Меню

Техника безопасности при ремонте рулевого управления автомобиля



Техника безопасности ремонте рулевого механизма автомобиля

Рулевой механизм как основа рулевого управления, его основные функции. Методы и способы восстановления работоспособности рулевого механизма. Проведение инструктажа по технике безопасности при ремонте рулевого управления, порядок выполнения работы.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2016
Размер файла 303,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

По профессии: «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Тема: Техника безопасности ремонте рулевого механизма автомобиля

Выполнил: обучающийся 3 курса, группа № 93

Войцеховский Александр Эдуардович

Проверил: мастер производственного обучения

Глава I. Общие понятия о техническом обслуживании и рулевого механизма

Глава 2. Техника безопасности при обслуживании и ремонте автомобиля

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправного, или работоспособного состояния ресурса и обеспечения безопасности работы автомобиля и его составных частей. Тема «Регулировка углов установки колес» достаточно актуальна на современном этапе. В первую очередь положение колес влияет на управляемость автомобилем. Если автомобиль едет ровно и адекватно реагирует на действия водителя — это залог безопасного управления транспортным средством.

Это Ваша жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье других участников дорожного движения. Целью работы является систематизация научных и практических знаний в области эксплуатации автомобиля, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решений по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации рулевого механизма. Развал- схождение колес нужен: уменьшение износа шин , предотвращение серьезных поломок , улучшение управляемости , экономия топлива .

Основными задачами написания работы являются:

— основы обеспечения работоспособности рулевого механизма;

— изучить виды и устройство рулевого механизма;

— ознакомиться с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для рулевого механизма;

— основные нормативы безопасности;

— организация диагностических и регулировочных работ рулевого механизма;

— рассмотреть методы и способы восстановления работоспособности рулевого механизма.

Глава I. Общие понятия о техническом обслуживании и рулевого механизма

Рулевой механизм является основой рулевого управления, где он выполняет следующие функции:

· увеличение усилия, приложенного к рулевому колесу;

· передача усилия рулевому приводу;

· самопроизвольный возврат рулевого колеса в нейтральное положение при снятии нагрузки.

По своей сути рулевой механизм является механической передачей (редуктором), поэтому основным его параметром является передаточное число. В зависимости от типа механической передачи различают следующие типы рулевых механизмов: реечный, червячный, винтовой.

Глава 2. Техника безопасности при обслуживании и ремонте автомобиля

безопасность ремонт рулевой механизм

Охрана труда и техника безопасности -это комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.

Ответственность за охрану труда и технику безопасности, а также за проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний в целом по предприятию возлагается на руководителя предприятия, а по отдельным участкам — на соответствующих руководителей.

Общий контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности, возложен на профсоюзные организации.

Для предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения работающих соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности.

Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.

При проведении вводного инструктажа должны быть разъяснены:

основные положения советского законодательства по технике безопасности и производственной санитарии;

правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных надписей, плакатов и сигнализаций;

особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;

требования к работающим по соблюдению личной гигиены и правила производственной санитарии на предприятии;

нормы выдачи и правила пользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;

порядок оформления несчастного случая, связанного с производством;

требования пожарной безопасности.

В программу инструктажа по безопасным приемам и методам на рабочем месте входят:

· Общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке производства;

· Ознакомление с устройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, а также применением средств индивидуальной защиты (предохранительных приспособлений);

· Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, приспособлений и инструментов);требование правильной организации и содержания рабочего места;основные правила безопасности при выполнении работ, которые должен выполнять данный рабочий индивидуально и совместно с другими рабочими.

Большое значение для предупреждения производственного травматизма при производстве текущего ремонта автомобилей имеет правильная организация рабочего места.

Помещения для стоянки автомобилей, зон обслуживания, мастерских и цехов должны содержаться в чистоте и хорошо вентилироваться. Автомобили следует устанавливать на стоянке и для ремонта так, чтобы были свободные проходы и доступ ко всем агрегатам. Все проезды и проходы должны быть свободными, а движение автомобилей на территории организовано по определенной схеме, исключающей встречное движение и возможность наезда на людей. Категорически запрещается вождение автомобилей лицами, не имеющими водительских прав.

У карбюраторных двигателей в отработавших газах содержится окись углерода (угарный газ), а у дизелей — акролеин. Поэтому движение автомобилей и работа двигателей в помещениях гаража должны быть минимальными, так как отработавшие газы вредны для здоровья и могут при определенной концентрации вызвать отравление.

При установке автомобиля на пост обслуживания или ремонта необходимо надежно затормозить его ручным тормозом или подложить упоры под колеса. Обслуживать и ремонтировать автомобиль с работающим двигателем не разрешается. Весьма опасна работа под автомобилем при вывешанных колесах. Поэтому поднятую часть или сторону автомобиля необходимо установить на специальные металлические подставки — козелки, не допуская подкладывания случайных предметов — кирпичей, досок, чурбаков, деталей автомобиля.

Нельзя производить работы под автомобилем, если он поднят только домкратом. В случае необходимости, работая под автомобилем лежа, следует пользоваться подкатными тележками с подголовником.

Транспортировка снятых с автомобиля агрегатов должна осуществляться на специальных тележках.

При работе под автомобилем в осмотровой канаве, не имеющей освещения, можно пользоваться переносной лампой, подключаемой к сети с напряжением не более 12 В.

Монтажно-демонтажные работы следует выполнять только исправным инструментом определенного назначения.

Гаечные ключи должны точно соответствовать размерам гаек и болтов и не иметь выработки зева и трещин. Во избежание несчастных случаев сдваивание гаечных ключей или применение рычага для удлинения плеча недопустимо.

Тяжелые работы по снятию и установке агрегатов следует выполнять с применением специальных подъемных приспособлений, захватов и съемников; обвязывание при этом агрегатов веревкой не допускается.

Для выполнения слесарных работ следует применять только исправные инструменты. Бойки молотков, кувалд и затылки зубил или крейцмейселейне должны иметь заусенцев и быть сборными. Длина зубила и крейцмейселя должна быть не менее 125 мм.

Во избежание соскакивания ножовки при распиливании металла вначале следует делать неглубокую канавку с помощью трехгранного напильника, а затем выполнять распиливание.

При работе зубилом необходимо применять защитные очки и располагаться так, чтобы отлетающие куски металла не могли поранить окружающих. При работе на верстаках, установленных один против другого, между работающими должна быть поставлена металлическая сетка.

Нельзя работать напильниками, не имеющими деревянных ручек.

При заточке инструментов на точильных станках необходимо надевать предохранительные очки. Точильный круг обязательно должен быть закрыт защитным кожухом.

При работе электродрелью следует обращать внимание на ее заземление и целостность изоляции электрического шнура. Работать с электродрелью необходимо в резиновых перчатках, а под ноги стелить резиновый коврик.

При работе на сверлильном станке нельзя держать руками металлические детали, их нужно закреплять в тисках. Необходимо тщательно убирать волосы под головной убор, нельзя выдувать стружку ртом и останавливать рукой вращающийся патрон со сверлом.

Во время обслуживания аккумуляторной батареи нельзя курить и применять открытый огонь. Для защиты от ожогов кислотой и вредного влияния свинца работать в аккумуляторной мастерской надо в защитных очках, резиновых перчатках, в резиновом переднике и галошах или резиновых сапогах.

В случае попадания аккумуляторной кислоты на открытые части тела необходимо пораженное место смочить раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего промыть теплой водой с мылом.

Читайте также:  Ремонт сам адаптер для ноутбука

При включении батареи на зарядку следует надежно закреплять наконечники проводов на выводных клеммах батареи во избежание их отъединения, что может вызвать искрение и взрыв гремучего газа, выделяющегося в конце зарядки.

Для предупреждения скопления газов и повышения давления внутри корпуса при зарядке аккумуляторной батареи необходимо открывать пробки.

В связи с широким применением при эксплуатации автомобиля ядовитых жидкостей, таких, как этилированный бензин и антифриз, следует соблюдать особые меры предосторожности при работе с ними.При использовании этилированного бензина не допускается заливать его в автомобиль с помощью ведер, нельзя засасывать его ртом, мыть им руки или детали, продувать ртом жиклеры или трубопроводы.

Рабочие, имеющие дело с этилированным бензином, должны быть обеспечены спецодеждой и резиновыми перчатками.Спецодежда должна всегда оставаться в рабочем помещении предприятия. Приходить в этой одежде в жилые помещения запрещается.

Дегазация этилированного бензина, попавшего на одежду, открытые части тела и детали, проводится керосином с последующим смачиванием водой.

При ремонтных работах все детали, соприкасающиеся с этилированным бензином, опускают в керосин на 15. 20 мин, после чего промывают в чистой воде. При этом промывку и очистку деталей ведут в резиновых или полихлорвиниловых перчатках в хорошо проветриваемом помещении.

Помещения, где производится обслуживание или ремонт автомобиля, работающего на этилированном бензине, должны быть оборудованы надежной приточно-вытяжной вентиляцией, бачками и ваннами с керосином, а также умывальником с теплой водой и мылом.

Антифриз, содержащий этиленгликоль, в случае попадания в организм вызывает тяжелые отравления, иногда со смертельным исходом. При отравлении этой жидкостью необходимо принимать срочные меры к очищению желудка и вызывать рвоту. После работы с антифризом нужно мыть руки теплой водой с мылом.

В производственных помещениях, где производится техническое обслуживание и ремонт автомобилей, существует система пожарной безопасности, которая состоит из автоматических средств тушения пожара (сплинкерная система) иручных средств (пожарные краны, шланги, брандспойты, огнетушители, химические порошки, песок и др.).

На территории от всего персонала требуется безукоризненное исполнение всех правил пожарной безопасности: курение только в отведенных местах, запрещение пользования открытым огнем, бензином для мойки деталей. Особое внимание необходимо обращать на хранение легковоспламеняющихся материалов, чистоту помещений и исправность электропроводки и электроприборов, а также производство сварочных, медницких и малярных работ.

Пожары можно тушить веществами, которые способствуют понижению температуры горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислорода воздуха (песок, огнетушительная пена). Однако водой нельзя тушить горючие жидкости, плотность которых меньше плотности воды, потому что эти жидкости всплывают и продолжают гореть.

Химические вещества используют для тушения в тех случаях, когда горящие вещества нельзя тушить водой.

Применение химической пены для тушения пожаров основано на том, что она, покрывая поверхность горящих предметов, изолирует их от воздуха и горящих паров, образовавшихся под воздействием теплоты, в результате чего горение прекращается. Химическая пена получается в результате химической реакции между щелочной и кислотной частями состава (составными частями огнетушителей). Воздушно-механическая пена получается в результате смешения в специальных приборах пенообразователя с водой и воздухом.

Химические порошки применяют для тушения горящих электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания, ацетилена и других веществ, которые нельзя тушить водой. Главным компонентом этих порошков является двууглекислая сода, смешиваемая с песком, инфузорной землей, тальком. При тушении сухим порошком пламя сбивается твердой массой порошка и засыпается им, а образующийся при нагревании и разложении двууглекислой соды углекислый газ изолирует горящий предмет от доступа кислорода воздуха. Кроме того, на разложение соды расходуется часть теплоты, что вызывает охлаждение поверхности горящего вещества.

Углекислый газ применяют для тушения огня двумя способами: заполняют газом закрытое помещение, где произошло загорание, или покрывают из специальных приборов поверхность горящего материала углекислым газом при—78° С. После заполнения углекислым газом одной трети объема воздуха помещения горение прекращается.

Для экстренного тушения пожара подручными средствами во всех помещениях и особенно связанных с нахождением и использованием горючих веществ должны быть в необходимых количествах песок, пожарные краны и химические или углекислотные огнетушители.

Химический огнетушитель представляет собой сосуд, который заряжается пенообразующим составом из щелочи и кислот. Внутри сосуда в сетчатом цилиндре помещаются две стеклянные колбы вместимостью 180. 185 мл каждая. В одной находится серная кислота, во второй — водный раствор сернокислого железа, остальное пространство заполнено раствором щелочи (смесь бикарбоната натрия с содовым экстрактом массой 600. 650 г) в воде (около 8 л). Для приведения огнетушителя в действие необходимо ударить ударником о твердый предмет, который разбивает стеклянные колбы. При смешении жидкости образуется бурное выделение пены.

Углекислотный огнетушитель представляет собой стальной овальный баллон, закрывающийся сверху вентилем. Зарядом огнетушителя служит техническая или пищевая сжиженная и осушенная углекислота. На корпусе вентиля укреплен раструб — снегообразователь, через который углекислота выбрасывается в течение короткого времени в виде хлопьев углекислого снега.

Углекислота при выходе из баллона через раструб, сильно охлаждаясь, переходит в туманообразное состояние. Углекислый снег охлаждает горящий предмет, а затем, превратившись в газ, снижает концентрацию кислорода в зоне пожара и тем самым прекращает горение.

Пожарная безопасность при обслуживании и ремонте автомобиля

1. Во время обслуживания аккумуляторной батареи нельзя курить и применять открытый огонь. Для защиты от ожогов кислоты и вредного влияния свинца работать в аккумуляторной мастерской надо в защитных очках, резиновых перчатках, в резиновом переднике и в галошах или в резиновых сапогах.

2. При включении батареи на зарядку, аккумуляторную батарею следует располагать на специальных стендах и надежно закреплять наконечники проводов на выводных клеммах батареи во избежание их отсоединения, что может вызвать искрение и взрыв гремучего газа выделяющего в конце зарядки.

3. Для предупреждения скопления газов и повышения давления внутри корпуса при зарядке аккумуляторной батареи необходимо открыть пробки.

4. В производственных помещениях, где производится техническое обслуживание, и ремонт автомобилей существует система пожарной безопасности, которая состоит из автоматических средств тушения пожаров (сплинкерная система) и ручных средств (пожарные краны, шланги, бранзбойты, огнетушители, химические порошки, песок, и д.р.) на территории от всего персонала требуется безукоризненное исполнение всех правил пожарной безопасности: курить только в отведенных местах, запрещать пользоваться открытым огнем, бензином для мойки деталей: особое внимание необходимо обращать на хранение легковоспламеняющих материалов чистоту помещений и исправность электроприборов, а также производства сварочных, медницких, и молярных работ.

5. Пожары можно тушить веществами которые способствуют понижения температуры горения (вода) или изоляции горящих предметов от доступа кислорода воздуха (песок, огнетушительная пена)однако водой нельзя тушить горящие жидкости плотность которых меньше плотности воды, потому что эти жидкости всплывают и продолжают гореть.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ конструкции рулевого управления автомобиля ЗИЛ-431410. Исследование устройства и назначения рулевого механизма. Обзор характерных неисправностей рулевого управления, их признаков, основных причин и способов устранения. Разработка маршрутной карты.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 16.03.2014

Требования, предъявляемые к механизмам рулевого управления. Классификация рулевого управления. Рулевой механизм червячного типа. Определение передаточного числа главной передачи. Тяговый баланс автомобиля. Динамическая характеристика автомобиля.

курсовая работа [1,8 M], добавлен 19.11.2013

Разработка технологического процесса технического обслуживания восстановления рулевого управления автомобиля ГАЗ. Корректировка норм технического обслуживания. Экономическая эффективность восстановления рулевого управления. Расчет годового пробега парка.

дипломная работа [4,2 M], добавлен 19.03.2012

Технологический процесс ремонта рулевого управления автомобиля ВАЗ 2104. Увеличенный свободный ход рулевого колеса. Измеритель суммарного люфта рулевого управления. Стенд развал-схождение, его тестирование. Оборудование и инструмент для ремонта.

дипломная работа [3,4 M], добавлен 25.12.2014

История развития технологий управления автомобилем. Преимущества активного способа рулевого управления. Увеличенный люфт рулевого колеса, причины появления и устранения неисправности. Последствия неправильной регулировки зацепления в передающей паре.

презентация [1,5 M], добавлен 23.12.2015

Источник

Лечение суставов

Сайт про суставы

Техника безопасности при ремонте рулевого управления

Вводный инструктаж по безопасности труда проводит инженер по охране труда или лицо, на которого вложены эти обязанности. Инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также учащимися в учебных заведениях в учебных заведениях. Инструктаж, как правило, должен проводиться в кабинете техники безопасности, оборудованном наглядными способами.

Читайте также:  Как осуществляется ремонт турбин

При проведении вводного инструктажа должен быть разъяснены:

• Основные положения законодательства по технике безопасности и производственной санитарии.

• Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии.

• Правила поведения на территории производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных плакатов и сигнализации.

• основные положения Российского законодательство по технике безопасности и производственной санитарии;

• правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных и бытовых помещениях, а также значение предусмотрительных надписей плакатов и сигнализаций;

• особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению;

• требования к работающим в части соблюдений личной гигиены и правил производственной санитарии на предприятиях;

• порядок оформления несчастного случая, связанного с производством;

• требования пожарной безопасности.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу или контрольном листе. Проведение вводного инструктажа с учащимся регистрируют в журнале учета учебной работы.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель работ по инструкциям по охране труда, разработанным для отдельных профессий или видов работ:

При ликвидации последствий аварий, стихийных бедствии, производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск разрешение и другие документы.

Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем работ и фиксируется в журнале инструктажей и необходимых случаях в наряде-допуске.

Опасные и вредные производственные факторы.

При проведении ремонтных работ в рабочей зоне устанавливается комплекс физических, химических и психофизиологических опасных и вредных производственных факторов. Опасный производственный фактор-фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к внезапному резкому ухудшению здоровья. Вредный производственный фактор-фактор, воздействие которого на работающего в определенных условия приводит к заболеванию или снижения работоспособности.

Рабочая зона- это пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола и площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного пребывания работающих.

Слесарь по ремонту автомобиля в рабочей зоне может подвергаться комбинированному воздействию нескольких опасных и вредных производственных факторов. Он работает либо у верстака при обработке отдельных деталей автомобиля, либо непосредственно около автомобиля на сборке или исправлении агрегатов автомобиля, либо на каком-то гаражном оборудовании (подъемнике, испытательном стенде, у моечной машины и т. п.)

Контрольные, крепежные и регулировочные работы при первом и втором техническом обслуживании (TO-1 и TO-2) автомобилей. Опасные факторы:

съезд автомобиля с осмотровой канавы

самопроизвольно опускание вывешенного автомобиля на подъемнике или осмотровой канаве

вращающиеся детали автомобиля перемещение автомобиля на конвейере Кроме того, причинами травм слесаря могут быть: Загрязнение, коррозия, неисправность резьбовых соединений; Неисправность и загрязнение инструмента, работа замасленными руками, отсутствие отбойных брусьев на канавах:

Отсутствие или неисправность сигнализации о перемещении автомобиля с рабочего поста на пост:

Отсутствие штанги на подъемнике, неисправность подъемника: Отсутствие или неисправность приспособлений для вывешивания автомобиля на осмотровой канаве:

Нахождения под автомобилем с работающем двигателем.

Снятие и установка рулевого механизма. Опасные факторы

Самопроизвольное перемещение сошки, рулевой колонки, рулевого колеса и картера рулевого механизма;

Падение снимаемого или устанавливаемого рулевого механизма;

Кроме того, причинами травм могут быть отсутствие или неприменение съемников сошки и рулевой колонки, выполнение работы в одиночку.

Требования безопасности к помещениям Общие требования

Операции по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей можно выполнять только в специально отведенных, оборудованных, огражденных и обозначенных местах (постах). Рабочие места и посты в помещениях должны обеспечивать безопасные условия труда для работающих и быть соответствующим образом ограждены. На одного работающего положено не менее 4.5 м2 площади и объём помещения не менее 15 м. Ворота рабочих помещений должны открываться наружу, иметь фиксаторы, тепловые завесы, тамбуры. Въезды в производственные помещения выполняются с уклоном не более 5%. Они не должны иметь порогов, ступенек, выступов. Минимальные расстояния (м) между автомобилями, элементами зданий и специальным оборудованием должны быть следующими:

Между продольными сторонами автомобилей:

На моечных постах — 2,0

На уборочных постах, постах технологического обслуживания и ремонта -1,2

Между автомобилями, стоящими один за другим — 1,0

Между автомобилем и стеной или стационарным оборудованием -1,2

Между автомобилем и колонкой — 0,7

Между автомобилем и наружными воротами, расположенными против поста -1,5 Территория предприятия должна иметь ограждения высотой 1,6 м, освещаться в ночное —время и содержаться в чистоте и порядке. Территория, где предусматривается белее 10. юстов по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, должны иметь не менее двух ворот для въезда (выезда). У ворот устанавливают плакат «Берегись автомобиля» и схему движения автомобилей по территории, освещаемые в ночное время. Пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие, ширину не менее 1 м и наименьшее число пересечений с подъездными путями.

Полы в помещениях для ремонтных работ должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой не скользкой поверхностью, удобные для очистки.

Полы и стены осмотровых ям должны быть облицованы плитками или другими огнестойкими облицовочным материалом. Осмотровые канавы необходимо убирать или очищать (при необходимости мыть) не менее одного раза в смену.

Осмотровые ямы и эстакады должны иметь направляющие для колес автомобиля с двух сторон лестницы для спуска в яму или подъема на эстакаду.

В ремонтных помещениях запрещается хранить топлива и смазочные материалы, оставлять после конца рабочей смены тару из-под топлива и масла, красок и лаков.

Помещение должно соответствовать требования технической эстетики.

Правильная окраска. Следует иметь в виду, что зеленые, голубовато-зеленые, салатные и желтые цвета благоприятно влияют на зрение и психофизиологические функции человека.

Воздух рабочей ЗОНЫ С целью оздоровления воздушной среды помещения для ремонта автомобилей должны быть оборудованы общеобменной и местной приточной и вытяжной вентиляцией, а канавы, траншеи и тоннели — приточной вентиляцией.

Общеобменную вентиляцию в помещениях для технического обслуживания устанавливают так, чтобы вытяжка загрязненного воздуха происходила из верхней зоны, расположенной над постами, а приток свежего воздуха был бы направлен на рабочие места и канавы.

Освещение Осветительные приборы делятся на две группы: приборы ближнего действия — светильники; приборы дальнего действия — прожектора. Светильники состоят из двух частей: ламп накаливания и осветительной арматуры. Осветительная арматура служит для перераспределения светового потока источника, для защиты источника, для защиты глаз работающих от слепящего действия лампы, а также для предохранения источника освещения от запыления, загрязнения и от механических повреждения. Светильники общего и местного освещения, подвешенные ниже 2,5 м от уровня пола, должны иметь напряжение не более 42 В. Если система местного освещения рабочего места слесаря неисправна, он может быть ослеплен источником света и не видеть какое-то время ни инструмента, ни деталей. Это обусловливает резкое возрастание травматизма. Фактор, характеризующий такого рода ослепление, называется прямой блескостью.

В системах искусственного освещения используются лампы накаливания (местного освещения) и газоразрядные лампы (общее освещения). Наиболее рациональными являются газоразрядные люминесцентные лампы, в которых световой поток пульсирует с частотой, равной частоте тока, используемого в осветительной сети. При токах промышленной частоте (50 Гц) пульсации светового потока воспринимаются органами зрения, и, если эти пульсации кратны числу оборотов подвижные детали, возникает стробоскопический эффект.

Для освещения автомобилей, установленных на осмотровой канаве, на подъемнике, на эстакаде, светильники общего освещения располагают не над автомобилем, а сбоку.

На каждом посту расположено по две розетки для переносных ламп накаливания напряжение 12 в.

В осмотровых канавах как прямоточных, так и тупиковых светильники с люминесцентными лампами устанавливают по обе стороны канавы в нишах.

Для освещения места работы под автомобилем на лежак устанавливают светильники с поворотным устройством напряжение не более 42 В.

Требования пожаро — И взрывобезопасности. Помещения для ремонта автомобилей весьма опасны в пожарном отношении, поэтому их располагают изолированно от стоянки автомобилей. В помещениях необходимо предусмотреть пожарные стенды. На стендах должны находиться основные средства пожаротушения (огнетушители и инструменты). Также необходимо разместить ящики с песком или грунтом.

Читайте также:  Как ведется учет работ при капитальном ремонте

Требования к производственному оборудованию, приспособлениям и инструменту. Производственный травматизм во многом зависит от состояния оборудования и приспособлений, используемых слесарями по ремонту автомобиля.

Прежде всего оборудования и приспособления должны быть чистыми и исправными. На неисправном оборудовании должна бить вывешена табличка, указывающая, что работать на данном оборудовании не разрешается, оборудование необходимо обесточить.

Управление оборудованием должно быть легким и удобным. Передаточные механизмы, такие как зубчатые, цепные и ременные, с которыми возможно соприкосновение обслуживающего персонала при эксплуатации, должно быть ограждено. Все ограждения должны иметь электрическую и другую блокировку, отключающую механизм оборудования, если опасная зона не закрыта.

При организации рабочего места требуется учитывать в первую очередь безопасность работ, принятый метод технического обслуживания и основные преимущества и недостатки того или иного типа оборудования.

Большое внимание при работе слесаря по ремонту автомобиля должно быть уделено исправности инструмента, так как при выполнении слесарных работ наибольшее число несчастных случаев происходит от использования неисправных или некачественных инструментов.

Слесарь при работе пользуется молотком, отвертками, зубилами, крейцмейселями, бородками, напильниками, гаечными ключами, дрелями, ножовками и др.

Инструменты всегда должны быть чистыми. Деревянные рукоятки инструментов должны быть гладкими, без сучков, трещин и задиров, изготовленные из твердых и вязких пород древесины (молодого дуба, белого бука, ясеня, кизила, рябины). Во избежание травм не следует выполнять рукоятки инструментов из мягких пород древесины (сосны, елей и др.).

Деревянные рукоятки напильников, ножовок и отверток закрепляются на инструментах с помощью металлических колец, предохраняющих их от раскалывания.

Молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, без выбоин и трещин, не косую и не сбитую поверхность бойка. Все воспринимающие удар инструменты (зубила, креймейсели, бородки) не должны иметь трещин, забоин и заусенцев, чтобы не поранить руки во время работы. Затылочная часть этих инструментов должна быть несколько мягче рабочей части.

Гаечные ключи должны быть исправными и строго соответствовать размеру гаек и головок болтов, обеспечивать удобство пользования ими и обладать высокой прочностью и износоустойчивостью.

Раздвижные инструменты — клещи, ножницы, кусачки, плоскогубцы и разводные гаечные ключи — необходимо содержать в полной исправности периодически смазывать трущиеся части и предохранять их от коррозии.

Во избежание травм следует работать только тем инструментом, который предназначен для определенной работы. Необходимо следить за тем, чтобы режущие инструменты (сверла, зубила, крейцмейсели) были правильно заточены.

При использовании переносных электроинструментов напряжением 110 — 220 В в помещениях (независимо от их категории) и особенно вне помещения необходимо предусматривать защитный пускатель, обеспечивающий дистанционное управление и мгновенное отключение от сети электроинструментов в случае замыкания на корпусе.

Безопасность труда при выполнении работ

Требования к организации рабочих мест.

Площадь рабочего места определяется необходимостью размещения на ней обрабатываемого материала, станка, вспомогательного оборудования и самого рабочего. Размеры площади зависит от рабочей позы, обрабатываемого материала и выполнения работы. При определении размера площади рабочего места необходимо учитывать, что наиболее удобно работать тогда, когда все расположено (материал, инструмент, приспособления, станок) в зоне досягаемости. Работа слесаря по ремонту автомобилей протекает либо у верстака при отработке отдельных деталей автомобиля, либо непосредственно около автомобиля при сборке или устранении тех или иных неисправностей агрегатов автомобиля, или гаражном оборудовании (подъемнике, испытательном стенде, у моечной машины, на разборочно- сборочных стендах и т.п.).

Рабочее место у верстака должно отвечать требованиям удобства и безопасности работы. Высота верстака должна быть такова, чтобы рабочему не приходилось излишне нагибаться или поднимать предплечье. Неправильное подгонка высоты верстака к росту эабочего ведет к излишнему его утомлению и снижению производственного труда.

Стол верстака должен быть обит железом или прочным пластиком, а сам верстак надежно укреплен на рабочем месте. Для хранения инструментов в верстаке должен быть ящик. Ни в коем случае нельзя заваливать ящики металлическими обрезками, отдельными деталями автомобиля и т. п. На верстаке устанавливаются тиски, высота которых выбирают в зависимости от роста рабочего.

Не допускается выполнять работу на полу (под автомобилем), стоя на коленях или в согнутом положении.

Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля. Перед установкой на пост ремонта автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть. При движении автомобиля в зоне технического обслуживания самоходом воздух сильно загрязняется пылью и отработавшими газами, оказывающими вредное действие на здоровье рабочих. Для создания наиболее благоприятной обстановки используют различные транспортирующие устройства, конвейеры, траверсные и осевые ‘ележки и поворотные круги. Автомобиль, установленный на напольный пост, необходимо надежно закрепить, подставить не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозным механизмом; при этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положении, соответствующее низшей передачи; на автомобилях с бензиновым двигателем следует выключить зажигания.

На рулевое колесо автомобиля следует повесить табличку с надписью: «Двигатель не пускать: работают люди!».

При техническом обслуживании автомобиля с помощью подъемника на его механизме управления надо вывесить табличку с надписью: «Не трогать: работают люди!». В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускания подъемника.

Контрольные, крепежные и регулировочные работы ТО-1 и ТО-2. Все крепежные и регулировочные работы необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологической карте. Последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла агрегата автомобиля, так как при падении инструмента сверху может произойти несчастный случай с рабочими, работающими внизу. Поэтому в технологической карте за рабочими следует закреплять определенные участки работ, что повышает и ответственность рабочего за выполняемую работу.

Рациональное распределение работ исключает излишние перемещения рабочего (переходы на другую сторону осмотровой канавы; спуски в канавы и подъемы из нее).

На крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными и торцовыми ключами, так как они лучше держатся на гайках и удобны в работе. При отвертывании и завертывании болтов или гаек в труднодоступных местах при ограниченном угле возможного поворота рукоятки ключа целесообразно пользоваться ключами с трещотками (храповыми механизмами). Трещотка исключает необходимость снимать и надевать головку ключа на болт или гайку после каждого поворота.

Сорвавшийся инструмент или неверный удар может привести к травме. В этих случаях особое значение имеет исправность инструмента.

Если гайки имеют следы коррозии и их нельзя отвернуть ключом с нормальной длиной рукоятки, необходимо вначале обстучать грани гайки легкими ударами молотка, » смочить её керосином, завернуть на четверть оборота, а затем начать отворачивать.

Неисправные болты следует срезать ножовкой или срубить зубилом и заменить исправными. При рубке необходимо надевать защитные очки.

При работе надо помнить, что у автомобиля имеется множество острых выступов, кромок, граней, шплинтов, затруднен доступ к различным сочленениям и резьбовым соединениям, поэтому следует всегда быть внимательным и осторожным. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент всегда был чистым и не замасленным, в противном случае работа даже исправным, но грязным инструментом может привести к травмам.

Снятие и установка рулевого механизма. На данной операции должны применяться съемники сошки и рулевой колонки. Не разрешается выполнять работы вручную. Действия рабочих должны быть согласованными.

Требования безопасности после окончания работы. По окончанию работы необходимо: отключить все механизмы, привести в порядок свое рабочие место; —проверить, не оставлены ли заготовки, изделия, инструмент и материалы на рабочем месте; убрать отработанный обтирочный материал в специальные металлические ящики; сосуды с легковоспламеняющейся жидкостью, отходы отработанного и загрязненного топлива, спирта, других растворителей и обезжиривающих средств после работы нужно сдать в кладовую легковоспламеняющихся жидкостей цеха, а баллоны с газами перенести в место их постоянного хранения.

Пыль, стружку с рабочих мест, изнутри агрегата, с верстаков и спецодежды следует удалять с помощью пылесоса (волосяными щетками.). Запрещается производить уборку с помощью сжатого воздуха!

После приведения в порядок рабочего места необходимо выключить все осветительные электроприборы, кроме дежурных ламп; работающие должны снять спецодежду, вымыть руки теплой водой с мылом. Руки нельзя мыть в масле, эмульсии, бензине, так как они могут быть засорены металлической стружкой.

Источник