Меню

Ткп ремонт транспортных средств



Ткп ремонт транспортных средств

Консультации, помощь в легализации и сертификации автосервисов. Легализация/ сертификация автосервиса под ключ. тел 8(044) 77-88-907

КАКИЕ СТАНДАРТЫ, ТКП, ГОСТы нужно приобрести автосервису?

В связи с тем, что разные специалисты органов по сертификации в разное время имели различную позицию по вопросу определения необходимого перечня ТНПА для автосервисов РБ, мы решили обобщить эту информацию для того, чтобы владельцы автосервисов ориентировались и понимали, какие ТНПА действительно необходимы и полезны для автосервиса.

* в примечаниях к таблице вы видите личное мнение руководителя компании «Сервисмен», которое может отличаться от мнения представителей государственных или иных структур.

* Внимание! ТНПА добавляются и обновляются, информация может устареть. Приобретая ТНПА для работы следует руководствоваться здравым смыслом, а приобретая ТНПА для сертификации следует руководствоваться рекомендациями специалистов органов по сертификации.

Данные по состоянию на март 2014г.

А) ТНПА НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ Л�®БОГО АВТОСЕРВИСА

1

Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения.

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности

Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки.

“Правила бытового обслуживания населения”

«Закон о защите прав потребителей»

Б) ТНПА которые необходимы только при оказании отдельных видов услуг

Транспортные средства, оснащённые двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения.

*В случае, если автосервис выполняет работы по ремонту дизельных двигателей и дизельной аппаратуры (включая снятие-установку деталей и узлов, влияющих на выбросы ОГ)

Транспортные средства, оснащённые двигателями с принудительным зажиганием. Выбросы загрязняющих веществ в отработавших газах. Нормы и методы измерения.

*В случае, если автосервис выполняет работы по ремонту бензиновых двигателей и дизельной аппаратуры (включая снятие-установку деталей и узлов, влияющих на выбросы ОГ)

Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания.

Очень полезный документ для «шиномонтажных» мастерских или при оказании «шиномонтажных» услуг. Следует обратить внимание на приложение №26

« Гарантийные нормы пробега шин,

прошедших ремонт местных повреждений покрышек»

Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания.

Для предприятий занимающихся обслуживанием, зарядкой, ремонтом аккумуляторных батарей.

Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт. Общие технические требования

Только для тех организаций, которые выполняют капитальные ремонты (заводы и спец.мастерские)

Автомобили, их составные части, выпускаемые из капитального ремонта. Общие технические требования

Автомобили, их составные части, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из капитального ремонта. Комплектность

В) ТНПА, разработанные не для СТО, но содержащие полезную для автосервиса информацию

Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ

Для аккредитованных поверителей и лабораторий.

Для СТО полезно только приложение «Б» устанавливающее порядок разработки, согласования и форму плана-графика поверки СИ. ( Информация об этом представлена на сайте belgim.by )

Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия

ГОСТ только для производителей шин СНГ.

Однако для шиномонтажных мастерских есть полезная информация например: обозначения на шинах или п.5.1.8 максимальная корректирующая масса при динамическом дисбалансе шин.

Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

Терминология 1978 года, стандарты для применения терминологии в документации

Полезно для СТО только как справочная информация

Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

Требования к разработке ремонтных документов, т.е. для изготовителей).Может быть использовано только при самостоятельной разработке типового технологического процесса

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация выполнения работ, оказания услуг. Основные положения.

Общий документ по порядку сертификации Л�®БЫХ видов услуг вообще. Документ для исполнителей органа по сертификации услуг.

Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок сертификации обслуживания транспортных средств

Внутренний документ для специалистов органа по сертификации. Представляет интерес для СТО как руководство к действию, включающее требования к автосервису.

В) ТНПА не имеющие отношения к автосервису

Система аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь. Общие требования к аккредитации поверочных и испытательных лабораторий

Только для поверочных и испытательных лабораторий или желающих получить аккредитацию.

Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Государственные испытания средств измерений. Основные положения. Организация и порядок проведения

Для организаций торгующих средствами измерений, а также для испытательных лабораторий.

Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Метрологическая аттестация средств измерений

Для БелГИМ и ЦСМ

Затяжка резьбовых соединений.

Для изготовителей разрабатывающих требования к затяжке резьб на основании диаметра шпильки/ болта и пр.

Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий

Терминология для разработчика технологической документации

Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

Общий документ для любых производственных процессов. Вместо него для СТО используется СТБ 960 и отраслевые правила охраны труда.

Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

Вместо него для СТО используется СТБ 960 и отраслевые правила охраны труда. Применимо только при официальном выполнении сварочных работ

Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования безопасности

Вместо него для СТО используется СТБ 960 и отраслевые правила охраны труда. Применимо только кузовными мастерскими

Работы кузнечно – прессовые. Требования безопасности.

Насосы топливные дизелей. Общие технические условия

ГОСТ только для производителей ТНВД

Содержит информацию не по всем видам современных ТНВД, может быть применим только для специализированных мастерских по ремонту топливной аппаратуры при испытаниях ТНВД.

Форсунки дизелей. Общие технические условия

ГОСТ только для производителей форсунок

Масла нефтяные. Классификация и обозначение. Общие требования

Общие требования не содержат какую-либо полезную информацию для СТО.

Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные. Классификация и обозначение

Обозначения нефтепродуктов производимых в некоторых странах СНГ. Не соответствует обозначениям применяемым изготовителями импортных автомобилей. Полезна частично только справочная информация о температурной стойкости некоторых масел.

Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение

Обозначения нефтепродуктов производимых в некоторых странах СНГ

Масла гидравлические. Классификация и обозначение

Обозначения нефтепродуктов производимых в некоторых странах СНГ

Масла индустриальные. Классификация и обозначение

Обозначения нефтепродуктов производимых в некоторых странах СНГ

Система технического обслуживания и ремонта техники. Порядок проведения работ по оценке качества отремонтированных изделий

ГОСТ 1975 года… устанавливающий требования для серийных и массовых ремонтных производств при оценке качества на ведомственном и межведомственном уровне. Оценка качества ремонта транспортных средств прописана в ТКП 248-2010

Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования.

ГОСТ для производителей транспортных средств некоторых стран СНГ.

Полезные для СТО сведения о нормах эффективности и методах проверки содержатся в СТБ 1641

ГОСТ Р 50866-2003

Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к оценке эффективности и безопасности.

Документ разработан МЗКТ для приемных испытаний техники после ее производства. Не применимо для автосервиса!

ГОСТ Р 50993-2003

Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности.

Требования к производителю транспортных средств РБ (МЗКТ).

Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения.

Годится только для транспортных организаций обслуживающих собственный транспорт, выпускающих автомобили на линию и при этом не имеющих заводской технологической документации, не имеющих заводских регламентов обслуживания, не имеющих нормативов времени на выполнение работ и занимающихся их разработкой. Коммерческие автосервисы всех категорий в РБ работают по заводским нормативам или прейскуранту, технологической документации завода изготовителя (в т.ч. из независимых и универсальных источников) содержащей регламенты обслуживания.

Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия

ГОСТ для производителя шин.

Оборудование производственное. Общие требования безопасности

*ГОСТ для производителя оборудования. Требования к конструкторской документации, оборудованию и его безопасности при изготовлении

42

Системы зажигания автомобильных двигателей. Методы испытаний

ГОСТ для испытаний батарейных систем зажигания при их производстве. Содержит информацию о методах имитирования, а не диагностики неисправностей в системе и методах определения и расчета параметров работы батарейной системы зажигания. Такие системы зажигания уже давно не выпускаются.

Источник

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП 45-3.02-241-2011 (02250)

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП 45-3.02-241-2011 (02250)

УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Строительные нормы проектирования

СТАНЦЫІ ТЭХНIЧНАГА АБСЛУГОЎВАННЯ ТРАНСПАРТНЫХ СРОДКАЎ

Будаўнічыя нормы праектавання

Издание официальное

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

Минск 2011

УДК [656.13.062+721.012](083.74) МКС 91.040.20 КП 02

Ключевые слова: станция технического обслуживания транспортных средств, объемно-плани­ро­вочные и конструктивные решения

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь
«О техническом нормировании и стандартизации».

1 РАЗРАБОТАН научно-проектно-производственным республиканским унитарным предприятием «Стройтехнорм» (РУП «Стройтехнорм»), техническим комитетом по техническому нормированию и стандартизации в области архитектуры и строительства «Проектирование зданий и сооружений» (ТКС 04)

Читайте также:  Сертификат услуг по техническому ремонту транспортных средств

ВНЕСЕН главным управлением проектных работ, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. № 228

В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры
и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 3.02 «Жилые, общественные и производственные здания и сооружения, благоустройство территорий»

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой на территории Республики Беларусь ВСН 01-89/Минавтотранс РСФСР в части требований к предприятиям по техническому обслуживанию автомобилей)

Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражи­рован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры
и строительства Республики Беларусь

Издан на русском языке

Содержание

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины и определения и сокращения. 2

4 Общие положения. 3

5 Основные требования. 4

5.1 Требования к размещению. 4

5.2 Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений. 4

5.3 Производственно-складские помещения. 5

5.4 Административные и бытовые помещения. 13

6 Водоснабжение и канализация. 13

7 Отопление и вентиляция. 19

8 Электротехнические устройства. 20

9 Автоматическое пожаротушение и автоматическая пожарная сигнализация. 20

10 Дополнительные требования для автотранспортных предприятий по обслуживанию
газобаллонных автомобилей. 21

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

Дата введения 2012-01-01

Область применения

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) распространяется на станции технического обслуживания транспортных средств (далее — СТО ТС) и устанавливает строительные нормы их проектирования.

Требования настоящего технического кодекса являются обязательными для всех организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование вновь строящихся и реконструируемых СТО ТС.

Нормативные ссылки

В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА): 1)

ТКП 45-2.02-22-2006 (02250) Здания и сооружения. Эвакуационные пути и выходы. Правила проектирования

ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования

ТКП 45-4.01-30-2009 (02250) Водозаборные сооружения. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-4.01-32-2010 (02250) Наружные водопроводные сети и сооружения. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-2.02-34-2006 (02250) Здания и сооружения. Отсеки пожарные. Нормы проектирования

ТКП 45-4.01-52-2007 (02250) Системы внутреннего водоснабжения зданий. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-4.01-54-2007 (02250) Системы внутренней канализации зданий. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-3.02-90-2008 (02250) Производственные здания. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-2.02-92-2007 (02250) Ограничение распространения пожара в зданиях и сооружениях. Объемно-планировочные и конструктивные решения. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки

ТКП 45-2.02-138-2009 (02250) Противопожарное водоснабжение. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-3.01-155-2009 (02250) Генеральные планы промышленных предприятий. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-4.01-202-2010 (02250) Очистные сооружения сточных вод. Строительные нормы проектирования

1) СНБ, СНиП имеют статус технического нормативного правового акта на переходный период до их замены техническими нормативными правовыми актами, предусмотренными Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

ТКП 45-3.02-209-2010 (02250) Административные и бытовые здания. Строительные нормы
проектирования

ТКП 248-2010 (02190) Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения

ТКП 253-2010 (02300) Автозаправочные станции. Пожарная безопасность. Нормы проектирования и правила устройства

СТБ 1175-2011 Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения

СТБ IEC 60598-1-2008 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.3.003-86 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 21623-76 Система технического обслуживания и ремонта техники. Показатели для оценки ремонтопригодности. Термины и определения

СНБ 1.03.02-96 Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве

СНБ 2.02.01-98 Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов

СНБ 2.02.02-01 Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре

СНБ 2.02.04-03 Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий

СНБ 3.02.01-98 Склады нефти и нефтепродуктов

СНБ 4.02.01-03 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

СНБ 4.03.01-98 Газоснабжение

СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы.

Примечание — При пользованиинастоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует
руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены,
то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения и сокращения

3.1 В настоящем техническом кодексе применяют термины, установленные в ТКП 45-3.02-25, ТКП 248, СТБ 1175, ГОСТ 18322, ГОСТ 21623, а также следующий термин с соответствующим
определением:

3.1.2 станция технического обслуживания транспортных средств: Организация по обслуживанию транспортных средств, организация автосервиса, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие техническое обслуживание или ремонт транспортных средств (за исключением тракторов), буксируемых транспортных средств и их составных частей.

3.2 В настоящем техническом кодексе применяют следующие сокращения:

АТП — автотранспортное предприятие;

ГСМ — горюче-смазочные материалы;

ЕО — ежедневное обслуживание;

КПГ — компримированный природный газ;

НКПРП — нижний концентрационный предел распространения пламени;

СТО — станция технического обслуживания;

СУГ — сжиженный углеводородный газ;

ТО — техническое обслуживание;

ТС — транспортное средство.

Примечание — В настоящем техническом кодексе к транспортным средствам относятся: легковой или грузовой автомобиль, автобус, прицеп или полуприцеп;

ЦСП — централизованное специализированное производство для ТО и Р подвижного состава, агрегатов, узлов и деталей.

Общие положения

4.1При проектировании СТО ТС следует соблюдать требования СНБ 1.03.02, ТКП 45-2.02-22, ТКП 45-2.02-34, ТКП 45-2.02-92, ТКП 45-2.02-138, СНБ 2.02.01, СНБ 2.02.02, СНБ 2.02.04, СНиП 2.01.02, ТКП 45-3.01-116, ТКП 45-3.01-155, ТКП 45-3.02-25, СНБ 3.02.01, ТКП 45-3.02-209, [1], а также настоящего технического кодекса.

4.2Требования настоящего технического кодекса распространяются на АТП и организации, занимающиеся ТО и Р ТС, в том числе:

— АТП с полным объемом работ ТО и Р ТС;

— эксплуатационные и производственные филиалы АТП (объединений) с неполным объемом работ ТО и Р ТС;

— ЦСП, функционирующее на региональном уровне и выполняющее работы для ТС, эксплуатируемых другими предприятиями, автотранспортные цехи промышленных и других предприятий;

— СТО легковых автомобилей;

— автоцентры полного цикла, осуществляющие продажи ТС и их послепродажное обслуживание;

— грузовые автостанции и терминалы.

4.3Категории автомобилей в зависимости от их габаритных размеров следует принимать
по ТКП 45-3.02-25 (таблица 1).

4.4Классификация ТС в зависимости от их характеристик приведена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация ТС Характеристика ТС
Автомобили легковые (М1) классов: Рабочий объем двигателя, л:
особо малого до 1,2 включ.
малого св. 1,2 “ 1,8 “
среднего “ 1,8 “ 3,5 “
Автобусы (М2, М3) классов: Длина, м:
особо малого до 5,0 включ.
малого св. 6,0 “ 7,5
среднего “ 8,0 “ 10,0
большого “ 10,5 “ 12,0 включ.
особо большого “ 12,0
Автомобили грузовые общего назначения (N1, N2, N3): Полезная нагрузка, т:
особо малой грузоподъемности св. 0,5 до 1,0 включ.
малой грузоподъемности “ 1,0 “ 3,0 “
средней грузоподъемности “ 3,0 “ 5,0 “
большой грузоподъемности “ 5,0 “ 6,0 “ “ 6,0 “ 8,0 “
особо большой грузоподъемности “ 8,0 “ 10,0 “ “ 10,0 “ 16,0 “
автомобили-самосвалы карьерные 30,0 42,0
Прицепы и полуприцепы (О3, O4): Полезная нагрузка, т:
прицепы одноосные малой и средней грузоподъемности до 5,0
прицепы двухосные средней и большой грузоподъемности “ 8,0
прицепы одноосные большой грузоподъемности “ 12,0
полуприцепы двухосные особо большой грузоподъемности 14,0
полуприцепы многоосные особо большой грузоподъемности св. 20,0
прицепы и полуприцепы тяжеловозы “ 22,0

5 Основные требования

Требования к размещению

5.1.1 СТО ТС необходимо размещать с соблюдением положений утвержденных генеральных планов населенных пунктов, проектов детальной планировки в соответствии с ТКП 45-3.01-116, а также [2] – [4]
и других действующих нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды.

5.1.2 Здания и сооружения СТО ТС, размещаемые на территории АТП, следует предусматривать в производственной зоне так, чтобы в ней, а также в эксплуатационной зоне и зоне для клиентов обеспечивалось разделение потоков персонала (водителей и производственных рабочих) при движении от административно-бытовых помещений к рабочим местам и обратно.

Читайте также:  Литые диски ремонт сколов

Примечание — Эксплуатационная зона АТП предназначена для организации приема, выпуска и межсменного хранения ТС, производства работ ЕО и других сопутствующих им работ, производственная зона — для размещения зданий и сооружений для ТО и Р ТС.

5.1.3 Территория СТО ТС в соответствии с требованиями ТКП 45-3.01-155 должна иметь ограждение, которое допускает учитывать в нем фирменные стили производителей автомобилей.

Для СТО ТС с количеством постов ТО и Р ТС 10 и более в ограждении следует предусматривать
не менее двух въездов (выездов). На территории СТО ТС с меньшим количеством постов допускается устройство одного въезда (выезда). Размеры ворот в ограждении должны быть не менее 4,5´4,5 м.

Ворота основного въезда на территорию СТО ТС следует размещать с отступом от красной линии застройки на расстояние не менее самого длинного типа ТС, включая автопоезд.

Перед воротами основного въезда следует предусматривать накопительную площадку вместимостью не менее 10 % от максимального часового количества ТС, прибывающих на СТО ТС, но
не менее трех машиномест на каждый пост ТО и Р ТС.

5.1.4 При размещении территории СТО ТС на земельном участке, ограниченном двумя проездами общего пользования, ворота основного въезда следует предусматривать со стороны проезда
с наименьшей интенсивностью движения ТС.

5.1.5 На территории СТО ТС с количеством постов ТО и Р ТС 10 и более движение ТС следует предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков. Встречные и пересекающиеся потоки ТС допускаются на территории СТО ТС, независимо от ее мощности, при интенсивности движения ТС не более пяти автомобилей в час.

5.1.6 При размещении ТС на открытой площадке для временного его хранения проезды и расстояния между автомобилями следует назначать в соответствии с требованиями ТКП 45-3.02-25.

5.1.7 На территории СТО легковых автомобилей с количеством постов ТО и Р ТС 15 и менее расстояние от площадок и навесов для межсменного хранения и ожидания автомобилей до зданий и сооружений I и IV степеней огнестойкости со стороны стен с проемами не нормируется.

5.1.8 При размещении на территории СТО ТС постов мойки и уборки ТС на открытой площадке или под навесом вертикальной планировкой должен быть обеспечен уклон по всей площадке не менее 3 % в сторону трапов или лотков для удаления сточных вод.

5.1.9 Проектирование топливозаправочных пунктов на территории СТО ТС необходимо осуще­ствлять в соответствии с требованиями ТКП 253.

5.1.10 Расстояние от границ территорий СТО ТС до жилых домов, объектов социального значения, границ земельных участков следует принимать согласно ТКП 45-3.01-116 и действующим санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам.

5.1.11Размещение СТО ТС на земельных участках, первоначально предоставленных для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и ведения подсобного хозяйства и выведенных в установленном порядке из данного целевого назначения, допускается при наличии согласований соответствующих органов надзора.

5.2 Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений

5.2.1Производственные здания СТО ТС должны быть запроектированы в соответствии с требованиями ТКП 45-3.02-90, [5], других санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, настоящего технического кодекса, а также согласно требованиям заводов-изготовителей автомобилей.

5.2.2Расчет производственной мощности СТО ТС (трудоемкости ТО и Р, количества постов ТО и Р ТС и численности работающих) следует производить с учетом исходных данных, предоставленных заказчиком (периодичности обслуживания, удельной трудоемкости обслуживания, среднесуточных пробегов и т. д.).

5.2.3Производственно-складские помещения ТО и Р ТС предприятий по обслуживанию автомобилей I – III категорий следует размещать в одном здании. Допускается размещение в отдельном здании помещений комплекса работ ЕО, окрасочных, кузовных, шиномонтажных и других сопутствующих им работ по Р ТС.

5.2.4Помещения для хранения ТС допускается размещать с производственно-складскими помещениями ТО и Р ТС в одном здании СТО ТС категорий В, Г и Д по взрывопожарной и пожарной опасности.

В многоэтажных зданиях, где предусмотрено хранение ТС, помещения ТО и Р ТС допускается размещать только на первом и последнем этажах с исключением транзитного движения ТС по этажам (при устройстве изолированных рамп).

5.2.5Хранение ТС на территории СТО ТС, как правило, осуществляется на открытой площадке. Хранение ТС в закрытом помещении допускается только для автомобилей, постоянно готовых к выезду (скорой медицинской помощи, автомобилей аварийных служб, спецтехники для зимнего содержания автомобильных дорог), и для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

5.2.6Размеры наружных ворот в здания СТО ТС для въезда и выезда ТС следует принимать
с учетом габаритов приближения, указанных в ТКП 45-3.02-25.

Управление наружными воротами, предназначенными для въезда и выезда ТС с поточных линий ЕО и ТО, должно быть сблокировано с работой конвейерных линий, при их наличии, и с управлением воздушно-тепловыми завесами.

Таблица 2

Номенклатура расстояний Обозначение Минимальное расстояние, м, для автомобилей категорий Эскиз
I II и III IV
Посты ТО и Р ТС
От торцевой стороны автомобиля до стены а 1,2 1,5 2,0
От торцевой стороны автомобиля до стационарного технологического оборудования а 1,0 1,0 1,0
От продольной стороны автомобиля на постах для работ без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов б 1,2 1,6 2,0
От продольной стороны автомобиля на постах для работ со снятием шин, тормозных барабанов и газовых баллонов б 1,5 1,8 2,5
Между продольными сторонами автомобилей на постах для работ без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов в 1,6 2,0 2,5
Между продольными сторонами автомобилей на постах для работ со снятием шин, тормозных барабанов и газовых баллонов в 2,2 2,5 4,0
Между автомобилем и колонной г 0,7 1,0 1,0
От продольной и торцевой сторон автомобиля до технологического и другого оборудования д 1,0 1,0 1,0
Между торцевыми сторонами автомобилей е 1,2 1,5 2,0
От торцевой стороны автомобиля до наружных ворот ж 1,5 1,5 2,0

Окончание таблицы 2

Номенклатура расстояний Обозначение Минимальное расстояние, м, для автомобилей категорий Эскиз
I II и III IV
Места для хранения и ожидания ТО и Р ТС
От заднего торца автомобиля до стены или ворот при прямоугольной и косоугольной расстановке автомобилей а 0,5 0,7 0,7
От продольной стороны автомобиля до стены б 0,5 0,6 0,8
Между продольными сторонами автомобилей в 0,5 0,6 0,8
От продольной стороны автомобиля до колонны или пилястры г 0,3 0,4 0,5
Между автомобилями, стоящими один за другим д 0,4 0,5 0,6
От переднего торца автомобиля до стены или ворот при прямоугольной расстановке автомобилей е 0,7 0,7 0,7
От переднего торца автомобиля до стены или ворот при косоугольной расстановке автомобилей е 0,5 0,7 0,7
От переднего торца автомобиля до устройства подогрева автомобилей в зимнее время ж 0,7 0,7 0,7

5.3.30Высоту помещений постов ТО и Р ТС до низа выступающих строительных конструкций следует принимать по требованиям заводов-изготовителей ТС или по таблице 3.

Таблица 3

Тип ТС Высота помещения постов ТО и Р ТС, м
не оснащенного крановым оборудованием оснащенного крановым оборудованием
подвесным опорным
Посты на подъемниках Посты напольные и на канавах Посты на подъем­никах Посты напольные и на канавах Посты напольные и на канавах
Автомобили легковые, автобусы особо малого класса и авто­мобили грузовые особо малой грузоподъемности 3,6 3,0 4,8 4,2
Автобусы малого, среднего, большого и особо большого классов 5,4 4,2 6,0 5,4
Автомобили грузовые малой и средней грузоподъемности 5,4 4,2 6,0 5,4
Автомобили большой и особо большой грузоподъемности 6,0 4,8 7,2 6,0
Автомобили-самосвалы грузоподъемностью, т:
до 5 включ. 4,8 4,8 5,0 6,0
св. 5 “ 8 “ 6,0 6,0 7,2 7,2
“ 8 7,2 7,2 8,4 8,4
Автомобили-самосвалы карьер­ные грузоподъемностью, т:
8,4 12,0
9,6 12,6
Примечания 1 В таблице приведена высота помещения для каждого типа ТС с учетом применения подъемно-транспортного оборудования номинальной грузоподъемности, необходимой для перемещения наиболее тяжелого агрегата или узла. 2 При оборудовании постов ТО и Р ТС локальными подъемно-транспортными средствами (монорельсом с электроталью, консольным поворотным краном), а также при применении передвижного напольного подъемно-транспортного оборудования (электроавтопогрузчиков, ручных кранов) высоту помещения следует устанавливать исходя из габаритных размеров и высоты подъема применяемого оборудования. 3 При ТО и Р смешанного парка ТС допускается устанавливать высоту помещения с учетом подъема кузова автомобилей-самосвалов в межферменном пространстве с гарантированным предохранением строительных конструкций от повреждения. 4 Высота помещения для автомобилей-самосвалов определена с учетом габаритных размеров поднятого кузова для напольных постов. 5 Высоту помещения постов ЕО следует принимать с учетом габаритных размеров моечного и другого оборудования комплекса работ ЕО.
Читайте также:  Ремонт систем впрыска автомобиля

5.3.31Ширину внутреннего проезда для напольных постов и постов на канавах при расстановке ТС следует принимать по расчету, по данным заводов-изготовителей ТС или по таблице 4.

Таблица 4

Классификация ТС Ширина внутреннего проезда, м, для постов ТО и Р ТС
на канавах при расстановке ТС напольных при расстановке ТС
без дополнительного маневра с дополнительным маневром без дополнительного маневра с дополнительным маневром
Угол расстановки ТС к оси проезда
45° 60° 90° 60° 90° 45° 60° 90° 90°
Автомобили легковые
Особо малого класса 4,3 5,8 4,7 6,4 2,9 2,9 5,5 4,8
Малого класса 4,4 5,8 4,9 6,5 3,1 3,1 5,3 5,0
Среднего класса 4,8 6,5 5,9 7,2 3,3 3,3 6,4 5,7
Автобусы
Особо малого класса 4,8 6,5 5,6 7,4 3,5 3,5 5,3 4,9
Малого класса 6,5 8,7 7,6 10,2 4,3 4,3 7,3 6,6
Среднего класса 7,4 9,3 8,7 11,6 5,0 6,8 10,9 10,6
Большого класса 8,8 10,4 10,1 13,8 5,3 8,6 14,9 13,0
Особо большого класса 7,8 7,0 12,0 11,0 7,5 6,5 11,0 10,0 12,0 10,8
Автомобили грузовые
Особо малой грузоподъемности 4,7 6,2 5,4 7,1 3,3 3,5 5,8 5,4
Малой грузоподъемности 5,6 7,4 6,4 8,5 3,5 3,6 6,5 6,0
Средней грузоподъемности 6,5 8,3 7,3 10,0 4,0 4,0 7,3 7,0
Большой грузоподъемности 6,3 8,8 7,9 10,3 4,5 4,5 8,5 8,3
Особо большой грузоподъемности 10,2 13,3 10,8 14,4 5,5 8,3 14,2 13,1
Автомобили полноприводные
Малой грузоподъемности 6,5 8,7 6,9 9,9 3,8 4,4 8,8 6,6
Большой грузоподъемности 7,7 10,4 8,3 11,7 4,3 4,6 9,3 8,3
Особо большой грузоподъемности 9,2 13,3 10,1 14,0 4,5 5,4 15,2 11,0
Самосвалы
Средней грузоподъемности 6,6 8,8 7,2 9,9 4,1 4,3 7,2 6,8
Большой грузоподъемности 5,6 7,4 6,2 8,5 4,0 4,1 6,4 5,8
Особо большой грузоподъемности 6,4 8,3 7,4 10,1 4,2 4,3 6,3 6,2

Окончание таблицы 4

Классификация ТС Ширина внутреннего проезда, м, для постов ТО и Р ТС
на канавах при расстановке ТС напольных при расстановке ТС
без дополнительного маневра с дополнительным маневром без дополнительного маневра с дополнительным маневром
Угол расстановки ТС к оси проезда
45° 60° 90° 60° 90° 45° 60° 90° 90°
Автомобили-самосвалы карьерные
Грузоподъемностью 30 т 7,2 9,0 13,8 3,0 11,0 3,0 6,0 9,5 9,2
Грузоподъемностью 42 т 8,3 10,5 16,3 9,5 13,0 6,5 6,5 10,7 10,5
Седельные тягачи с нагрузкой на седельное устройство
До 3,0 т 5,6 7,5 5,8 7,9 3,6 3,6 8,0 6,5
Св. 3,0 до 6,0 т 5,7 7,3 5,6 7,9 3,8 3,9 6,6 6,8
Св. 6,0 до 8,0 т 6,4 8,1 7,3 9,5 4,1 4,1 6,8 6,6
Св. 8,0 до 10,0 т 6,4 8,1 6,8 9,1 4,1 4,1 7,2 6,7
Св. 10, до 16,0 т 8,7 11,8 9,2 12,5 4,4 5,7 11,8 9,9
Автомобили с прицепом
Средней и большой грузоподъемности 6,0 6,0 9,0 8,5 13,0 9,0 6,0 5,8 7,0 6,5 9,5 7,5
Особо большой грузоподъемности 10,0 8,0 13,0 12,0 16,0 12,0 8,5 7,5 11,6 8,5 13,0 9,5
Автомобили с полуприцепом
Средней и большой грузоподъемности 7,5 6,0 10,0 7,5 15,0 10,0 6,0 5,8 8,0 7,0 10,5 8,5
Особо большой грузоподъемностью:
до 10 т 9,0 6,5 12,0 8,5 15,5 12,5 7,0 6,5 9,0 9,0 12,0 10,5
св. 10 т 10,0 8,0 14,0 9,5 17,0 15,0 8,8 7,8 11,4 8,4 14,0 10,0
Примечания 1 Ширина внутренних проездов в таблице определена из условия въезда ТС на посты ТО и Р ТС передним ходом. 2 В числителе приведены показатели ширины проезда при условии выезда ТС задним ходом, в знаменателе — при выезде ТС передним ходом. 3 Для постов на канавах ширина внутренних проездов определена с учетом длины рабочей части осмотровой канавы, равной габаритной длине ТС. 4 Дополнительный маневр ТС при въезде на посты ТО и Р ТС и выезде с них осуществляется только одним перемещением задним ходом. 5 Ширину внутренних проездов для постов ТО и Р ТС, оборудованных четырех-, шестистоечными подъемниками, следует принимать по нормам, приведенным для постов на канавах, для рабочих постов, оборудованных передвижными стойками, одно-, двухплунжерными гидравлическими подъемниками, следует принимать по нормам, приведенным для напольных постов.

Водоснабжение и канализация

6.1Водоснабжение и канализацию СТО ТС следует проектировать согласно требованиям
ТКП 45-4.01-32, ТКП 45-4.01-52, ТКП 45-4.01-54, ТКП 45-2.02-138, ТКП 45-4.01-202 и настоящего технического кодекса.

Система канализации СТО ТС должна быть раздельной и состоять из сетей хозяйственно-бытовой, производственной и дождевой канализации.

6.2Норму расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды для производственного персонала СТО ТС следует определять из расчета явочной численности персонала и нормы расхода воды на одного человека, указанной в таблице 5.

Таблица 5

Назначение расхода воды Норма расхода воды на одного человека, л, для персонала групп производственных процессов
1в и 3
в одну смену в один час в одну смену в один час
Общий расход воды, 4,0 9,4
в том числе горячей воды 1,3 4,4

6.3При определении расчетного расхода воды на пожаротушение не следует учитывать расход воды на мойку ТС, деталей и технологического оборудования, прием душа, мытье полов и поливку территории.

6.4Системы прямоточного и оборотного водоснабжения СТО ТС по надежности подачи воды
согласно ТКП 45-4.01-30 следует относить к III категории, за исключением элементов системы водоснабжения, связанных с пожаротушением (водоводов, насосных станций, резервуаров противопожарного запаса воды), относящихся к I категории.

6.5При проектировании постов мойки ТС следует предусматривать систему оборотного водоснабжения.

Для технологических процессов с одинаковыми требованиями к качеству воды следует предусматривать системы оборотного водоснабжения в виде отдельных замкнутых циклов для мойки ТС, мойки агрегатов, узлов и деталей, окраски ТС.

Стабилизационную обработку воды в системах оборотного водоснабжения допускается не предусматривать.

6.6Использование воды питьевого качества для производственного водоснабжения допускается в виде исключения при условии отсутствия технического водопровода и при обосновании нецелесообразности устройства системы оборотного водоснабжения.

6.7Потери воды при производстве моечных процессов следует принимать в размере до 10 %
от общей потребности воды, определяемой в технологической части проекта.

6.8При применении системы оборотного водоснабжения для мойки легковых автомобилей и автобусов на заключительной стадии моечного процесса обмыв наружных поверхностей их кузовов допускается предусматривать свежей технической водой или, при отсутствии технического водопровода, водой питьевого качества, в количестве, необходимом для пополнения системы оборотного водоснабжения.

6.9Для очистки сточных вод от постов санитарной обработки автомобилей, перевозящих пищевые продукты, следует предусматривать локальные очистные сооружения оборотного водоснабжения со сбросом излишков воды при ополаскивании водой питьевого качества в сеть бытовой канализации.

6.10Очистные сооружения производственных сточных вод СТО ТС могут быть отдельно стоящими или размещаться внутри производственных зданий.

Расстояние от отдельно стоящих подземных очистных сооружений для очистки сточных вод, не содержащих горючих и трудногорючих веществ, до зданий и сооружений предприятий не нормируется.

Расстояние от отдельно стоящих подземных очистных сооружений для очистки нефтесодержащих, краскосодержащих и поверхностных сточных вод следует принимать, м, не менее:

6 — до зданий и сооружений I–IV степеней огнестойкости;

9 — то же V–VII степеней огнестойкости;

12 — “ VIII степени огнестойкости.

Приведенные расстояния не нормируются, если стена здания, обращенная в сторону очистных сооружений, является противопожарной.

6.11В составе производственного здания СТО ТС допускается предусматривать отдельные помещения для размещения оборудования закрытого типа (без открытой поверхности) для очистки:

— сточных вод от мойки ТС и сточных вод, содержащих моющие растворы, производитель­ностью не более 30 л/с с удельным содержанием уловленных нефтепродуктов не более 10 кг с 1 м 2 водяной поверхности и общей площади поверхности закрытых резервуаров не более 120 м 2 ;

Источник