Меню

Ремонт электродвигателей пособие электромонтеру



Мандыч Н. К. Ремонт электродвигателей. Пособие электромонтеру

Библиотека рабочего основана в 1980 г.

КИЕВ ТЭХНИКА 1989

Приведены рекомендации по эксплуатации, выявлению и устранению неисправностей, организации и проведению ремонтов и испытаний электродвигателей различных типов Большое внимание уделено техническому обслуживанию и ремонту крупных электродвигателей постоянного тока предельной мощности. Обобщен опыт модернизации электродвигателей постоянного и переменного тока.

Рассчитано на электромонтеров.

Рецензенты: д-р техн. наук Ю. А. Шумилов, В. Б. Важненко Редакция литературы по энергетике, электронике, кибернетике и связи Зав. редакцией 3. В. Божко

Мандыч Н. К. Ремонт электродвигателей. Пособие электромонтеру.— К.: Тэхника, 1989.— 152.

Содержание
Ремонт электродвигателей.
Пособие электромонтеру

Глава 1. Общие сведения об электрических машинах
Классификация электрических машин
Электрические машины переменного тока
Машины постоянного тока
Материалы, применяемые в электромашиностроении

Глава 2. Неисправности в электрических машинах, их выявление и устранение
Асинхронные машины
Синхронные машины
Машины постоянного тока
Неправильное наложение проволочных бандажей
Неисправности подшипников
Подшипниковые токи и способы их устранения
Старение изоляции обмоток
Механические неисправности электрических машин
Износ посадочных отверстий муфт и отверстий под соединительные пальцы

Глава 3. Эксплуатация электрических машин
Структура управления, электрохозяйством на предприятии
Техническое обслуживание электрических машин малой и средней мощности
Техническое обслуживание крупных электрических машин
Техническое обслуживание подшипников

Глава 4. Эксплуатация крупных машин постоянного тока предельной мощности и нормального исполнения
Устройство машин постоянного тока предельной мощности
Обеспечение нормальной коммутации машин постоянного тока предельной мощности
Техническое обслуживание крупных машин постоянного тока предельной мощности и нормального исполнения

Глава 5. Организация планово-предупредительных ремонтов электрических машин
Общие положения системы ППР электрооборудования
Планирование и техническая подготовка ремонта электрических машин

Глава 6. Ремонт электрических машин переменного и постоянного тока мощностью до 250 кВт
Текущий ремонт электрических машин
Разборка и дефектация электрических машин
Ремонт обмоток машин переменного и постоянного тока мощностью 250 кВт
Пропитка, сушка и защитная лакировка обмоток электрических машин
Ремонт коллекторов и контактных колец общепромышленных машин
Ремонт коллекторов крупных электрических машин
Ремонт механических деталей и узлов
Ремонт сердечников статоров и роторов
Причины, вызывающие вибрации электрических машин
Сборка электрических машин мощностью до 250 кВт

Глава 7. Ремонт крупных электрических машин
Дефектация электрических машин
Разборка электрических машин
Ремонт обмоток статоров крупных электрических машин переменного тока высокого напряжения
Ремонт обмоток фазных роторов и крупных электрических машин
Ремонт обмоток крупных электрических машин постоянного тока
Ремонт подшипников скольжения
Ремонт нарушенного крепления сердечников якорей
Сборка крупных электрических машин
Пробный пуск электрических машин после сборки

Глава 8. Модернизация электрических машин
Модернизация электродвигателей переменного тока мощностью до 250 кВт
Модернизация машин постоянного тока
Пример ремонта и модернизации синхронного двигателя мощностью 2000 кВт
Пример ремонта и модернизации электродвигателя постоянного тока мощностью 5000 кВт

Глава 9. Испытания электрических машин
Объем и виды испытаний
Оформление документации по результатам испытаний в процессе ремонта
Работа электродвигателей и защита окружающей среды

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Список литературы

Повышение уровня электрификации народного хозяйства и эффективности использования электроэнергии предусматривает развитие быстрыми темпами производства электрических машин переменного тока как наиболее массовой продукции электромашиностроения, широко используемой для электропривода различных машин и механизмов.

Наибольшее распространение в промышленности получили асинхронные двигатели — простые в эксплуатации, имеющие несложную конструкцию и высокий КПД (до 95 % у крупных машин). Асинхронные двигатели потребляют свыше 40 % вырабатываемой электроэнергии, а их установленная мощность больше установленной мощности всех электростанций СССР и составляет 300 млн. кВт [24]. Изготовлением асинхронных двигателей занято около 100 тыс. чел., а обслуживанием и ремонтом — около 1 млн. чел.

Ежегодно пополняется действующий парк электрических машин постоянного тока и синхронных. Разработаны и внедряются новые прогрессивные электротехнические материалы, позволяющие повысить теплостойкость изоляционных систем в машинах, легированные электротехнические стали для магнитопроводов с низким уровнем электрических потерь. В асинхронных двигателях новой серии АИ, которая до 1990 г. должна заменить серию 4А, применены подшипники качения в закрытом исполнении с постоянно заложенной смазкой, что повысит надежность подшипникового узла и уменьшит трудозатраты на обслуживание двигателей в эксплуатации.

Несмотря на увеличение производства электрических машин, потребность в них в народном хозяйстве непрерывно возрастает. Одним из путей увеличения действующего парка машин в эксплуатации является повышение надежности их работы. Этим задачам отвечает правильно организованное техническое обслуживание, и ремонт электрических машин.

Читайте также:  Телевизор киви гарантийный ремонт

Постоянное увеличение действующего парка электрических машин потребовало создания в стране крупных централизованных электроремонтных предприятий. На многих предприятиях созданы хорошо организованные электроремонтные цеха. Однако на ряде предприятий ремонты электродвигателей и их техническое обслуживание выполняются с низким качеством и высокой стоимостью, что нередко объясняется низкой квалификацией персонала. Кадры электромонтеров для обслуживания и ремонта электрических машин следует готовить постоянно, на высоком профессиональном уровне, а это не всегда возможно из-за отсутствия необходимых учебных пособий. В частности, до сих пор отсутствует литература по техническому обслуживанию и ремонту машин постоянного тока предельной мощности.

В данной книге автор сделал попытку обобщить накопленный опыт технического обслуживания и ремонта крупных машин постоянного тока предельной мощности, который может быть полезен также электромонтерам, занимающимся обслуживанием и ремонтом других типов электрических машин.

Автор выражает глубокую благодарность рецензентам д-ру техн. наук Ю. А. Шумилову и В. Б. Важненко за ценные замечания и советы, способствовавшие улучшению качества книги.

Источник

Завод низковольтного и высоковольтного оборудования

Мандыч Н. К. Ремонт электродвигателей. Пособие электромонтеру

Мандыч Н. К. Ремонт электродвигателей. Пособие электромонтеру

РЕМОНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

пособие электромонтеру

КИЕВ ТЭХНИКА 1989

Библиотека рабочего основана в 1980 г.

Рецензенты: д-р техн . наук Ю. А. Шумилов, В. Б. Важненко Редакция литературы по энергетике, электронике, кибернетике и связи Зав. редакцией 3. В. Божко

М23 Ремонт электродвигателей. Пособие электро­ монтеру.— К.: Тэхника , 1989.— 152. с— (Б иблио­ тека рабочего).

Приведены рекомендации по эксплуатации, выявлению и устранению неисправностей, организации и проведению ремонтов и испытаний электродвигателей различных типов Большое внимание уделено техническому обслуживанию и ремонту крупных электродвигателей постоянного тока пре­ дельной мощности. Обобщен опыт модернизации электродви­ гателей постоянного и переменного тока.

Рассчитано на электромонтеров.

Содержание книги Ремонт электродвигателей. Пособие электромонтеру

Глава 1. Общие сведения об электрических машинах
Классификация электрических машин
Электрические машины переменного тока
Машины постоянного тока
Материалы, применяемые в электромашиностроении

Глава 2. Неисправности в электрических машинах, их выявление и устранение
Асинхронные машины
Синхронные машины
Машины постоянного тока
Неправильное наложение проволочных бандажей
Неисправности подшипников
Подшипниковые токи и способы их устранения
Старение изоляции обмоток
Механические неисправности электрических машин
Износ посадочных отверстий муфт и отверстий под соединительные пальцы

Глава 3. Эксплуатация электрических машин
Структура управления, электрохозяйством на предприятии
Техническое обслуживание электрических машин малой и средней мощности
Техническое обслуживание крупных электрических машин
Техническое обслуживание подшипников

Глава 4. Эксплуатация крупных машин постоянного тока предельной мощности и нормального исполнения
Устройство машин постоянного тока предельной мощности
Обеспечение нормальной коммутации машин постоянного тока предельной мощности
Техническое обслуживание крупных машин постоянного тока предельной мощности и нормального исполнения

Глава 5. Организация планово-предупредительных ремонтов электрических машин
Общие положения системы ППР электрооборудования
Планирование и техническая подготовка ремонта электрических машин

Глава 6. Ремонт электрических машин переменного и постоянного тока мощностью до 250 кВт
Текущий ремонт электрических машин
Разборка и дефектация электрических машин
Ремонт обмоток машин переменного и постоянного тока мощностью 250 кВт
Пропитка, сушка и защитная лакировка обмоток электрических машин
Ремонт коллекторов и контактных колец общепромышленных машин
Ремонт коллекторов крупных электрических машин
Ремонт механических деталей и узлов
Ремонт сердечников статоров и роторов
Причины, вызывающие вибрации электрических машин
Сборка электрических машин мощностью до 250 кВт

Глава 7. Ремонт крупных электрических машин
Дефектация электрических машин
Разборка электрических машин
Ремонт обмоток статоров крупных электрических машин переменного тока высокого напряжения
Ремонт обмоток фазных роторов и крупных электрических машин
Ремонт обмоток крупных электрических машин постоянного тока
Ремонт подшипников скольжения
Ремонт нарушенного крепления сердечников якорей
Сборка крупных электрических машин
Пробный пуск электрических машин после сборки

Глава 8. Модернизация электрических машин
Модернизация электродвигателей переменного тока мощностью до 250 кВт
Модернизация машин постоянного тока
Пример ремонта и модернизации синхронного двигателя мощностью 2000 кВт
Пример ремонта и модернизации электродвигателя постоянного тока мощностью 5000 кВт

Глава 9. Испытания электрических машин
Объем и виды испытаний
Оформление документации по результатам испытаний в процессе ремонта
Работа электродвигателей и защита окружающей среды

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Список литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повышение уровня электрификации народного хозяйства и эффективности использования электроэнергии предусматривает раз­витие быстрыми темпами производства электрических машин переменного тока как наиболее массовой продукции электро­ машиностроения, широко используемой для электропривода раз­ личных машин и механизмов.

Читайте также:  Ремонт сцепления т 150 с двигателем ямз 236

Наибольшее распространение в промышленности получили асинхронные двигатели — простые в эксплуатации, имеющие несложную конструкцию и высокий КПД (до 95 % у крупных машин). Асинхронные двигатели потребляют свыше 40 % вы­ рабатываемой электроэнергии, а их установленная мощность больше установленной мощности всех электростанций СССР и составляет 300 млн. кВт [24]. Изготовлением асинхронных дви­ гателей занято около 100 тыс. чел ., а обслуживанием и ремон­ том — около 1 млн. чел.

Ежегодно пополняется действующий парк электрических машин постоянного тока и синхронных. Разработаны и внедряют­ ся новые прогрессивные электротехнические материалы, позво­ ляющие повысить теплостойкость изоляционных систем в маши­ нах, легированные электротехнические стали для магнитопроводов с низким уровнем электрических потерь. В асинхронных двигателях новой сер ии АИ , которая до 1990 г. должна заменить серию 4А, применены подшипники качения в закрытом испол­ нении с постоянно заложенной смазкой, что повысит надежность подшипникового узла и уменьшит трудозатраты на обслужива­ ние двигателей в эксплуатации.

Несмотря на увеличение производства электрических ма­ шин, потребность в них в народном хозяйстве непрерывно воз­ растает. Одним из путей увеличения действующего парка машин в эксплуатации является повышение надежности их работы. Этим задачам отвечает правильно организованное техническое обслуживание, и ремонт электрических машин.

Постоянное увеличение действующего парка электрических машин потребовало создания в стране крупных централизован­ ных электроремонтных предприятий. На многих предприятиях созданы хорошо организованные электроремонтные цеха. Одна­ ко на ряде предприятий ремонты электродвигателей и их техни­ ческое обслуживание выполняются с низким качеством и высо­ кой стоимостью, что нередко объясняется низкой квалифика­ цией персонала. Кадры электромонтеров для обслуживания и ремонта электрических машин следует готовить постоянно, на высоком профессиональном уровне, а это не всегда возможно из-за отсутствия необходимых учебных пособий. В частности, до сих пор отсутствует литература по техническому обслужива­ нию и ремонту машин постоянного тока предельной мощности.

В данной книге автор сделал попытку обобщить накопленный опыт технического обслуживания и ремонта крупных машин по­ стоянного тока предельной мощности, который может быть поле­ зен также электромонтерам, занимающимся обслуживанием и ре­ монтом других типов электрических машин.

Автор выражает глубокую благодарность рецензентам д-ру техн . наук Ю. А. Шумилову и В. Б. Важненко за ценные заме­ чания и советы, способствовавшие улучшению качества книги.

Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 252Ь01 Киев, 1, ул. Крещатик , 5. Издательство « Тэхннка ».

Источник

Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра

Главная страница » Ремонт электродвигателя своими руками: практика электромонтёра

Электродвигатели применяются в составе оборудования разного назначения, в том числе бытового. На бытовой технике, в отличие от промышленной, устанавливаются асинхронные моторы небольшой мощности (не выше 1 – 1,5 кВт). Достаточно широко применяются маломощные электродвигатели в дачном хозяйстве. В большинстве своём электромоторы асинхронного действия показывают надёжную и долгосрочную работу. Тем не менее, казусы случаются. И тогда неизбежной видится проблема — ремонт электродвигателя своими руками или с помощью сервиса. Первый вариант ремонта обычно возможен при лёгких симптомах. Второй – это уже капитальный ремонт, включая перемотку.

Частая причина неработоспособности двигателя АИР

Конечно, дефект асинхронного электромотора, полученный в результате повреждения проводников обмотки статора — ситуация сложная. Здесь, как правило, требуется обязательная перемотка обмотки статора, то есть ремонт электродвигателя, который сложно выполнить своими руками в быту.

Нерабочий мотор, по мнению пользователя, на деле может оказаться вполне работоспособным электрооборудованием. Достаточно выполнить определённый ремонт электродвигателя

В таких случаях ремонта электродвигателя, связанного с перемоткой обмоток статора, требуется не только специальное оборудование, но также опыт производства электромеханических ремонтных работ. Правда, если поставить перед собой цель, ремонт электродвигателя дома своими руками — задача вполне выполнимая.

Инструмент на разборку и тестирование

Однако здесь (в статье) речь пойдёт о распространённом, так сказать «лёгком» дефекте, который достаточно просто устраняется самостоятельным ремонтом электродвигателя с применением стандартного набора инструмента электрика:

  • отвёртка плоская,
  • отвертка четырехгранная,
  • плоскогубцы,
  • тестер электрический (стрелочный прибор),
  • молоток слесарный.

Практика эксплуатации в быту маломощных асинхронных моторов показывает: распространённой причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки статора на корпус.

Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём закупки нового движка. Дефектный электромотор не пытаются даже исследовать должным образом, не говоря уже о попытках сделать ремонт электродвигателя.

Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри пластмассовых втулок, через которые внутрь коробки заводится электрический кабель

Читайте также:  Ремонт крышки расширительного бачка ваз 2114

Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками

Симптомы для ремонта КЗ на корпусе традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять пуск двигателя от раза к разу.

Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя изоляции обмотки статора по причине высоких пусковых токов. Тогда капитального ремонта электродвигателя точно не избежать. Если сработала защита, следует обесточить цепь питания, отключить питающий кабель от БРНО (коробки с клеммами).

Клеммная коробка трёхфазного асинхронного электромотора. Питающий кабель отключают от клемм при ремонте мотора, извлекают из клеммной коробки БРНО

Прежде чем начинать выполнять ремонт электродвигателя, следует удостовериться лишний раз в наличии КЗ. Здесь поможет электрический тестер — прибор, традиционно применяемый электриками. Прежде всего, обмотки статора исследуются на целостность (отсутствие обрыва). Также выполняется проверка на межвитковое замыкание. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления в Омах, поочерёдно соединяют с парами клемм БРНО.

Шкала измерительного прибора должна показывать сопротивление не менее десяти Ом (как правило, 10 — 15),. Однако точная величина сопротивления зависит от характеристики конкретного экземпляра мотора. На трёхфазном моторе при отсутствии межвиткового замыкания, значения сопротивления между всеми выводами обмотки должны быть одинаковыми.

Ремонт электродвигателя — проверка целостности обмоток, а также межвиткового и короткого замыкания на корпус. Удобно пользоваться стрелочным измерительным прибором. Здесь показано соединение щупов для проверки замыкания одной части обмотки на корпус

Если тест на сопротивление обмоток статора не показал существенной разницы между показаниями при замерах и не отметился нулевыми показаниями, движок на 90-95% можно считать рабочим. Во всяком случае, ремонт электродвигателя в виде перемотки обмоток статора явно исключается.

Остаётся определить традиционно частую причину – короткое замыкание обмоток статора на корпус. В этом варианте исследований один щуп тестера соединяют с корпусом двигателя, обеспечив надёжный контакт, а вторым щупом поочерёдно трогают клеммы выводов статорных обмоток внутри БРНО.

Обычное явление КЗ – наличие показаний прибора, которых быть не должно в принципе.

Ремонт электродвигателя: какое КЗ реально устранить?

По сути, существует два вида КЗ (короткого замыкания) на корпусную часть:

  1. Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
  2. Косвенное замыкание, по причине высокой влажности обмотки.

Второй вариант как раз и заставляет производить ремонт электродвигателя чаще обычного. Измерительным стрелочным прибором (тестером, мегомметром) такое замыкание определяется появлением показаний сопротивления между корпусом и статорной обмоткой в несколько единиц или десятков кОм.

Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, отмечаются разными значениями. При таком развитии событий ремонт электродвигателя проводится несложной методикой. Для исполнения ремонтных работ потребуется:

  1. Демонтировать электромотор от места установки.
  2. Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
  3. Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
  4. Демонтировать крышки и вынуть ротор электромотора.

Оставшийся в «чистом» виде статор переносят к расположенной поблизости электрической розетке, размещают на безопасном удалении от бытовых горючих материалов. Рекомендуется приспособить в качестве подставки под статор негорючий материал (к примеру, силикатный кирпич).

Внутрь основания статора асинхронного электродвигателя (в области размещения ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают электролампу включением вилки в розетку.

Ремонт электродвигателя простыми действиями: внутрь освобождённой от ротора статорной части помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной, как минимум на сутки

Технология ремонта электродвигателя своими руками: выдержка статора под нагревом не менее 24 часов (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу накаливания отключают и заново проверяют тестером сопротивление между корпусом и выводами статорной обмотки.

В большинстве случаев, после ремонта электродвигателя таким способом, измерительный прибор уже не фиксирует наличия какой-либо проводимости. Косвенное короткое замыкание движка удаётся устранить в 90% из 100%, применив методику долговременной просушки статорной обмотки. По завершению прогрева статора электромотор мотор собирают, монтируют на рабочем месте, запускают в работу.

Видео в тему: как снять электродвигатель вентилятора на ремонт?

Видео ниже напоминает о неудобствах работы, когда вместо конус-замковой полумуфты используется старый вариант насадки шкивов (крыльчаток) на вал электродвигателя. Попутно рассматривается задача — как снять электродвигатель и крыльчатку вытяжного вентилятора:

Источник