Отрасль ремонта железнодорожного транспорта



Система технического обслуживания и ремонта вагонов

ВВЕДЕНИЕ

Важное значение в совершенствовании перевозочного процесса принадлежит вагонному хозяйству, которое объединяет вагоны и материально-техническую базу их ремонта. Вагонное хозяйство сформировалось как отдельная отрасль в 1933г. Сейчас основные фонды этого хозяйства составляют пятую часть основных фондов железнодорожного транспорта, создана м материально-техническая база. Совершенствуется структура вагонного парка, повышается надежность вагонов их грузоподъемность.

Ежегодно на ремонт и техническое обслуживание вагонного парка расходуется значительный объем средств. Вагонное хозяйство непрерывно развивается. Особое внимание уделяется оптимизации межремонтных периодов и сроков службы вагонов, повышению качества ремонтных работ, внедрение новых и совершенствование существующих форм организации производства, созданию поточно-конвейерных линий ремонта вагонов и их отдельных частей. На вагоноремонтных предприятиях совершенствуется система планирования и материального стимулирования с широким внедрением научной организации труда, специализации и прогрессивной технологии ремонта на основе широкого использования передовых достижений науки и практики.

Стратегической целью государственной магистральной желез­ной до­роги является формирование транспортной системы, гаранти­рованно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров и грузов, социальные, оборонные, природоохранные и другие социальные требования, а также структурная перестройка на транспорте, направленная на усиление государственного регулирова­ния естественных монополий, снижение транспортных издержек в цене продукции, определение экономически обоснованных тарифов, сохранение значения координации работы магистрали при перевозках в смешанных сообщениях, развития при ос­воении новых территорий и реконструкции существующих направлений магистрали. От чёткой, слаженной работы подразделений вагонного хозяйства во многом зависит бесперебойность и безопасность движения поездов, своевременное обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом, эффективность использования транспортных средств.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВАГОННЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Система технического обслуживания и ремонта вагонов

Задачами вагонного хозяйства является поддержание грузовых и пассажирских вагонов в работоспособном состоянии, выполнение установленного, плана ремонта вагонов, рациональное использование имеющихся технических средств, достижение наибольшей эффективности работы предприятий. На дорогах создана производ­ственная база (вагонные депо, пункты подготовки вагонов к пере­возкам и технического обслуживания вагонов и др.), обеспечивающая выполнение ремонта вагонов и техническое обслуживание их в процессе эксплуатации.

1.1.1. Термины и определения

Под технологией в широком смысле понимают правило соедине­ния научных и технических знаний с практическим действием.

Технология в узком смысле понимается как порядок операций, направленных на достижение определенных целей (изготовление, ремонт, контроль технического состояния и т.п.).

Под организацией будем понимать процесс синхронизации действий работников и обстоятельств, направленных на выполне­ние поставленной задачи.

Эксплуатация объекта есть процесс его непрерывного су­ществования, при котором этот объект используется по назначе­нию, ремонтируется и технически обслуживается.

Техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций или опе­рация по поддержанию работоспособного или исправного состоя­ния в процессе использования изделия по назначению.

Ремонт изделия — комплекс операций или операция по восста­новлению его неисправности или работоспособности, или ресурса.

Капитальный ремонт (КР) — ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности, исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей, включая базовые.

Средний ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности, исправности или частичного восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры.

Текущий ремонт (TP) — ремонт, выполняемый для обеспече­ния или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене или восстановлении отдельных частей.

Под операцией понимают законченную часть ремонта или тех­нического обслуживания, которая выполняется на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.

Ресурс изделия — заложенная при его изготовлении способ­ность сопротивляться неизбежным процессам деградации. Изме­ряется наработкой до предельного состояния изделия. Таким образом, показателем долговечности является ресурс, если она из­меряется в единицах наработки, или срок службы, если измерять ее по календарю.

Процесс старения изделий зависит не только от его свойств, но поддается еще и управлению в виде профилактических ремонтов и обслуживании.

Набор распределенных во времени управлений такого рода, чередующихся с периодами использования изделия по назначе­нию, иногда называют стратегией.

Уточним этот термин. Следует иметь в виду применение этого термина по отношению к конкретному типу ремонта или различ­ным типам ремонтов в одной пространственно-временной систе­ме координат.

Читайте также:  Ремонт сгоревшего блока питания от компьютера

Приведенная выше трактовка термина стратегия соответству­ет второму случаю.

Дадим строгое определение этого термина применительно к первому случаю. Под стратегией понимают план действий в зави­симости от развития ситуации.

Под стратегией ремонта будем понимать правило, согласно которому изделие ставится в ремонт.

Возможны три правила постановки в ремонт — либо после от­каза изделия, либо по достижению предельно допустимого состоя­ния, либо после заранее установленной наработки изделием.

При организации технической эксплуатации сколько-нибудь сложных машин и конструкций прибегают к комбинации указан­ных трех стратегий. Достигается это благодаря использованию не­скольких типов ремонта и технического обслуживания. Правила взаимодействия стратегий соответствующих ремонтов во времени, по месту проведения ремонтных работ, по коммерческому состо­янию вагона и т.п. составляют стратегию системы технического обслуживания и ремонта (ТОР).

В таблице — 1.1 приведена классификация видов ремонта.

Таблица — 1.1. Классификация видов ремонта

Признак классификации Вид ремонта
Степень восстановления работоспособности изделия 1.1. Капитальный
1.2. Средний
1.3. Текущий
Планирование во времени 2.1. Плановый
2.2. Неплановый
Планирование объемов восстановительных работ 3.1. Регламентированный
3.2. Нерегламентированный
По техническому сос­тоянию на момент поста­новки изделия в ремонт 4.1. Аварийный
4.2. Предупредительный
По сохранению принад­лежности к вагону отре­монтированных частей 5.1. Обезличенный
5.2. Необезличенный
По форме организации ремонта 6.1. Агрегатный
6.2. Поточный
6.3. Ремонт эксплуатирующей организацией
6.4. Ремонт заводом-изготовителем

Аналогичную классификацию можно привести и для техниче­ского обслуживания.

Если ремонт происходит в заранее назначенный момент времени, то он является плановым. И наоборот.

Если объем ремонтных работ заранее установлен, то такой ремонт называется регламентированным, т.е. плановым по объ­емам восстановительных работ.

С помощью таблицы — 1.1 не удается в достаточной мере классифи­цировать виды ремонтов. Дополним ее следующими пояснениями (рисунок — 1.1).

Возможны две политики в поведении работников вагонного хозяйства.

А. Пассивная — ждать появления отказа, а затем восстанавли­вать работоспособность. Данный ремонт называют непланово-ава­рийным (НАР), который может, в свою очередь, быть регламенти­рованным (НАР-Р) или нерегламентированным (НАР-Н).

Б. Активная — не дожидаясь выхода из строя вагона, прекра­щать на время использование его по назначению и проводить час­тичный или полный ремонт.

Рисунок — 1.1. Дополнение к классификации ремонта

Если момент времени постановки вагона в ремонт заранее за­планирован, то последующий ремонт называют, как отмечено вы­ше, плановым во времени, который может быть либо предупреди­тельным (ППР), либо аварийным (ПАР).

Возможны случаи, когда моменты постановки вагонов в ре­монт определяются по каким-либо косвенным признакам прибли­жения его к отказу. Упомянутое приближение можно уловить по значению определяющего параметра — температура, зазор, звук, цвет, химический состав выхлопных газов и т.п.

При этом следует иметь в виду два случая. Если оценка техни­ческого состояния конструкции происходит в заранее запланиро­ванные моменты времени (через определенный пробег вагона), то последующий ремонт называют планово-диагностическим (ПДР).

Если идентификация технического состояния конструкции происходит по показаниям встроенной диагностической аппара-туры, то последующий ремонт называют непланово-профилактиче­ским (НПР).

Под системой ТОР изделия в широком смысле понимают комплекс технической документации, работников и технологиче­ского оборудования.

Под системой ТОР изделия в узком смысле понимают типы предусмотренных технической документацией ремонтов, техниче­ских осмотров и обслуживании, которые взаимоувязаны страте­гиями и объемами работ по их осуществлению.

Таким образом, система ТОР изделия характеризуется, как и любая другая система, элементным составом (типами ремонтов и их технического обслуживания) и структурой, т.е. правилом взаи­мосвязи между элементами и между элементом и системой. Ука­занные связи задаются с помощью стратегий каждой компоненты и их упорядочивания во времени, пространстве и по затраченным ресурсам.

Как будет показано ниже, с помощью подбора соответствую­щих стратегий представляется возможным осуществлять управле­ние процессом старения конструкций и машин.

Относительно любой компоненты системы ТОР изделия суще­ствуют три проблемы — сроков, организации и поиска эффектив­ных технологических процессов ее реализации.

Под межремонтным пробегом (периодом) будем понимать пробег между двумя соседними ДР или ДР и КР.

Под ремонтным циклом понимают пробег (период) либо между соседними КР, либо между постройкой вагона и первым его КР, либо между последним КР и исключением из инвентарного парка.

Читайте также:  Ремонт юсб разъема магнитолы

Под структурой ремонтного цикла вагона понимают коли­чество ДР в пределах ремонтного цикла.

Под структурой системы ремонта будем понимать количество ремонтных циклов за срок службы вагона и структуру каждого из них.

Мощность предприятия (депо) — максимально возможная его производительность, т.е. число отремонтированных вагонов в еди­ницу времени.

Программа предприятия (депо) — степень участия предприятия в создании общественно необходимой продукции в единицу времени.

Под глубокой диагностикой вагона будем понимать диагностику в том объеме, который реализуется обычно при деповском ремонте.

Моральным износом называется уменьшение стоимости машины под влиянием технического прогресса.

Модернизация элементов вагона является важным средством устранения его морального износа.

Под нормативным сроком службы (НСС) вагона будем понимать тот срок его службы, исходя из которого назначается процент амортизационных отчислений.

Источник

Новые технологии ремонта пути

Выступая на церемонии открытия салона, президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил важность синхронного развития транспортной и машиностроительной отраслей. Среди основных приоритетов развития железнодорожного машиностроения названы снижение стоимости эксплуатации подвижного состава и повышение надежности функционирования железнодорожного транспорта.

Указанные задачи имеют особую актуальность с учетом планов по развитию скоростного и тяжеловесного движения. Для обеспечения указанных направлений развития, Научно-техническим советом ОАО «РЖД» приняты решения о внедрении перспективных технологий скоростной очистки щебня в пути и усиления основной площадки земляного полотна, на базе современных комплексов высокопроизводительных машин. Это позволит ОАО «РЖД» значительно снизить затраты как при проведении ремонтов, так и на текущем содержании пути. ПКБ И ОАО «РЖД» были разработаны и утверждены установленным порядком современные технологии производства всего комплекса работ по балластной призме железнодорожного пути и технические требования к путевым машинам. Согласно утвержденным технико-экономическим обоснованиям, производительность новых российских машин, применяемых в данных технологиях, в полтора раза превышает показатели соответствующих импортных образцов.

Ремонт пути в новом формате

Во исполнение решений Научно-технического совета, по утвержденным ОАО «РЖД» техническим требованиям, Группа ПТК разработала универсальный путевой комплекс, который позволяет применять инновационные подходы к ремонту пути и получать весомый экономический эффект. Указанный универсальный комплекс был представлен в рамках VI Международного железнодорожного салона техники и технологий ЭКСПО 1520.

Выше и скорость, и качество

Группа ПТК — многопрофильный инжиниринговый холдинг, специализирующийся на разработке новых технологических решений для повышения эффективности инфраструктурных проектов.

В рамках решения поставленных ОАО «РЖД» задач Группой ПТК, был разработан универсальный путевой комплекс для новых технологий скоростной очистки щебеночного балласта, формирования защитных подбалластных слоев и формирования объемно-уплотненной балластной призмы.

Универсальный путевой комплекс состоит из щебнеочистительной машины ЩОМ-2000, состава для вывоза засорителей СЗ-88 и распределительно-уплотнительной машины МР-100. Указанные машины выполняют такие операции, как уплотнение среза земляного полотна, формирование разделительных слоев, укладка геотекстиля и геосетки.

Не секрет, что основной причиной дефектов железнодорожного пути и источником затрат является неудовлетворительное состояние балластной призмы и земляного полотна, которое в итоге и приводит к резкому снижению скорости перевозок на отдельных участках. Владельцу инфраструктурного комплекса постоянно приходится решать двойную задачу, связанную с поддержанием высокого качества железнодорожных путей и одновременным сокращением затрат на их обслуживание и ремонт. Именно поэтому Группа ПТК сконцентрировалась на повышении качества и стабильности балластной призмы.

На практике скорость очистки балласта является основным сдерживающим фактором, который во многих случаях становится причиной просрочек по ремонту железнодорожного пути и приводит к необходимости проведения более серьезных восстановительных работ. Для решения поставленных ОАО «РЖД» задач, Группа ПТК сосредоточилась на разработке технологии скоростной очистки щебеночного балласта как наиболее проблемном этапе в технологии ремонтов пути. Внедрение этой технологии позволяет быстрее и качественнее справляться с загрязнениями щебня. Скоростная очистка балласта на основе ЩОМ-2000 позволяет увеличить выработку и сократить количество используемых в работе единиц техники, в «окно».

Особенностью ЩОМ-2000 является ее модульность, поскольку она может разделяться на две самостоятельные машины. Двухсекционная ЩОМ-2000 за час способна очистить 750 м пути – это вдвое быстрее мировых аналогов. Многофункциональность ЩОМ-2000 позволяет применять ее в различных технологических цепочках – при скоростной очистке щебня, полной вырезке балласта с сепарацией и без нее и создании подбалластных слоев. Все это подтверждает конкурентоспособность отечественной техники и технологий на мировом уровне. Так что можно считать создание ЩОМ-2000 настоящим технологическим прорывом.

Читайте также:  Ремонт двери шевроле круз стеклоподъемник

Сегодня большое внимание уделяется развитию скоростного и тяжеловесного движения, а это приводит к повышенной нагрузке на балластное основание. Для снижения негативного воздействия на железнодорожные пути и сокращения затрат на их содержание необходимо укреплять подбалластный слой. При решении этой задачи основной акцент специалистами Группы ПТК был сделан на усилении несущей способности земляного полотна и минимизации загрязнения балластной призмы. В этих целях предлагается использовать инновационную технологию формирования послойно уплотненного защитного подбалластного слоя.

Универсальный путевой комплекс также может быть применен в технологии формирования объемно-уплотненной балластной призмы. При стандартной схеме необходимо ограничивать скорость движения поездов после ремонта. При этом наращивать ее можно только постепенно, по мере проведения дополнительных работ, связанных с добалластировкой, выправкой и стабилизацией путей. За счет внедрения новой технологии планируется увеличить скорость движения поездов до 80 км/ч сразу после ремонта пути, а также исключить этап дорогостоящей добалластировки балластной призмы. Расчеты подтверждают возможность существенной экономии затрат на каждом этапе применения инновационных технологий для Заказчика.

Еще одной значимой причиной высоких расходов и затягивания путевых работ является удаленность источников балластных материалов. Для решения этой проблемы Группа ПТК предлагает организовывать временные локальные базы в пределах 30 км от места проведения работ. При этом доставку материалов – осуществлять с помощью новых быстроразгружаемых и более вместительных составов для вывоза засорителей. За счет этих мероприятий будут эффективно использоваться вторичные материалы.

Применение этих шагов в комплексе позволит повысить продуктивность технологического процесса ремонта пути в целом. Использование высокопроизводительных машин в различных технологических операциях обеспечивает эффективный возврат инвестиций в путевую технику.

Ответственность за результат

Во время официального обхода, в первый день работы выставки «Экспо 1520» делегация ОАО «РЖД» во главе с президентом Российских железных дорог Олегом Белозеровым, посетила экспозицию Группы ПТК и была ознакомлена с её новой разработкой – универсальным путевым комплексом. Руководство ОАО «РЖД» акцентировало особое внимание на том, что использование современной путевой техники и новых технологий является одним из приоритетов для владельца инфраструктуры. Ответственность за качество продукции, ее эффективную работу несут разработчик и производитель, при этом низкая стоимость жизненного цикла машин является одним из важнейших критериев при закупке тяжелой путевой техники. ОАО «РЖД» рассматривает механизмы контрактов жизненного цикла как необходимую гарантию обеспечения потребительских качеств машиностроительной продукции.

В соответствие с требованиями Заказчика ОАО «РЖД», и с учетом имеющегося опыта работы, Группа ПТК готова разрабатывать и внедрять современную путевую технику и новые технологии, в том числе на основе контракта жизненного цикла.

Группа ПТК имеет успешный опыт долгосрочного сотрудничества с ОАО «РЖД», осуществляя по договору аутсорсинга эксплуатацию, текущее содержание и ремонты кюветоочистительной техники в период ее жизненного цикла, а также привлекая частные инвестиции для замены парка этой техники по мере ее износа. Практика показала, что в рамках данного проекта Заказчик в лице РЖД получает значительный экономический эффект.

Преимуществом Группы ПТК является консолидация компетенций, позволяющая компании не только выпускать, но и эксплуатировать специализированную железнодорожную технику, а также осуществлять ее сервисное обслуживание и ремонты. Примечательно, что путевые машины Группы ПТК вызывают интерес не только у российских, но и у зарубежных заказчиков. К примеру, сейчас Группа ПТК принимает участие в тендере на поставку ЩОМ-2000 в Индию. Свою заинтересованность в разработке проявляет и ряд других стран. Это свидетельствует об актуальности новых решений, предлагаемых Группой ПТК».

Результатом четырехдневной работы на ЭКСПО 1520 стало знакомство с потенциальными клиентами и вполне реальные перспективы сотрудничества – как с ними, так и с существующими заказчиками.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector