4—болт крышки; 5 — топливопровод от топливного бака; 6 — прокладка фильтрующего элемента; 7 — фильтрующий элемент; 8 — стойка фильтрующего элемента; 9 —пружина отстойника; 10 —-сливная пробка; 11 — пробка; 12 — пластина фильтрующего элемента; 13— отверстия в пластинах для прохода топлива; 14 — выступы на пластинах; 15— отверстия в пластинах для стоек

При спуске грязи из отстойника следует предварительно отсоединить топливопровод 5. Отвернув пробку и опорожнив отстойник, необходимо промыть его чистым бензином; установить на место топливопровод 5 и завернуть пробку с прокладкой.

Карбюратор ЗИЛ-130

Карбюратор ЗИЛ-130 — вертикальный (рис, 21), с падающим потоком смеси, с балансированной поплавковой камерой, двухкамерный; каждая камера имеет два диффузора. Необходимый состав смеси получается вследствие пневматического торможения топлива и применения клапана экономайзера.

Рис. 21. Схема карбюратора К-88 автомобиля ЗИЛ-130

1 — корпус воздушной горловины; 2 — игольчатый клапан; 3 — сетчатый фильтр; 4 — пробка фильтра; 5 — канал балансировки поплавковой камеры; 6 — жиклер холостого хода; 7 — полость; 8 — жиклер полной мощности; 9 — воздушный жиклер; 10 — малый диффузор, 11 — кольцевая щель; 12 — форсунка; 13 — воздушная полость; 14 — полый винт; 15 — воздушная заслонка; 16 — автоматический клапан; 17 — толкатель; 18 и 34 — пружины; 19 и 21 — штоки; 20 — планка; 22— кольцевая канавка; 23 — корпус поплавковой камеры; 24 — манжета; 25 — пружина манжеты; 26 — втулка шока; 27 — отверстие; 28 — промежуточный толкатель; 29 и 31 — шариковые клапаны; 30 — седло; 32 — тяга: 33 — канал экономайзера с механическим приводом, 35 — топливный канал; 36 — пробка: 37 — рычаг; 38 — прокладка; 39 и 44 — каналы; 40 — нагнетательный игольчатый клапан; 41 — винты регулировки холостого хода; 42 — прямоугольное отверстие; 43 — круглое отверстие системы холостого хода; 45 — дроссельная заслонка; 46 — корпус смесительных камер; 47 — главный жиклер; 48 — поплавок; 49 — пружина

Читайте также:  Работы при капитальном ремонте фасада многоквартирных домов

Карбюратор ЗИЛ-130 имеет раздельную для каждой камеры систему холостого хода с питанием из главного топливного канала. Для обогащения смеси при резком открытии дроссельных заслонок в карбюраторе имеется ускорительный насос.

Для облегчения пуска холодного двигателя карбюратор имеет воздушную заслонку с автоматическим клапаном и кинематическую связь воздушной и дроссельных заслонок.

Поплавковая камера, ускорительный насос, экономайзер и воздушная заслонка — общие для обеих камер. Ниже приведены основные технические данные карбюратора.

Характеристики карбюратора К-88 автомобиля ЗИЛ-130

Диаметр диффузора, мм:

— малого — 8,5
— большого — 29,0

— смесительных камер — 36
— воздушной горловины — 60

Пропускная способность жиклеров при проверке водой под напором 1000 мм при температуре (20±1)°, см3/мин:

— главного — 315
— полной мощности — 1150
— клапана экономайзера — 215
— воздушного — 860

Расстояние от уровня топлива в поплавковой камере до верхней плоскости разъема корпуса поплавковой камеры, мм — 18—19

Масса поплавка, г — 19,7±0,5

Расстояние между кромкой дроссельной заслонки и стенкой смесительной камеры в момент открытия клапана экономайзера с механическим приводом, мм — 9

Систему холостого хода регулируют при полностью прогретом двигателе ЗИЛ-130 и совершенно исправной системе зажигания упорным винтом 2 (рис. 22), ограничивающим закрытие дроссельных заслонок, и двумя винтами 1, изменяющими состав смеси. Особое внимание должно быть обращено на исправность свечей и правильность зазора между их электродами.

Следует учитывать, что карбюратор двухкамерный, и состав смеси в одной камере регулируют соответствующим винтом независимо от состава смеси в другой камере. При завертывании винтов смесь обедняется, а при отвертывании — обогащается.

Рис. 22. Регулировка системы холостого хода карбюратора К-88 автомобиля ЗИЛ-130

1 — винты регулировки; 2 — упорный винт

Начиная регулировку системы холостого хода карбюратора К88 надо завернуть винты до отказа, но не слишком туго, а затем отвернуть каждый на три оборота.

После этого следует пустить двигатель и установить упорным винтом такое наименьшее открытие дроссельной заслонки, при котором двигатель работает вполне устойчиво.

Затем нужно обеднить смесь с помощью одного из винтов 41 (см. рис. 21), завертывая этот винт при каждой пробе на 1/4 оборота до тех пор, пока двигатель не начнет работать с явными перебоями.

Затем следует обогатить смесь, вывернув винт 41 на карбюраторе ЗИЛ-130 на 1/2 оборота. После окончания регулировки состава смеси в одной камере надо произвести регулирование во второй камере.

Отрегулировав состав смеси, следует попытаться уменьшить частоту вращения холостого хода, отвертывая постепенно упорный винт дроссельной заслонки, после чего надо снова попытаться обеднить смесь с помощью винтов, как указано выше.

Обычно после двух-трех попыток удается найти правильное положение для всех трех регулировочных винтов. Не следует устанавливать очень малую частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.

Для проверки регулировки холостого хода надо нажать на педаль привода дроссельной заслонки и сразу резко отпустить ее. Если двигатель перестанет работать, то частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу необходимо увеличить.

После выполнения операций по регулировке системы холостого хода карбюратора К-88 автомобиля ЗИЛ-130 необходимо измерить содержание окиси углерода в отработавших газах в такой последовательности:

— установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;

— подсоединить к двигателю тахометр;

— пустить и прогреть двигатель до температуры 80—90° С;

— установить пробоотборное устройство газоанализатора в трубу глушителя на глубину 300 мм;

— установить частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 450—500 об/мин;

— измерить содержание окиси углерода в отработавших газах. Измерение следует проводить не ранее чем через 30 с после того, как установится необходимая частота вращения.

Если содержание окиси углерода не соответствует норме, следует отрегулировать карбюратор винтами 1 (см. рис. 22), изменяющими состав топливной смеси системы холостого хода.

Состав смеси в каждой камере карбюратора ЗИЛ-130 регулируется отдельным винтом. При завертывании винтов смесь обедняется и содержание окиси углерода в отработавших газах уменьшается.

При повышенном содержании окиси углерода в отработавших газах надо винты 1 завернуть на 4 оборота и после стабилизации показаний газоанализатора зафиксировать их. При необходимости операцию следует повторить.

При регулировании винтами 1 нужно постоянно следить за показаниями тахометра и газоанализатора. Частота вращения коленчатого вала должна быть постоянной в заданных пределах и поддерживаться регулированием с помощью упорного винта дроссельных заслонок.

После регулирования на режиме холостого хода необходимо измерить содержание окиси углерода в отработавших газах при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1900—1950 об/мин. Состав смеси на данном режиме работы не регулируется.

При несоответствии содержания окиси углерода нормам необходимо установить причину этого. Повышенное содержание окиси углерода в отработавших газах может свидетельствовать о следующих неисправностях системы питания: превышение уровня топлива в поплавковой камере; негерметичность уплотнения топливных жиклеров системы холостого хода; загрязнение воздушных фильтров.

Рис. 23. Схема ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130

1—дроссельная заслонка карбюратора; 2 и 4 — жиклеры; 3 — рычаг; 5 — пружина диафрагменного механизма: 6 — ограничитель частоты вращения; 7 — диафрагма; 8 — шток; 9 и 10 — отверстия; 11 — рычаг привода дроссельных заслонок; 12 и 13 — трубки; 14 — пружина центробежного датчика; 15 — прокладка; 16 — паз ротора для соединения с распределительным валом; 17 — сальник; 18 — крышка; 19 — винт для регулировки натяжения пружины; 20
— пробка; 21 — ротор; 22 — втулка; 23 — корпус датчика; 24 — канал; 25 — клапан; 26 — седло клапана; 27 — центробежный датчик; 28 — карбюратор с ограничителем частоты вращения; А и Б — полости

Правильно отрегулированный карбюратор К-88 автомобиля ЗИЛ-130 должен обеспечивать устойчивую работу исправного двигателя на режиме холостого хода.

Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя ограничивается пневмоцентробежным ограничителем (рис. 23), состоящим из двух механизмов: центробежного датчика, вращающегося от распределительного вала двигателя, и диафрагменного исполнительного механизма, который воздействует на дроссельные заслонки карбюратора.

Ограничитель срабатывает при частоте вращения коленчатого вала 3100+200 об/мин. Промывать карбюратор необходимо в чистом бензине или ацетоне с последующей продувкой сжатым воздухом.

В карбюраторе К88 имеются резиновые и прорезиненные детали, поэтому промывку ацетоном или растворителями на его основе нужно проводить только после вывертывания этих деталей. При разборке карбюратора, снимая верхний корпус, необходимо отвернуть полый винт 14 (см. рис. 21).

При этом нужно учитывать, что нагнетательный игольчатый клапан 40 не закреплен и может выпасть из корпуса. Категорически запрещается применять проволоку или другие металлические предметы для прочистки жиклеров, форсунок, каналов и отверстий.

Запрещается продувать сжатым воздухом собранный карбюратор через топливоподводящее отверстие и балансировочную трубку, так как это приводит к повреждению поплавка.

Воздушный фильтр ЗИЛ-130

Воздушный фильтр — масляно-инерционный, с двухступенчатой очисткой воздуха и специальным патрубком отбора воздуха в компрессор (рис. 24).

Рис. 24. Воздушный фильтр ЗИЛ-130

Читайте также:  Мануал по ремонту мотоблока

1 и 11 — переходники; 2— масляная ванна; 3 — отражатель; 4, 5 и 10 — уплотнительные прокладки; 6 — фильтрующий элемент; 7 — стяжной винт; 8 — гайка-барашек; 9 — винт; 12 — патрубок отбора воздуха в компрессор; 13 — кольцевая щель; 14 — кольцевое окно, 15 — корпус фильтра

Воздушный фильтр ЗИЛ-130 необходимо периодически чистить и заправлять вновь маслом в соответствии с картой смазывания. Для чистки воздушный фильтр надо разобрать, отвернув вначале винт 9, а затем гайку-барашек 8. При чистке все детали фильтра следует тщательно промыть в бензине или керосине.

Фильтрующий элемент после промывки нужно смочить в масле, перед установкой элемента на место лишнее масло должно стечь. Масло заливают в ванну до горизонтальных отметок — стрелок, выштампованных на стенке ванны.

Кроме отметок и стрелок на стенке ванны имеется надпись «Уровень масла». Если уровень масла в ванне фильтра выше установленного нормой, то избыточное масло будет унесено потоком воздуха в двигатель, что недопустимо.

Для смазывания фильтрующего элемента и заправки масляной ванны фильтра применяют то же масло, что и для смазывания двигателя. Работа двигателя без фильтров или с фильтром без масла недопустима.

Следует помнить, что срок службы двигателя в значительной степени зависит от правильной работы воздушного фильтра, а следовательно, и от своевременной его очистки и заправки.

Подвод воздуха к фильтру осуществляется через воздушный канал в капоте двигателя, с которым фильтр соединен гофрированным патрубком.

Источник

Двигатель ЗИЛ-130: система питания

Применена традиционная система питания (рис. 1) карбюраторного типа с использованием в качестве горючего бензина А-76. Применение бензина с октановым числом меньше 76 нежелательно из-за возможных проблем, которые возникнут с работой двигателя. Однако это предупреждение носит формальный характер, потому что такой бензин практически не производится.

Рис. 1. Схема системы питания двигателя:

а – открыт выпускной клапан; б – открыт впускной клапан; 1 – топливный насос; 2 – фильтр тонкой очистки топлива; 3 – карбюратор; 4 – фильтр-отстойник; 5 – датчик указателя уровня топлива в баке; 6 – топливный бак; 7 – угольник; 8 – пробка бака; 9 – обойма; 10 – резиновая прокладка; 11 – корпус; 12 – выпускной клапан; 13 – пружина выпускного клапана; 14 – впускной клапан; 15 – пружина впускного клапана; 16 – рычаг пробки бака; 17 – приемная трубка; 18 – сетчатый фильтр

Бензобак крепится к лонжерону рамы. С помощью клапанов (впускного и выпускного), которые установлены в крышке горловины бака, обеспечивается герметичность конструкции, уменьшаются потери от испарения бензина или его расплескивания во время движения. Следует постоянно проверять, в каком состоянии находится крепеж кронштейнов бензобака. Крепежные гайки могут откручиваться и их требуется подтягивать.

По топливопроводу из бензобака топливо попадает в отстойник (рис. 2), устанавливаемый на кронштейне бака. Для очистки фильтра-отстойника от выпадающей грязи требуется сначала отсоединить топливопровод 5. Загрязнения сливаются через отверстие, закрытое сливной заглушкой. Емкость в корпусе фильтра-отстойника, предназначенная для аккумулирования загрязнений, называется отстойником. После слива загрязнений и очистки отстойника необходимо промыть его бензином. Сливную заглушку завинчивают после установки на место прокладки, затем надо установить снятый ранее топливопровод.

Рис. 2. Топливный фильтр-отстойник:

1 – корпус; 2 – прокладка; 3 – топловопровод к топливному насосу; 4 – болт крышки; 5 – топливопровод от топливного бака; 6 – прокладка фильтрующего элемента; 7 – фильтрующий элемент; 8 – стойка фильтрующего элемента; 9 – пружина отстойника; 10 – сливная пробка; 11 –пробка; 12 – пластина фильтрующего элемента; 13 – отверстия в пластинах для прохода топлива; 14 – выступы на пластинах; 15 – отверстия в пластинах для стоек

Подача бензина в системе обеспечивается с помощью установленного топливного насоса мембранного типа (рис. 3). Задача насоса – создать давление в системе, которое позволит принудительно подавать топливо. В конструкции предусмотрена возможность подкачивать бензин вручную, используя с этой целью специальный рычаг.

Рис. 3. Топливный насос:

1 – выпускной клапан; 2 – соединительный винт; 3 – головка насоса; 4 – диафрагма; 5 – возвратная пружина коромысла; 6 – коромысло; 7 – ось коромысла; 8 – рычаг для ручной подкачки топлива; 9 – упорная шайба; 10 –толкатель; 11 –пружина диафрагмы; 12 – корпус; 13 – впускной клапан; 14 – резиновая прокладка; 15 – сетчатый фильтр; 16 – штуцер для подвода топлива; 17 – крышка; 18 – штуцер для отвода топлива

Важно помнить, что ручная подкачка без предварительного прогрева ДВС разрешена при температурах до -30°С. При температуре воздуха ниже этого значения обязательно требуется использование подогревателя, без которого ручную подкачку делать нельзя.

Разборку насоса без серьезной необходимости нужно исключить – велик риск повреждения мембраны насоса, а также появления протечек в местах прилегания узлов и деталей. В случае, если такая необходимость в разборке появилась, проводиться она должна с большими предосторожностями. Сетку при разборке насоса снимают и промывают в бензине без каких-либо добавок.

Мембрана насоса – это лист прорезиненной ткани. При работе по замене мембраны требуется соблюдать особую чистоту. Любой мелкий мусор и грязь приведут к преждевременному износу мембраны. Поэтому после проведения ее замены надо проверить возможное наличие посторонних предметов и в случае обнаружения удалить их. Гайку толкателя также надо закручивать осторожно, чтобы не повредить мембрану.

Разрешено затягивать крепежные винты, которые соединяют корпус и головку ТН, когда мембрана находится в нижнем положении.

Для удаления из бензина микроскопических частиц используется фильтр тонкой очистки (рис. 4), который монтируется перед карбюратором. В корпусе фильтра тонкой очистки размещается керамический фильтрующий элемент и пластмассовая емкость отстойника 5.

Рис. 4. Фильтр тонкой очистки топлива:

1 – входное отверстие; 2 – выходной отверстие; 3 – корпус фильтра; 4 – прокладка корпуса; 5 – стакан-отстойник; 6 – керамический фильтрующий элемент; 7 – пружина; 8 – втулка; 9 – гайка; 10 – зажимной винт; 11 — скоба

Промывка фильтра тонкой очистки делается ацетоном, керамический фильтрующий элемент требуется продуть. Сложность этой операции заключается в том, что продувать элемент нужно струей сжатого воздуха с подачей изнутри элемента. Это надо делать очень осторожно, демонтировав предварительно пластиковую емкость отстойника. Замена керамического фильтрующего элемента проводится после пробега автомобиля в 25 тысяч километров. Доставать элемент из корпуса до момента его замены запрещено.

В системе установлен воздушный фильтр (рис. 5), в котором предусмотрена двухступенчатая очистка воздуха. Главные детали – установленные в корпусе фильтрующий элемент и масляная ванна. Еще есть патрубок отбора воздуха в компрессор, отражатель и кольцевое окно.

Рис. 5. Воздушный фильтр:

1 и 11 – переходники; 2 – масляная ванная; 3 – отражатель; 4, 5 и 10 – уплотнительные прокладки; 6 – фильтрующий элемент; 7 – стяжной винт; 8 – гайка-барашек; 9 — винт; 12 – отбора воздуха в компрессор; 13 – кольцевая щель; 14 – кольцевое окно; 15 – корпус фильтра

Нужно периодически проводить очистку фильтра и замену масла. Детали фильтра промывают в бензине (можно использовать керосин). После этого фильтрующий элемент обрабатывают маслом. Устанавливают элемент на место после того, как излишки масла стекут.

Для смазки ДВС и заполнения масляной ванны используется один тип масла. Предельный уровень масла в ванне – метка, которая выштампована на стенке детали в виде горизонтальных стрелок и надписи: «Уровень масла». Превышение этого уровня допускать нельзя, в противном случае воздух будет относить излишки масла в ДВС.

Запрещена работа двигателя, если фильтр не заполнен маслом, а также без фильтра очистки воздуха – этот узел системы питания оказывает влияние на работу ДВС. Обеспечить правильную работу фильтра очистки воздуха можно выполнением требований по его регулярной очистке и заполнению ванны маслом.

В ЗИЛ-130 установлен двухкамерный карбюратор с падающим потоком (рис. 6). Требуемый состав горючей смеси получается пневматическим торможением топлива. В каждой смесительной камере карбюратора, которые питают определенные цилиндры, установлены два диффузора.

Читайте также:  Открыли бассейн после ремонта

Рис. 6. Схема карбюратора К-88АМ:

1 – корпус воздушной горловины; 2 – игольчатый клапан; 3 – сетчатый фильтр; 4- пробка фильтра; 5 – канал балансировки поплавковой камеры; 6 – жиклер холостого хода; 7 — полость; 8 – жиклер полной мощности; 9 – воздушный жиклер; 10 – малый диффузор; 11 – кольцевая щель; 12 – форсунка; 13 – воздушная полость; 14 – полый винт; 15 – воздушная заслонка; 16 – автоматический клапан; 17 – толкатель; 18 и 34 – пружины; 19 и 21 – штоки; 20 – планки; 22 – кольцевая канавка; 23 – корпус поплавковой камеры; 24 – манжета; 25 – пружина манжеты; 26 – втулка штока; 27 – отверстие; 28 – промежуточный толкатель; 29и 31 – шариковые клапаны; 30 – седло; 32 – тяга; 33 – канал экономайзера с механическим приводом; 35 – топливный канал; 36 – пробка; 37 – рычаг; 38 – прокладка; 39 и 44 – каналы; 40 – нагнетательный игольчатый клапан; 41 – винты регулировки холостого хода; 42 – прямоугольное отверстие; 43 – круглое отверстие системы холостого хода; 45 – дроссельная заслонка; 46 – корпус смесительный камер; 47- главный жиклер; 48 – поплавок; 49 – пружина поплавка

Из сплава цинка изготавливаются верхняя и средняя части карбюратора. Нижняя отливается из чугуна. Все части разъемные. Средняя часть карбюратора – это его корпус, в котором размещаются смесительные и поплавковая камеры. Верхняя часть карбюратора предназначена для крышки поплавковой камеры и воздушного патрубка. В нижней части, которая соединяется с двумя другими через теплоизолирующую прокладку, размещены дроссельные заслонки.

Поплавковая камера общая. Поплавок в ней подвешен на оси в кронштейне крышки. В стенке камеры предусмотрено отверстие, через которое, удалив пробку, можно проверять уровень топлива. Общей является и воздушная заслонка в патрубке.

Технические данные карбюратора:

  • диаметры диффузоров: 29,0 мм (большой) и 8,5 мм (малый);
  • диаметр воздушной горловины − 60,0 мм;
  • диаметр смесительных камер − 36,0 мм;
  • пропускная способность жиклеров, см³/мин: главного – 315; полной мощности – 1.150; клапана экономайзера – 215; воздушного – 860. Для проверки используется вода с напором 1000 мм, проверка проводится при температуре 20±1°С;
  • вес поплавка составляет 19,7±0,5 г;
  • от уровня топлива в поплавковой камере до верхней плоскости разъема корпуса расстояние составляет от 18 до 19 мм;
  • от дроссельной заслонки до стенки смесительной камеры (считается для клапана экономайзера с механическим приводом на момент открытия) расстояние составляет 9 мм.

Регулировка системы холостого хода

Как проводится регулировка (рис. 7):

  • проверяется, прогрет ли полностью двигатель.
  • проверяется исправность системы зажигания, свечей — не должно быть никаких неисправностей.
  • проверяется правильность выставления зазора между электродами свечей.
  • для регулировки используются два винта для корректировки состава горючей смеси и упорный винт, который ограничивает закрытие дроссельных заслонок. Двухкамерная конструкция узла позволяет производить регулировку состава горючей смеси отдельно в каждой камере (обеднение смеси достигается завертыванием винта, обогащение − отвертыванием).

Рис. 7. Регулировка системы холостого хода карбюратора:

1 – винты регулировки; 2 – упорный винт

В камерах корректировка состава горючей смеси производится по очереди:

  • винт заворачивается до конца, но без усилия;
  • винт отворачивается на 3 оборота;
  • запускается ДВС;
  • упорным винтом производится регулировка открывания дроссельной заслонки − нужно добиться при ее минимальном открывании устойчивой работы двигателя;
  • винт (рис. 6, 41) начинают завертывать, чтобы постепенно обеднить состав смеси. Проверка работы двигателя проводится после каждой ¼ оборота винта до тех пор, пока не станут заметны очевидные сбои;
  • обогащение смеси достигается выворачиванием на ½ оборота винта регулировки холостого хода;
  • завершив работу по регулировке в одной камере операцию повторяются в другой.

Когда работа по регулировке состава горючей смеси будет завершена, уменьшают частоту вращения холостого хода. Для этого постепенно выворачивают упорный винт дроссельной заслонки. Затем постепенным завертыванием винтов с ходом ¼ оборота горючая смесь обедняется. Для всех винтов нужно найти правильное положение. Эта работа может потребовать несколько попыток.

Очень малую частоту вращения коленвала ДВС на холостом ходу выставлять не нужно. Проверка регулировка производится так – выжимается педаль привода дроссельной заслонки, после чего быстро отпускается. На глохнувшем от этого двигателе на холостом ходу требуется увеличить частоту вращения коленвала.

Содержание окиси углерода в выхлопных газах измеряют после завершения регулировки системы холостого хода. Порядок действий для измерения:

  • рычаг переключения скоростей устанавливается в нейтральное положение;
  • к ДВС подсоединяется тахометр;
  • двигатель запускается;
  • измерение проводится при температуре двигателя от 80 до 90°С. Используется пробоотборное устройство газоанализатора. Глубина его установки в трубу глушителя − 300 мм;
  • устанавливаются обороты порядка 500 об./мин.;
  • производится замер содержания окиси углерода. Интервал между выставлением требуемых оборотов и замером – не менее 30 секунд.

В случае, если содержание окиси углерода не соответствует значениям нормы, регулировку необходимо продолжить. Для продолжения настройки используются винты (рис. 6, 1) для регулировки состава топливной смеси системы холостого хода – для каждой камеры отдельный винт. Обеднение смеси достигается завертыванием винта, и, соответственно, к снижению концентрации окиси углерода в выхлопных газах. Винты заворачиваются на ¼ оборота и проверяются показатели газоанализатора. Когда достигаются стабильные результаты, их требуется зафиксировать. Показания газоанализатора и тахометра нужно постоянно контролировать. Устойчивая частота вращения коленвала поддерживается регулировкой дроссельных заслонок упорным винтом.

Регулировка состава топливной смеси в режиме холостого хода не проводится – производится только измерение концентрации окиси кислорода в выхлопных газах. Такое измерение производится при частоте вращения коленвала 1 950 об./мин.

Необходимо установить причину отклонения концентрации окиси углерода от нормальных значений, потому что это может быть следствием неисправностей в топливной системе. Возможные причины:

  • в поплавковой камере превышен уровень топлива;
  • нарушение герметичности уплотнения топливных жиклеров системы холостого хода;
  • фильтр очистки воздуха загрязнен.

Признак правильной регулировки работы карбюратора − на холостом ходу двигатель, не имеющий неисправностей, работает устойчиво.

Существуют ограничения частоты вращения коленвала − 3100 +200 об./мин. Когда такая частота вращения достигнута, срабатывает пневмоцентробежный ограничитель (рис. 8). Конструкция ограничителя состоит из центробежного датчика, который вращает распредвал, и диафрагменного исполнительного механизма. Этот механизм влияет на работу дроссельных заслонок карбюратора.

Рис. 8. Схема ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя:

1 – дроссельная заслонка карбюратора; 2 и 4 – жиклеры; 3 – рычаг; 5 – пружина диафрагменного механизма; 6 – ограничитель частоты вращения; 7 – диафрагма; 8 – шток; 9 и 10 –отверстия; 11 – рычаг привода дроссельный заслонок; 12 и 13 – трубки; 14 – пружина центробежного датчика; 15 – прокладка; 16 – паз ротора для соединения с распределительным валом; 17 – сальник; 18 – крышка; 19 – винт для регулировки натяжения пружины; 20 – пробка; 21 – ротор; 22 – втулка; 23 – корпус датчика; 24 – канал; 25 – клапан; 26 – седло клапана; 27- центробежный датчик; 28 – карбюратор с ограничителем частоты вращения; А и Б — полости

Для очистки карбюратора сначала из него вынимаются все прорезиненные и резиновые детали, после этого карбюратор промывает в бензине (можно использовать ацетон) и производится продувка сжатым воздухом.

Следует помнить, что в карбюраторе нагнетательный игольчатый клапан (рис. 6, 40) не закреплен. Во время разборки карбюратора, для которой требуется выкрутить полый винт (рис. 6, 14) и снять верхний корпус, этот клапан может выпасть.

Важно! Чтобы не повредить поплавок, карбюратор в сборе нельзя продувать сжатым воздухом, направляя его поток через топливоподводящее отверстие. Также запрещено применение инструмента и предметов, которые могут повредить форсунки, жиклеры и каналы при их очистке.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector