Меню

Размеры ремонтов коленвала камаз 740



Коленвал КамАЗ 740: устройство и размеры, ремонт, замена

Коленвал КамАЗ 740 изготавливается из стали высокого качества, оснащается пятью коренными шейками и четырьмя шатунными аналогами. Эти детали закалены путем воздействия высокой температуры и давления. Между собой элементы соединены специальными щеками и сопряженными гантелями.

Особенности

Подвод масла осуществляется через специальные отверстия, предусмотренные в коренных шейках. Чтобы уравновесить инерционные воздействия и снизить вибрацию, установили шесть противовесов, изготовленных методом штамповки, как и щеки. Также предусмотрено два добавочных противовеса, которые напрессованы на валу. В расточенном гнезде хвостовика находится запрессованный шариковый подшипник коленвала КамАЗ 740. Угловое размещение деталей относительно коленчатого вала регулируется шпонками.

Равномерное чередование рабочих моментов коленвала КамАЗ 740 обеспечивается за счет расположения шатунных шеек под прямым углом. К каждому элементу подсоединена пара шатунов: для правого и левого цилиндрового ряда.

  1. Противовес передний.
  2. Задний аналог.
  3. Приводная шестеренка.
  4. Зубчатый элемент привода ГРМ.
  5. Шпонка.
  6. Шпонка.
  7. Штифт.
  8. Жиклер.
  9. Разгрузочные гнезда.
  10. Гнезда для подвода масла.
  11. Отверстия для маслопровода к шатунным шейкам.

Устройство

В полости фронтального носовика узла вкручен жиклер. Через его калибровочное гнездо поступает смазка для шлицевого вала понижения мощности на приводную часть гидравлической муфты. От перемещений по осям коленвал КамАЗ 740 защищен парой верхних полуколец и двумя нижними аналогами. Они монтируются таким образом, чтобы канавки прилегали к торцам вала.

Спереди и сзади на носках блока имеется шестерня привода маслонасоса и ведущий зубчатый элемент распредвала. На заднем торце детали предусмотрено восемь соединений с резьбой для фиксации гасителя вращательных моментов. Уплотнением коленчатого вала служит резиновая манжета, которая оснащается пыльником, располагается в картере маховика. Она изготовлена из фторкаучукового состава непосредственно в пресс-форме.

Маховик и шейки

По диаметру коренные и шатунные шейки коленвала КамАЗ 740 составляют 95 и 80 миллиметров соответственно. Предусмотрено 8 типов восстановительных вкладышей, которые применяются для ремонта без проведения шлифовки. Коренные и шатунные подшипники сделаны из стальной ленты со свинцово-бронзовым напылением и оловянным покрытием. Вкладыши вверху и внизу элемента не являются взаимозаменяемыми. От поперечного и продольного смещения они зафиксированы уступами, которые размещаются в пазах крышек подшипников и постелях шатуна. Указанные части имеют соответствующую маркировку (74-05.100-40-58 и 74-05.100-57-51). Заслонки и крышки изготовлены из чугуна повышенной прочности. Крепятся они при помощи болтов, которые фиксируются по регламентированной схеме. Маховик фиксируется на восемь болтовых шпилек, сделанных из легированной стали, а также штифтами с втулкой. Чтобы избежать повреждения узла, под болтовые головки помещаются шайбы, а на цилиндрической поверхности маховика находится зубчатый венчик.

Гаситель вращательных моментов

Коленвал двигателя КамАЗ 740″ оборудуется гасителем вращательных колебаний, который фиксируется восемью болтами на фронтальном носке блока. Деталь включает в себя корпус, который закрыт крышкой. Он с запасом хода монтируется в маховике. Герметичность соединений достигается при помощи сварочных швов по стыкам основы и крышки.

Между остовом и маховиком работает силиконовый состав повышенной вязкости. Жидкость заправляется дозировано перед фиксацией крышки. По центрам гаситель регулируется посредством шайбы, приваренной к основе. Нивелирование вращательных моментов происходит при помощи торможения остова гасителя. Данная энергия выделяется как тепловой поток. Стоит отметить, что при ремонте узла воспрещается нарушать целостность корпуса и крышки. Блок с деформациями для дальнейшего использования становится непригодным.

Шатунно-поршневая группа

Шатун коленвала КамАЗ 740 10 сделан из стали методом ковки. Он оснащен стержнем с двутавром, головка вверху — неразъемного типа, снизу — сделана с прямым разъемом. Окончательная обработка шатуна производится в сборе с крышкой, которая не является взаимозаменяемой для аналогов. В верхней головке детали имеется втулка из сплава бронзы и стали, которая установлена путем прессовки. В нижней части смонтированы сменные вкладки.

Нижняя крышка фиксируется болтами с гайками, которые запрессованы в стержень. На элементы наносятся метки сопряженности в виде порядковых номеров из трех знаков. Также на крышке выбивается номерное клеймо цилиндра. Поршень отливается из алюминиевого состава, имеет вставку из чугуна для верхнего кольца компрессии. Также головка поршня оснащается камерой сгорания с центральным вытеснителем. Элемент смещен по оси в направлении от клапанных выточек на пять миллиметров. Боковая часть имеет бочкообразную конфигурацию с уменьшением размера в районе отверстий под палец поршня.

Компрессионные и маслосъемные элементы

Поршень комплектуется сальником коленвала КамАЗ 740, а также парой компрессионных колец и одним маслосъемным аналогом. Дистанция от днища до нижней торцевой части верхней канавки 17 мм. Поршневая часть моторов 740/11, 740/13 и 740/14 между собой отличается формой гнезд под кольца, поэтому не является взаимозаменяемой.

Компрессионные элементы сделаны из усиленного, а маслосъемное кольцо — из серого чугуна. На «движке» 740/11 конфигурация поперечного сечения фиксаторов — односторонняя трапеция. При установке верхний наклонный торец размещается со стороны поршневого дна. Рабочая бочкообразная часть кольца покрыта молибденом. На поверхность второго компрессионного и маслосъемного кольца нанесено хромовое напыление.

При установке середина расширителя располагается в специальном замке. Маслосъемное кольцо изготовлено коробчатой конфигурации, на моторе 740/11 имеет высоту 5 миллиметров, а на 740/13 и 740/14 — 4 мм.

Ремонтные размеры коленвала КамАЗ 740

Ниже в таблицах приведены габариты, при которых допускается восстановление частей узла:

Источник

Таблица ремонтных вкладышей подшипников на двигатели КамАЗ

Применяемые вкладыши подшипников скольжения и полукольца упорного подшипника.

Унифицированные размеры диаметров коренных и шатунных шеек коленчатых валов различного конструктивного исполнения, диаметры постелей в шатуне и блоке цилиндров позволяют применять вкладыши одного типоразмера для всего модельного ряда двигателей конструкции V8 производства ПАО «КАМАЗ».

Таблица ремонтных вкладышей подшипников коленчатого вала

Обозначение Диаметр коренной шейки, мм. Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм.
740.60-1005170 Р01
740.60-1005171 Р01
94,75 100
740.60-1005170 Р02
740.60-1005171 Р02
94,5 100
740.60-1005170 Р03 *
740.60-1005171 Р03 *
94,25 100
740.60-1005170 Р10 *
740.60-1005171 Р10 *
95 100,5
740.60-1005170 Р11 *
740.60-1005171 Р11 *
94,75 100,5
740.60-1005170 Р12 *
740.60-1005171 Р12 *
94,5 100,5
740.60-1005170 Р13 *
740.60-1005171 Р13 *
94,25 100,5
Обозначение Диаметр коренной шейки, мм. Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм.
7405.1005170 Р1
7405.1005171 Р1
94,5 100
7405.1005170 Р2 *
7405.1005171 Р2 *
94 100
7405.1005170 Р3 *
7405.1005171 Р3 *
95 100,5
7405.1005170 Р4 *
7405.1005171 Р4 *
94,5 100,5

Таблица ремонтных вкладышей нижней головки шатуна

Обозначение Диаметр шатунной шейки, мм. Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм
740.60-1004058 Р01 79,75 85
740.60-1004058 Р02 79,5 85
740.60-1004058 Р03 * 79,25 85
740.60-1004058 Р10 * 80 85,5
740.60-1004058 Р11 * 79,75 85,5
740.60-1004058 Р12 * 79,5 85,5
740.60-1004058 Р13 * 79,25 85
Обозначение Диаметр шатунной шейки, мм. Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм
7405.1004058 Р1 79,5 85
7405.1004058 Р2 * 79 85
7405.1004058 Р3 * 80 85,5
7405.1004058 Р4 * 79,5 85,5

Для упрочнения коленчатых валов могут быть использованы следующие техноло­гии:

1. Закалка ТВЧ коренных и шатунных шеек, включая переходные галтели, на глубину 2,5..5,5 мм., твердость упрочненного слоя 52.62 HRC.

2. Закалка ТВЧ с последующим азотированием на глубину 0,25.0,3 мм (комбинированное упрочнение), твердость упрочненного слоя не менее 600 HV;

Покупайте запчасти у нас :

Источник

Ремонт коленчатого вала, блока и шатуна двигателя КамАЗ

Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна двигателя КамАЗ предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей (см. табл. 10). Обозначение вкладышей соответствующей шейки, диаметр вала и диаметр постели в блоке или шатуне нанесены на тыльной стороне вкладыша.

Таблица 10. Ремонтные размеры вкладышей

Параметры Значения параметра в зависимости от ремонтного размера, мм
Диаметр шеек:
коренных 94,485. 94,500 93,985. 94,000 94,985. 95,000 94,485. 94,500 93,985. 94,000 93,485. 93,500 92,985. 93,000
шатунных 79,487. 79,500 78,987. 79,000 79,987. 80,000 79,4.87. 79,500 78,987. 79,000 78,487. 79,600 77,987. 78,000
Диаметр постели:
в блоке 100 +0,021 100 +0,021 100,5 +0,021 100,5 +0,021 100,5 +0,021 100 +0,021 100 +0,021
в шатуне 85 +0,01 85 +0,01 85,5 +0,01 85,5 +0,01 85,5 +0,01 85 +0,01 85 +0,01
Обозначение вкладышей:
коренных:
верхнего 740.1005170Р1 740.1005170Р2 740.1005170РЗ 740.1005170Р4 740.1005170Р5 740.1005170Р6 740.1005170Р7
нижнего 740.1005171Р1 74 0.1005171Р2 740.1005171P3 740.1005171Р4 740.1005171Р5 740.1005171Р6 740.1005171Р7
шатунных 740.1004058P1 740.1004058Р2 740.1004058РЗ 740.1004058Р4 740.1004058Р5 740.1004058Р6 740.1004058Р7
Толщина вкладышей:
коренных 2,690. 2,702 2,940. 2,952 2,690. 2,702 2,940. 2,952 3,190. 3,202 3,190. 3,202 3,440. 3,452
шатунных 2,703. 2,715 2,953. 2,965 2,703. 2,715 2,953. 2,965 3,203. 3,215 3,203. 3,215 3,453. 3,465

Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:

  • снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);
  • удалите нагар с верхнего пояса гильзы;
  • снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис.84);
  • извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;
  • снимите поршневые кольца приспособлением И801.08.000 (рис. 85);
  • выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;
  • нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80. 100°С;
  • выньте поршневой палец.

Рис. 84. Снятие крышки нижней головки шатуна съемником

Рис. 85. Снятие поршневых колец съемником И801.08.000: 1 — поршень; 2 — кольцо; 3 — съемник

При сборке и установке шатунно-поршневой группы:

  • компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к головке поршня;
  • маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала вставьте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца;
  • смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;
  • поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз В в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (рис. 86);
  • не запрессовывайте палец в холодный поршень;
  • при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (рис. 87);
  • индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров. Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.

Рис. 86. Поршень с шатуном в сборе

Рис. 87. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндра: 1 — поршень; 2 — обойма И801.00.01; 3 — гильза цилиндра

Размеры деталей и допустимый износ, mm

Кольца поршневые
Зазор в замке компрессионных поршневых колец * 0,4. 0,6
Допустимый зазор в замке компрессионных поршневых колец 0,8
Зазор в замке маслосъемного поршневого кольца * 0,30. 0,45
Допустимый зазор в замке маслосъемного поршневого кольца 0,7
Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца 0,12. 0,17
Допустимый торцовый зазор верхнего компрессионного кольца 0,22
Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца * 0,09. 0,14
Допустимый торцовый зазор нижнего компрессионного кольца 0.19
Торцовый зазор маслосъемного кольца * 0,077. 0,112
Допустимый торцовый зазор маслосъемного кольца 0,2
Поршень
Диаметр отверстий под палец 44,987. 44,994
Зазор в сопряжении поршень-гильза (на длине поршня 104 мм от днища) 0,119. 0,162
Допустимый зазор в сопряжении поршень-гильза 0,22
Гильза
Внутренний диаметр 120,000. 120,030
Допустимый внутренний диаметр гильзы 120,1
Палец поршневой
Диаметр поршневого пальца 44,993. 45,000
Допустимый зазор в сопряжении поршневой палец-поршень 0,02
Зазор в сопряжении поршневой палец-верхняя головка шатуна 0,017. 0,031
Допустимый зазор между поршневым пальцем и верхней головкой шатуна 0,05
Вкладыши
Толщина вкладышей подшипников коренных опор 2,440. 2,452
Толщина вкладышей подшипников шатунных шеек 2,453. 2,465
Вал коленчатый
Диаметр коренных шеек 94,985. 95,000
Зазор в подшипниках коренных шеек 0,096. 0,156
Допустимый зазор в подшипниках коренных шеек 0,24
Диаметр шатунных шеек 79,987. 80,000
Зазор в подшипниках, шатунных шеек . 0,070. 0,117
Допустимый зазор в подшипниках шатунных шеек 0,23
Осевой зазор 0,100. 0,195
Допустимый осевой зазор 0,25
Диаметр шейки вала под передний противовес и шестерню привода масляного насоса:
номинальный 125,080. 125,110
допустимый 125,08
Диаметр шейки вала под задний противовес и заднюю шестерню коленчатого вала:
номинальный 105,070. 105,096
допустимый 105,06
Диаметр шейки вала под заднюю манжету:
номинальный 104,860. 105,000
допустимый 104,6
Диаметр гнезда под подшипник первичного вала коробки передач:
номинальный 51,977. 52,008
допустимый 52,02
Диаметр отверстия под установочную втулку маховика:
номинальный 51,977. 52,008
допустимый 52,01
Полукольца упорного подшипника пятой коренной опоры коленчатого вала
Толщина 4,010. 4,050

* Зазорпоршневых колец замеряйте в калибре 0 (120+0,03) мм

Моменты затяжки резьбовых соединении, Н.м (кгс.м)

Болтов крепления крышек коренных подшипников 206. 230,5 (21. 23,5)
Стяжных болтов блока цилиндров 80,4. 90,2 (8,2. 9,2)
Ввертыша коленчатого вала 49,1. 58,9 (5. 6)
Болтов крепления маховика 147,2. 166,8 (15. 17)
Затяжка болтов крепления крышек шатуна с резьбой Ml2 до удлинения на 0,25. 0,27 мм
Болтов усиленной конструкции с резьбой М13 117,7. 127,4 (12. 13)

Для снятия коленчатого вала демонтируйте:

  • шатунно-поршневую группу (см. выше);
  • картер маховика (см. «Блок цилиндров и привод агрегатов»);
  • переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе (см. «Система охлаждения»);
  • масляный насос с маслозаборником в сборе;
  • крышки коренных опор;
  • снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.

При установке коленчатого вала на двигатель КамАЗ:

  • совместите метки на шестернях привода агрегатов;
  • обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала (см. табл. 10);
  • установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (рис. 88);
  • проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (рис. 89)
  • номера начинаются от переднего торца;
  • болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте, в такой последовательности:
    1. Очистите резьбу в отверстиях и на болтах и смажьте ее, избыток масла удалите.
    2. Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.
    3. Вверните с установкой шайб 16х3 болты М16 крепления крышек, обеспечив момент затяжки 94,2. 117,7 Н.м (9,6. 12 кгс.м).
    4. Затяните окончательно болты крышек, обеспечив момент затяжки 206. 230,5 Н.м (21. 23,5 кгс.м). 5. Вверните и затяните стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4. 90,2 Н.м (8,2. 9,2 кгс.м).
    5. Вверните и затяните стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4. 90,2 Н.м (8,2. 9,2 кгс.м).

Рис. 88. Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала: 1 — полукольцо упорного подшипника нижнее; 2 — крышка задней коренной опоры; А — канавки на полукольце

Рис. 89. Установка крышек коренных опор: А — порядковый номер (1) на крышке коренной опоры

При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа. По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.

Для разборки и сборки коленчатого вала:

  • снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (рис. 90) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6, вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.

Рис. 90. Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником И8О1.01.000: 1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт; 4 — траверса; 5 — стопор; 6 — рукоятка

Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (рис. 91) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала;

  • снимите заглушки, для этого вставьте в заглушку оправку с шипом, пробейте отверстие в донышке, одновременно осадив заглушку вниз на 4. 5 мм, захватите заглушку крючком за отверстие и выбейте;
  • при наличии в масляной полости втулки центробежной очистки масла выбейте ее, захватив крючком за маслоподводящее отверстие внутри втулки;
  • выверните ввертыш;
  • перед сборкой очистите полости шеек от отложений; промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом.

Рис. 91. Снятие шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала съемником И801.01.000: 1-захват; 2, 3 — наконечники

Собирайте коленчатый вал в обратной последовательности, при этом новые заглушки устанавливайте двумя оправками, одной (рис. 92) запрессуйте заглушку в полость шатунной шейки до упора; другой развальцуйте буртик заглушки (рис. 93). Проверьте герметичность заглушек опрессовкой полостей дизельным топливом под давлением 196,1 кПa (2кгс/ см2). Допускаемое подтекание не более 20 г/мин на заглушку. Для удаления топлива продуйте каналы и полости. Не устанавливайте использованные заглушки повторно;
— перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105°С.

Рис. 92. Оправки для установки заглушки в шатунной шейке коленчатого вала: I — оправка для развальцовки; II — оправка для запрессовки

Рис. 93. Коленчатый вал в сборе: 1 — противовес передний; 2 — колесо зубчатое привода масляного насоса; 3 — заглушка шатунной шейки; 4 — противовес задний; 5 — колесо зубчатое ведущее; 6 — маслоотражатель; 7 — вал коленчатый

Для снятия головки цилиндра при замене, а также устранения неисправностей клапанного механизма и цилиндро-поршневой группы:

  • слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
  • выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;
  • выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водосборной трубы, ослабьте крепления этих же болтов на других головках с целью получения необходимого зазора для их снятия*; (* Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор.)
  • снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;
  • отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;
  • снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крышку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;
  • ослабьте болты крепления головки цилиндра, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. 94), затем выверните их;
  • снимите головку цилиндра с двигателя. При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокладок. Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, указанной на рис. 94. После затяжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапанами и коромыслами.

Рис. 94. Порядок затяжки болтов (1. 4) крепления головки цилиндра

Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (рис. 95):

  • установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штифтовые отверстия головки;
  • вращая вороток 2, вверните винт 1 и тарелкой 3 отожмите пружины клапанов;
  • снимите сухари и втулки;
  • выверните винт 1 из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;
  • выньте впускной и выпускной клапаны. Размеры клапанов приведены в табл. 11.

Рис. 95. Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06.000: 1 — винт; 2 — вороток; 3 — тарелка; 4 — штифт

Таблица 11. Клапаны

Позиция на
рис 89
Размеры клапана, mm
впуска выпуска
А 75 75
В 5,000. 4,975 6,000. 5,975
D 55,105. 55,075 52,105. 52,075
D1 51,30. 51,50 46,33. 46,50
D2 55,00. 55,03 52,00. 52,03
D3 9,95. 9,97 9,91. 9,93
D4 10,000. 10,022 10,000. 10,022
D5 18,029. 18,048 18.029. 18,048
D6 18,000. 18,019 18,000. 18,019

При сборке клапанного механизма стержни клапанов отграфитируйте или смажьте дизельным маслом.

Для притирки клапанов:

  • разберите клапанный механизм, как описано выше;
  • приготовьте пасту из 1,5 части (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0,5 части дизельного топлива. Перед применением притирочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться);
  • нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой пасты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно-вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением. Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем — на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговыми движениями. Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномерного матового пояска шириной не менее 1,5 мм (рис. 96);
  • по окончании притирки клапаны и головку цилиндра промойте дизельным топливом и обдуйте воздухом. Соберите клапанный механизм, как указано выше, и определите качество притирки клапанов проверкой на герметичность: установите головку цилиндра поочередно впускными и выпускными окнами вверх и залейте в них дизельное топливо. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать его в местах уплотнения в течение 30 с. При подтекании топлива постучите резиновым молотком по торцу клапана. Если подтекание не устраняется, клапаны притрите повторно.

При необходимости качество притирки проверьте «на карандаш», для чего поперек фаски клапана мягким графитовым карандашом нанесите на равном расстоянии шесть-восемь черточек. Осторожно вставьте клапан в седло и, сильно нажав, проверните на 1/4 оборота, все черточки должны быть стертыми, в противном случае притирку повторите.

При правильной притирке матовый поясок на седле головки должен начинаться у большего основания конуса седла, как показано на рис. 96.

Рис. 96. Расположение матового пояска на седле клапана: 1 — поясок притертый; I — правильное; II — неправильное

Рис. 97. Размеры клапана: А — длина направляющей; В — высота седла; D — диаметр отверстия под седло; D1 — диаметр тарелки; D2 — диаметр седла; D3 — диаметр стержня; D4 — внутренний диаметр направляющей; D5 — наружный диаметр направляющей; D6 — диаметр отверстия под направляющую; a — угол фаски седла; y-угол фаски клапана

Размеры деталей и допустимый износ, mm

Вал распределительный
Диаметр промежуточных опорных шеек 53,895. 53,915
Диаметр втулки промежуточных опорных шеек 54,00. 54,03
Диаметр задней опорной шейки 41,930. 41,950
Диаметр втулки задней опорной шейки 42,000. 42,015
Зазор в сопряжении втулка — промежуточные опорные шейки распределительного вала:
номинальный 0,135. 0,085
допустимый 0,19
Зазор в сопряжении втулка — задняя опорная шейка распределительного вала:
номинальный 0,085. 0,050
допустимый 0,102
Зазор в сопряжении торец корпуса заднего подшипника — ступица шестерни:
номинальный 0,15. 0,30
допустимый 0,4
Толкатель клапана
Диаметр стержня толкателя 21,799. 21,820
Диаметр отверстия направляющей толкателя 22,000. 22,023
Зазор между стержнями толкателя и направляющей:
номинальный 0,180. 0,224
допустимый 0,25
Допустимый зазор между стержнем и направляющей клапана (впуска, выпуска), мм 0,07. 0,112
Угол а фаски седла (впуска, выпуска) 44°45′. 45°
Угол у фаски клапана (впуска, . 45°30′. 45°45′

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)

Крепления головки цилиндра при затяжке в три приема *:
первый 39,24. 49,05 (4. 5)
второй 98,1. 127,53 (10. 13)
третий (предельное значение) 156,96. 176,58 (16. 18)
Гайки крепления стойки коромысел 41,2. 53 (4,2. 5,4)
Регулировочного винта коромысла 33. 41 (3,4. 4,2)
Болтов крепления направляющей толкателя 73. 93 (7,5. 9,5)

* Перед вворачиванием резьбу болтов смажьте графитной смазкой

Источник

Читайте также:  Учебное пособие по ремонту холодильников