Меню

Руководство по ремонту автобуса богдан



Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту Богдан

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту двигателей Isuzu 4BB1/4BD1/4BD1-T/4BG1/4BG1-T/4HF1/4HG1/6BB1/6BD1/6BD1-T/6BG1/6BG1-T для автобусов Богдан.

  • Автор:
  • Издательство: Легион-Автодата
  • Год издания:
  • Страниц: 148
  • Формат:
  • Размер:

Руководство по ремонту и эксплуатации автобусов Богдан.

Руководство по эксплуатации и ремонту + каталог запасных частей автобусов Богдан с дизельными двигателями Isuzu объемом 4,4/4,6/4,8 л.

  • Автор:
  • Издательство: Монолит
  • Год издания: 2009
  • Страниц: 375
  • Формат: PDF
  • Размер: 16,9 Mb

Руководство по ремонту и эксплуатации автобусов Богдан.

Руководство по эксплуатации и ремонту + каталог запасных частей автобусов Богдан с дизельными двигателями Isuzu объемом 4,4/4,6/4,8 л.

  • Автор:
  • Издательство: Монолит
  • Год издания:
  • Страниц: 270
  • Формат:
  • Размер:

Руководство по ремонту и эксплуатации Богдан А-069 с 1998 г.

Руководство по эксплуатации и ремонту автобусов Hyundai County/County Long, Hyundai Real и Богдан А-069 с 1998 года выпуска с дизельным двигателем объемом 4,0 л.

  • Автор:
  • Издательство: Монолит
  • Год издания:
  • Страниц: 194
  • Формат:
  • Размер:

Руководство по ремонту Богдан 2110/2111/2112.

Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2110/2111/2112 и Богдан 2110/2111/2112 с двигателями объемом 1,5/1,6 л.

  • Автор:
  • Издательство: Монолит
  • Год издания:
  • Страниц: 192
  • Формат:
  • Размер:

Руководство по ремонту Богдан 2110/2111/2112.

Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2110/2111/2112 и Богдан 2110/2111/2112 с двигателями объемом 1,5/1,6 л.

  • Автор:
  • Издательство: Монолит
  • Год издания:
  • Страниц: 206
  • Формат:
  • Размер:

Скидки от справочной

При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги

Автомобильная Справочная Служба: автоновости, запчасти в Красноярске для иномарок и отечественных автомобилей, машины в разборках, ремонт автомобилей, адреса и телефоны фирм, доска объявлений, каталоги запчастей, руководства по обслуживанию и ремонту.

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Источник

Автобус Богдан. Руководство по ремонту и эксплуатации. Каталог деталей и сборочных единиц

книга по ремонту

Автомануал по ремонту Богдан в электронном виде. Руководство будет всегда под рукой во время обслуживания и ремонта автомобиля, для этого его достаточно бесплатно скачать на планшет или телефон в формате pdf.

Перед использованием автомануала проверьте соответствие года выпуска и двигателя автомобиля.

Издательство: Монолит

ISBN: 978-932-1672-12-6

Язык: Русский

Страниц: 370

Формат: pdf

Размер: 46,3 Mb

Автобус Богдан. Руководство по ремонту и эксплуатации. Каталог деталей и сборочных единиц

Книга по ремонту Богдан

Эксплуатация любого автомобиля Богдан невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, — каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

Книга по ремонту Богдан содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

Руководство по ремонту Богдан разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта Богдан);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы Богдан).

Любая из процедур ремонта Богдан приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки Богдан высококвалифицированными автомеханиками.

Книга «Автобус Богдан. Руководство по ремонту и эксплуатации. Каталог деталей и сборочных единиц» необходима, чтобы диагностика и ремонт Богдан могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.

Бесплатно скачать руководство по ремонту Богдан Вы можете в формате pdf. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

Автобус Богдан. Руководство по ремонту и эксплуатации. Каталог деталей и сборочных единиц

книга по ремонту Богдан в формате pdf (46,3 Mb)

Источник

Техническое обслуживание Богдан A-064 / A-091 / A-092 / A-301

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
не заводится Isuzu A-301 , неисправности Isuzu A-301 , мануал Isuzu A-301 , manual Isuzu A-301 , схема Isuzu A-301 , характеристики Isuzu A-301 , устройство Isuzu A-301 , ремонт Isuzu A-301 , аккумулятор Isuzu A-301 , не заводится Isuzu A-064 , неисправности Isuzu A-064 , мануал Isuzu A-064 , manual Isuzu A-064 , схема Isuzu A-064 , характеристики Isuzu A-064 , устройство Isuzu A-064 , ремонт Isuzu A-064 , аккумулятор Isuzu A-064 , не заводится Isuzu A-091 , неисправности Isuzu A-091 , мануал Isuzu A-091 , manual Isuzu A-091 , схема Isuzu A-091 , характеристики Isuzu A-091 , устройство Isuzu A-091 , ремонт Isuzu A-091 , аккумулятор Isuzu A-091 , не заводится Isuzu A-092 , неисправности Isuzu A-092 , мануал Isuzu A-092 , manual Isuzu A-092 , схема Isuzu A-092 , характеристики Isuzu A-092 , устройство Isuzu A-092 , ремонт Isuzu A-092 , аккумулятор Isuzu A-092 , не заводится Богдан А-301 , неисправности Богдан А-301 , мануал Богдан А-301 , manual Богдан А-301 , схема Богдан А-301 , характеристики Богдан А-301 , устройство Богдан А-301 , ремонт Богдан А-301 , аккумулятор Богдан А-301 , не заводится Богдан А-092 , неисправности Богдан А-092 , мануал Богдан А-092 , manual Богдан А-092 , схема Богдан А-092 , характеристики Богдан А-092 , устройство Богдан А-092 , ремонт Богдан А-092 , аккумулятор Богдан А-092 , не заводится Богдан А-091 , неисправности Богдан А-091 , мануал Богдан А-091 , manual Богдан А-091 , схема Богдан А-091 , характеристики Богдан А-091 , устройство Богдан А-091 , ремонт Богдан А-091 , аккумулятор Богдан А-091 , не заводится Богдан А-064 , неисправности Богдан А-064 , мануал Богдан А-064 , manual Богдан А-064 , схема Богдан А-064 , характеристики Богдан А-064 , устройство Богдан А-064 , ремонт Богдан А-064 , аккумулятор Богдан А-064

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание автобуса является планово-профилактическим мероприятием, предназначенным для поддержания автобуса в исправном состоянии.

Читайте также:  Ремонт ограничитель хода двери

Периодичность технического обслуживания зависит от пробега автобуса. Соблюдение периодичности и качественное выполнение технического обслуживания в полном объеме – главное условие обеспечения высокой технической готовности, безотказности и продолжительного срока службы автобуса.

Техническое обслуживание автобуса делится на следующие этапы: техническое обслуживание в начальный период эксплуатации и техническое обслуживание в основной период эксплуатации.

В начальный период эксплуатации выполняются следующие виды обслуживания:

  • ежедневное (ЕО);
  • техническое обслуживание в интервале первых 500 – 1000 км пробега (ТО-1000);
  • техническое обслуживание в интервале первых 3000 – 4000 км пробега (ТО-4000).

В основной период эксплуатации выполняются следующие виды обслуживания:

  • ежедневное (ЕО);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2);
  • сезонное техническое обслуживание (СТО).

Основное назначение технических обслуживаний автобуса в начальный период эксплуатации ТО-1000 и ТО-4000 – предупреждение появления неисправностей в начальный период эксплуатации. В этот период происходит интенсивная приработка деталей механизмов, поэтому выполнять работы по техническому обслуживанию необходимо особенно тщательно.

Основным назначением ТО-1, ТО-2 и СТО является обнаружение и предупреждение неисправностей своевременным выполнением контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.

Периодичность технического обслуживания в зависимости от категории условий эксплуатации в основной период.

Категория условий эксплуатации Периодичность технического обслуживания, км пробега
ТО-1 ТО-2 СТО
1 5 000 (4 600 – 5 400) 20 000 (18 800 – 21 200) 40 000
2 4600 (4200 – 5 000) 18400 (16800 – 20 000) 36 800
3 4200 (3800 – 4 600) 16800 (15200 – 18 400) 33 600
4 3800 (3400 – 4 200) 15200 (13600 – 16 800) 30 400
5 3600 (3200 – 4 000) 14400 (12800 – 16 000) 28 800

Перечень работ технического обслуживания

Ежедневное обслуживание

При необходимости помыть автобус сверху и убрать в салоне.

Проверить:

  • состояние зеркал заднего вида, стекол окон, дверей, сидений, подножек, пола;
  • состояние и работу световой и звуковой сигнализации, приборов освещения, стеклоочистителей и омывателей;
  • функционирование отопителей;
  • состояние основания кузова, подвески, рулевых тяг и карданной передачи;
  • состояние привода рулевого управления (герметичность гидропроводов, свободный ход рулевого колеса);
  • герметичность тормозной системы;
  • герметичность привода сцепления, пневмосистемы, системы питания, смазки, охлаждения двигателя, выпуска газов;
  • состояние колес и шин;
  • натяжение приводных тросов;
  • затяжку контргаек рулевой трапеции и контргаек рулевой трапеции и контргаек рычагов пассажирских дверей.

Проверить и довести до нормы:

  • уровень масла в картере двигателя;
  • уровень жидкости в системе охлаждения;
  • уровень жидкости в бачке омывателя.

По завершении работы слить конденсат из ресиверов.

Техническое обслуживание ТО-1000

Выполнить операции ежедневного технического обслуживания.

Проверить:

  • надежность крепления жгутов электропроводки;
  • плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях;
  • состояние регуляторов уровня пола;
  • состояние подшипников ступиц колес;
  • состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин, тормозных дисков.

Подтянуть:

  • масляный фильтр двигателя;
  • выпускные коллекторы;
  • фильтрующий элемент воздушного фильтра в корпусе;
  • фланцы приемных труб глушителя;
  • рычаги тяг привода управления коробкой передач;
  • фланцы карданного вала;
  • тормозные щитки;
  • рулевую сошку;
  • стремянки рессор;
  • штанги направляющих устройств подвески;
  • пневмобаллоны подвески;
  • гайки амортизаторов;
  • гайки колес;
  • пневматические аппараты;
  • клеммы проводов на выводах аккумуляторных батарей;
  • генератор, стартер, фары;
  • брызговики;
  • стеклоочистители;
  • кронштейны зеркал заднего вида;
  • стяжные болты хомутов шлангов на патрубках системы охлаждения и отопления;
  • пассажирские сиденья.

Отрегулировать:

  • натяжение приводных тросов;
  • свободный ход педали сцепления;
  • продольный наклон шкворня;
  • положение подвески относительно кузова;
  • давление в шинах.

Дозаправить и заменить масла согласно таблице смазки.

Техническое обслуживание ТО-4000

Выполнить операции ежедневного технического обслуживания и операции ТО-1000.

Подтянуть:

  • опоры силового агрегата;
  • картер сцепления к двигателю;
  • картер коробки передач;
  • гайку фланца головной передачи;
  • крепление регуляторов уровня пола;
  • пальцы натяжения рулевого колеса.

Отрегулировать:

  • положение педалей тормоза, сцепления и топливопроводов относительно пола; световой поток фар.

Заменить фильтрующие элементы очистки масла и очистки топлива.

Выполнить операции согласно карты смазки.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Вымыть автобус сверху, изнутри и снизу.

Проверить:

  • состояние кузова, его покраску;
  • состояние стекол зеркал заднего вида, состояние номерных знаков;
  • функционирование контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей и омывателей;
  • герметичность системы смазки, системы питания, пневмосистемы, системы охлаждения, трубопроводов гидроусилителя рулевого управления и сцепления;
  • исправность рабочей и стояночной тормозных систем;
  • состояние и действие системы наружного и внутреннего освещения, звуковой и световой сигнализации.

Устранить выявленные неисправности.

Затянуть:

  • гайки колес, коробку передач;
  • насос гидроусилителя рулевого управления;
  • стремянки рессор;
  • штанги направляющих устройств подвески;
  • пневмобаллоны подвески;
  • гайки подвески;
  • топливный бак и топливопроводы;
  • сиденья салона;
  • картер механизма рулевого управления;
  • пальцы рулевых тяг;
  • клеммы генератора и стартера.
Читайте также:  Ремонт кнопок от залипания

Проверить и отрегулировать:

  • состояние и действие привода управления двигателем;
  • схождение передних колес;
  • свободный ход педалей сцепления и тормоза;
  • световой поток фар;
  • давление в шинах.

Довести до нормы:

  • уровень жидкости в системе охлаждения, сцепления и тормозов;
  • уровень электролита в аккумуляторных батареях.

Выполнить смазочные и очистительные работы согласно карты смазки.

Проверить работу агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов автобуса на посту диагностики или на ходу.

Устранить выявленные неисправности.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

При ТО-2 выполняются работы первого технического обслуживания и дополнительно перечисленные ниже работы.

Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы.

Проверить:

  • действие возвратных пружин педали сцепления и рычага вала включения сцепления;
  • состояние и действие механизма переключения передач;
  • герметичность коробки передач;
  • зазор в шарнирах и шлицах карданного вала;
  • герметичность картера главной передачи и ступиц заднего моста;
  • зазор в подшипниках главной передачи;
  • состояние амортизаторов и пневмобаллонов подвески;
  • шплинтование гаек шаровых опор, рулевой сошки, рычагов поворотных кулаков;
  • зазор в шарнирах рулевых тяг;
  • шарниры карданного вала руля;
  • состояние шкворневых соединений (при вывешенных колесах);
  • работоспособность тормозной системы;
  • состояние электропроводки, крепление соединительных колодок, выключателя «массы», привода спидометра, датчиков, фонарей;
  • состояние сидений;
  • действие системы отопления, вентиляции;
  • степень загрязнения аккумуляторных батарей, плотность и уровень электролита;
  • состояние защитных покрытий основания кузова.

Устранить выявленные неисправности.

Подтянуть:

  • опоры крепления двигателя;
  • расширительный бачок системы охлаждения;
  • радиатор системы охлаждения;
  • масляный картер двигателя;
  • фланцы карданного вала;
  • картер рулевого механизма и сошки на валу;
  • тормозные щитки.

Проверить и отрегулировать:

  • необходимые зазоры в системе двигателя;
  • свободный ход толкателя поршня главного цилиндра и свободный ход рычага вилки выключения сцепления;
  • механизм переключения передач;
  • люфт рулевого колеса;
  • подшипники ступиц передних колес;
  • положение педалей сцепления и тормоза;
  • регулятор уровня пола;
  • положение подвески относительно кузова.

Выполнить смазочные и очистительные работы согласно карты смазки.

Проверить работу агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов автобуса на посту диагностики или на ходу.

Устранить выявленные неисправности.

Сезонное техническое обслуживание (СТО)

Сезонное техническое обслуживание используется дважды в год, весной и осенью, при очередном ТО-2. При этом кроме работ, выполняемых при ТО-2, дополнительно выполняются работы перечисленные ниже.

Контрольно-диагностические и регулировочные работы.

Проверить:

  • состояние и работу щиточного узла, подшипников, крепления шпилек и гаек генератора, сняв его с автобуса;
  • один раз в год проверять работу генератора на стенде;
  • состояние подушек двигателя;
  • степень зарядки элементов аккумуляторных батарей под нагрузкой. При необходимости снять батареи для подзарядки и ремонта;
  • состояние тормозных барабанов и дисков, колодок, накладок, пружин (при снятых ступицах);
  • напряжение в сети электропитания при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя;
  • работу электромагнитов.

Подтянуть:

  • отопители;
  • фланцы карданного вала.

Выполнить смазочные и очистительные работы согласно карты смазки, проверить и отрегулировать системы двигателя.

Дозаправить и заменить масла согласно карте смазки.

Сопутствующий и поточный ремонт

Вместе с техническим обслуживанием, при необходимости могут выполняться операции сопутствующего и поточного ремонта.

Во время выполнения сопутсвующего и поточного ремонта возможно замена перечисленных ниже узлов и деталей.

Двигатель и его системы:

  • подушки опор;
  • прокладки фланца входной трубы глушителя, крышек головок цилиндров, поддона картера двигателя;
  • топливный насос высокого давления;
  • форсунки;
  • глушитель и трубы глушителя;
  • приводные ремни (водяного насоса, генератора);
  • сливной кран системы охлаждения.

Карданная передача и задний мост:

  • карданный вал в сборе;
  • фланец ведущей шестерни заднего моста;
  • гайка крепления фланца ведущей шестерни заднего моста.

Рулевое управление:

  • рулевые тяги в сборе;
  • сошка;
  • шаровые пальцы.

Подвеска:

  • амортизаторы;
  • баллоны пневмоподвески;
  • регулятор положения кузова.

Тормоза и ступицы:

  • сальник ступицы колеса;
  • тормозные колодки в сборе;
  • тормозные барабаны в сборе со ступицами;
  • тормозные диски в сборе со ступицами;
  • стяжные пружины;
  • шланги (тормозной системы, системы охлаждения, гидроусилителя);
  • трубопроводы тормозной системы.

Электрооборудование и приборы:

  • генератор, стартер;
  • аккумуляторная батарея;
  • электропроводка;
  • электролампы в приборах освещения и сигнализации;
  • комбинированный переключатель света;
  • оптические элементы фар в сборе;
  • подфарники, задние фонари в сборе;
  • датчики;
  • переключатели и выключатели;
  • блоки предохранителей;
  • элементы осветительной арматуры салона и кабины водителя;
  • стеклоочистители в сборе.

Кузов:

График технического обслуживания и ремонта

Использовать пробег или месяцы (в зависимости от того, что наступит раньше)

Интервалы обслуживания Х 1000 км 1 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100
Месяцы 1 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36 39 42 45 48 51 54 57 60
Двигатель
Моторное масло З З З З З З З З З З
Масляный фильтр З З З З З З З З З З
Топливный фильтр З З З З З
Фильтрующий элемент воздушного фильтра П З П З П З П З П З
Частота вращения в режиме малого газа и ускорения П П П П П
Зазоры в клапанах П Н Н
Сетчатый фильтр то
пливного насоса
П П П П П
Топливный бак и топливопроводы на предмет ослабления соединений и повреждений П П
Растяжения и повреждения приводного ремня П П П П П П П П П П П
Охлаждающая жидкость (этиленгликолевый антифриз) З З
Выхлопные трубы, повреждения и ослабления крепления П П П П П
Система охлаждения П П П П П
Состояние работы двигателя П П П П П П П П П П
Сцепление
Жидкость сцепления З З
Ход педали сцепления и люфт П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П
Трансмиссия
Трансмиссионное масло П П П З П П П З П П
Механизм коробки передач на предмет ослаблений, отливы П П
Трос коробки передач Н Н Н Н Н
Карданный вал
Шарниры и шлицы С С С С З
Ослабление соединений П П П П П П П П П П
Пазы на предмет износа П П
Подшипник и сопутствующие части на предмет ослаблений П П
Центральный подшипник С С С С З
Задняя ось
Масло дифференциального механизма П П П З П П П З П П
Передняя ось
Поворотный шкворень С С С С С С С С С С С С С С С С С С С С З
Рулевое управление
Масло рулевого механизма прямого действия П П П
Усилитель рулевого управления на предмет утечек П П П П П П П П П П
Жидкость усилителя рулевого управления З З
Усилитель рулевого управления на предмет ослаблений и повреждений П П П П П П П П П П
Шарниры и передняя ось на предмет ослаблений П П П П П П П П П П
Механизм рулевого управления на предмет ослаблений и повреждений П П
Ход рулевого колеса П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П
Функционирование рулевого управления П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П
Регулировка колес П П
Шланг усилителя рулевого управления З
Основная тормозная система
Тормозная жидкость П П П П П П П П П П
Тормозную систему на предмет утечек П П П П П П П П П П
Накладку барабанного тормоза и барабаны на предмет износа П П П П П
Дисковые тормозные колодки и диски на предмет износа П П П П П П П П П П
Ход педали тормоза и люфт П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П П
Каналы и шланги на предмет ослаблений соединений и повреждений П П П П П П П П П П
Тросы стояночного тормоза П П П П П П П П П П
Работоспособность стояночного тормоза П П П П П П П П П П
Ход рычага стояночного тормоза П П П П П П П П П П
Прокладки на предмет износа П П
Барабан на предмет износа или повреждения П П
Храповик на предмет износа или повреждений П П
Подвеска
Рессоры на предмет повреждений П П П П П П П П П П
Крепления на предмет ослаблений и повреждений П П П П П П П П П П
Амортизаторы на предмет утечек П П П П П П П П П П
Колеса
Колесные болты и гайки Р Р Р Р Р Р
Колесные диски на предмет повреждений П П П П П
Подшипник втулки на наличие масла З З
Давление и повреждения шин П П П П П П П П П П
Электрооборудование
Плотность электролита аккумуляторной батареи П П П П П П П П П П
Другое
Фары, звуковой сигнал, ветровое стекло, стеклоочистители и омыватели П П П П П П П П П П
Болты и шайбы на шасси и кузове П П П
Читайте также:  Что такое состав работ по ремонту автомобильных дорог

Примечание:
П – проверить, исправить или заменить в случае необходимости.
Н – настроить.
З – заменить.
Р – подтянуть до регламентированного уровня.
С – смазать.

Вязкость масел

При выборе масла важно руководствоваться не только химотологической картой, но и диаграммами вязкости с учетом температуры окружающей среды.

Диаграмма вязкости для вязкости для масел дизельного двигателя

Диаграмма вязкости для трансмиссионных масел

Диаграмма вязкости для масел картера заднего моста

Карта смазки

  1. Система охлаждения двигателя и отопления автобуса.
  2. Система смазки двигателя.
  3. Картер коробки передач.
  4. Главная передача.
  5. Подшипники ступиц заднего моста.
  6. Гидроусилитель рулевого управления.
  7. Шлицы карданного вала, крестовины, подшипник промежуточной опоры карданного вала.
  8. Шкворни поворотных кулаков.
  9. Подшипники ступиц передних колес.

Примечание:
Позиции, обозначенные тонкой окружностью нуждаются в замене смазки, толстой окружностью – в добавлении или смазке.

Источник