Меню

Ремонт орловских часов с боем



LiveInternetLiveInternet

Видео

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Описание ремонта настольных ОЧЗ

Что такое ОЧЗ – это часы выпуска первого квартала 1961 года, изготовленные на Орловском часовом заводе по ГОСТу – 58 года. Механизм работает на четырех камнях, ну не весь механизм, а только баланс, точнее его ось.

На каждую цапфу приходится по паре камней, один сквозной выполняющий роль подшипника, другой плоский опорный. Каждая пара впрессована внутри винта- втулки, который вкручивается в платину механизма и позволяет регулировать зазор оси баланса между опорными камнями.

Можно сказать, что конструкция этих настольных часов до «безобразия» проста и имеет классический пример часового механизма. Все очень просто, использован механизм будильника этого же завода изготовителя. Исключен механизм боя, а остальная конструкция оставлена.

Колесо заводное с пружиной (двигатель), центральное, промежуточное, секундное, анкерное, четыре классических колеса (ангренаж). Следующий узел, анкерная вилка, имеющая штифтовой спуск и баланс (маятник).

Все это я, конечно, разобрал до последней гаечки, отмыл и отчистил каждую деталь от старой смазки, устранил дефекты, в некоторых отверстиях платин была элепсообразная выработка, там, где вращаются оси колес.

Детали механизма готовы к сборке, что я и сделал. При сборке нужно аккуратно ставить баланс на свое место, в те самые винт-втулки, в которых находятся сквозные и опорные камни не сломав цапфы оси. Ну и конечно же в процессе сборки не забываю положить смазку в нужные места.

Механизм собран, установлен в корпус, часы готовы к эксплуатации, но сначала контроль на суточную точность хода в течение 3-5 дней с регулировкой. Что можно сказать про сами часы, через 50 с лишним лет эксплуатации, старенькие, но крепенькие, технология изготовления соблюдена, судя по состоянию механизма.

Хочу сказать несколько слов о точности механических часов, выше описанный пример имеет 2 класс точности.

Когда только появились первые механические часы, вытесняя солнечные и песочные, они стали символом высокой точности измерения времени, с тех пор за ними укрепился образ и символ времени вообще.

Сегодня механические часы по-прежнему используются для определения времени, однако их точность оставляет желать лучшего. Так, часы первого класса точности дают погрешность в +40 или -20 секунд каждые сутки, чего вполне достаточно для бытовых потребностей.

Часы низшего класса точности дают большую погрешность. Производитель обязан указать максимальные отклонения, как в большую, так и меньшую стороны. Если часы начинают сильно запаздывать, или наоборот спешить, это уже достаточный повод, чтобы обратиться за их ремонтом в часовую мастерскую.

Обычно причинами сбоя в работе часового механизма является его засорение, высыхание смазки, естественные процессы старения и износа, попадание влаги, нерегулярный завод или чрезмерное скручивание заводного механизма.

В связи со снижающейся точностью хода механических устройств по сравнению с другими доступными часами, механические становятся скорее символом престижа и статуса, чем действительно необходимым инструментом измерения времени.

Механические часы требует регулярного подзавода, если они не снабжены автоподзаводом. В противоположность бытующему мнению, такая система не только не снижает точность хода, а наоборот повышает его, т.к. пружина все время находится в состоянии близком к полностью заведенному, при этом перенапряжения в ней не бывает.

Наконец, постоянный завод приводит к износу заводной головки часов, образованию между нею и корпусом зазора, через который в механизм попадает влага, пыль и загрязнение. Тем не менее, на автоподзавод не следует рассчитывать, если вести малоподвижный образ жизни (актуально для офисных сотрудников). С уважением Николай специалист по ремонту часов.

Как и кто ремонтирует часы и советы по их эксплуатации

Источник

Старинные настенные часы и тайны их ремонта. Часть 4, заключительная.

Пришло время завершить рассказ о том, как можно сделать ремонт старых и даже старинных часов с боем. Такой метод ремонта может быть применён не только настенным часам, как у меня, но и крупным механизмам напольных, каминных, настольных и прочим часам, которые ещё в немалом количестве остались у любителей старины.
Но ещё раз предостерегаю Вас, если есть возможность отдать их на ремонт настоящему часовщику, не пытайтесь делать это самостоятельно. Кроме тех работ, которые я Вам показал на примере своего механизма, есть ещё очень много подводных камней, проходя через которые, можно совсем лишиться того, что имеете. Моя любимая пословица в этой области — Лучшее — враг хорошего! Браться за такую работу нужно имея нужный инструментарий, руки, заточенные на работу с мелкими деталями, опыт, полученный не по книжкам или интернету, а на подобных работах, и умение разобраться со взаимодействием работы сложных механизмов. Поверьте, все старинные механизмы имеют свои особенности и многие отличия друг от друга. И главное — не спешить. Лучше растяните эту работу на пол-года, чем с лёту натворить такого, что уже не исправить. Да, и растянуть удовольствие от прикосновения к работе сто-летнего или более древнего механизма, тоже неплохо.
Если всё прошло гладко и оба механизма (часов и боя) легко прокручиваются, пора заняться маятниковым механизмом. Весь смысл и предназначение механизма часов сводится к тому, чтобы часовая стрелка крутилась по циферблату с определённой скоростью и указывала время.
Да, не осудят меня читатели, постигшие эту науку ранее, коротко расскажу принцип работы часового механизма.
Первые часы имели всего одну стрелку — часовую. Затем к ней добавили вторую — минутную. Но скорость их вращения должна быть плавной и постоянной. За это отвечает маятник. Не вдаваясь в теорию глубоко, скажу просто — от его длинны зависит как часто он будет качаться. Весь часовой механизм работает на то, чтобы предать маятнику импульс-толчок, чтобы он не останавливался.

Читайте также:  Ремонт с чего начинать если потолок натяжной

А стрелки вращаются по ходу этого действа на оси одного из колёс — минутного (центрального). После него идут ещё два — промежуточное и анкерное. Анкерное колесо вращается с самой большой скоростью во всём механизме часов. Оно имеет специальную форму зубьев, которые попеременно ударяют по скобе маятникового механизма.

В самых простых часах, маятник жёстко закреплён на оси скобы и, отклоняясь в сторону, он переводит скобу в положение, при котором её загнутый конец освобождает зуб анкерного колеса, в который он упирался, и колесо поворачивается до момента встречи другого зуба с загнутым концом другой стороны скобы. При ударе о зуб, на скобу передаётся импульс, который подталкивает маятник и отклоняет его в противоположную сторону. Конец скобы снова ударяется о зуб, и всё повторяется.

Маятник с каждым ударом о зуб каждой стороной скобы слегка подталкивается и продолжает качаться не останавливаясь. Так работают часы типа » Ходики » с коротким маятником и суточным заводом. В подобных моим часах, которые от одного завода пружины работают целую неделю, маятник имеет намного большую длину, и амплитуда их движения намного меньше. Период его колебаний намного больший, а импульс, передаваемый на маятник, совсем слабый. Чтобы он не останавливался была придумана простая деталь с мудрёным названием Пендельфельдер . У нас тоже есть похожее слово пендель , и получить его, значит ощутить удар по месту, где спина плавно переходит к ногам.
Pendelfelder переводится с немецкого, как — осциллирующие поля или для часов это — пружина маятника. В таких часах маятник подвешен отдельно от скобы и выше её оси — на верхнюю платину механизма через этот самый Пендельфельдер.

А скоба связана поводком с вилкой, которая раскачивает сам маятник. Из за разницы точки подвеса и точки изгиба в пендельфельдере, маятник при отклонении укорачивает свою длину относительно начала движения из нижней точки. Изгиб происходит в точке 1/3 от верхнего крепления пендельфельдера и, чем дадьше он отклоняется, тем больше укорачивается его длина. Эффект тот же, что на качелях при самостоятельном раскачивании — при движении вниз мы приседаем, а проходя нижнюю точку- поднимаемся. А скоба и поводок просто помогают маятнику поддерживать движение. Он создает опережение хода и частично компенсирует отставание из за трения и прочих факторов, тормозящих движение.

Читайте также:  Ремонт коридора цвет стен

Внешне — пендельфельдер это плоская пружина, подобранная для непрерывного движения маятника и изгибающегося в нужной точке (1/3 сверху от его длины). Он может быть одинарным, но чаще его делают двойным — две пружинки, разнесённые друг от друга для устойчивости диска маятника от поворота на оси его крепления. Пендельфельдер крепится к платине через прорезь во втулке с поперечным пропилом и штифтом. Мой пендельфельдер оказался немного испорченным, он помят и в его средней части начала появляться трещинка. Он может быть сделан самостоятельно из тонкого упругого металла — стали, фольги из прокатанной латуни или меди. Неплохо получается из лезвия бритвы, если больше не из чего, но её трудно резать. Можно слегка нагреть до цвета побежалости, она станет мягче, сохраняя упругость. Раньше у меня была тонкая упругая фольга из латуни, и я делал эту деталь из неё. Я не нашёл ничего подходящего и обратился к старым друзьям-часовщикам. Они мне дали готовый пендельфельдер из стальных полосок. Пришлось только рассверлить отверстия для моих родных осей.
Внесу правку в текст. В комментарии мне подсказали, что мой пендельфендер короче, чем нужно. Он должен быть такой длины, чтобы трезуб на подвесе маятника был ниже вилки поводка. Буду переделывать, как только найду подходящий материал.

Скоба маятникового механизма одной стороной своей оси входит в отверстие на нижней (передней) платине, а вторая сделана подвижной для точной регулировке её положения относительно анкерного колеса. Она накладная с пазами для винтов и её можно двигать перед их затягиванием.

Нужно добиться, чтобы при совсем небольшом заводе пружины, всего два-три щелчка храпового колеса, анкерное колесо перескакивало с зуба на зуб , не давая ему прокручиваться и входя внутрь зуба немного больше, чем на половину глубины ( или высоты зуба, как Вам больше нравится). При этом вилка маятника должна в средней точке от амплитуды находиться ровно вертикально. Это будет нижняя точка маятника. Делается это поворотом вилки относительно скобы. Можно надавливать на вилку в нужную сторону при скобе, упёршейся в анкерное колесо. Она провернётся и останется в этом положении.

Можно так же немного прокручивать втулку крепления пендельфендера, но это уже совсем тонкая настройка, чтобы выровнять корпус часов по вертикали, не трогая скобу. Лучше, если он останется в ровно вертикальном положении.
Таким образом, механизм часов с боем доведен до рабочего состояния. Остаётся совсем немного, и можно вставлять его в корпус. осталось только поставить на место вексельное и часовое колёса.

Вексельное колесо стопорится от соскакивания со своей оси проволочной скобой, а часовое надевается на ось центрального колеса выше минутного триба. Не забываем смазать обе оси.
Немного отвлекусь на смазку. Наши часовщики открыли мне «страшный секрет». Они последние годы смазывают крупногабаритные механизмы и будильники жидким глицериновым маслом. А особенно хорошо с ним работает пружина. Она легко проскальзывает по своим виткам и не чернеет, что происходит с обычным маслом при трении стали о сталь. Оси колёс тоже с ним хорошо работают. Берите на заметку. Ведь его можно использовать не только в часах. Хорошо, что я ещё не смазал пружины. Смажу глицериновым маслом , да, и на остальные оси его подам. Где легко достать кисточкой, промою сначала бензином. И продую клизмой! Самый лучший для этого инструмент, первый друг часовщика.

Ставлю на место циферблат и закрепляю своими штифтами. Можно ставить стрелки. Прокручиваю минутную ось до щелчка срабатывания боя. Если часы отбивают время, считаю удары, если пробьёт один удар, нажимаю на спусковую скобу и считаю удары молоточка. Ставлю часовую стрелку на количество пробитых часов, а минутную в верхнее положение. Её отверстие имеет квадратное сечение, и она окажется немного сдвинутой после «0» («12»). Прокручиваю минутную до «6», Часы должны пробить один удар. Снова прокручиваю до «0», но немного не дохожу до спуска. Оставляю часы самим дойти до щелчка. Сразу останавливаю маятник и поправляю часовую стрелку, она должна смотреть ровно на нужную цифру.
Я пока остановлюсь на этапе до корпуса. Мне ещё предстоит его отреставрировать. А дальнейшие шаги такие:
Вешаем часы на стену, заводим пружину до середины завода (примерно), толкаем маятник и слушаем ход. Регулируем по звуку. Тиканье должно быть ровным. Двигаем низ корпуса по влево-вправо до чистого звука «тик — так». Выравниваем его до максимально одинакового в обе стороны маятника. Это и будет рабочая точка механизма. Проверяем корпус по вертикали с помощью строительного уровня. Если он сдвинут, можно подрегулировать поворотом верхнего крепления пендельфельдера. Если уход от вертикали большой, придётся подкручивать скобу. С первого раза всё получится едва ли, но в конце концов справитесь.
Далее нужно поставить точное время и подождать несколько часов. Проверяем время. Если минутная стрелка заметно отстала, укорачиваем маятник, накручивая круглую гайку под диском. Если ушла вперёд, удлиняем, откручивая гайку и оттягивая диск вниз. Так может понадобиться сделать не один раз. Затем удлиняем время проверки до суток, и снова регулируем. Точность хода немного «гуляет». На полном заводе часы слегка спешат, в конце — отстают. Через неделю Вы поймёт примерную среднюю точность хода часов. Постепенно регулируя, можно добиться приемлемого значения. Не старайтесь слишком усердствовать. Нашим предкам не требовалась слишком большая точность. Отставание на минуту и даже больше за пару дней — была высокая точность хода.

Читайте также:  Ремонт коробки передач нивы 2131

Когда через несколько лет Вы заметите, что точность хода значительно ухудшилась, нужно сделать часам профилактику — промыть механизм и заново смазать. Это можно сделать и без полной разборки.

Желаю Вашим часам долгой работы и хорошей точности, а Вам как можно дольше наблюдать за их работой.

Подписывайтесь и оценивайте, комментируйте и задавайте вопросы. Делитесь в соц. сетях. Если заметите неточность или ошибку, сообщайте.

Источник

Ремонт настенных часов с боем «ПРОЯНС» на механизме ОЧЗ.

Орловский часовой завод (сокращенное название — ОАО «Янтарь») – легендарное российское предприятие часовой промышленности, производитель крупногабаритных часов с механическими и кварцевыми механизмами и электронными компонентами. Среди выпускаемой продукции — знаменитые будильники Янтарь, настенные маятниковые часы с боем, шахматные часы, кварцевые будильники, а также напольные часы. На сегодняшний день банкрот 🙁

В советское время часов выпускали очень много и высокого качества. Китаю до сих пор далеко до такого качества, хотя сейчас главное продать и все.

Вынимаем механизм из корпуса, снимаем стрелки, циферблат.

Механизм давно не обслуживался.

Так как механизм давно не обслуживался в отверстиях платы появилась выработка. Это старая смазка и пыль, прекрасный абразив.

Разбираем механизм боя.

Приносите часы в ремонт не реже чем через 5 лет эксплуатации.

Детали механизма вымыты, приступаем к осмотру.

Отверстие стало овальным, зацепление колес нарушено. Требуется восстановление отверстия.

Ось колеса тоже выработана, требуется полировка оси. Размер оси не одинаковый (внизу)

Для восстановления отверстия, рассверлим его.

Изготовим новый футор.

И установим его. Футор устанавливается в натяг с помощью пресса.

Проверка посадки колеса.

Футора изготовлены и установлены в обе платы. Теперь колесо не смещается.

Дефекты устранены, колесная система собрана.

Вычещенные и смазанные барабаны занимают своё место.

Устанавливаем скобу, проверяем зацепление и работу механизма боя.

Устанавливаем циферблат и срелки, и монтируем механизм в корпус. Часы готовы!

Спасибо за внимание, до встречи!

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник