Ремонт рулевого маз 500

Ремонт рулевого маз 500

На автомобиле МАЗ -500 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем с отдельным силовым цилиндром.

Рулевой механизм выполнен в виде винта с гайкой с циркулирующими шариками между ними и рейки с зубчатым сектором. Винт установлен в чугунном литом картере на двух конических роликоподшипниках, регулируемых прокладками, установленными под нижней крышкой картера. Над верхним подшипником установлен сальник. На винт надевают гайку; полукруглые винтовые канавки винта и гайки образуют два спиральных канала, заполненных стальными шариками, обработанными с большой точностью. В местах входа и выхода спиральных каналов на поверхности гайки закреплены штампованные, состоящие из двух половинок направляющие желоба, которые образуют замкнутый путь для качения шариков в спиральных каналах. Из-за наличия циркулирующих в спиральных каналах шариков трение скольжения между винтом и гайкой заменено трением качения, что обеспечивает легкое и плавное вращение винта и перемещение по нему гайки.

Рейка, изготовленная на одной из поверхностей гайки, входит в зацепление с зубчатым сектором вала сошки, который лежит в приливах картера и в отъемной боковой крышке на трех игольчатых подшипниках. На наружном конце прилива картера поставлен сальник. В паз внутреннего конца вала сошки входит головка регулировочного винта, ввернутого в крышку и закрепленного контргайкой. С помощью этого винта осуществляется регулировка зацепления сектора с рейкой, имеющих коническое расположение зубьев.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В картере имеются маслозаливное и сливное отверстия с пробками. Картер с рулевым механизмом установлен на левом лонжероне рамы. С валом винта с помощью промея уточного вала с карданными сочленениями соединен рулевой вал, установленный в рулевой колонке, закрепленной в кабине. На верхнем конце рулевого вала крепится рулевое колесо. Такая конструкция рулевого привода дает возможность откидывать кабину, не нарушая его соединений. На шлицах вала закреплена гайкой рулевая сошка, шаровой палец которой соединен с помощью сухарей, поджимаемых пружиной, с корпусом, в котором также установлен между сухарями шаровой палец переднего конца продольной рулевой тяги. Задний конец тяги с помощью сухарей с пружиной, закрепленных пробкой, соединен с шаровым пальцем верхнего рулевого рычага левого поворотного кулака.

Нижний рычаг кулака соединен поперечной тягой с рычагом правого поворотного кулака. Шаровые пальцы рычагов установлены между сухарями с пружинами в наконечниках, навернутых на тяге на резьбе и закрепленных стяжными болтами. Все шаровые шарниры снабжены уплотнителями и смазываются через пресс-масленки.

Гидравлический усилитель состоит из лопастного насоса, распределителя с золотником управления и силового цилиндра. Гидравлический лопастной насос установлен на левой стороне двигателя и приводится в действие от шкива коленчатого вала ременной передачей. Устройство и принцип действия насоса аналогичны устройству и принципу действия насоса, рассмотренного выше.

Корпус распределителя управления и силовой цилиндр навернуты на резьбе на корпус шарниров шаровых пальцев сошки и продольной тяги и соединены в один агрегат. К каналам корпуса распределителя управления присоединены нагнетательный и сливной маслопроводы от насоса и трубки от обеих полостей силового цилиндра. Наружный конец штока поршня присоединен на резиновой втулке к кронштейну рамы и закрыт уплотняющим резиновым чехлом. Действие рулевого усилителя аналогично рассмотренному ранее.

Для автомобилей КрАЗ новых моделей разработана конструкция рулевого управления с гидравлическим усилителем, аналогичная конструкции рулевого управления автомобиля МАЗ -500.

Рулевой механизм выполнен в виде винта (рис. 2) с гайкой с циркулирующими шариками между ними и рейки с сектором, установленных на подшипниках в картере, закрепленном на левом лонжероне рамы. Регулировка конических подшипников винта осуществляется прокладками, установленными под верхней крышкой картера, а регулировка зацепления рейки с сектором — винтом, завернутым в боковой прилив картера.

Гидравлический усилитель, состоящий из лопастного насоса, распределителя управления и силового цилиндра, имеет устройство и принцип действия, аналогичные устройству и принципу действия гидроусилителя автомобиля МАЗ -500.

Корпус распределителя и силовой цилиндр соединены с корпусом шарниров пальцев рулевой сошки и продольной рулевой тяги и представляют собой один агрегат. Наружный конец штока поршня силового цилиндра соединен своей головкой на резиновой втулке с кронштейном рамы автомобиля.

Читайте также:  Чем отличается текущий ремонт от технического обслуживания

Источник

Неисправности рулевого управления МАЗ и способы их устранения

Таблица 12. Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения

Рулевое управление в целом

Увеличение усилия и появление рывков на рулевом колесе (особенно при повороте колес на месте)

Резкое увеличение усилия на рулевом колесе при повороте управляемых колес на месте и в движении

Неудовлетворительная управляемость автомобилем при движении по прямой

Рулевой механизм

Повышенный угловой люфт входного вала

Течь масла по манжетам входного вала и вала сектора

Люфт в соединении входного вала и винта с торсионом

Насос рулевого гидроусилителя с клапаном расхода и давления

Насос не обеспечивает подачу масла в гидросистему

Насос не развивает требуемого давления

Люфт в соединении шкива с подвижным кронштейном

Течь масла по манжете вала насоса

Течь масла по соединению крышки и корпуса

Силовой цилиндр

Внутренняя утечка масла по поршню

Течь масла по уплотнителю штока

Люфт в сферическом подшипнике

Люфт в шарнире наконечника

Люфт в соединении штока с наконечником

Масляный бак

Течь масла из-под крышки

Рулевая колонка

Люфт в соединении рулевого колеса с входным валом

Тугое вращение входного вала

Затруднено вращение винтапри регулировке колонки по высоте

Люфт в соединении рычага корпуса с кронштейном

Люфт в соединении рычага корпуса с пластинами

Источник

Ремонт рулевого маз 500

Регулировка рулевого управления МАЗ-500

В связи с приработкой деталей рулевого механизма и рулевой колонки, а также шарниров рулевых тяг и гидроусилителя и их креплений в процессе эксплуатации следует периодически проверять свободный ход рулевого колеса. Проверка должна проводиться с помощью приспособления для проверки свободного хода рулевого колеса при каждом обслуживании ТО-1.

Проверку свободного хода следует производить при работающем двигателе (при числе оборотов, превышающем по крайней мере на 25% число оборотов холостого хода), так как при неработающем двигателе предусмотренный зазор шарового пальца рулевой сошки в корпусе распределителя не позволит установить действительную величину свободного хода рулевого колеса.
Порядок проверки свободного хода рулевого колеса следующий:

1) установить передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;

2) повернуть рулевое колесо в левую сторону, чтобы устранить свободный ход, не нарушая положения передних колес;

3) в этом положении установить на рулевую колонку приспособление для проверки свободного хода рулевого колеса, а на рулевое колесо стрелку так, чтобы она была совмещена с нулевым делением шкалы приспособления;

4) повернуть рулевое колесо в правую сторону на величину свободного хода, не нарушая при этом положения передних колес, и по шкале приспособления определить величину свободного хода рулевого колеса, которая не должна превышать 10°.

Повышенный свободный ход рулевого колеса может вызываться увеличенными зазорами в сочленениях рулевого привода. Поэтому, прежде чем регулировать рулевой механизм, следует проверить и подтянуть крепление рулевого механизма к кронштейну рамы, крепление сошки на валу сектора и вилок шарнира на винте и валу рулевой колонки, крепление рулевой колонки в кабине, проверить состояние шарнирных соединений рулевых тяг и гидроусилителя и крепление головки штока гидроусилителя к раме автомобиля, а также регулировку подшипников ступиц передних колес.

Если подтягивание креплений и регулировка зазоров в шарнирных соединениях рулевого привода не привели к уменьшению свободного хода рулевого колеса, следует приступить к регулировке рулевого механизма.

Рулевой механизм имеет две регулировки: регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора с гайкой-рейкой.

Как правило,, проверку регулировки подшипников достаточно производить при сезонном обслуживании, так как она связана с необходимостью слива смазки из картера. Однако если во время эксплуатации автомобиля обнаружатся признаки отсутствия натяга подшипников (осевое перемещение винта относительно картера рулевого механизма, подтекание смазки по уплотнению нижней крышки картера), необходимо немедленно отрегулировать подшипники.

Регулировку надо проводить в следующем порядке:

1) установить передние колеса автомобиля в положение, соответствующее движению по прямой;

2) слить смазку из картера;

3) отсоединить гидроусилитель от сошки;

4) отсоединить вилку шарнира от винта рулевого механизма;

5) ослабить контргайку и повернуть регулировочный винт 27 <рис. 86) против часовой стрелки на 1,0—1,5 оборота, чтобы

снять с подшипников винта рулевого механизма нагрузку, создаваемую плотным зацеплением сектора 8 с гайкой-рейкой 7;

6) установить величину зазора в подшипниках 14 путем замера осевого перемещения винта 15 при покачивании сошки 2 рукой; замер перемещения винта лучше всего производить с помощью индикатора;

7) отвернуть болты крепления нижней крышки, снять крышку 12 и удалить часть прокладок 10, суммарная толщина которых должна быть равной замеренному осевому перемещению винта. Установить крышку 12 и оставленные прокладки 10 на место и, покачивая сошку 2, проверить отсутствие перемещения винта 15;

8) если при первом удалении прокладок зазор в подшипниках не устранен, снять дополнительно нужное количество прокладок;

9) соединить вилку шарнира с винтом рулевого механизма и проверить с помошью пружинного динамометра (безмена) усилие на ободе рулевого колеса; при правильно отрегулированных подшипниках усилие, необходимое для поворота рулевого колеса около среднего положения, должно быть в пределах 0,3—-0,6 кГ.

Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой зазор регулировочного винта 27 в валу сектора. Этот зазор не должен превышать 0,1 мм. Величину зазора можно проверить с помощью индикатора при покачивании сектора вдоль оси.

Если осевой зазор больше допустимого, необходимо рулевой механизм снять с автомобиля, затем снять боковую крышку и вынуть сектор. Удалить сварку на запорной гайке и, ввертывая ее, довести осевой зазор регулировочного винта до 0,06 мм. Винт при этом должен вращаться свободно. Чтобы застопорить гайку, ее приваривают к сектору в одной точке диаметром 4 мм.

Если осевой зазор регулировочного винта не превышает 0,1 мм, следует приступить к регулировке зацепления. Регулировку зацепления необходимо производить в следующем порядке:

1) вращать регулировочный винт 27 по часовой стрелке до упора, чтобы зазор в зацеплении был доведен до нуля;

2) измерить с помощью пружинного динамометра усилие на ободе рулевого колеса, необходимое для поворота его около среднего положения; это усилие должно быть в пределах 1— 1,5 кГ. .

В случае необходимости, вращая регулировочный винт, довести усилие до указанной выше величины. При этом свободный ход рулевого колеса, замеренный с помощью приспособления, не должен превышать 8° при неподвижной сошке 2. Законтрить регулировочный винт и присоединить гидроусилитель к сошке.
После окончания регулировок необходимо окончательно проверить свободный ход рулевого колеса при работающем двигателе. При правильно отрегулированном рулевом управлении усилие на ободе рулевого колеса в случае поворота колес нена-груженного автомобиля не превышает 20 кГ.

Источник

Рулевое МАЗ: о принципе работы и ремонте

Белорусские автомобили МАЗ отличаются повышенной проходимостью и грузоподъемностью.

Преодолевая ежедневно огромные расстояния и колоссальные нагрузки, системы современных грузовиков должны всегда работать исправно.

Поэтому рулевое обеспечивает безопасное вождение машины даже в сложных условиях эксплуатации.

Конструкция рулевого МАЗ

Самые главные системы рулевого МАЗ – это рулевая колонка МАЗ телескопического типа, гидроусилитель МАЗ.

Также в работе механизма участвуют и:

  • Наконечник силового цилиндра МАЗ;
  • Рулевая колонка МАЗ;
  • Руль МАЗ;
  • Тормозной барабан МАЗ;
  • Тяги МАЗ (продольная, поперечная);
  • Балка оси МАЗ (передняя).

Гидроусилитель МАЗ снижает затрачиваемую силу для поворота руля. Так улучшается маневренность автомобиля, уменьшается нагрузка на колеса.

В систему механизмов гидроусилителя МАЗ входят также и нагнетательный насос МАЗ, силовой цилиндр МАЗ, бачок МАЗ, система для распределения рабочей жидкости.

Рассмотрим более подробно назначение деталей.

Начнем с нагнетательного насоса МАЗ. Деталь создает оптимальный уровень давления в гидроусилителе. В свою очередь ремень «включает» механизм.

Силовой цилиндр состоит из нескольких деталей — из поршня, штока.

К поверхности цилиндра МАЗ крепится распределитель с рулевой сошкой.

Принцип работы рулевого МАЗ

Сначала нагнетательный насос переносит давление в гидроусилителе. При движении по прямой линии гидроусилитель работает вхолостую.

Нагнетательным насосом МАЗ в бачок расширительный поступает жидкость. При повороте колеса движется золотник МАЗ. Благодаря данному механизму в полости силового цилиндра попадает жидкость.

Далее жидкость снимается в бачок.

Как только увеличивается угол поворота руля, диаметр канала расширителя также увеличивается. Таким образом на рулевую рейку МАЗ передается большее воздействие.

Далее оно поступает на тяги МАЗ, улучшая поворот колес грузовика.

Наконечник силового цилиндра МАЗ

При поэтапном вращении колеса приводится в действие рулевое, затем сошка, далее золотник. После этого начинает работать поршень.

В свою очередь наконечник силового цилиндра МАЗ передает усилие к тяге МАЗ от цилиндра силового.

Так воздействие оказывается на рычаге. Далее на цапфе и поперечной тяге.

Ремонт рулевого МАЗ

Более подробно мы писали здесь о поломках гидроусилителя МАЗ. Однако мы обратим ваше внимание на неисправности следующих узлов:

Если вышел из строя золотник МАЗ, лучше всего купить новый в сборе (в комплектации должен присутствовать корпус). Но если вы захотите восстановить деталь, используйте шлифовку задней, передней шейки. Также используйте хромирование.

В некоторых случаях деталь обрабатывают специальной пастой ГОИ.

  • Шток МАЗ (от силового цилиндра).

Ломается крайне редко за счет прочной конструкции. Тем не менее, из-за повышенных нагрузок возникают повреждения на резьбе.

В этом случае вам поможет шлифовка. После обработки поверхности необходимо нанести новую резьбу. Если же шлифовку выполнить нельзя, покупайте новый шток МАЗ. Заказ можно сделать в нашем магазине.

Изнашивается рабочая поверхность. Хонингование поможет избавиться от незначительных повреждений.

Запомните – если на цилиндре, штоке или же золотнике обнаружены сильные повреждения, глубокие царапины, приобретайте новые запчасти МАЗ.

Не рискуйте, ведь повторная поломка механизма может возникнуть в самый неподходящий момент.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector
Причина неисправности Способы устранения
Недостаточное натяжение ремней привода насоса Отрегулировать натяжение ремней
Пониженный уровень масла в бачке Долить масло до необходимого уровня
Попадание посторонних частиц под шарик или между плунжером и корпусом клапана расхода давления Не снимая клапана расхода и давления с наcoca, отвернуть пробку и извлечь плунжер для очистки всех деталей
Пониженный уровень масла в бачке Долить масло до необходимого уровня
Ослабление крепления стремянок рессор Затянуть гайки крепления стремянок рессор
Ослабление крепления накладного ушка рессоры Затянуть гайку пальца и стремянку крепления ушка
Люфт в шарнирах рулевых тяг и силового цилиндра Отрегулировать зазоры в шарнирах
Нарушена регулировка схождения управляемых колес Отрегулировать схождение колес
Повышенный люфт входного вала рулевого механизма Отрегулировать натяг подшипников и зацепление гайки-рейки с сектором
Повышение силы трения в месте контакта трубы карданного вала с уплотнителем кабины Смазать трубы в месте контакта с уплотнителем
Заедание карданного вала рулевой колонки из-за деформации и износа резиновых подушек передней опоры кабины Заменить резиновые подушки передней опоры кабины
Нарушена регулировка подшипников винта и зазор в зацеплении Отрегулировать натяг подшипников и зацепление гайки-рейки с сектором
Повышенный износ винтовой канавки гайки-рейки и винта Заменить комплект винт с гайкой-рейкой и шариками в сборе
Повышенный осевой люфт входного вала Отрегулировать натяг подшипников входного вала
Попадание посторонних частиц под рабочую кромку манжеты Снять крышку и удалить посторонние частицы с рабочей кромки манжеты
Повреждение рабочей кромки манжеты Заменить манжету
Недостаточный натяг манжеты по наружному диаметру Заменить манжету или крышку, если повреждено гнездо под манжету
Коррозия входного вала и вала сектора в месте контакта с манжетой Зачистить входной вал и вал сектора
Недостаточный натяг и смятие штифта Установить штифт большего диаметра (при необходимости по-новому просверлить отверстия)
Износ шлицев ступицы шкива Заменить ступицу
Износ вала насоса Заменить насос
Повышенная выработка корпуса насоса в месте контакта с шестернями Заменить насос
Зависание плунжера в открытом положении Извлечь плунжер, произвести зачистку рабочих поверхностей плунжера и корпуса
Уменьшение давления срабатывания предохранительного клапана Отрегулировать предохранительный клапан
Повышенный износ подшипников Заменить подшипники
Износ рабочей кромки манжеты Заменить манжету
Износ вала насоса в месте контакта с манжетой Заменить насос
Повреждение уплотнительной манжеты Заменить уплотнительную манжету
Повреждено фторопластовое кольцо Заменить фторопластовое кольцо
Люфт в соединении поршня со штоком Затянуть гайку крепления поршня
Износ рабочей кромки манжеты Заменить манжету
Износ защитого поверхностного слоя штока Заменить шток
Износ внутреннего и наружного кольца Заменить подшипник
Износ сухарей и шарового пальца Отрегулировать зазор в шарнире (при необходимости заменить изношенные детали)
Не затянута гайка стяжного болта Затянуть гайку стяжного болта
Повышенный уровень масла в баке Слить масло до уровня по указателю
Не затянута гайка крепления крышки Затянуть гайку
Повреждена уплотнительная манжета Заменить манжету
Деформирована рабочая кромка корпуса Произвести рихтовку и зачистку рабочей кромки
Ослабла затяжка гайки крепления Затянуть гайку
Недостаточный зазор между входным валом и подшипником скольжения Обеспечить необходимый зазор в соединении
Радиальное смещение кожуха относительно корпуса Устранить смещение
Ослабла затяжка гайки оси Затянуть гайку, обеспечить при этом вращение от руки винта регулировки колонки по углу наклона