Охрана труда и техника безопасности при ремонте и техническом обслуживание
Охрана труда и техника безопасности при ремонте и техническом обслуживание:
Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля следует проводить на специально оборудованных постах.
При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.
Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка
карбюратора, реле-регулятора и т. д. ) следует проверить и застегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, заправить волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины. На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать — работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение. При пуске двигателя вручную следует остерегаться обратных ударов и применять правильные приемы захвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачивать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.
Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запрещается.
При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в коробке передач.
При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.
Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Молотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревянные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно производиться только исправными ключами соответствующих размеров.
После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие участие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудование и инструмент убраны на свои места.
Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тормозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на подножках, крыльях запрещается.
При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следующие требо при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы; поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса; пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве можно только с напряжением не выше 12 В; не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих; перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей,
неубранного инструмента или оборудования; следует остерегаться отравления
скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами
При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним
Бензин— легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает
раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с
тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко
воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с
этилирозапным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество —
тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя
использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды.
Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы
системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой
таре с надписью «Этилированный бензин — ядовит». Для удаления пролитого
бензина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода.
Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем
теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.
Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость
содержит в себе сильнодействующий яд — этилен-гликоль, попадание которого
в организм приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой хранится и
перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться.
Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи
шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится
непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы
охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При
случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть
немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.
Тормозные жидкости и их пары также могут вызвать отравление при
попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно
соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует
тщательно вымыть руки.
Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми
пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной
стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при
попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании
кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной
Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и
ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить
покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с
кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой
Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содержат в своем составе
окись углерода, углекислый газ и другие вещества, способные вызвать
тяжелое отравление и даже смерть человека. Это всегда должны помнить
водители и принимать меры по предупреждению отравлений отработавшими
Приборы системы питания двигателя должны быть правильно
отрегулированы. Периодически следует проверять затяжку гаек крепления
выпускных газопроводов. При выполнении проверочно-регулировочных работ,
связанных с необходимостью пуска двигателя в закрытом помещении,
необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в
помещениях, не оборудованных вентиляцией, запрещается.
Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем
двигателе, в таких случаях просачивающиеся в кабину отработавшие газы
нередко приводят к смертельным отравлениям.
При работе с электроинструментом необходимо проверять исправность и
наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения,
используемого при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, должно
быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током
напряжением 127—220 В, следует надевать защитные перчатки и пользоваться
резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Оставляя рабочее место
даже на короткое время, необходимо выключить инструмент. При любой
неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной
розетки работу следует прекратить.
При монтаже и демонтаже шин необходимо соблюдать следующие правила:
монтаж и демонтаж шин должны производиться на стендах или чистом полу
(помосте), а в полевых условиях — на разостланном брезенте или другой
подстилке; перед демонтажем шины с обода колеса воздух из камеры должен
выпускаться полностью, демонтаж шины, приставшей к ободу, должен
осуществляться на специальном стенде для демонтажа шин; производить монтаж
шин на неисправные ободья колес, а также применять шины, не
соответствующие размеру обода колеса, запрещается; во время накачивания
шины необходимо применять специальное ограждение или страхующие
приспособления, при выполнении этой операции в полевых условиях нужно
колесо положить замочным кольцом вниз.
Водитель должен знать причины возникновения и правила тушения
пожара в парке и на автомобиле. Необходимо следить за исправностью
электрооборудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля
его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к тушению
пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный
огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае
возникновения пожара независимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную
3.2.5. Техника безопасности на моторном участке
Для обеспечения безопасности работы слесаря-моториста необходимо
соблюдать следующие требования:
1. Все станки должны быть обязптельно заземлены, во избежание вероятности
2. При работе с кран-балкой запрещается находиться непосредственно под
грузом и балкой.
3. При работе на стендах для ремонта двигателей необходимо надежно
закреплять двигатель в нужном положении.
4. Установку детали на станок для притирки клапанов осуществлять только в
5. Запрещается загромождать проходы между оборудованием и выходом из
6. Использованные обтирочные материалы должны немедленно убираться.
7. Разлитое масло или топливо необходимо при помощи песка или опилок,
которые после следует ссыпать в металлические ящики с крышкой,
установленные вне помещения.
В воздух моторного цеха попадают вредные вещества (пыль, окись
углерода и др.). Такой воздух вредно действует на здоровье работающих,
ухудшает их самочувствие и снипжает производительность труда, а в некоторых
случаях может приветсит к серьезным заболеваниям и отравлениям организма
человека. Поэтому важно поддерживать воздух в чистом состоянии. Для этого в
цехе предусмотрена общая приточно-вытяжная вентиляция.
Исходя из объема моторного участка можно математически подобрать
необходимый вентилятор по формуле:
где W- производительность вентилятора
V – 140,4*4=561,6 – объем помещения
K = 3 рекомендуемая кратность обмена воздуха
Подбор вентилятора по ТО и РА Суханов пр. 12 таб. 3,
производительность, не ниже 1684,8 м3/ч
Берем ЦАГИ-4, W=1800 м3/ч
Электродвигаоб/мин, мощность 2кВт
Освещение в помещении оказывает существенное влияние на качество
ремонта и обслуживание двигателей. Хорошее освещение повышает
производительность труда, снижает производственный травматизм и усталость
Важно учитывать при установке освещения правильное направление света,
чтобы источники света не оказывали ослепляющего действия и не создавали
Для поддержания уровня освещенности необходимо регулярно выполнять
чистку и мойку окон и светильников.
Общая световая мощность ламп рассчитывается по формуле:
Где W – общая световая мощность ламп, N=25Вт – норма расхода
электроэнергии на 1 м2
P=140,4 – площадь помещения.
W=25*140.4 = 3510 (Вт)
Отсюда необходимая мощность каждой лампы:
В результате, для освещения моторного участка необходимо 18
светильников с мощностью каждой лампы 200 Вт.
3.2.8. Рекомендуемая периодичность работ по обслуживанию рабочего
Удаление пыли ежедневно
Мытье полов не реже 2-х раз в неделю
Побелка стен и потолков 1 раз в два года
Чистка светильников 1 раз в месяц
Протирание окон 2 раза в год
Проверка санитарного состояния среды 1 раз в три месяца
Ремонт оборудования и приспособлений по заявкм
В соответствии с действующим законодательством ответственность за
обеспечение пожарной безопасности на ПАТП несут их руководители.
Ответственность за пожарную безопасность отдельных цехов и участков
возлагается на начальников соответствующих служб, назначенных приказом
руководителя — ПАТП. Таблички, с указанием ответственных за пожарную
безопасность, вывешиваются на видных местах.
Для пожарной охраны ПАТП создают добровольные пожарные дружины. На эти
дружины возлагается контроль за соблюдением противопожарного режима на ПАТП
и надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения.
Численный состав добровольных пожарных дружин определяется
руководителем ПАТП. Комплектуется дружина из работников не моложе 18 лет,
таким образом, чтобы в каждом цехе и смене имелись дружины.
В цехе должно быть:
1 Огнетушители пенные — 2шт.
2 Огнетушители углекислотные — 1шт.
3 Ящик с песком — 1шт.
4 Асбестовое или войлочное полотно — 1шт.
9 Ведра пожарные — 2шт.
10 Жесткие буксиры — 2шт.
Моторный цех относится к категории Д по взрывопожарной и пожарной
безопасности, в котором находятся или обращаются негорючие вещества и
материалы в холодном состоянии. В цехе имеется один пожарный щит,
расположенный у входных ворот.
Нормы первичных средств пожаротушения в моторном цехе на 100 кв. м.
ОХП-10 или ОВП-10 2 шт.
Ящик с песком вместимостью 1 м куб. 1шт.
3.2.10. Охрана окружающей среды
Для создания условий снижения неблагоприятного воздействия моторного
отделения на окружающую среду, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Регулярно проводить с работниками участков и отделений
инструктажи и занятия по основам экологической безопасности.
2. Следить за своевременным обслуживанием двигателей и тем самым
снизить масштабы их ремонта.
3. Экологически вредные отходы складывать только в специально
отведенных местах в специальной таре.
4. Регулярно ремонтировать и очищать канализационные фильтры и
5. Моечно-очистные сооружения должны создаваться по замкнутому типу,
чтобы исключить попадание токсичных веществ в общие
3.3 Техника безопасности и пожарная безопасность.
Помещения станции технической диагностики по санитарно техническим
параметрам должны соответствовать производственным помещениям для
технического обслуживания автомобилей.
Размещение оборудования и приборов не должно мешать обзору оператора за
автомобилями, находящихся на постах проверки.
Покраска стен, потолка, панели пульта управления должна соответст-вовать
требованиям СН 181-70.
Кроме общеобменной вентиляции, на постах проверки работы двигателя
должны быть местные (шланговые или дистанционные) отсосы отработавших
Перемещение подвижного состава с поста на пост разрешается только после
включения сигнала (звукового, светового).
Посты должны иметь сигналы аварийной остановки.
Перед проверкой тормозов автомобиль следует надежно закрепить
На рабочем месте оператора пульта должен быть вращающийся, регулируемый
Контрольные приборы должны иметь местное, не слепящее оператора
Пожар — неконтролируемое горение вне специального очага, наносящие
материальный ущерб. Крупные пожары нередко принимают характер стихийного
бедствия и сопровождаются несчастными случаями с людьми. Особенно опасны
пожары в местах хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов.
Исключение причин возникновения пожаров — одно из важнейших условий
обеспечения пожарной безопасности на АТП. На предприятии следует
своевременно организовывать противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-
техническому минимуму. На территории, в производственных, административных,
складских и вспомогательных помещениях необходимо установить строгий
противопожарный режим. Должны быть отведены и оборудованы специальные места
для курения. Для использованного обтирочного материала предусматривают
металлические ящики с крышками. Для хранения легковоспламеняющихся и горючих
веществ определяют места и устанавливают допустимые количества их
Территорию АТП надо систематически очищать от производственных отходов,
территория проектируемого участка должна быть оснащена первичными
средствами защиты пожаротушения.
Пожарная безопасность должна соответствовать: требованиям ГОСТа 12.1.004-
3.4 Охрана труда
В нашей стране охрана труда представляет собой систему
законодательных актов и соответствующих им социально-экономических,
технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих
безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе
На предприятии, где охрана труда работающих должно уделяться
постоянное внимание, отношение инженерно-технических и руководящих
работников к осуществлению мероприятий по улучшению условий труда в
производственных условиях должно служить критерием их гражданской зрелости
и профессиональной подготовленности.
Охрана труда является также немаловажным экономическим фактором,
улучшения условий влияет производительность труда и качество выпускаемой
продукции, уменьшение числа аварий, снижение текучести кадров, травматизма
и профзаболеваний, а также связанных с этим экономических потерь.
Важным фактором в деле совершенствования охраны труда на предприятии
является обеспечение работников предприятия необходимой нормативно-
4.3 Техника безопасности при работе с приспособлением.
Краны и их передвижения перед пуском в эксплуатацию должны быть
освидетельствованы и испытаны лицами технического персонала предприятия,
ответственными за работу этих машин с составлением акта в соответствии с
Электрические краны должны иметь автоматические приборы (концевые
выключатели, ограничители грузоподъемности и тд.), обеспечивающие
Вес груза с учетом такелажных приспособлений и тары не должен превышать
максимальной грузоподъемности на данном вылете стрелы. Использовать краны
для перемещения людей запрещается.
Канаты и прочие такелажные приспособления должны соответствовать
действующим ГОСТам и иметь свидетельство (сертификат) завода изготовителя.
В случае получения их без указанного свидетельства они должны быть
подвергнуты испытаниям с соответствующим оформлением.
Оборудование применяемое для перемещения агрегатов и тяжелых деталей,
должны соответствовать требованиям правил Госгортехнадзора и иметь яркую
окраску (черные полосы на желтом фоне). Оно должно иметь автоматические
концевые выключатели и ограничители максимальной грузоподъемности,
Источник
Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто
ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.
Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.
ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.
На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.
Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.
Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.
Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.
На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.
Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.
При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».
Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.
В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:
- сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
- устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста
Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.
При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.
Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.
Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.
Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.
Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.
При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.
Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.
При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
Не допускается:
- выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
- находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
- подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
- снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
- проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
- поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
- снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
- поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
- поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
- работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
- самому производить устранение неисправностей оборудования
- оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы
Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
Не допускается:
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
- пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
- производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза
При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.
Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.
Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.
Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.
Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.
Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.
Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).
Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.
Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.
Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.
Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.
Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.
Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.
В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:
- мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
- заправлять автомобили топливом
- хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза
При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.
Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.
Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.
При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.
Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.
Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и ППБ 2.06.
ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.
Расположение постов ТО, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны соответствовать ОНТП-01.
На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.
Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).
Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.
При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.
После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.
При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».
Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.
Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.
Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.д.).
Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.
Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.
Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.
Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.
Источник