Меню

Ремонт храпового механизма ключа



Ремонт и калибровка динамометрического ключа

В этой статье автор расскажет о том, как он отремонтировал и откалибровал свой динамометрический ключ, который перестал работать.

Однажды автор обнаружил, что его динамометрический ключ больше не «щелкает». Сломалась трещотка. Он срезал болт. Так как ключ стоил довольно дешево в магазине автозапчастей, не было смысла отправлять его на «гарантийное обслуживание». Поэтому мастер решил разобрать его, чтобы посмотреть внутреннее устройство и выяснить, как он работает, и попытаться отремонтировать.
Ремонт оказался даже проще, чем он ожидал, и теперь его ключ снова полностью функционален.

Шаг 1: гаечный ключ

Как можно видеть, это динамометрический ключ. Просто поверните ручку, чтобы установить необходимое усилие, которое выгравировано на рукоятке. Чтобы случайно не сбить регулировку, пока вы что-то затягиваете, на конце есть ручка, которая завинчивается, чтобы зафиксировать регулировку.

С помощью переключателя, храповик возвращается обратно, как обычный гаечный ключ с храповым механизмом, но щелчок действует только в направлении затягивания.

Этот ключ должен работать следующим образом: установите нужное усилие, поворачивая ручку до тех пор, пока гравировка на ручке не будет соответствовать вашим требованиям. Поверните ручку на конце, чтобы зафиксировать эту регулировку. Затем поместите головку на гайку и затяните болт / гайку, пока гаечный ключ не щелкнет.

Поскольку это «прецизионное» измерительное устройство, его следует использовать только для измерения усилия и затягивания до необходимого момента силы. То есть необходимо предварительно затянуть гайку / болт вручную, с помощью другого инструмента с храповым механизмом или гайковертом.

Принцип его работы довольно прост: головка с храповым механизмом соединяется с рычагом, удерживаемым на месте с помощью подшипника, опирающегося на выемку на этом рычаге под давлением пружины. Чем выше это давление, тем выше усилие, необходимое для преодоления сопротивления, исходящего от подшипника, выходящего из выемки. Как только это усилие достигнуто, рычаг «вырывается», «щелкая» по другой стороне основного корпуса гаечного ключа.

Шаг 2: Разборка


Для разборки необходимо ослабить фиксирующую ручку и выкрутить регулировочную часть рукоятки до тех пор, пока пружина не ослабнет.
Затем удалите калибровочную контргайку, которая находится на конце ручки. Это большая гайка, которая ввинчивается в калибровочную втулку, которая, в свою очередь, ввинчивается в рукоятку.

Шаг 3: Разборка Часть 2

Снимите калибровочную втулку с ручки. Втулка представляет собой металлический цилиндр с тонкой резьбой, с одним закрытым концом, который соединяется с поршнем, который оказывает давление на пружину.

Ввинчивая больше / меньше его в ручку, ключ можно откалибровать. Это работает путем регулировки натяжения пружины без регулировки самой ручки. В этой части также имеются отверстия для штифтов, которые работают с узлом ручки блокировки.

Чтобы снять калибровочную втулку с рукоятки, открутите ее, медленно поворачивая рукоятку до более высокого значения усилия ключа.

Поворот ручки должен позволить открутить гильзу, блокирующий узел может помешать этому, поэтому мы поворачиваем ручку. Не снимайте эту часть, если на пружине НЕТ давления; иначе вывалится пружина и всё, на что она давит.

Шаг 4: Разборка Часть 3




Теперь снимите ручку блокировки и весь узел регулировки с корпуса гаечного ключа. Как видно на рисунке, ручка блокировки, калибровочная втулка и поршень, предназначены для перемещения вверх и вниз вдоль прорези в корпусе гаечного ключа. Есть штифт, который удерживает поршень на месте, удерживая его от перекручивания и вытягивания. Сама ручка удерживает штифт на месте при нормальной работе.

Чтобы это разобрать, необходимо снять ручку. В поршне есть винт, который удерживает ручку блокировки от полного отвинчивания. Это также предотвращает выпадение штифтов, находящихся в калибровочной втулке.

Как только этот фиксирующий винт будет удален, ручка блокировки может быть полностью отвинчена от поршня. Тогда ручка, калибровочная втулка и поршень могут быть отделены друг от друга.

После снятия калибровочной втулки, рукоятку можно открутить полностью. После того, как ручка снята, штифт, удерживающий поршень на месте, легко удаляется. Остальные внутренние части затем легко вынимаются из корпуса гаечного ключа.

Шаг 5: Ручка блокировки и храповый механизм




Поскольку ручка блокировки затянута, это увеличивает давление на шайбу. Эта шайба проталкивает 4 штифта через отверстия в калибровочной втулке, чтобы взаимодействовать с прорезями, вставленными в поршень. После затягивания, штифты утопляются в канавки, фиксируя калибровочную втулку на месте, и, если калибровочная контргайка находится на месте, также фиксируют ручку на месте.

Это удобно при калибровке гаечного ключа, так как вам нужно заблокировать ручку блокировки, чтобы вернуть контргайку обратно на место, не поворачивая гайку калибровочной втулки (и, таким образом, теряя только что установленную калибровку).

Глядя на другие детали, которые освободились, видно, как регулировочная рукоятка просто все больше и больше натягивает большую пружину. Эта пружина толкает деталь роликового подшипника вниз, а также зазубренный конец рычага, который проходит от головки храповика.

Этот рычаг прикреплен к основному корпусу с помощью единого штифта, снизу возле головки, создавая рычаг. Сила, которую вы прикладываете к рукоятке, передается через пружину и подшипник на рычаг. Чем больше натяжение пружины достигается за счет регулировки рукоятки, тем выше усилие на подшипниковом узле, тем большее усилие необходимо для того, чтобы подшипник вырвался из выемки и чтобы рычаг «щелкнул» на другой стороне корпуса.

Когда усилие сбрасывается, давление пружины возвращает подшипник на место, вызывая еще один «щелчок».


Всё собирается в обратном порядке. Однако, главное, это убедиться, что подшипник установлен в правильной ориентации.
Проблема, из-за которой автор разобрал свой гаечный ключ, заключалась в том, что натяжение пружины было ослаблено до такой степени, что подшипник мог свободно скользить внутри гаечного ключа, и фактически поворачивался, поэтому он больше не сидел в канавке, а вместо этого просто лежал.

Поэтому гаечный ключ перестал щелкать. Перед тем, как собрать подшипник, убедитесь, что вы его почистили и снова смазали. Вставьте его так, чтобы основной роликовый подшипник был совмещен с канавкой, а сторона с шарикоподшипниками находилась напротив наклонной поверхности основного рычага. Наклон подшипникового узла должен совпадать с уклоном рычага.

Затем добавьте пружину, поршень, калибровочную втулку, стопорные штифты, шайбы, ручку и стопорный винт, стопорный штифт поршня и ручку. Основную контргайку не трогайте, пока не откалибруем ключ.

Шаг 7: Калибровка


Динамометрический ключ измеряет, какое усилие прикладывается перпендикулярно рычагу на известном расстоянии от точки поворота рычага. В случае затягивания болт / гайка, данное усилие, является точкой поворота. Измерения обычно в N*M или Ft-Lbs (иногда Kg-M) или в Lb для меньших сил. Чтобы откалибровать динамометрический ключ, вы должны установить известный «момент силы» и отрегулировать ключ. Он должен щелкать, когда момент силы превышает известную точку калибровки. Поскольку момент силы равен Ньютон * метр, мы просто немного посчитаем и настроим рычаг и вес.

Автор использовал гаечный ключ и пассатижи с фиксатором, а также гантели 40 фунтов (18 кг.), чтобы откалибровать его. Пассатижи с фиксатором фиксируются на головке торцевого ключа и имеют достаточно длинную рукоятку, чтобы создать известный момент силы с помощью гантели. Гантель опирается на рукоятку пассатижей с фиксатором на известном расстоянии от центра головки храповика (21 см). Это создает момент силы 18 *0,21 = 3,78 кг/м=37,07 Н*м.

Вся сборка опирается на закругленную головку с храповым механизмом, и вы можете попытаться поднять вес, используя гаечный ключ. Когда калибровка будет правильной, ключ будет щелкать прямо около 37,07 Н*м, когда вес едва поднимается. Обратите внимание, что это будет не совсем точно, и если требуется конкретный и точный момент силы, следует использовать реальную калибровочную установку. А этот метод самый быстрый и простой способ получить точный ключ в «полевых условиях».

Для этого затяните калибровочную гильзу до середины рукоятки. Установите ручку на 37,07 Н*м и проверьте момент силы. Если ключ щелкнет до того, как груз переместится, отведите ручку от пружины и снова затяните калибровочную втулку. Если вес можно поднять без щелчка, ослабьте калибровочную втулку. Повторите этот процесс подъема и регулировки, пока вы не будете едва поднимать вес. Как только этот параметр будет найден, затяните ручку блокировки, затем снова установите основную контргайку и затяните ее, чтобы зафиксировать калибровочную втулку на месте. Теперь ваш ключ должен вернуться в нормальное состояние.

Другие калибровочные установки используют длинный стержень, прикрепленный к гнезду, которое соответствует гаечному ключу. Планка расположена горизонтально и может поворачиваться на головке храповика. Затем вес подвешивается к концу стержня с веревкой, и для настройки калибровки выполняется процесс, аналогичный описанному выше. Более профессиональные и точные динамометрические ключи просто вывешиваются под собственным весом, а циферблат отображает момент силы при оказании на ключ небольшого давления.

Шаг 8: Голова трещотки

Эта часть имеет мало общего с моментом силы динамометрического ключа. Гаечный ключ можно перенастроить от измерения момента силы при затягивании, к измерению при ослаблении (или измерять усилие для болтов и гаек с левой резьбой).

Головка храповика удерживается вместе двумя винтами, крепящими пластину к основному корпусу. После того, как винты будут удалены, пластина легко отрывается, обнажая внутреннюю часть головки храповика. Храповик работает с двумя поворотными подпружиненными металлическими прутьями, взаимодействующими со шлицами на самой головке.

Кулачок, прикрепленный к направляющему рычагу, отодвигает одну планку, чтобы контролировать направление вращения храповика. Поскольку динамометрический ключ защелкивается только в одну сторону, только одно направление может измерять момент силы.
Другое направление, это использование динамометрического гаечного ключа в качестве обычного гаечного ключа (не рекомендуется, так как это может вывести его из калибровки).

Чтобы изменить направление динамометрического рычага, просто снимите головку и переверните ее так, чтобы головка указывала на другую сторону гаечного ключа. Это возможно сделать, так как отверстия в пластине и головке идентичны.

Источник

Неисправности динамометрических ключей

Можем осуществить ремонт динамометрического ключа ,ремонт динамометрических ключей фирмы GEDORE в Москве, c последующей поверкой и включением в единый реестр средств измерения

Неисправности динамометрических ключей будут рассматриваться на примере моментных ключей щелчкового типа, т.к. они наиболее распространены в нашей стране.

Предельные ключи считаются исправными если они способны выполнять свою основную функцию. Проводить затяжку болтового(гаечного) соединения с заранее установленным моментом.

Вопрос: Как долго может работать(функционировать) динамометрический ключ?

Ответ: моментный ключ может функционировать пока не потерял свои потребительские свойства, то есть срабатывать — издавать звуковой сигнал при достижении установленного на нем момента в пределах допустимой погрешности принятой в РФ +- 4% или у ряда иностранных производителей +-3%

Вопрос: как узнать что ключ срабатывает когда надо??

Ответ: читаем ГОСТ 33530-2015 (ISO 6789:2003) там все написано… Или 1 год с момента калибровки или 5000 затяжек(что наступит быстрее). Для регулярного контроля при ответственном производстве существуют специальные приборы для контроля момента затяжки. Или кустарные методики, которые можно почерпнуть в интернете.

Если ключ эксплуатируется правильно и не очень интенсивно, то в моей практике был ключ который эксплуатировался 3 года и проходил калибровку без ремонта.

Вопрос: Что значит эксплуатировался правильно?

Ответ: САМОЕ ВОЖНОЕ при эксплуатации щелчковых ключей сгонять(устанавливать) ключ В ПОЛОЖЕНИЕ МИНИМАЛЬНОГО МОМЕНТА ДЛЯ НЕГО, ПОСЛЕ КАЖДОЙ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ. При не соблюдении этого требования ключ начинает неверно срабатывать на нижнем диапазоне ключа уже через 2-3 суток у китайцев или через 7-10 дней у нормальных производителей, т.к. пружина в напряженном состоянии теряет свои свойства..

Это правило не относится к ряду типов ключей например к DREMOMETR. Эти ключи могут храниться при любом установленном моменте. На работопригодность влияет, только количество срабатываний и условия эксплуатации и хранения.

Вопрос: какие неисправности бывают у динамометрических ключей?

1. Наиболее часто встречаются механических неисправностей , такие как

1.1. Поломка трещотки исполнительного привода. Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно(купить ремнабор), если нет в сервис

1.2. Ключ не щелкает. Действия -строго в сервис или выкинуть.

1.3. Поломка привода(искривление или вообще срез). Действия — строго в сервис или выкинуть.

1.4. Поломка или искревление корпуса ключа. Действия — выкинуть(дешевле будет)

1.5. Поломка визиров установки момента(разбитие, загрязнение стекла визира). Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно, если нет в сервис.

1.6. Поломка механизма установки момента на ключе(у ключей, у которых нет одного предустановленного момента).

Читайте также:  Ремонт шнурка сноубордического ботинка

Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно, если нет в сервис.

1.7. Ключ не верно срабатывает при установленном моменте. Действия — строго в сервис.

Вопрос: Ключ неисправен… ЧТО ДЕЛАТЬ.

Ответ: Вы должны четко сформулировать ремонтной организации что с Вашим ключем не так..

1. Кто производитель? Многие производители не имеют сервис центров в РФ и соответственно комплектующих для ремонта нет. Иногда (прежде всего Китайцы и Тайваньцы продают ремкоплекты для трещоток и на этом все).

2. Что сломалось.. Трещотка, приводной механизм или что то еще..у многих производителей трещотка и приводной квадрат входят в состав ЗИП наборов. Если что то еще, это уже фатально –ключ можно выбрасывать, если это конечно не серьезный производитель.

3. Ключ не прошел поверку.. Скорее всего у него проблемы в пружиной установки механизма момента. У GEDORE это не проблема.. Заменили и продолжаем работу после настройки и поверки. У основной же массы щелчковых ключей это повод их поменять, т.к. там даже конструктивно не предусмотрена их разборка.

Вопрос : почему динамометрические ключи выходят из строя?

Ответ: 1. Человеческий фактор. Работники забывают скрутить момент на максимальный. Роняют ключи. Используют не по назначению.(видел случай, когда ключ использовали как лом). Не аккуратно обращаются, разбивают визиры, металлическая стружка попадает в исполнительный механизм и т.д. и т.п. Не правильно хранят — в ключ попадает вода, стружка, КЛЕЙ, масло и прочие посторонние субстанции.

2. Жесткие условия эксплуатации. Ключ совершает много затяжек в смену в неудобных местах, трется и соприкасается с элементами конструкции.(видел ключи, у которых элементы конструкции просто стирались, как будто их долго обрабатывали напильником). При больших моментах затяжки, затяжку часто проводят «с рывка».. ГОСТом это не запрещено(я по крайней мере не нашел), там рассказывается, что калибровку надо проводить при плавной затяжке, но и на практике это делать надо, т.к. при рывке значения усилия на 20-30% может превосходить номинальное установленное значение на данном ключе. При моментах выше 500Нм это часто приводит к поломке трещоток(на ключах где они есть, (около 50% рем случаев) или к поломке приводного квадрата. Я отнес этот случай к жестким условиям, т.к. работник, который крутит по 400 болтов в смену при усилии скажем 1300 нм должен гнать темп, а не думать о поломке ключа, хотя квалификация рабочих очень влияет на количество ремонтов и в этом случае. Чем выше квалификация, тем меньше ремонтов.

Работы на открытом воздухе ВСЕГДА приводят к более быстрому выходу ключа из строя. Попадает вода и грязь ключ ржавеет и конечно циклы замораживания!! Вода попала в механизм ключа и замерзла. Варианты поломок следующие.

А) рабочий начинает менять на замершем ключе момент и ломает механизм установки момента

Б) ключ просто не срабатывает.

С) грязь забивается в механизм срабатывания и ключ или не срабатывает или нельзя поменять момент.

Вывод: настройки ключа в мороз только в теплом помещении.

3.Недостатки конструкции и материалы из которых делают ключи. Если коротко. Почитайте гарантийные обязательства какого- нибудь китайско тайваньского производителя.. там написано больше чем в этой статье и суть, по сути одна. Купил используй пока работает, а дальше твои проблемы. ДЕШЕВЫЕ КЛЮЧИ ДЕЛАЮТ НЕ РЕМОНТОПРИГОДНЫМИ ИЗ ДЕШЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ!

1. Покупая ключ пойми, что тебе от него надо.. Если 5-10 затяжек у месяц, то дешевые и проще взять в аренду динамометрический ключ

2. Если вы собираетесь покупать ключ для жестких условий эксплуатации(большой объем затяжек, работа на улице, низко квалифицированный персонал) то у поставщика ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть сервис центр в РФ! Человеческий фактор имеет страшную разрушительную силу, особенно в сильных руках не отягощенных мозгами работников..

3. Дешевые ключи вы покупаете до первой поломки. Они не ремонто –пригодны. (кроме трещоток у некоторых производителей, которые не всегда есть у продавцов).Стоимость поверки ключей, как правило соизмерима с их собственной стоимостью, то есть при интенсивной эксплуатации ключ прослужит МАКСИМУМ год(или 5000 затяжек).

4. Чем менее квалифицированный в вашей организации персонал, тем более дорогие ключи Вам необходимо покупать.

5. Если ключ нужен, чтоб показать поверочный сертификат проверяющим то наилучьший выход — аренда динамометрического ключа!!

Источник

Ремонт динамометрического ключа щелчкового типа

Ремонт и калибровка динамометрического ключа

warenic 21-02-2019, 09:40 1 845 Темы / Советы

В этой статье автор расскажет о том, как он отремонтировал и откалибровал свой динамометрический ключ, который перестал работать. Однажды автор обнаружил, что его динамометрический ключ больше не «щелкает». Сломалась трещотка. Он срезал болт. Так как ключ стоил довольно дешево в магазине автозапчастей, не было смысла отправлять его на «гарантийное обслуживание». Поэтому мастер решил разобрать его, чтобы посмотреть внутреннее устройство и выяснить, как он работает, и попытаться отремонтировать. Ремонт оказался даже проще, чем он ожидал, и теперь его ключ снова полностью функционален.

Шаг 1: гаечный ключ

Как можно видеть, это динамометрический ключ. Просто поверните ручку, чтобы установить необходимое усилие, которое выгравировано на рукоятке. Чтобы случайно не сбить регулировку, пока вы что-то затягиваете, на конце есть ручка, которая завинчивается, чтобы зафиксировать регулировку.С помощью переключателя, храповик возвращается обратно, как обычный гаечный ключ с храповым механизмом, но щелчок действует только в направлении затягивания.Этот ключ должен работать следующим образом: установите нужное усилие, поворачивая ручку до тех пор, пока гравировка на ручке не будет соответствовать вашим требованиям. Поверните ручку на конце, чтобы зафиксировать эту регулировку. Затем поместите головку на гайку и затяните болт / гайку, пока гаечный ключ не щелкнет.Поскольку это «прецизионное» измерительное устройство, его следует использовать только для измерения усилия и затягивания до необходимого момента силы. То есть необходимо предварительно затянуть гайку / болт вручную, с помощью другого инструмента с храповым механизмом или гайковертом. Принцип его работы довольно прост: головка с храповым механизмом соединяется с рычагом, удерживаемым на месте с помощью подшипника, опирающегося на выемку на этом рычаге под давлением пружины. Чем выше это давление, тем выше усилие, необходимое для преодоления сопротивления, исходящего от подшипника, выходящего из выемки. Как только это усилие достигнуто, рычаг «вырывается», «щелкая» по другой стороне основного корпуса гаечного ключа.

Для разборки необходимо ослабить фиксирующую ручку и выкрутить регулировочную часть рукоятки до тех пор, пока пружина не ослабнет.Затем удалите калибровочную контргайку, которая находится на конце ручки. Это большая гайка, которая ввинчивается в калибровочную втулку, которая, в свою очередь, ввинчивается в рукоятку.

Шаг 3: Разборка Часть 2

Снимите калибровочную втулку с ручки. Втулка представляет собой металлический цилиндр с тонкой резьбой, с одним закрытым концом, который соединяется с поршнем, который оказывает давление на пружину. Ввинчивая больше / меньше его в ручку, ключ можно откалибровать. Это работает путем регулировки натяжения пружины без регулировки самой ручки. В этой части также имеются отверстия для штифтов, которые работают с узлом ручки блокировки. Чтобы снять калибровочную втулку с рукоятки, открутите ее, медленно поворачивая рукоятку до более высокого значения усилия ключа. Поворот ручки должен позволить открутить гильзу, блокирующий узел может помешать этому, поэтому мы поворачиваем ручку. Не снимайте эту часть, если на пружине НЕТ давления; иначе вывалится пружина и всё, на что она давит.

Шаг 4: Разборка Часть 3

Теперь снимите ручку блокировки и весь узел регулировки с корпуса гаечного ключа. Как видно на рисунке, ручка блокировки, калибровочная втулка и поршень, предназначены для перемещения вверх и вниз вдоль прорези в корпусе гаечного ключа. Есть штифт, который удерживает поршень на месте, удерживая его от перекручивания и вытягивания. Сама ручка удерживает штифт на месте при нормальной работе.Чтобы это разобрать, необходимо снять ручку. В поршне есть винт, который удерживает ручку блокировки от полного отвинчивания. Это также предотвращает выпадение штифтов, находящихся в калибровочной втулке. Как только этот фиксирующий винт будет удален, ручка блокировки может быть полностью отвинчена от поршня. Тогда ручка, калибровочная втулка и поршень могут быть отделены друг от друга. После снятия калибровочной втулки, рукоятку можно открутить полностью. После того, как ручка снята, штифт, удерживающий поршень на месте, легко удаляется. Остальные внутренние части затем легко вынимаются из корпуса гаечного ключа.

Шаг 5: Ручка блокировки и храповый механизм

Поскольку ручка блокировки затянута, это увеличивает давление на шайбу. Эта шайба проталкивает 4 штифта через отверстия в калибровочной втулке, чтобы взаимодействовать с прорезями, вставленными в поршень. После затягивания, штифты утопляются в канавки, фиксируя калибровочную втулку на месте, и, если калибровочная контргайка находится на месте, также фиксируют ручку на месте.Это удобно при калибровке гаечного ключа, так как вам нужно заблокировать ручку блокировки, чтобы вернуть контргайку обратно на место, не поворачивая гайку калибровочной втулки (и, таким образом, теряя только что установленную калибровку).Глядя на другие детали, которые освободились, видно, как регулировочная рукоятка просто все больше и больше натягивает большую пружину. Эта пружина толкает деталь роликового подшипника вниз, а также зазубренный конец рычага, который проходит от головки храповика. Этот рычаг прикреплен к основному корпусу с помощью единого штифта, снизу возле головки, создавая рычаг. Сила, которую вы прикладываете к рукоятке, передается через пружину и подшипник на рычаг. Чем больше натяжение пружины достигается за счет регулировки рукоятки, тем выше усилие на подшипниковом узле, тем большее усилие необходимо для того, чтобы подшипник вырвался из выемки и чтобы рычаг «щелкнул» на другой стороне корпуса.Когда усилие сбрасывается, давление пружины возвращает подшипник на место, вызывая еще один «щелчок».

Всё собирается в обратном порядке. Однако, главное, это убедиться, что подшипник установлен в правильной ориентации. Проблема, из-за которой автор разобрал свой гаечный ключ, заключалась в том, что натяжение пружины было ослаблено до такой степени, что подшипник мог свободно скользить внутри гаечного ключа, и фактически поворачивался, поэтому он больше не сидел в канавке, а вместо этого просто лежал. Поэтому гаечный ключ перестал щелкать. Перед тем, как собрать подшипник, убедитесь, что вы его почистили и снова смазали. Вставьте его так, чтобы основной роликовый подшипник был совмещен с канавкой, а сторона с шарикоподшипниками находилась напротив наклонной поверхности основного рычага. Наклон подшипникового узла должен совпадать с уклоном рычага.Затем добавьте пружину, поршень, калибровочную втулку, стопорные штифты, шайбы, ручку и стопорный винт, стопорный штифт поршня и ручку. Основную контргайку не трогайте, пока не откалибруем ключ.

Шаг 7: Калибровка

Динамометрический ключ измеряет, какое усилие прикладывается перпендикулярно рычагу на известном расстоянии от точки поворота рычага. В случае затягивания болт / гайка, данное усилие, является точкой поворота. Измерения обычно в N*M или Ft-Lbs (иногда Kg-M) или в Lb для меньших сил. Чтобы откалибровать динамометрический ключ, вы должны установить известный «момент силы» и отрегулировать ключ. Он должен щелкать, когда момент силы превышает известную точку калибровки. Поскольку момент силы равен Ньютон * метр, мы просто немного посчитаем и настроим рычаг и вес.Автор использовал гаечный ключ и пассатижи с фиксатором, а также гантели 40 фунтов (18 кг.), чтобы откалибровать его. Пассатижи с фиксатором фиксируются на головке торцевого ключа и имеют достаточно длинную рукоятку, чтобы создать известный момент силы с помощью гантели. Гантель опирается на рукоятку пассатижей с фиксатором на известном расстоянии от центра головки храповика (21 см). Это создает момент силы 18 *0,21 = 3,78 кг/м=37,07 Н*м.Вся сборка опирается на закругленную головку с храповым механизмом, и вы можете попытаться поднять вес, используя гаечный ключ. Когда калибровка будет правильной, ключ будет щелкать прямо около 37,07 Н*м, когда вес едва поднимается. Обратите внимание, что это будет не совсем точно, и если требуется конкретный и точный момент силы, следует использовать реальную калибровочную установку. А этот метод самый быстрый и простой способ получить точный ключ в «полевых условиях».Для этого затяните калибровочную гильзу до середины рукоятки. Установите ручку на 37,07 Н*м и проверьте момент силы. Если ключ щелкнет до того, как груз переместится, отведите ручку от пружины и снова затяните калибровочную втулку. Если вес можно поднять без щелчка, ослабьте калибровочную втулку. Повторите этот процесс подъема и регулировки, пока вы не будете едва поднимать вес. Как только этот параметр будет найден, затяните ручку блокировки, затем снова установите основную контргайку и затяните ее, чтобы зафиксировать калибровочную втулку на месте. Теперь ваш ключ должен вернуться в нормальное состояние.Другие калибровочные установки используют длинный стержень, прикрепленный к гнезду, которое соответствует гаечному ключу. Планка расположена горизонтально и может поворачиваться на головке храповика. Затем вес подвешивается к концу стержня с веревкой, и для настройки калибровки выполняется процесс, аналогичный описанному выше. Более профессиональные и точные динамометрические ключи просто вывешиваются под собственным весом, а циферблат отображает момент силы при оказании на ключ небольшого давления.

Читайте также:  Ремонт фронтальных погрузчиков doosan

Шаг 8: Голова трещотки

Эта часть имеет мало общего с моментом силы динамометрического ключа. Гаечный ключ можно перенастроить от измерения момента силы при затягивании, к измерению при ослаблении (или измерять усилие для болтов и гаек с левой резьбой).Головка храповика удерживается вместе двумя винтами, крепящими пластину к основному корпусу. После того, как винты будут удалены, пластина легко отрывается, обнажая внутреннюю часть головки храповика. Храповик работает с двумя поворотными подпружиненными металлическими прутьями, взаимодействующими со шлицами на самой головке.Кулачок, прикрепленный к направляющему рычагу, отодвигает одну планку, чтобы контролировать направление вращения храповика. Поскольку динамометрический ключ защелкивается только в одну сторону, только одно направление может измерять момент силы. Другое направление, это использование динамометрического гаечного ключа в качестве обычного гаечного ключа (не рекомендуется, так как это может вывести его из калибровки).

Чтобы изменить направление динамометрического рычага, просто снимите головку и переверните ее так, чтобы головка указывала на другую сторону гаечного ключа. Это возможно сделать, так как отверстия в пластине и головке идентичны. Источник

Неисправности динамометрических ключей и вопросы ремонта,

Неисправности динамометрических ключей будут рассматриваться на примере моментных ключей щелчкового типа, т.к. они наиболее распространены в нашей стране.

Предельные ключи считаются исправными, если они способны выполнять свою основную функцию. Проводить затяжку болтового (гаечного) соединения с заранее установленным моментом.

Вопрос: Как долго может работать (функционировать) динамометрический ключ?

Ответ: Моментный ключ может функционировать пока не потерял свои потребительские свойства, то есть срабатывать — издавать звуковой сигнал при достижении установленного на нем момента в пределах допустимой погрешности принятой в РФ +- 4% или у ряда иностранных производителей +-3%

Вопрос: Как узнать, что ключ срабатывает, когда надо?

Ответ: Читаем ГОСТ 33530-2015 (ISO 6789:2003) там все написано.

Или 1 год с момента калибровки или 5000 затяжек (что наступит быстрее). Для регулярного контроля при ответственном производстве существуют специальные приборы для контроля момента затяжки СМ СЮДА. Или кустарные методики, которые можно почерпнуть в интернете.

Если ключ эксплуатируется правильно и не очень интенсивно, то в нашей практике был ключ, который эксплуатировался 3 года и проходил калибровку без ремонта.

Вопрос: Что значит эксплуатировался правильно?

Ответ: Самое важное при эксплуатации щелчковых ключей, сгонять (устанавливать) ключ, в положение минимального момента для него, после каждой рабочей смены. При не соблюдении этого требования, ключ начинает неверно срабатывать на нижнем диапазоне уже через 2-3 суток у дешевых ключей или через 7-10 дней у ключей хорошего качества, т.к. пружина находящаяся в напряженном состоянии теряет свои свойства.

Это правило не относится к ряду типов ключей например к DREMOMETR. Эти ключи могут храниться при любом установленном моменте. На работопригодность влияет, только количество срабатываний.

Вопрос: Какие неисправности бывают у динамометрических ключей?

Ответ: Наиболее часто встречаются следующие неисправности:

  1. Поломка трещотки исполнительного привода;
  2. Поломка привода (искривление или вообще срез);
  3. Поломка или искривление корпуса ключа;
  4. Поломка визиров установки момента (разбитие, загрязнение стекла визира);
  5. Поломка механизма установки момента на ключе (у ключей, у которых нет одного предустановленного момента);
  6. Ключ неверно срабатывает при установленном моменте;
  7. Ключ не производит щелчок (не срабатывает) ни при каком моменте.

Вопрос: Ключ неисправен, что делать?

Ответ: Вы должны четко сформулировать ремонтной организации, что с Вашим ключом не так.

  1. Кто производитель? Многие производители не имеют сервис-центров в РФ и соответственно комплектующих для ремонта нет. Иногда (прежде всего ключи производства Китай или Тайвань, продают ремкоплекты для трещоток и все).
  2. Что сломалось? Трещотка, приводной механизм или что-то еще. У многих производителей трещотка и приводной квадрат входят в состав ЗИП наборов. Если, что- то еще, это уже фатально – ключ можно выбрасывать, если это конечно не серьезный производитель.
  3. Ключ не прошел калибровку. Скорее всего, у него проблемы в пружиной установке механизма момента. Например, у GEDORE это не проблема. Заменили и продолжаем работу. У основной же массы щелчковых ключей, это повод их поменять, т.к. там даже конструктивно не предусмотрена их разборка.

Вопрос: Почему динамометрические ключи выходят из строя?

Ответ: 1. Человеческий фактор. Работники забывают скрутить момент на максимальный. Роняют ключи. Используют не по назначению (были случаи, когда ключ использовали как лом, или домкрат). Неаккуратно обращаются, разбивают визиры, в исполнительный механизм попадает металлическая стружка и т.д. и т.п. Неправильно хранят — в ключ попадает вода, стружка, клей, масло и прочие посторонние субстанции.

  1. Жесткие условия эксплуатации. Ключ совершает много затяжек в смену в неудобных местах, трется и соприкасается с элементами конструкции (К нам поступали ключи, у которых элементы конструкции просто стирались, как будто их долго обрабатывали напильником). При больших моментах затяжки, затяжку часто проводят «с рывка», ГОСТом это не запрещено, но на практике это делать не надо, т.к. при рывке значения усилия на 20-30% может превосходить номинальное установленное значение на данном ключе. При моментах выше 500 Н-м это часто приводит к поломке трещоток (на ключах где они есть около 50% ремонтных случаев) или к поломке приводного квадрата. Квалификация рабочих, очень влияет на состояние ключа. Чем выше квалификация, тем меньше поломок.

Работы на открытом воздухе всегда приводят к более быстрому выходу ключа из строя. Может попасть вода или грязь, что приводит к коррозии ключа. Работа в холодных условиях. Возможно попадание воды в механизм ключа и дальнейшее ее замораживание. Варианты поломок в холодных условиях следующие:

А) Поломка механизма установки момента.

Б) Грязь забивается в механизм срабатывания, и ключ или не срабатывает или нельзя поменять момент.

С) ключ просто не срабатывает.

Вывод: Настройка ключа в мороз, должна производиться только в теплом помещении.

  1. Недостатки конструкции, и материалы, из которых делают ключи. Дешевые ключи делают не ремонтнопригодными, из дешевых материалов

Вопрос: Как узнать исправен или нет ключ после прохождения ремонта?

Ответ: Вместе с ключом после завершения ремонта, организация проводившая ремонт обязана выдать калибровочный сертификат на этот ключ (необязательно государственного образца или из лицензированной лаборатории).

По ГОСТ 33530-2015 (ISO 6789:2003) после ремонта механизма настройки момента ключ должен пройти калибровку.

Выводы: 1. Покупая ключ, надо понимать, для каких целей он будет служить. Если 5-10 затяжек в месяц, то дешевые ключи подойдут, при условии, что они будут правильно эксплуатироваться и хранится. Чем более жесткие условия эксплуатации и интенсивность работ, тем более дорогой нужен ключ.

  1. Если вы собираетесь покупать ключ для жестких условий эксплуатации (большой объем затяжек, работа на улице, низкоквалифицированный персонал) то, у поставщика обязательно должен быть сервис центр в РФ. Человеческий фактор играет важную роль в работе с динамометрическими ключами.
  2. Дешевые ключи покупаются до первой поломки. Они не ремонтопригодны.

Стоимость калибровки ключей, как правило, соизмерима с их собственной стоимостью, то есть при интенсивной эксплуатации, ключ прослужит максиму год (или 5000 затяжек).

  1. Чем менее квалифицированный в Вашей организации персонал, тем более дорогие ключи Вам необходимо покупать.

Если говорить про продукцию GEDORE, то в ремонт приходят ключи которые находятся в эксплуатации по 5-6 лет (старше пока не приходили) и после ремонта они продолжают эксплуатацию.

Особенности устройства динамометрического ключа, и как с ним работать

При самостоятельном ремонте или обслуживании транспортного средства требуется использовать достаточно обширный перечень инструментов. Это во многом зависит от того, какие именно задачи необходимо выполнить автовладельцу.

Некоторые узлы собирают сравнительно грубо, то есть требуется максимально прочно затянуть соединения с расчётом на то, что в дальнейшем вы также сможете демонтировать крепёжные элементы. Здесь особой роли не играет, какое конкретно усилие будет прикладываться.

Но есть такие элементы автомобиля, где крайне важно дозировать усилия при затяжке соединительных компонентов. В противном случае это приведёт к поломкам, разгерметизации, утечкам и прочим неприятностям. Причём сильно затянутые соединения не менее опасны, чем не докрученный крепёж. И это важно понимать.

Для решения подобных задач требуется специальный динамометрический ключ. Он бывает нескольких разновидностей, что позволяет подобрать оптимальный вариант инструмента для той или иной ситуации. Если в гаражных условиях обычные автовладельцы предпочитают в основном щелчковые и стрелочные устройства, то для сотрудников автосервиса объективно лучшим решением будет электронный ключ.

Выбрав инструмент, перед началом работ придётся внимательно разобраться в том, как правильно пользоваться динамометрическим ключом. Для этого нужно знать устройство, принцип работы девайса, а также понимать разницу между видами инструментов.

Принцип работы и устройство

Разобраться в принципе работы динамометрического ключа необходимо, поскольку без этого вы не сумеете правильно воспользоваться возможностями этого инструмента.

Устройство напоминает обычную трещотку. Но ключевым отличием здесь выступает присутствие специальной шкалы. Именно на ней отображается усилие, которое прилагает пользователь к крепежу.

В основе инструмента лежит рукоятка, способная вращаться в двух направлениях. На корпус наносится основная шкала, а на ручке есть дополнительная. Основная шкала предназначена для демонстрации диапазона усилий, актуального для каждого конкретного динамометрического ключа.

В действительности несложно разобраться в том, как работает специальный динамометрический ключ для автомобиля. Хотя они бывают разного типа, устроены девайсы примерно одинаково. То, как конструктивно выполнен динамометрический ключ, зависит от его разновидности. Более конкретно разберём особенности работы со стрелочным, щелчковым и электронным девайсом.

Многие автомобилисты, работающие самостоятельно со своей машиной, знают, для чего нужен динамометрический ключ. Он позволяет приложить нужное усилие с максимальной точностью при затяжке резьбовых соединений. Вот для чего предназначен динамометрический ключ. Это устройство для затяжки гаек и болтов с заданным и дозированным усилием. Важно знать, в чём оно измеряется. Тогда будет проще понимать, как грамотно рассчитать затяжку и настроить предварительно инструмент. Это усилие измеряется в Ньютон-метрах (Нм).

Работающие на СТО мастера вряд ли могут представить себе комплект инструментов для обслуживания автомобилей клиентов, в котором отсутствует динамометрический ключ. С его помощью измеряется точное усилие. Эти измерения позволяют предотвратить утечки, разгерметизацию, а также поломку узлов и механизмов транспортного средства.

У ключей имеются разные насадки, которые адаптированы под выполнение определённых задач. Потому это универсальное устройство с широкими функциональными возможностями. Для применения той или иной насадки используется выходной квадрат. На него пользователь монтирует насадку рожкового, накидного или гаечного типа. Не стоит забывать о ключах-отвёртках, которые пригодятся при работе с электроникой и очень хрупкими механизмами автомобиля.

Различия между ключами разного типа незначительные. Все они обязательно включают в свою конструкцию:

  • рукоятку;
  • фиксатор для установки момента;
  • измерительный компонент или установочную шкалу;
  • съёмную насадку (трещотку);
  • гнездо под насадки;
  • корпус с пружинным механизмом.

Прежде чем покупать динамометрический ключ, обязательно подумайте, для каких именно задач он будет использоваться. Основную роль играют размер креплений и их расположение. Для труднодоступных мест удобнее использовать щелчковые и рожковые девайсы. А инструментом с максимальной точностью выступает электронный тип динамометрического ключа. Хотя такие устройства преимущественно применяются в автосервисах, а для личного использования они в действительности не нужны.

Рекомендации по использованию

Понимая, как устроены инструменты и как они работают, можно приступать к непосредственному использованию функциональных возможностей динамометрического ключа.

Важно понимать, что такие инструменты для контролируемой затяжки соединений с прикладной точки зрения не отличается от обычного ключа. Разница лишь в том, что у динамометрического девайса имеется повышенная точность при создании усилий.

Прежде чем приступать к работе, убедитесь, что инструмент исправен и правильно настроен. Каждый девайс проходит специальную проверку на предмет точности измерений. Только проверенные инструменты поступают в продажу. Но на этом контроль точности не заканчивается. По мере эксплуатации устройство нуждается в периодической проверке. Разбираться в том, как проверить свой динамометрический ключ самостоятельно, не имеет никакого смысла. Его проверяли специалисты с соответствующим высокоточным оборудованием. И профилактическую проверку также проводят в специализированных лабораториях.

Читайте также:  Рено логан ремонт масляного насоса

Делать калибровку или нет, это выбор каждого владельца такого инструмента. Но без профилактической проверки постепенно увеличивается погрешность, девайс перестаёт работать максимально точно. А потому прикладываемое усилие на измерительной шкале просто не будет соответствовать реальным значениям. Если речь идёт о высокоточных соединениях, где требуется прикладывать строго дозированное усилие, в дальнейшем могут возникнуть проблемы, поскольку вы неправильно затянули гайку или болт.

Для каждого типа динамометрического ключа есть свои рекомендации относительно его использования. При этом существует несколько важнейших правил, применяемых одинаково для всех видов инструмента:

  1. Хранение. Когда вы заканчиваете работу с динамометрическим ключом и убираете его в ящик для хранения инструментов, не забывайте переводить девайс в нулевое положение момента. Шкала должна стоять на нуле. Тем самым вы ослабите механизм, и это не позволит настройкам быстро сбиться.
  2. Диапазон усилий. У каждого ключа есть свой определённый диапазон, в рамках которого инструмент способен работать. Никогда не пытайтесь установить значения, которые выходят за рамки имеющегося диапазона. И здесь ещё раз стоит напомнить о необходимости грамотного выбора ключа, который будет соответствовать запланированным работам.
  3. Чистка. Динамометрические ключи не терпят грубой очистки. Обязательно очищайте любые новые загрязнения предельно аккуратно. В механизме присутствует заводская смазка, которая должна оставаться на своём месте. Не пытайтесь её удалить, иначе испортите работу всего устройства. Оптимально только периодически протирать девайс сухой ветошью после завершения работ.
  4. Стопорная гайка. На динамометрических устройствах предусмотрена специальная стопорная гайка. Если она затянута, вращать ручку ключа нельзя. В противном случае вы просто сломаете довольно дорогостоящий инструмент.
  5. Будьте предельно аккуратными и внимательными, когда работаете с затяжкой креплений, требующих малого усилия. Здесь легко допустить ошибку и перетянуть гайку или болт, что выльется в поломку целого узла.
  6. Длительное хранение. Динамометрический ключ относится к очень полезным инструментам, но в действительности его применяют достаточно редко. После продолжительного хранения без работы ключ нельзя сразу же эксплуатировать при максимальных значениях усилия. Сначала попробуйте покрутить девайс на малых оборотах, а затем уже проводите сильную затяжку. Нужно разработать залежавшийся механизм, чтобы не спровоцировать поломку.
  7. Усиление момента. Если требуется усилить воздействие на рукоятку, не пытайтесь делать это отрезком трубы. Ничего хорошего из подобной затеи точно не выйдет. Применяйте лишь штатные и предназначенные для таких операций инструменты.
  8. Назначение. У динамометрического ключа есть своё специальное назначение. И использовать инструмент следует исключительно в рамках его функций. Потому заменять ключом молоток, рычаг или прочий девайс нельзя ни в коем случае. Иначе вы просто сломаете устройство стоимостью в несколько тысяч рублей. Куда проще поискать молоток.

Это общие требования, предъявляемые ко всем динамометрическим ключам в рамках их эксплуатации, хранения и обслуживания.

Но автомобилисты покупают разные типы инструментов, каждый из которых имеет свои тонкости в работе. Потому стоит отдельно рассмотреть актуальные варианты.

Электронные

Использовать электронные динамометрические ключи актуально в тех ситуациях, когда нужно провести максимально точную затяжку. Преимуществом электронного девайса является его способность сохранять настройки, тем самым пользователь существенно экономит своё время. Нажав одну кнопку, вы выставляете нужные параметры для работы с ключом.

Электронный динамометрический ключ

Контроль усилия затяжки осуществляется оператором в режиме реального времени. Учтите, что не все проводимые операции позволяют чётко смотреть на дисплей с показателями момента. Постарайтесь предусмотреть это заранее, дабы исключить возможные сложности.

Вообще электронные ключи во многом похожи на предельные динамометрические инструменты. Только здесь отсутствует пружинный механизм, и вместо него применяется электронная начинка. Именно электроника отвечает за контроль и настройку усилий.

Если вы ранее пользовались обычными ключами, с таким у вас проблем возникнуть не должно. Сначала пользователь выставляет требуемое значение на дисплее. Далее инструмент прикладывается к креплению и начинается затяжка. Как только будет достигнут требуемый момент усилия, инструмент начнёт издавать соответствующий звуковой сигнал. Он говорит о том, что работу можно завершать.

Стрелочные

Теперь немного о том, как нужно правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом. Его основной недостаток заключается в том, что предварительно настроить усилие здесь не получится. Потому такие девайсы используются в работе со средними по требованиям к точности узлами.

Тут есть свои нюансы, как правильно настроить и применить динамометрический ключ стрелочного типа. Параметры затяжки контролируются в режиме реального времени. Многие считают, что это неудобно. Особенно, когда требуется затянуть крепление в труднодоступном месте. Да и по показателям точности здесь не всё идеально. Тут не сложно переусердствовать, то есть приложить лишние усилия.

Стрелочный динамометрический ключ

При работе с этим инструментом рукоятка перемещается под определённым углом вместе со шкалой значений. А сам указатель остаётся в неподвижном состоянии. Суть применения девайса заключается в 3 последовательных шагах:

  • точно определяется значение на шкале, которое необходимо пользователю;
  • плавно и аккуратно затягивается соединения, параллельно контролируя показатели на шкале;
  • если приложить необходимое усилие, инструмент снимается с крепления.

Ничего настраивать и выставлять заранее здесь не нужно. Это существенно упрощает работу с инструментом, но при этом заставляет быть предельно аккуратным. Хорошо это или плохо, решать вам.

Щелчковые

У щелчкового пружинного типа динамометрического ключа наиболее обширная аудитория пользователей. Такой инструмент самый популярный, поскольку обладает рядом объективных преимуществ, среди которых высокая точность, адекватная цена и простота эксплуатации.

Но и тут важно точно знать, как правильно пользоваться динамометрическим щелчковым ключом. Суть заключается в том, что нужно заранее выставить требуемое значение. Как только затяжка достигнет выставленного предела, появится щелчок. Причём конструктивно девайс выполнен так, что на ощупь щелчок воспринимается даже лучше, чем на слух.

Щелчковый динамометрический ключ

Интересно и то, что после щелчка приложить чрезмерное усилие уже не получится. Девайс переходит в режим проскальзывания. А потому на соединение больше не будет передаваться усилие. В этом заключается важнейшее достоинство щелчкового инструмента. Выше заданного усилия затянуть крепление не получится.

Но каждый пользователь должен предварительно знать, как правильно настроить динамометрический ключ популярного щелчкового типа. Здесь требуется выставить значение, используя основную и вспомогательную шкалу:

  1. Сначала раскручивается стопорная гайка. Она располагается внизу ручки щелчкового инструмента.
  2. Теперь выставляется значение по нагрузке на шкале, которая расположена вертикально. Для этого просто вращайте рукоятку до нужного значения. Если есть необходимость, также выставляется параметр крутящего момента с помощью дополнительной круговой шкалы. Она находится снизу ручки. Это позволит установить лимит по усилию.
  3. На щелчковых девайсах значение складывают с двух имеющихся измерительных шкал, тем самым фиксируется окончательное прикладываемое усилие.
  4. Далее стопорная гайка закручивается обратно в рукоятке инструмента, что позволяет зафиксировать значение момента силы.

Всё, после этого можно приступать к работе. Инструмент устанавливается на резьбовое соединение с помощью подходящей насадки. И начинается процесс прикладывания усилий. Как только затяжка достигнет требуемого значения, которое пользователь предварительно выставил на шкалах, сработает щелчок. Так вы точно не перетяните крепление, а потому сумеете избежать возможных осложнений.

Когда работа будет выполнена, ключ переводится в минимальное положение доступного диапазона, и закручивается фиксатор. Если оставить девайс в рабочем состоянии, даже на небольшом удалении от нулевого положения на шкале, пружинный механизм начнёт быстро изнашиваться. В итоге потребуется ремонтировать уже сам ключ, либо покупать новый динамометрический инструмент.

Таблица затяжки

Чтобы точно понимать, какие именно усилие нужно прикладывать для того или иного крепления, оптимально для начала заглянуть в технический паспорт и руководство по эксплуатации. Для особенно важных узлов производитель обязательно указывает момент затяжки.

Если этих значений в документах нет, тогда действовать примерно или ориентироваться по приблизительным оценкам не стоит. Для таких ситуаций предусмотрена специальная таблица затяжки для болтовых соединений. Она универсальная, что позволяет применять её в различных ситуациях.

Работать с таблицей несложно. Для этого нужно сопоставить резьбу и шаг, который измеряется в миллиметрах, с классом прочности болтов. Класс прочности варьируется в пределах от 4,6 до 12,9. Резьба с шагом бывает от 5/0,8 до 42/4,5.

Вы просто сопоставляете эти два значения в таблице и в месте их пересечения получаете ответ относительно момента усилия. При этом важно учесть, что есть рекомендуемый и предельный параметры затяжки. Превышать максимальные параметры не рекомендуется, как и затягивать меньше рекомендуемого значения.

На практике пользоваться динамометрическими ключами не так сложно. Рекомендуется сначала изучить инструкцию по эксплуатации, почитать советы производителя, а также учесть соответствие возможностей инструмента тем работам, которые вы планируете проводить с использованием девайса.

Не забывайте о необходимости периодической калибровки. Особенно это касается тех инструментов, которые применяются для работы с максимально требовательными к точности затяжки соединениями.

Динамометрический ключ своими руками

Для изготовления динамометрического ключа (далее ДМК) мне понадобится следующие:

  • старый ключ-трещотка
  • шестигранный ключ на 10 мм.
  • две гайки на 8 мм.
  • весы с цифровым циферблатом до 40 кг. (покупал здесь)
  • кусок полосы 4*40 мм
  • сварочный аппарат
  • УШМ (болгарка)
  • плоскогубцы, молоток, напильник и другой слесарный инструмент.

Разбираю трещотку и убираю из нее механизм фиксации, он мне не понадобится. Отрезаю ключ шестигранник как показано на фото Теперь привариваю шестигранник к головке трещотки таким образом чтобы ручка ключа и шестигранник в собранном состоянии были параллельны. Перехожу к изготовлению крепления для весов. Мне понадобится железная полоса 4*40 мм. длинной 11 см. Делаю прорезь для крючка весов. Оставшиеся «усы» загибаю под углом 90 градусов. Чтобы ровно и легко согнуть полосу, я сделал надрез примерно до половины затем согнул и заварил. Вот так у меня получилось: Теперь привариваю крепление к ручке ключа. К шестиграннику привариваю две гайки. Две потому что шестигранник оказался короткий, таким образом решил удлинить. За гайку будет цепляться крючок весов.Мой ДМК практически готов, можно приступать к сборке. И покраске Осталось дождаться пока краска высохнет и крепить весы.Краска высохла. Закрепил весы и вот что получилось. Весы решил закрепить кабельными стяжками. Данный крепеж позволяет быстро снять и использовать весы по прямому назначению.Это еще не все, осталось произвести расчет. При каких показаниях весов будет тот или иной момент затяжки. Это и есть главный минус самодельного ДМК.

Из школьного курса физики нам известно:

1 Н (Ньютон) = 0,1019716212978 кг.1 кг. = 9.806649999999 Н (Ньютонов).

Момент затяжки можно рассчитать по следующей формуле:

кгс•м = m / (1 / L)где:кгс•м – килограмм силы на метр (прилагаемое усилие в килограммах)m – показания весовL – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов)

Чтобы перевести прилагаемое усилие в Ньютоны нужно:

Н•м = кгс•м * 9,81 где:Н•м – Ньютон на метркгс•м – килограмм на метр силы

Чаще всего момент затяжки пишут в Ньютонах, а наш ДМК показывает усилие в килограммах. Например, мне нужно затянуть гайку с усилием в 20 Н. для того что бы узнать какие показания должны быть на весах воспользуемся формулой:

m = Н * 0,102 * (1 / L)где:m – показания весовН – момент затяжки с которым нужно затянуть резьбовое соединениеL – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов).m = 20 * 0.102 * (1 / 0.114) = 17.89 кг.Отсюда следует, чтобы затянуть гайку с усилием 20 Н на весах должно быть 17,89 кг.

Сделал не большую таблицу в Excel с формулами, можно скачать здесь.

Для удобства можно составить таблицу с нужными значениями, тогда не нужно будет каждый раз высчитывать.

Конечно данный ключ не подойдет для использования на СТО, а для дома вполне не плохо. Характеристики данного ключа не большие. Плечо 11,4 см, максимальный момент затяжки получился 4,5 кг или 44 Н. Данные характеристики можно улучшить изменив размеры ключа или установить более мощные весы. Собирал данный данный ключ из того что было. Надеюсь вам понравилась данная самоделка. Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Итоговая оценка: 9.48 из 10 (голосов: 7 / История оценок)

Источник