- Чем можно склеить пластик ABS своими руками: инструкция
- ABS пластик: технические особенности
- Категории клеящих составов для пластика абс
- Чем склеить abs пластик: самые популярные марки клея
- Инструкция склеивания деталей из abs пластика
- Как запаять детали из abs
- Выводы
- Чиним пластиковые детали сами — 3 простых способа
- Решение 1. Склеивание
- Решение 2. Пайка
- Способ 1. Ремонт с помощью фена и стержня
- Способ 2. Ремонт с помощью паяльника и сетки
- Виды автомобильных пластиков
- Термопластики
- Термореактивные пластики (реактопласты)
- Смеси пластиков (сплавы)
- Как определить тип пластика?
- Типы автомобильных пластиков
Чем можно склеить пластик ABS своими руками: инструкция
Полимер пластик ABS достаточно устойчив к ударам и механическому воздействию. Материал эластичен, но иногда изделия из него все-таки подвергаются поломкам. Процесс изготовления полимера сложный и трудоемкий. Чтобы изготовить одну тонну сырья, потребуются спецоборудование, большое количество сырьевых материалов, применение определенных технологий.
При этом мировое производство материала ежегодно возрастает. Оно и неудивительно – высококачественный полимер считается наиболее выгодным для использования в производстве посуды, оргтехники и электротехнических приборов. Кроме того, в каждом доме найдутся изделия, изготовленные из данного пластикового материала.
Так, полимер образуется при сочетании стирола, бутадиена и акрилонитрила. Все эти элементы подвергаются эмульсионной полимеризации. Чаще всего полимер выпускают в форме гранул или отдельными листами. Гранулированный материал – это сырье для изготовления различных изделий. Из него производятся предметы обихода, комплектующие к оборудованию. А листовой пластик применяется в строительной сфере в качестве отделки.
Далее в статье представлены инструкции по склеиванию и запайке материала в домашних условиях. Перед началом работ давайте рассмотрим технические характеристики АБС и виды клеящих составов для данного типа пластика.
ABS пластик: технические особенности
В каждом доме найдутся пластиковые изделия, которые эксплуатируются ежедневно, и предметы из abs в их числе. Стоит отметить, что показатели свойств АБС пластика очень высоки. По такой причине материал является достаточно востребованным сырьем на рынке. Он имеет разительные отличия от обычной пластмассы:
- устойчив к различным механическим воздействиям и влаге;
- легко моется, не подвергается действию кислот и щелочей, благодаря чему широко используется для обустройства водопровода, уличных конструкций, посуды;
- без влияния определенных факторов не является токсичным материалом, другими словами, не выделяет в окружающую среду никаких вредных веществ;
- является прочным материалом, который можно использовать при температурном показателе +90 градусов;
- устойчив к разнообразным моющим средствам, кислотам и щелочам.
Однако, пластик абс, как и любой другой материал, при определенном механическом воздействии подвержен повреждениям. Несмотря на высокие технические показатели, он может как треснуть, так и вовсе разломаться на куски. Если это произошло, то не спешите обращаться в сервисные центры или выбрасывать изделие. Попробуйте склеить его самостоятельно, чтобы сэкономить средства на ремонт или приобретение нового элемента.
Так, чтобы склеить изделие, следует выбрать подходящий клей. Обычный ПВА при этом абсолютно непригоден для склеивания обломков предмета. Выбор клеевых составов в магазинах достаточно обширен, но не каждый из них подойдет. Следует грамотно подобрать средство для того, чтобы прочно соединить поверхности.
Категории клеящих составов для пластика абс
Важно, что для пластика ABS применяют клеящие составы на основе определенных веществ. Пластик имеет слабую адгезию, поэтому требуется быть внимательным при выборе состава для склеивания. Не стоит экспериментировать, проверяя на прочность сцепление всех клеящих смесей, имеющихся в вашем арсенале. Чтобы получить максимальную надежность соединения полимерных деталей, используйте только специально предназначенные для этого клеящие смеси.
Такие продукты изготавливаются как в России, так и за рубежом. При этом для ремонта пластикового изделия абс следует применять сразу несколько видов клеящих смесей. Используйте массы, которые вступают во взаимодействие с полимером и растворяют его частицы. Это происходит за счет того, что в состав адгезивов включен специальный растворитель, который и обеспечивает особую прочность склейки. Так, частицы полимера растворяются и вступают во взаимодействие с частицами другого участка, образуя плотный фиксирующий шов.
Также широко применяются разнообразные эпоксидные и полиуретановые клеевые массы, которые не содержат в составе растворяющий компонент. В таком случае клей не растворяет полимер, а лишь соединяет поврежденные участки изделия.
Однако, клей без растворителя имеет минусы:
- Если отремонтированные изделие сильно нагреется на солнце, то его поры расширяться.
- Из-за деформации материала связывающие свойства эпоксидного или полиуретанового клея станут слабее. Это чревато тем, что хрупкое изделие может снова треснуть.
Работа с клеевыми массами требует предварительной зачистки поверхности от пыли и грязи. Так, поверхность заранее зачищают с помощью наждачной бумаги или другого шлифовального материала. Другими словами, процесс подготовки материалов для склейки является несколько трудоемким и занимает определенное время.
Чем склеить abs пластик: самые популярные марки клея
Рассмотрим наиболее оптимальные варианты для склеивания деталей изделия из пластика abs.
- Клей Tamiya. Предназначен для того, чтобы склеить пластик АБС. Данный продукт устойчив к воздействию влаги. Выпускается в стеклянных флаконах, при этом для удобства в крышке флакона есть кисточка. Клей легко наносится, им можно прочно склеить пластик.
- Дихлорэтан. Если не знаете, чем растворить пластик, то состав ДХЭ подходит для данной цели. Достаточно сильно растворяет пластмассы, поэтому такое средство следует использовать крайне осторожно. Специалисты рекомендуют первоначально растворить в клеящей массе немного пластика, и только после этого наносить полученную смесь на склеиваемые поверхности. Такая мера снизит агрессивность состава и не даст повредить изделие. Соблюдайте меры безопасности: пары продукта являются ядовитыми, поэтому работать с ДХЭ следует только в респираторе и печатках на открытой, хорошо проветриваемой местности.
- Loctite. В основе такой массы особое вещество под названием “цианокрилат”. Оно и обеспечивает адгезиву высокую прочность соединения. Локтайт обладает хорошей текучестью, поэтому наносится на поверхность в минимальных количествах. Им можно склеить поверхности пластика, силикона, резины, металла. Обеспечивает прочную фиксацию.
- Супер Момент макси. Импортируется в Россию из Ирландии, за это время продукт успел обрести достаточную популярность у потребителей. Так, состав чаще всего применяют для ремонта трещин и сколов на пластиковых предметах внахлест либо встык. Одним из главных компонентов состава также является цианокрилат. Обладает средней вязкостью. Для лучшей механической прочности используйте данный клей только после очищения поверхностей ацетоном.
Выбирая клей для abs пластика в Москве, следует обратить внимание на инструкцию по применению. Высокую популярность имеет клеящий состав Момент и подобные продукты на основе цианокрилата. Такие составы считаются универсальными, поэтому широко используются потребителями в бытовых целях.
Инструкция склеивания деталей из abs пластика
Так, чтобы склеить два кусочка АБС, не требуется каких-либо особых навыков и знаний. Для этого не нужно быть умельцем, приобретать дополнительные инструменты и проводить работу в специальной мастерской.
Инструкция склеивания состоит из следующих этапов:
- Чтобы восстановить пластиковые части, первоначально удалите с поверхностей весь жир и грязь. Для этого используйте спирт или ацетон. Так, смочите в ацетоне салфетку и тщательно протрите участки.
- Когда выбор клеящего состава уже сделан, приступайте к склеиванию. Наносите состав очень тонким слоем, ведь только так удастся достичь максимальной адгезии.
- Для прочности ремонтируемых деталей из АБС пластмасс плотно прижмите обе поверхности друг к другу. Удерживайте их в таком положении в течение нескольких минут. Помните, что окончательную прочность изделие приобретет только через сутки. Поэтому отложите готовое изделие на время, чтобы дать клею полностью просохнуть.
Бывает и так, что кусочек восстанавливаемого предмета теряется, и приклеивать уже нечего. В случаях, когда не хватает части пластикового изделия, то для ремонта изделия используют спаивание поверхностей.
Как запаять детали из abs
Для спаивания пластика применяется паяльник. Подобный ремонт АБС пластика возможен при недостатке одного кусочка. Предварительная обработка пластика начинается с удаления старого покрытия. Поверхность тщательно зачищается мелкой наждачкой. Далее для устранения жира используются ацетон или раствор на основе спирта. Когда нужного средства нет под рукой, можно воспользоваться и обычным одеколоном. Так, обезжириватель наносят на мягкую ткань, после чего тщательно протирают отшлифованную поверхность.
Далее следует приложить к зачищенной поверхности припой: этот сварочный стержень обеспечит прочную фиксацию элементов. С помощью прижима накладывают припой и задействуют паяльник. Участок сильно нагревается под воздействием высокой температуры. Образуется нужный наплыв, который прочно удерживает детали изделия.
Далее спаянный участок снова подвергается шлифовке, очистке и покраске. Действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить место спайки. Перед покраской поверхность изделия шпаклюется. Отремонтированная деталь выглядит идеально, если все этапы восстановления детали выполнено правильно и без спешки. Как видно, в целом пайка abs пластика не представляет собой ничего сложного.
Выводы
Как вы уже успели заметить, материал АБС пластик по-своему универсален и практичен. Изделия из него часто подвергают ремонту, который и обеспечивает их дальнейшую эксплуатацию. Вопреки мнению многих, процесс склеивания не является сложным мероприятием.
Следуя четкому плану, можно безошибочно склеить различные поломанные пластиковые изделия. Для этого будет достаточно подобрать нужный клей, подготовить необходимый инвентарь и четко следовать рекомендациям.
Перед началом работ советуем посмотреть подробный процесс склеивания частей из пластика АБС в видео инструкции:
Источник
Чиним пластиковые детали сами — 3 простых способа
Производители любят относительно дешевый, податливый и легкий пластик. И у автовладельцев есть причина его полюбить — детали из этого материала очень хорошо ремонтируются. А значит, нет необходимости регулярно разоряться на замену поврежденных деталей.
Прежде чем мы расскажем, как починить пластмассовые изделия, обратим внимание на некоторые их особенности. Сегодня производители используют различные виды пластиков, в том числе АБС-пластик, полипропилен, полиуретан, поливинилхлорид и другие. Все они обладают разными свойствами, поэтому перед началом ремонта нужно обязательно выяснить, с каким материалом вы имеете дело. Маркировка вам в помощь — она есть на любой детали. Пытаясь сварить две детали из разного пластика, вы впустую потратите время: соединение, например, полипропилена с АБС-пластиком будет непрочным, а значит, крайне недолговечным.
Вернемся к ремонту и расскажем, как починить пластмассовые детали с помощью клея и путем пайки. Перед нами — поврежденная запчасть. Приступим!
Решение 1. Склеивание
Такой способ ремонта довольно простой. Для него понадобится специальный клей, у нас — дихлорэтан, он наиболее доступный и прекрасно клеит АБС-пластик. Также будет нужна кисточка, лучше — синтетическая. Она удобна тем, что после первого использования склеенные затвердевшие волоски можно подрезать, а оставшуюся их часть нагреть, волоски распушатся, и кисть вам еще послужит.
Итак, берем кисть, смачиваем в дихлорэтане, наносим его на склеиваемые части или детали — сначала на одну, потом на другую. Состав лучше положить в два слоя, так как первый, предварительный, начнет активно разъедать пластик. Прикладываем части друг к другу, прижимаем и ждем. Сохнет дихлорэтан довольно долго, до шести часов. Проявив терпение, получаем целую деталь!
Решение 2. Пайка
По сути, сварить пластиковую деталь в месте повреждения можно двумя способами — используя фен и пластмассовый стержень либо паяльник и латунную или медную сетку. Но для начала расскажем об устройстве, с помощью которого мы будем проводить работы.
Обычно для пайки используют мощные большие фены (их еще называют техническими). Но работать ими неудобно: такие фены громоздкие, тяжелые и прогревают большую поверхность. Поэтому мы предпочли простую паяльную станцию с паяльником и легким компактным феном. Стоит она недорого, в районе 3000 рублей — цена может варьироваться в зависимости от комплектации. Входящий в набор припой, используемый для ремонта радиодеталей, нам не понадобится.
Способ 1. Ремонт с помощью фена и стержня
Снимаем фен со станции. Выставляем необходимую для пайки АБС-пластика температуру 300 °C. По ходу выполнения работ температуру стоит регулировать, если пластик будет плавиться слишком сильно или, наоборот, недостаточно.
Разогреваем с помощью фена стержень так, чтобы он стал мягким и почти начал плавиться, то же делаем и с поврежденным участком на детали. Ответная часть обязательно должна быть хорошо разогрета, иначе сцепление будет плохим, а получившееся соединение непрочным. Если пластик ремонтируемой детали вздувается, значит, процесс идет правильно.
Способ 2. Ремонт с помощью паяльника и сетки
Для выполнения этой работы мы поставили на паяльник плоскую насадку. Стандартным острым наконечником неудобно прижимать сетку. К слову о ней. Можно использовать латунную или медную сетку — крупную либо с мелкоячеистой структурой. Кусочек латунной сетки размером примерно 250х200 мм стоит около 250 рублей. Более крупная сетка обойдется дешевле, ее также можно использовать, но будьте готовы потратить больше времени.
Для начала выровняем и зафиксируем поврежденный участок, чтобы поверхность не играла в процессе ремонта. Для этого соединим в некоторых местах края трещины, подплавив их паяльником, и дадим остыть. После этого прикладываем сетку и начинаем ее впаивать. У нас не очень мощный паяльник (около 45 Вт), поэтому мы выставляем максимальную температуру, чтобы процесс шел быстрее.
Начинаем утапливать сетку в пластмассу. Получается армированная поверхность, аккуратная и довольно красивая. Подобным способом удобно соединять трещины, например на бампере. Работа легкая и относительно простая. Главное — следить, чтобы сетка была полностью впаяна. Когда все готово, даем пластику остыть. Проверяем. У нас получилось достаточно прочное соединение. Поверхность слегка гуляет, потому что мы не закрепили части с внешней стороны. Чтобы получить более жесткое соединение, здесь можно припаять стержень, после чего удалить излишки пластика и покрасить деталь.
Ремонт пластмассовых деталей — процесс кропотливый, но относительно простой и бюджетный. При этом можно выбрать наиболее удобный способ починки и, потратив некоторое время, не тратить лишние деньги.
Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на techsreda@zr.ru.
Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.
Источник
Виды автомобильных пластиков
В состав современных автомобилей входит около 120 килограмм деталей, сделанных из различных видов пластика.
Термин пластики (пластмассы) описывает группу химических соединений называемых полимерами. Пластик получается нагреванием углеводородов. Используется катализатор, чтобы разбить большие молекулы на маленькие. Этот процесс называется крэкинг. Маленькие молекулы, такие как этилен, пропилен, бутан и другие называются мономерами. Большинство пластиков сделано из углеводородов, взятых из природных ископаемых (газа, нефти и других). Осуществляется химическое соединение мономеров и создание полимеров. Размер и структура молекул полимеров определяют свойства пластиков.
Существует два базовых типа пластика, которые применяются в автомобилестроении – термопластики и термореактивные пластики. Термопластики плавятся от воздействия высокой температуры, а при остывании снова затвердевают.
Термореактивные пластики никогда не плавятся и не размягчаются от температуры (не меняют форму).
Термопластики
Термопластики – это название пластиков, состоящих из разделённых разветвлённых макромолекул, которые, однако, не связаны друг с другом.
Из-за своих многочисленных положительных свойств, термопластики являются наиболее часто используемыми пластиками в автомобильной индустрии.
Термопластики могут быть расплавлены и использованы снова много раз. Это важный аспект экологичности. Термопластики являются идеальным материалом для переработки. Новые детали могут быть сделаны из старых.
Термореактивные пластики (реактопласты)
При изготовлении изделий из термореактивных пластиков происходит необратимая реакция.
Эти пластики нельзя сваривать, растворять или растягивать, как эластомеры.
Термореактивные материалы очень прочные и стойкие к высокой температуре. Они, к примеру, используются в подкапотном пространстве, рядом с двигателем.
Смеси пластиков (сплавы)
Смеси (например, такие как PP + EPDM ) чаще всего используются в дополнение к чистым формам. Смешиваются два разных типа пластика. При смешивании двух типов пластика, их свойства объединяются, и получается новый тип пластика. Этот процесс похож на смешивание металлов и получение сплавов с новыми свойствами. Кроме того, многие пластиковые детали при изготовлении усиливаются стекловолокном.
Как определить тип пластика?
Определение типа пластика необходимо для выбора способа ремонта и видов материалов, необходимых для этого.
- Тип пластика можно определить по буквенному обозначению на обратной стороне пластиковой детали. Это самый надёжный и точный способ. С обратной стороны есть несколько латинских букв — сокращение от названия пластика. Иногда дополнительные буквенные и цифровые обозначения показывают наличие различных добавок к пластику. Могут также отмечаться дополнительные свойства базового пластика (например HD-High Density, высокая плотность), а также смеси пластиков (знаком «+» тип пластика после него). Ниже в статье будут перечислены наиболее часто встречающиеся сокращения и их расшифровка. Если по каким-то причинам нет возможности определить тип пластика по коду, то можно это сделать, проделав тест.
- Тест с водой. Отрежьте маленькую полоску снизу бампера. Очистите её от загрязнений и краски, чтобы получить «голый» пластик. Поместите его в ёмкость с водой. Если пластик не тонет, то это PE , PP , PP + EPDM (термопластики). Из этих пластиков сделано 80% бамперов. 15% — это реактопласты ( PUR / TPUR ), которые потонут в воде. Остальные 5% — xenoy/polycarbonate. Такой пластик можно найти на некоторых Мерседесах и старых Фордах. Он очень жёсткий и при погружении в воду он потонет. Стоит сделать замечание, что некоторые смеси пластиков могут потонуть, хотя являются термопластиками, но в основном этот тест работает.
- Тест огнём определяет принадлежность к тому или другому типу пластика по размеру пламени, его цвету и типу дыма. Ввиду того, что в состав современных пластиковых деталей автомобиля входят различные добавки, этот тест не всегда помогает определить тип пластика правильно, поэтому мы его рассматривать не будем.
В то время как несколько видов пластика может использоваться в машине, три основных типа составляют 65% всего пластика, используемого в автомобиле: PP — полипропилен (32%), PU / PUR полиуретан (17%) и PVC — поливинилхлорид (16%).
Итак, рассмотрим наиболее часто используемые в автомобилях типы пластиков.
Типы автомобильных пластиков
ABS (Acrylonitrile Butadiene Styrene) — термопластик
Твёрдый, прочный и негибкий пластик. Он имеет высокую прочность благодаря компоненту бутадиену, а твёрдость и негибкость благодаря акрилонитрилу.
Этот пластик обязательно должен быть покрыт защитным покрытием, так как на него разрушительно действуют ультрафиолетовые лучи.
Применение: Корпуса зеркал заднего вида, колпаки колёс, автомобильные панели приборов, радиаторные решётки, молдинги, обрамления фар.
Совет по ремонту: Оптимальным методом ремонта является склеивание специальным клеем (к примеру, PlastiFix). Если применяется сваривание, то его можно дополнять эпоксидной смолой со стекловолокном (с обратной стороны) для повышения прочности.
ABS / MAT — реактопласт
Это пластик ABS , усиленный стекловолокном.
Применение: Пластиковые панели кузова.
EPDM (Ethylen-propylene-diene-monomer) — реактопласт
Часто используется в сплаве с полипропиленом ( PP ) для изготовления бамперов.
Применение: Ударопрочные вставки бампера, бампера ( PP + EPDM ).
PA (Polyamide (Nylon)) — термопластик
Умеренно жёсткий или жёсткий пластик. Хорошо шлифуется. Известен как нейлон.
Является стойким к органическим растворителям. Имеет высокую сопротивляемость к истиранию.
Применение: Пластмассовые внешние детали отделки кузова, декоративные колпаки колёс, лючки бензобака, радиаторные бачки, корпуса фар, корпус боковых зеркал, пластиковые части двигателя.
Совет по ремонту: Нагревайте пластик феном перед началом сваривания. Присадочный пруток должен смешиваться с ремонтируемым пластиком.
PC (Polycarbonate) — термопластик
У этого пластика высокая ударопрочность, даже при очень низких температурах.
Применение: Бампера, радиаторные решётки, приборная панель, корпуса фар.
Совет по ремонту: Перед сваривание пластик лучше нагреть феном.
PPO (Polyphenylene oxide) — реактопласт
Имеет хорошую стойкость к высокой температуре и высокую ударопрочность. Редко используется в чистой форме из-за сложности технологического процесса.
Применение: Хромированные пластиковые детали, решётки радиатора, обрамление фар.
PE (Polyethylene) — термопластик
Умеренно эластичный, обычно полупрозрачный пластик.
Полиэтилен имеет высокую ударопрочность и хорошо выдерживает воздействие кислот, спиртов и нефтепродуктов.
Может быть двух типов – полиэтилен низкой плотности ( PE-LD ) и полиэтилен высокой плотности ( PE-HD ).
Применение: Подкрылки, облицовка салона, расширительные бачки, бачки для «омывайки», подкрылки, бензобаки (делаются из полиэтилена высокой плотности PE- HD ).
Совет по ремонту: Нужно помнить, что на это этот вид пластика имеет плохую адгезию к ремонтным материалам и краске.
PP (Polypropylene) — термопластик
Умеренно гибкий пластик, устойчивый к воздействию химически активных жидкостей. Инертен к ультрафиолетовым лучам. Полипропилен имеет относительно слабую ударопрочность.
Применение: бампера (обычно смесь с EPDM ), изоляция проводки, корпуса аккумуляторов, подкрылки, уплотнители салона, облицовка салона, панель приборов.
Совет по ремонту: Перед нанесением грунтов или лакокрасочных материалов требуется предварительно применять специальный грунт для пластика для увеличения адгезии.
PU / PUR (Polyurethane) — реактопласт, TPU (thermoplastic polyurethane) — термопластик
Полиуретан очень износостойкий, гибкий и прочный пластик. Он может быть изготовлен твёрдым, как шар для бойлинга, а также таким мягким, как стирательный ластик.
Этот пластик представляет собой структурную пену, твёрдость и эластичность которой может варьироваться. Эластичный полиуретан может восстанавливать первоначальную форму даже после длительного физического воздействия.
Применение: Бампера, подкрылки, пластиковые накладки кузова, элементы отделки салона, панели приборов, сидения (вспененный полиуретан).
Совет по ремонту: При сваривании ( TPU ) не нужно нагревать и пытаться расплавить ремонтируемый пластик. Расплавленный присадочный пруток нужно помещать в заранее подготовленную V‑образную канавку.
PVC (Polyvinyl chloride) — термопластик
Твёрдый, хорошо шлифуется. Это гибкий пластик, имеет хорошую сопротивляемость к растворителям. Виниловая составляющая даёт хорошую прочность на разрыв, некоторые поливинилхлоридовые пластики эластичные.
Применение: Боковые молдинги дверей, элементы облицовки салона.
Для полноты обзора пластиков, приведу сводную таблицу, имеющую также обозначения других видов пластика.
Источник