Меню

Ремонт гидравлических агрегатов автомобиля



Технологические процессы ремонта агрегатов гидросистем

Ремонт шестеренных насосов. Требования, которые должны быть выполнены при текущем ремонте насосов:

1) нельзя разукомплектовать ведомую и ведущие шестерни, т.к. они подобраны по размерным группам и размерам по высоте не более 0,004 мм;

2) целесообразно маркировать пару зубьев, находящихся в зацеплении шестерен, чтобы при сборке не нарушать их приработку и не увеличивать внутреннюю утечку рабочей жидкости в насосе.

Таблица 2.4

Основные неисправности шестеренных насосов, их причины и способы устранения при текущем ремонте

Неисправность Причины неисправности Указания по устранению неисправности
1. Вспенивание масла в баке Изношена кромка манжеты ведущей шестерни Заменить манжету, при необходимости отполировать рабочую поверхность
2. Подача насоса ниже нормы Повреждение манжет уплотняющих деталей. Изношены детали качающего узла Заменить поврежденные манжеты. У насосов НШ-50-2 установить металлические пластины ремонтного размера

Срыв резьбы в корпусе насоса ремонтируют постановкой резьбовых вставок. Привалочные плоскости имеющие забоины, зачищают шлифовальной шкуркой, закрепленной на притирочной плите.

Ведущая шестерня собранного насоса должна проворачиваться с крутящим моментом не более 15 Н·м.

После замены поврежденных манжет и других деталей производят сборку и испытание гидронасоса в следующей последовательности:

1) проверить герметичность, создавая циклическую нагрузку и повышая давление от 0 до максимального (14–17,5 МПа). Длительность цикла 30 с, число циклов не менее 3;

2) проверка подсоса воздуха через манжету насоса при давление 0,6 МПа в течении 2–3 мин. Появление эмульгированного масла и его вспенивание не допускается;

3) проверка коэффициента подачи рабочей жидкости (К должен быть ³ 0,65).

Ремонт гидроцилиндров и гидроаккумуляторов.При разборке гидроаккумляторов следует помнить, что их пружины предварительно сжаты с усилием более 6000 Н. Это усилие воспринимается тремя болтами (трактор Т-150К) головки которых окрашены в красный цвет. Их отворачивают под прессом или вставляют три монтажных болта в свободные резьбовые отверстия.

Все уплотнительные детали, имеющие повреждения и заметные деформации, подлежат замене. На сопрягаемых поверхностях не должно быть забоин и рисок глубиной более 0,1 мм, а также следов коррозии.

Таблица 2.5

Основные неисправности гидроцилиндров и гидроаккумуляторов
способы их устранения при текущем ремонте

Неисправность Причины неисправности Указания по устранению неисправности
Гидроцилиндры
1. Подтекание масла по штоку Износ уплотнительных колец или деталей Разобрать гидроцилиндр, заменить изношенные детали
2. Подтекание масла между корпусом и крышками или по стержню клапана Износ уплотнительных колец Замена колец или клапана в сборе
2.1. При давлении 0,5–1 Мпа шток гидроцилиндра полностью не выдвигается Погнут шток Выправить шток под прессом
2.2. Под нагрузкой шток перемещается медленно Износились уплотнения поршня Заменить уплотнения
Гидроаккумуляторы
Подтекание масла Износились уплотнительные кольца Замена уплотнений

Ремонт гидрораспределителей.Золотник в паре с корпусом представляет собой прецизионную пару и их разукомплектование не допустимо.

Не допускаются забоины, глубокие риски на привалочных поверхностях, выкрашивание, следы коррозии и износы на гнездах шариковых клапанов и других деталях. Для их устранения применяют точение, шлифование, а на заключительных этапах притирку сопрягаемых поверхностей.

Таблица 2.6

Основные неисправности гидрораспределителей, их причины и способы устранения при текущем ремонте

Неисправность Причины неисправности Указания по устранению неисправности
1. Подтекание масла в стыках корпуса и крышек Ослабление затяжки болтов. Повреждение прокладки. Трещины в крышке Подтяжка болтов, замена прокладки, крышки
2. Подтекание масла по сферам рычагов Ослабла затяжка болтов. Износ уплотнительного кольца Подтяжка болтов. Замена колец
3. Не включается или не удерживается в одном из рабочих положений золотник Нарушена регулировка или не работает устройство возврата золотника Отрегулируйте предохранительный клапан, прочистите отверстие деталей
4. Большие внутренние утечки масла Изношены детали перепускного клапана Снимите упор, с помощью болта снять направляющую перепускного клапана, прошлифовать поверхность клапана

Испытание и регулировки гидрораспределителей проводят на стенде

КИ-4815М в следующей последовательности:

1) проверяется легкость перемещения золотников и их фиксация в позициях «подъем» «опускание» и «плавание»;

2) проверяется давление срабатывания автомата возврата золотника
(11–12,5 МПа);

3) проверяется давление настройки преохранительного клапана. Позиция «подъем» и задерживают рукоятку. Установившееся постоянное давление по манометру указывает на давление настройки предохранительного клапана
(13–14 МПа);

Читайте также:  Снегоуборщик хантер 4800 ремонт

4) замеряются протечки масла через зазоры между золотниками и корпусом гидрораспределителя, которые не должны превышать 15 см 3 /мин для гидрораспределителей Р75, 80 и 70 см 3 /мин для Р150, Р160.

Ремонт гидроусилителя рулевого управления тракторов.При текущем ремонте ГРУ проводят частичную или полную разборку с заменой изношенных деталей.

При испытаниях контролируется отсутствие подтекания масла, усилие на рулевом колесе (до 40 Н) и свободный ход рулевого колеса в среднем положении выходного вала (не более 20°).

Ремонт объемного гидропривода ГСТ90.При работе гидропривода могут появляться несколько характерных внешних признаков отказов, для выявления причины которых необходимо провести ряд контрольно-диагностических операций: проверить уровень РЖГ в баке гидропривода и наличие в ней воздуха, давление на фильтре с помощью вакуумметра, давление в системе подкачки, стабильность показаний манометров, перемещение золотника в клапанной коробке, проверить работу теплообменника и т.д.

Техническое состояние гидропривода характеризуется давлением, которое измеряют в четырех точках манометрами класса точности не более 2,5. В зависимости от нагрузки и технического состояния гидропривода масштаб давления будет изменяться. При частоте вращения вала дизеля 1500–2000 мин -1 манометр в системе подкачки должен показывать давление 1,5–1,8 МПа. Давление на входе в насос подпитки не должно превышать 0,025 МПа.

Давление в гидролинии насос-гидромотор зависит от нагрузки на гидропривод и от технического состояния его агрегатов. При нейтральном положении рычага гидрораспределителя манометр высокого давления должен показать давление в системе подпитки. Если рычаг управления гидрораспределителем установлен в положение «вперед» или «назад», то при заторможенной машине давление должно достигать максимального значения 35 МПа.

Давление во внутренних полостях насоса и гидромотора свидетельствует о поступлении рабочей жидкости во внутренние полости агрегатов при работе насоса подпитки. Максимального значения (0,25 МПа) это давление достигает при установке рычага управления гидрораспределителем в нейтральное положение, когда вся рабочая жидкость, подаваемая насосом подпитки, сливается через предохранительный клапан во внутреннюю полость гидронасоса. Контроль этого давления дает возможность определить действительное давление в системе подпитки.

9.4 Требования, предъявляемые к условиям выполнения
ремонтных работ и технологическому оснащению участков
ремонта сборочных единиц гидроагрегатов

Ремонт гидрооборудования в полевых условиях проводить не рекомендуется. Допустима в ряде случаев только замена рукавов высокого и низкого давления и отдельных уплотнений. Для повышения эксплуатационной надежности гидроаппаратуры необходимо обеспечивать механизированную дозаправку РЖГ, что резко снижает попадание абразивных частиц в гидросистему, обеспечивает надежный контроль за чистотой и качеством РЖГ и ее очистку. Ремонтные работы по гидроагрегатам должны проводиться на специализированном участке ЦРМ.

На участке по гидронасосам проводят: разборку, замену уплотнительных деталей, сальника, ведущей шестерни; по гидрораспределителям (Р75, Р80, Р150, Р160) и гидроувеличителю — частичную разборку, замену уплотнительных деталей и прокладок, сборку, ремонт (замена) деталей перепускного и предохранительного клапана, регулировка клапанов, испытание распределителя; по гидроцилиндру — разборку, замену уплотнений, штока, поршня, крышки, клапанов, правка штока, сборка и испытание; по гидроусилителю рулевого управления — замена уплотнительных деталей, прокладок, регулировка затяжки гайки червяка, осевого люфта сошки, замена отдельных деталей, испытание и регулировка предохранительного клапана гидроусилителя, сборка гидроусилителя.

Контрольные вопросы

1. Как проводится предремонтное диагностирование гидросистем?

2. Как определяется техническое состояние гидрораспределителей и гидро-цилиндров?

3. Какие требования должны быть выполнены при текущем ремонте шестерных насосов?

4. Какова последовательность испытания гидронасосов после ремонта?

5. Последовательность работ при испытании и регулировке гидрораспреде-лителей.

6. Какие контрольно-диагностические операции проводятся для выявления причин отказов гидропривода?

Тема 10 Технология текущего ремонта автотракторного
электрооборудования

План:

10.1 Ремонт генераторов.

10.2 Ремонт стартеров.

10.3 Ремонт магнето.

10.4 Ремонт стартерных аккумуляторных батарей.

Ремонт генераторов

На современных тракторах и автомобилях устанавливаются генераторы или генераторные установки (генератор со встроенным регулятором напряжения) переменного тока.

Основными признаками неисправности генераторов являются:

— постоянный разряд тока на работающем двигателе (по показаниям амперметра);

— резкое падение напряжения при включении нагрузки;

Данные признаки свидетельствуют о наличии следующих факторов:

обрыве проводов в цепи питания обмотки возбуждения (ОВ), окислении их зажимов; замыкании на «массу» провода зажима «Ш»; обрыве витков обмотки возбуждения; межвитковом замыкании в обмотке возбуждения; износе или зависании контактных щеток; замыкании обмотки статора на корпус; обрыве витков обмотки статора; пробое диодов выпрямительного блока; пробое изоляции диодов; износе и пригорании поверхности контактных колец; износ посадочных мест под подшипники; износ шариковых подшипников; уменьшении натяжения ремня генератора.

Читайте также:  Ремонт тепловентилятора кэв с

Работоспособность генератора проверяется без его демонтажа с двигателя с помощью вольтамперметра КИ-1093 или контрольной лампы.

При контроле работоспособности генератора вольтамперметром проверяется состояние обмотки возбуждения, мощность генератора на номинальном режиме, состояние выпрямительного блока.

Состояние обмотки возбуждения определяется по потребляемому ею току (рис. 2.3).

Включается масса машины и по амперметру определяется сила тока в обмотке возбуждения. Соответствие силы тока техническим требованиям говорит об исправности цепи обмотки возбуждения, увеличенное значение —
о межвитковом замыкании, уменьшенное — об износе контактных колец и щеток или их пригорании.

Состояние выпрямительного блока определяется по наличию тока в созданной цепи (рис. 2.4).


Рис. 2.3 Схема проверки технического состояния обмотки возбуждения генератора:
1 — прибор КИ-1093; 2 — генератор; 3 — регулятор напряжения

В

В

Рис. 2.4 Схема проверки технического состояния выпрямительного блока генератора:
1 — прибор КИ-1093; 2 — генератор; 3 — регулятор напряжения

Включается масса машины и контролируется наличие тока по амперметру прибора.

Отсутствие тока в цепи говорит об исправности выпрямительного блока, наличие тока — о его неисправности.


Работоспособность генератора в целом определяется по вырабатываемой им силе тока на номинальных оборотах (рис. 2.5).

Рис. 2.5 Схема проверки работоспособности генератора в целом по силе тока
на номинальных оборотах: 1 — прибор КИ-1093; 2 — генератор

Запускается двигатель, устанавливаются номинальные обороты, нагрузка на генератор создается реостатом прибора до требуемого падения напряжения и по амперметру определяется сила тока.

Контрольной лампой определяется состояние обмотки возбуждения, выпрямительного блока и силовой обмотки при неработающем двигателе.

Для проверки обмотки возбуждения отсоединяются все провода от генератора и включается «масса» машины. Один провод контрольной лампы подключается к проводу отсоединенному от клеммы «В» генератора («+» аккумуляторной батареи), а вторым проводом касаются клеммы «Ш» генератора. Горение лампы в полнакала свидетельствует о неисправности обмотки возбуждения, в полный накал — о межвитковом или коротком замыкании, отсутствие горения — об обрыве в обмотке или заедании контактных щеток.

Выпрямительный блок проверяется в следующей последовательности.

Контрольная лампа включается между выводом «В» генератора и отсоединенным от него проводом. Лампа не должна гореть. Горение лампы свидетельствует о пробое диодов или изоляции между радиатором и корпусом.

Техническое состояние генераторных установок определяется после их демонтажа с двигателя.

Текущий ремонт генераторов заключается в замене дефектных деталей, восстановлением рабочих поверхностей контактных колец и устранении обрывов и замыкании на «массу» проводки и щеток в контрольных испытаниях.

Подшипники качения заменяются при наличии трещины, следов выкрашивания на кольцах и телах вращения, следов коррозии и побежалости на кольцах, увеличении радиального зазора или посадки подшипника на валу ротора. Посадка подшипников восстанавливается постановкой на герметик «Унигерм».

При подгорании или местном износе контактных колец их протачивают до выведения следов износа «как чисто» или зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью 40–50 мкм.

Контактные щетки заменяются при сколах 20% рабочей поверхности и при износе их по высоте. При замене щеток их притирают по контактным кольцам стеклянной шлифовальной шкуркой зернистостью 40–50 мкм до прилегания 80% рабочей поверхности.

Замену диодов, устранение обрывов электропроводки производят пайкой припоем ПОСК-50 с использованием в качестве флюса канифоль.

Правильность сборки генератора контролируется по вращению ротора, оно должно быть легким, без притормаживания. Щетки должны свободно перемещаться в направляющих щеткодержателя.

Отремонтированный генератор подвергается испытаниям на стенде
КИ-986 на холостом ходу и под нагрузкой. На холостом ходу контролируется напряжение, а под нагрузкой — сила тока при номинальном напряжении и оборотах ротора. В процессе испытания не должно быть лишних шумов, стуков, нагрева подшипников до температуры выше 70 °С.

Ремонт стартеров

Основными признаками неисправности стартеров являются: стартер не проворачивает маховик двигателя или проворачивает медленно (при нормальной степени заряженности аккумуляторных батарей и отсутствии повреждений в электрической цепи питания); тяговое реле периодически включает и отключает стартер (слышны щелчки); стартер не включается при исправной цепи питания); якорь после отключения стартера продолжает вращаться; шестерня привода стартера при включении не входит плавно в зацепление с венцом маховика (слышен треск); работа стартера сопровождается повышенным шумом (частые глухие удары, скрип и т.д.)

Читайте также:  Параметры по ремонту тнвд

Данные признаки свидетельствуют о наличии следующих дефектов:

· подгорании рабочих поверхностей контактного диска и болтов;

· спекании рабочих поверхностей контактных болтов и диска;

· износе рабочей поверхности коллектора;

· загрязнении или подгорании рабочей поверхности коллектора;

· износе или зависании контактных щеток;

· межвитковом или коротком замыкании обмоток статора, якоря; износе подшипников;

· нарушении регулировки механизма привода.

Неисправный стартер демонтируется с двигателя и проверяется на стенде КИ-968 в режиме холостого хода по потребляемому току и частоте вращения якоря. Повышенный ток и пониженная частота вращения указывает на необходимость его ремонта.

При текущем ремонте статоров проводятся следующие работы:

· восстанавливаются рабочие поверхности контактных болтов и диска;

· восстанавливаются рабочие поверхности коллектора якоря и щеток;

· устраняется обрыв обмоток;

· заменяются дефектные детали;

· регулируется механизм привода;

· проводятся контрольные испытания.

Для рабочих поверхностей контактных болтов и диска снимается крышка тягового реле, отворачиваются гайки контактных болтов и снимается контактный диск. Он устанавливается другой стороной к контактным болтам, а последние разворачиваются на 180º или зачищаются до выведения следов пригара шлифовальной шкуркой зернистостью 40–50 мкм.

Износ или подгорание поверхности коллектора якоря устраняют проточкой до выведения следов износа (как чисткой) или зачисткой той же шлифовальной шкуркой. При этом, после проточки канавки в изоляции между ламелями углубляют на 0,5–0,8 мм.

Контактные щетки притирают аналогично, как для генератора.

Изношенные по внутренней поверхности вкладыши стартеров заменяют на новые. После сборки проверяют легкость перемещения и вращения муфты привода на валу.

После ремонта стартер испытывают на стенде в режимах холостого хода и полного торможения. В режиме холостого хода измеряется сила потребляемого тока, частота вращения якоря и напряжение, в режиме полного торможения — сила тока, напряжение и вращающий момент.

Ремонт магнето

Основными признаками неисправности магнето являются:

Ø отсутствие искрообразования;

Ø искра слабой мощности (красного цвета);

Ø искрение контактов прерывателя;

Ø непостоянное искрообразование;

Ø характерный шум.

Эти признаки свидетельствуют о наличии следующих дефектов:

· износе контактов прерывателя;

· пробое изоляции вывода высокого напряжения;

· межвитковом замыкании обмоток трансформатора;

· износе пятки рычага;

· износе посадочных мест под подшипники на валу, крышке и в корпусе;

· нарушение регулировки положения ротора в момент размыкания контактов.

Работоспособность магнето и его деталей проверяется на стенде
КИ-968. Трансформатор проверяется способом сравнения, установив его в эталонное магнето.

Он должен обеспечивать бесперебойное искрообразование при частоте вращения привода 600–700 мин -1 с зазором 7 мм в разряднике.

Намагниченность ротора контролируется магнитомером МД-4. Если намагниченность ротора менее 200 мк Вб, то его намагничивают на приборе НА-5ВИМ.

Конденсатор проверяется способом сравнения с конденсатором эталонного магнето.

Качество изоляции контролируется по бесперебойности искрообразования при зазоре в разряднике 9 мм.

Текущий ремонт магнето заключается в замене подшипников, конденсатора, трансформатора, деталей контактной группы, кулачка, деталей изоляции, намагничивании ротора и контрольно-регулировочных работах.

В собранном магнето ротор должен легко вращаться в подшипниках без ощутимого осевого зазора и самоустанавливаться в положение, соответствующее максимальному магнитному потоку, после отклонения от него на 20–30°. Осевой зазор регулируется установкой шайб на вал между железом ротора и внутренними кольцами подшипников.

При сборке магнето проверяют и при необходимости регулируют положение ротора в момент размыкания контактов, обеспечивающее наилучшую интенсивность искрообразования — абрис. Абрис — угол поворота ротора от нейтрального положения в сторону рабочего вращения до момента начала размыкания контактов (8–10°).

При испытании собранного и отрегулированного магнето должны отсутствовать шумы, стуки, нагрев корпуса.

На бесперебойность искрообразования магнето испытывают при частоте вращения 2000–4500 мин -1 в течение 5 мин при зазоре 7 мм в разряднике.

Качество изоляции магнето проверяют при частоте вращения
2400–3000 мин -1 и зазоре в разряднике 9–11 мм в течение 15 с. Искрообразование должно быть бесперебойным.

Источник