Открытие храма после ремонта

В с.Туруново состоялось открытие старинного храма после капитального ремонта

30 октября 2020 года, в день преподобномученика Андрея Критского, для православных всего Батыревского района состоялось знаменательное событие – открытие храма святителя Николая Чудотворца в с.Туруново после капитального ремонта.

Этого долгожданного и радостного события православные ждали больше года: ремонтные работы начаты весной прошлого года — вначале весь храм разобран. По сути, сегодня храм приобрел совершенно новый вид – заменена обшивка здания, крыша, окна, двери, пол, обновлены внутренние стены и т.д.. При этом один из старейших храмов региона сохранил свой первоначальный вид.

Сегодня в обновленном храме проведена божественная литургия и чин освящения храма, которые провел епископ Алатырско — Порецкой епархии Феодор. Сослужили Владыке Феодору благочинный III округа Алатырско- Порецкой епархии, настоятель Свято- Троицкого храма с.Тойси, протоиерей Николай Марков, священнослужители благочиния.

Вместе с многочисленными прихожанами и гостями в освящении церкви приняли участие глава администрации Батыревского района Рудольф Селиванов, глава Туруновского сельского поселения Николай Рубцов.

На сугубой ектении произнесены особые прошения «о единстве Святого Православия», по сугубой ектении Владыка совершил молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Также за Божественной Литургией возглашены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

По окончании Божественной Литургии совершен молебен с Крестным ходом вокруг храма.

Далее Владыка Феодор обратился к духовенству и мирянам с поучительным словом.

В рамках праздничного мероприятия непосредственные участники проведённого ремонта: предприниматели, обычные прихожане, которые не пожалели сил и средств на восстановление церкви, удостоились Архиерейских грамот из рук Владыки Феодора.

«Уверен, что храм останется одним из самых почитаемых мест для жителей села, района и послужит делу духовно-нравственного единения в достижении лучшего будущего нашего края, родного района», — отмечает глава администрации района Рудольф Селиванов.

Из истории:

Свято-Никольский храм (церковь святителя Николая) действует с 1747 года. Церковь деревянная двуглавая с приделом в честь великомученика Димитрия Солунского, колокольня 3-х ярусная с семью колоколами.

Первоначально приход был большой, поэтому церковь была трехштатная, постепенно со строительством новых церквей состав прихода сокращался, и церковь осталась двухштатной, К началу XX века в приходе состояли: село Туруново и деревни: Малое Батырево, Новое Котяково, Старое Котяково, Татмыш-Югелево, Ново-Челны-Сюрбеево. Старо-Челны-Сюрбеево, Яншихово, Малые Арабузи, Ново-Приписное Убеево

В церкви была библиотека, в ней из старинных чувашских изданий было «Четвероевангелие», изданная трудами библейского общества при Казанском университете в 1820 году.

Церковь вначале была деревянная, холодная, однопрестольная. Силами прихожан дважды — В 1798 и 1885 годах — церковь перестраивалась и стала двухпрестольной. Главный престол во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1998 году произведены капитальный ремонт и реконструкция глав и куполов храма.

В 30-е годы храм был закрыт и опустошен, открылся вновь в декабре 1945 года. Первая служба состоялась на Рождество Христово 7 января 1946 года.

До 90-х годов прошлого века Туруновская церковь была единственной на Батыревский и Шемуршинский районы Чувашии и Дрожжановский район Татарии.

Во время Великого поста в 2005 году замироточили иконы святого равноапостольного князя Владимира и Божией Матери «Казанская».

В мае 2010 года в Туруновском храме временно установлен мощевик с частицами мощей 88 святых для строящегося храма Державной иконы Божией Матери с.Батырево.

Источник

Открытие храма после ремонта

Специальность «Реставрация памятников архитектуры» преподается только в архитектурном институте, а также в Институте искусства реставрации, причем курс крайне краток, и основные знания будущие реставраторы получают на практике под руководством специалистов, имеющих многолетний опыт. Тем не менее, существуют общие правила, позволяющие, по крайней мере, не совершать ошибок, которые могут иметь губительные последствия для дальнейшего существования храма. Настоящая статья ни в коей мере не претендует на исчерпывающее освещение вопросов, встающих перед священником и приходом при проведении реставрационно-восстановительных работ, так как разнообразие храмов, связанное со временем их постройки, стилем, особенностями местной архитектурной школы, общим состоянием храма к моменту начала работ и т.д., требует определенного решения в каждом случае.

Считаю необходимым напомнить сказанное Святейшим Патриархом во время ежегодного Епархиального собрания духовенства Московской епархии 23 декабря 2009 года на тему «Эстетика современной церковной архитектуры»:

Читайте также:  Ремонт телефонов нокиа люмия

«Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. Поэтому на настоятелях лежит особая ответственность за убранство и чистоту в храмах.

В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений. За это отвечает Искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете.

Московские власти, идя навстречу нашим просьбам, согласились выделить первые участки под строительство церквей, которые должны будут стать «храмами шаговой доступности». Предполагается, что эти здания будут возводиться по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций. Искусствоведческая комиссия должна будет оказывать содействие в подготовке соответствующих проектных предложений.

В отчете Искусствоведческой комиссии прозвучала тревога по поводу того, что при производстве ремонтных работ в храмах нередко меняется внутренняя и внешняя окраска здания. При этом всё это делается «по вкусу» настоятеля. Известны случаи, когда с приходом нового настоятеля значительно изменялось внутреннее убранство храма, причем не в лучшую сторону. При воссоздании интерьеров порушенных церквей настоятелям необходимо согласовывать свои действия с Искусствоведческой комиссией при Епархиальном совете, которая и создана для того, чтобы помогать им и приходским советам в решении весьма непростых вопросов, связанных с эстетикой храмового пространства.

Тоже касается проектов храмов, часовен, колоколен, домов причта и даже церковных оград.

Осуществление таких проектов может быть только по благословению Патриарха, которое будет преподаваться на основе заключения Искусствоведческой комиссии.

В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства»¹.

В начинающемся сегодня цикле публикаций мы также коснемся в общих чертах современного храмового строительства, в разделе о новом строительстве даны только самые общие рекомендации. Здесь же, во введении, я хотел бы посоветовать создать при приходе музей истории храма. Не обязательно для него выделять какое-то помещение – это может быть просто шкаф, в котором хранятся все интересные предметы или части убранства храма, найденные при реставрации или сохранённые местными жителями.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТОРОН В ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ

1. Настоятель и приход

Начнем с того, что нередко встречаются настоятели храмов – особенно если кому-либо удалось построить у себя на шести сотках дачный домик – твёрдо уверенные, что не имеют диплома о высшем архитектурном (причём реставрационном) образовании лишь по недоразумению.

К сожалению, уродование храмов, а также придание храму «православного» вида – явление весьма и весьма распространённое. Безусловно, во многих случаях приход не может позволить себе роскошь оплатить консультацию архитектора-реставратора, а тем более проект реставрации. Но весьма часто отсутствие проекта или, по крайней мере, консультаций специалиста связано с невероятной самоуверенностью.

На основе общения с десятками приходов я заметил, по крайней мере, две закономерности:

Bо-первых, более осторожно к реставрации храма относятся священники, имеющие помимо семинарского высшее светское образование, особенно гуманитарное. Безусловно, сказывается общая культура данной категории духовенства.

Во-вторых, в больших провинциальных епархиях, где контроль со стороны правящего архиерея и благочинного ослаблен, священник нередко присваивает себе право некоей исключительности во всех вопросах – и в архитектурных, в частности.

Второе чувство, которым часто руководствуется приход – это возвращение к «русской православной архитектуре» (так как себе её представляют настоятель или прихожане) и отрицание любого архитектурного стиля, возникшего в послепетровское время. Под «русской православной архитектурой» чаще всего подразумевается смесь домонгольской архитектуры, новгородских, псковских образцов и раннемосковского зодчества без понимания особенностей каждого направления.

В результате сейчас очень часто в храме XVIII-XIX веков можно встретить вновь установленный тябловый иконостас в стиле XVI века, покрытый резьбой, характерной для поздней эклектики. Главы же обязательно красятся в голубой цвет (как оградки на кладбищах).

И в качестве заключения: настоятель одного из московских храмов заявил архитектору, что при коммунистах на храме была выполнена «бездуховная реставрация», а теперь будет настоящая (понимай, духовная). Я-то по простоте душевной думал, что бывает или профессиональная или непрофессиональная (некачественная) реставрация.

2. Подрядчик или прораб

К сожалению, это тоже достаточно распространенная беда: подрядчик или прораб, будучи прежде всего строителями, начинают вмешиваться в вопросы, не входящие в их компетенцию, а именно в архитектурные вопросы. Дело в том, что, поработав на трех-пяти храмах, подрядчик часто решает, что он уже освоил архитектурные и, что гораздо опаснее, инженерные тонкости.

Читайте также:  Ремонт ремней безопасности автомобиля во владивостоке

Рекомендую с самого начала установить жёсткие рамки в отношениях между вами и исполнителями работ.

Необходимо отметить печальное явление, характерное для государственного финансирования реставрационных работ: система регулярных конкурсов на проектирование и производство реставрационных работ имеет явно выраженный коррупционный характер и привела к резкому падению качества того и другого. Система отчётности поражает своей бессмысленностью.

3. Благотворитель (спонсор)

Здесь проблема ещё сложнее. Иной раз спонсор хочет, прежде всего, позолотить купол независимо от того, в каком виде находится храм. Совершенно очевидно, что вопрос честолюбия стоит здесь не на последнем месте. Настоятелю требуется много такта, чтобы решить, как поступить в данном случае.

Настоятельно рекомендую заранее оговорить, в чём заключается участие спонсора: только ли в финансировании или в чём-то большем.

ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ

Первое, с чем сталкивается настоятель при реставрации (и новом строительстве), – это вопрос финансирования работ.

«Реставрация храма – основная расходная статья содержания храма. Стоимость профессиональных и качественных реставрационных работ принципиально превосходит обычные возможности прихода. Очевидна необходимость концентрации всех материальных возможностей, которыми располагает настоятель (с его авторитетом) и приход в целом.

Можно выделить два основных принципа организации финансирования реставрационных работ:

1. Бюджетное финансирование реставрационных работ памятников культуры имеет свои плюсы и минусы. В данном случае силами прихода выполняются только определенные бюрократические действия (сбор и правильное оформление документов, а также дальнейшее продвижение своей заявки). Проект, смета и собственно реставрационные работы финансируются бюджетом в соответствии с принципами функционирования и взаимодействия соответствующих государственных органов и строительных организаций. Но необходимо помнить: «кто платит, тот и заказывает музыку». Отношение к храму и богослужениям во время реставрации могут быть, мягко говоря, нецерковными. Сами способы проведения бюджетной реставрации могут существенно помешать проведению богослужений или даже сделать их проведение невозможным на довольно продолжительное время.

2. Проведение реставрации за счет средств прихода; задача, которая в данном случае стоит перед настоятелем, существенно превосходит его возможности. В исторической ретроспективе здание храма всегда являлось самым дорогим зданием города и, тем более, деревни. И подход к его реставрации, в этом смысле, должен быть традиционным. Как мы уже говорили, для успешного решения этой задачи уместно создать реставрационный фонд прихода. (В этом случае пользователь вправе привлекать проектировщиков и подрядчиков, имеющих хорошую репутацию, что очень важно – прим. А.С. Тутунова).

Составляющие реставрационного фонда прихода

А. Собственные средства прихода – очень важная составляющая всего фонда. Как бы ни была мала сумма собственных накопленных средств прихода по сравнению с масштабом задачи, сам факт наличия таких средств дает моральную возможность обращаться за помощью. Очень важно глубоко и всесторонне понимать, что, обращаясь за помощью, мы просим помочь нам восстановить храм, а не сделать это за нас.

Б. Привлеченные средства. Поиск средств для реставрации храма должен стать, в определенном смысле, проповедью высоких нравственных христианских принципов. Решая тактическую задачу восстановления храма, всегда имеем стратегическую цель приобретения для Бога «храмов Духа Святого» (1Кор.3:16). В идеале благотворители могут стать прихожанами наших храмов.

Эти средства формируются из:

Целевых финансовых пожертвований юридических и физических лиц;

Нефинансовой благотворительной помощи (строительные материалы, строительная и специальная техника и приспособления, транспорт и т.д.);

Благотворительной помощи проектных и строительных организаций в проведении всего комплекса работ или какой-либо их части;

Помощи государственных, региональных и муниципальных властей в решении бюрократических вопросов и в привлечении возможных благотворителей. Нам представляется важной духовной задачей, стоящей перед настоятелем в данном случае: разбудить совесть конкретных представителей различных властей, раскрыв им нравственную ответственность государственной власти в целом за разрушение храмов и монастырей.

Расход средств на проведение реставрационных работ

Договариваясь с исполнителями тех или иных работ, нужно знать расценки на работы. Требование Договора об охране памятника культуры о выполнении восстановительных работ только лицензированной реставрационной организацией нам представляется в настоящее время трудно выполнимым, тем не менее, следует брать на реставрационные работы рабочих после получения достоверной рекомендательной информации о них. Важное качество любого руководителя (в нашем случае настоятеля) как организатора и руководителя реставрационных работ – чувство баланса цена-качество. Необходим внимательный, заинтересованный, но не придирчивый по пустякам надзор за производством работ. Нужно максимально, но разумно воздерживаться от предоплат. Незаработанные деньги, особенно в церкви, развращают. Настоятель, предоставляя работу, должен знать, в каких условиях будут жить работники, чем и как питаться; эти условия должны быть достойными. Необходимо добиваться, чтобы поведение работников, выполняющих те или иные работы в церкви, соответствовало, в свою очередь, нормам хотя бы естественного приличия. Настоятель должен провести разъяснительную беседу с работниками о принципах поведения в храме и на территории храма. Работники должны быть прилично и опрятно одеты. Курить в заранее отведенном для этого месте. За недостойное поведение в храме и на его территории необходимо строго спрашивать.

Читайте также:  Вся информация про ремонт

Оплата за выполненные работы должна проводиться строго в оговоренный срок и в заранее установленном размере.

Все выполненные работы должны быть внимательно приняты. Окончательные расчеты с исполнителями работ должны проводиться только после устранения всех замечаний и подписания соответствующего Акта. Неоконченные стадии реставрации должны быть профессионально законсервированы. Уместно дать отчет в расходовании средств на реставрацию жертвователям и благотворителям в любой доступной настоятелю форме»².

«Проведение реставрации храма (храмового комплекса) имеет следующие этапы:

Историко-архивное исследование с рекомендациями по режиму строительства, выполненное лицом, имеющим соответствующую лицензию;

Эскизный проект реставрации в объеме, установленном правящим архиереем;

Благословение правящего архиерея на реставрацию;

Разработка рабочего проекта и согласование его с Министерством культуры;

Проведение реставрационных работ в строгом соответствии с проектом и под авторским и под настоятельским надзором;

Акт приемки реставрационных работ;

Рапорт правящему архиерею о завершении реставрации»³.

Здесь необходимо сделать некоторые уточнения: Эскизный проект определяется не правящим архиереем, а действующим законодательством. Ни один архиерей никогда не пойдет на нарушение государственных законов. По всей видимости, автор цитируемой статьи о. Сергий имел в виду, выпускается ли эскизный проект на весь храм или только на какую-либо его часть: например, только трапезную или только главы с крестами и т.д. Полный список проектно-сметной документации при необходимости можно получить в министерстве культуры.

Андрей ТУТУНОВ,
архитектор

В следующей публикации будут рассмотрены основные вопросы, возникающие при реставрации храмов силами прихода. Речь пойдет, в частности, как о добровольных помощниках, так и о наемных рабочих.

_____
¹23 декабря 2009 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. (Эстетика современной церковной архитектуры).

²Статья опубликована на сайте Епархиального отдела по реставрации и строительству Московской епархии и в мартовском номере ЖМП за 2010 год. Протоиерей Сергий Шумилов – настоятель Никольской церкви с. Васютино Павлово-Посадского района Московской области, член Епархиального отдела по реставрации и строительству от Павлово-Посадского благочиния, член Консультативно-экспертного совета при Епархиальном отделе по реставрации и строительству.

До принятия священного сана отец Сергий окончил Московский инженерно-строительный институт по специальности «Экономика и организация строительства», работал в Моспроект-3 ГлавАПУ г. Москвы.

Источник

В Адмиралтействе после реставрации открыт храм

Восстановительные работы шли с марта 2019 года по приказу главкома ВМФ России.

ФОТО пресс-службы Смольного

В Санкт-Петербурге после реставрации открыт домовый храм во имя Святителя Спиридона Тримифунтского в здании Главного Адмиралтейства.

1 февраля чин освящения храма и Божественную литургию провел митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. На службе присутствовали главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов, члены военного совета Главного командования ВМФ, представители Русского географического общества, общественных организаций и промышленных предприятий.

Губернатор северной столицы Александр Беглов поблагодарил главкома ВМФ за бережное отношение к истории российского флота и сохранение его традиций. Реставрационные и восстановительные работы проводились с марта 2019 года по приказу главкома ВМФ России.

«Храм небольшой, но очень уютный. Самое главное, что он восстановлен в историческом здании Адмиралтейства. Мы продолжаем восстанавливать наше наследие», – отметил губернатор Александр Беглов.

К слову, храм в здании Адмиралтейства был построен в 1821 году по проекту Огюста Монферрана. Считалось, что святой Спиридон Тримифунтский помогает в делах и новых начинаниях, поэтому настоятель храма освящал все построенные в Петербурге корабли.

В 1858 году домовый храм получил статус собора. До 1917 года здесь был один из лучших в столице хоров. 13 ноября 1920 года храм был закрыт и вновь открылся только в 2013 году.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector