Меню

Обратный молоток при ремонте кузова



Обратный молоток. Виды и работа. Устройство и особенности

Обратный молоток – это ручной инструмент, предназначенный для создания втягивающего усилия. Если обычный молоток используется для забивания или деформации поверхности от себя, то устройство с обратным действием тащит металл на себя. Подобное оборудование используется в кузовном ремонте, в частности при рихтовке, а также его применяют при необходимости стянуть подшипник, когда нет возможности ударить по нему с обратной стороны. Обратные молотки являются редкостью, поскольку предназначены для выполнения узкоспециализированных задач, которые обычному автолюбителю или слесарю не нужны. Инструмент можно встретить в автомобильных сервисных центрах, а также у тех водителей, которые сталкивались с самостоятельной рихтовкой кузова.

Как устроен и работает обратный молоток

Молоток обратного действия представляет собой металлический штырь длиной около 50 см. Его диаметр составляет 20 мм. На задней части инструмента находится рукоять. Непосредственно на сам штырь насажена свободно передвигаемая гиря, выполненная в виде толстостенной трубки, длина которой подогнана под размер ладони. Передний конец молотка фиксируется различными способами к поверхности, которую необходимо оттянуть. Для работы необходимо взяться правой рукой за гирю, а левой за ручку молотка. Чтобы создать вытягивающее усилие нужно резким движением отвести правую руку с гирей в рукоять. При этом создается удар, от которого штырь молотка отойдет в противоположную сторону, утащив за собой деформированную поверхность. Таким образом, создается практически такой же эффект, если бы удалось бить обычным молотком с обратной стороны вмятины.

Фиксация рабочего конца молотка к деформированному металлу осуществляется с помощью вакуумной присоски, приклеенной или приваренной насадки. Если нужно работать с краями кузова автомобиля, то применяются крюки и зажимы. Каждый вид крепления имеет свои преимущества и недостатки, поэтому может применяться только в отдельных случаях.

Описано классическое устройство простейшего молотка с обратным действием. Существуют более совершенные модели, которые оснащаются дополнительными приспособлениями, облегчающими работу. Чаще всего они имеют съемные насадки для фиксации к обрабатываемой поверхности, а также набор гирек разного веса. Благодаря этому можно подбирать комплектующие для обеспечения более эффективного выполнения работы. К примеру, если установленная гиря слишком тяжелая, а металл кузова тонкий, то вместо выправленной вмятины получится горб, который придется вдавливать обратно.

Как работать молотком

Стоит отметить, что обратный молоток относится к тому инструменту, с которым нужно работать очень аккуратно. Если перестараться и нанести слишком сильный удар, то при выравнивании вмятин могут образоваться прочие дефекты. Мастера кузовного ремонта не рекомендуют использовать молоток обратного действия на очень больших вмятинах, которые присутствуют на крыше автомобиля или багажника. Данные части являются сравнительно легкодоступными, поэтому вполне можно снять внутреннюю обшивку и оказать давление с обратной стороны, чтобы выдавить металл на прежнее место. В том же случае если вмятина образовалась на боковой части машины, а особенно на порогах, то использование молотка будет более чем оправданным.

Чтобы провести аккуратную рихтовку вмятины необходимо закрепить штырь инструмента в ее начале. Недопустимо сразу фиксироваться за центр дефекта, поскольку при оттягивании металл сомнется, и получатся острые углы. Зачастую при использовании молотка на вмятинах без острых перегибов можно выровнять поверхность настолько, что прежний дефект будет совершенно незаметным. При этом не понадобится шпаклевка и краска.

На существенных дефектах нужно работать медленно и плавно. Сначала оттягивается ободок вмятины, в результате чего ее диаметр и глубина будут постепенно уменьшаться. На завершающем этапе оттягивается центральная часть. В том случае если инструмент крепится к кузову с помощью сварки, после каждого вытягивания необходимо срезать фиксацию и зашлифовать шов. Недопустимо, чтобы на металле оставались остатки навара, поскольку он выступает в роли дополнительного ребра жесткости, что мешает работе в других точках фиксации. Использование обратного молотка является длительным процессом, который не терпит спешки.

Применяя обратный молоток с фиксацией электросваркой, после каждого приваривания нужно давать металлу остыть, поскольку разгоряченный участок тянется гораздо легче и не тащит за собой холодную часть вмятины. Также стоит учитывать, что недопустимо приступать к работе, если на обрабатываемой поверхности имеется грязь, сколы краски и прочие наслоения.

Виды молотков

Обратные молотки различаются между собой по способу фиксации к обрабатываемой поверхности. По этому критерию их разделяют на виды:
  • Вакуумные.
  • С клееными присосками.
  • Приварные.
  • Механические.
Вакуумный обратный молоток

Вакуумный обратный молоток является самым дорогим и при этом очень эффективным. Кончик этого инструмента напоминает обычный бытовой вантуз, используемый для прочистки засора канализационных труб. На конце молотка имеется резиновая тарелка, которая прикладывается к вмятине. Инструмент подсоединяется к компрессору, выкачивающему воздух между резиновой тарелкой и кузовом автомобиля. В результате этого присоска надежно фиксируется к металлу. После этого рука зажимающая гирю резко оттягивается и создается обратная тяга, вытягивающая вмятину.

Обычно в наборе к вакуумному молотку идет 3 резиновые накладки различного диаметра. Большая применяется для обработки широких вмятин, а самая мелкая для небольших дефектов. Такой молоток при подсоединении к компрессору создает довольно большую мощность фиксации. Тарелка прикладывается не только к абсолютно плоским поверхностям, но и пологим, что особенно важно для автомобилей с обтекаемым кузовом. Инструмент вакуумного типа довольно легкий и зачастую весит не более 1,5 кг. При этом единственным неудобством является шланг от компрессора.

Читайте также:  Шатры для ремонта техники

Главная особенность обратного молотка на вакуумной присоске заключается в том, что он может проводить вытягивание вмятины без необходимости снятия слоя краски. Если автомобиль получил несущественный дефект, то его можно исправить с минимальными затратами без необходимости шпаклевания и нанесения лакового слоя.

Обратный молоток на клееной присоске

Встречаются также обратные молотки в комплекте с которыми идут резиновые накладки. Такие присоски клеятся к кузову автомобиля с помощью клея. После застывания в резьбу на накладке вкручивается штырь молотка. Далее осуществляется обычное выравнивание путем резкого движения гири. После того как участок выправлен, штырь молотка выкручивается, а приклеенная присоска прогревается монтажным феном. При нагревании клей становится вязкими и накладка легко снимается. После этого поверхность обрабатывается специальным растворителем, чтобы удалить остатки клея.

Недостаток данного инструмента заключается в том, что клей не схватывается при низких температурах. В связи с этим провести правку зимой без теплого бокса не удастся. Данный метод позволяет выравнивать вмятины даже без снятия краски. Присоски клеятся прямо поверх слоя лака, при этом не разъедают и не повреждают его. Формула клея отличается от состава красок, поэтому растворитель их не берет, что исключает риск размытия цвета при очистке поверхности от остатков скрепляющего вещества.

Обратный молоток со сварочной фиксацией

Самыми распространенными являются молотки с фиксацией с помощью сварочного аппарата. На кузов приваривается гайка, в которую и закручивается кончик молотка. После этого проводится вытягивание вмятины. Данный инструмент имеет ряд минусов. В первую очередь это связано с тем, что для его применения необходимо наличие сварочного аппарата. При работе нужно предварительно очистить поверхность для рихтовки. Снимается слой краски до чистого блестящего металла. После этого проводится точечное приваривание гайки и вытягивание. Далее с помощью болгарки гайка срезается и проводится зашлифовка рихтуемой поверхности. В конце фиксирующий элемент переваривается на другую точку, и действие повторяется.

Фактически после того как изъян исправлен нужно провести шпаклевку, грунтовку, покраску и лакирование, чтобы выправленная часть стала однородной с остальной поверхностью кузова. Подобный инструмент применяется в тех случаях, когда имеется существенный дефект. Поскольку фиксация осуществляется с помощью сварного шва, то применять такой обратный молоток можно даже на морозе, в отличие от приклеиваемых присосок.

Механический молоток

Механический обратный молоток представляет собой практически аналогичную конструкцию с приварными инструментами. Единственное отличие в том, что его насадки — это крючки и зажимы. Таким инструментом не удастся провести рихтовку центральной части вмятины, поскольку крюк можно зафиксировать только за края кузова. Мастера, имеющие в своем распоряжении только механический инструмент с крючками, могут прорезать отверстие в кузове и цепляться за них крючком. После выправления дефекта образованные прорези завариваются и шлифуются. Поскольку крюки можно скручивать, то вполне возможно подобрать обычную гайку и приварить ее к вмятине. Таким образом, механический молоток удастся использовать как приварной.

Основная функция механических молотков заключается в снятии подшипников. Обычно Их используют для ремонта ходовой части автомобиля, когда нет доступа к обратно части подшипника, чтобы сделать удар. Зачастую в наборе идут специальные зажимы, которые позволяют захватить обойму шарнира в 2-3 точках. Благодаря этому можно провести демонтаж не разрушая старый подшипник.

Источник

Обратный молоток PDR: обзор лучших товаров и рекомендации по выбору

Удобно купить вакуумный обратный молоток для устранения дефектов кузова и последствий небольших аварий. Устройство легко крепится к поверхности любого плоского элемента с помощью вакуумной присоски и резкими движениями тянет на себя металл. Благодаря этому всего за несколько минут можно вернуть кузову первоначальный облик. Удобно, что обратный молоток без покраски восстановит деталь. Он сохраняет заводское лакокрасочное покрытие. Это помогает мастерам снизить стоимость выполнения работ и сделать их доступными для водителей.

Чтобы с легкостью восстанавливать геометрию кузова после аварий, необходимо купить обратный молоток для удаления вмятин. Это специальное оборудование, используемое в автосервисах и мастерских, занимающихся кузовным ремонтом. Для работы с ним нужны специальные навыки.

Оборудование применяется в тех случаях, когда мастер не может получить доступ к внутренней части элемента. Обратный молоток с присоской для вытягивания с помощью вакуума крепится к элементу и тянет его на себя поступательными движениями, постепенно придавая ему нормальную форму.

Популярные обратные молотки

Перед тем как купить обратный молоток для удаления вмятин, необходимо ознакомиться с популярными моделями оборудования, изучить отзывы о них и их технические характеристики. Техника должна быть долговечна, проста в использовании и удобна. Но для применения такого устройства мастеру необходимо прочесть инструкцию и научиться работать с инструментом.

Обратный молоток PDR, без насадок, клея и кейса

Обратный молоток PDR без насадок — это экономичное и простое оборудование, используемое в крупных автосервисах. Его выгодно приобретать, когда основной инструмент вышел из строя и необходимо его чем-то его заменить. В комплект входит только шаровой наконечник, гиря и стержень. Устройство производится в Австрии по заказу известной немецкой компании и под контролем ответственных мастеров. Собирается из лучших материалов. Оно отличается высоким качеством и надежностью.

Читайте также:  Оформление документов после капитального ремонта

Обратный молоток PDR, без насадок, клея и кейса

Технические характеристики: Значение:
Масса, кг 1,9
Габариты, мм 520*50*50

Обратный молоток с насадками под приклеивание PDR 13 предметов

Удобно купить вакуумный обратный молоток для устранения дефектов кузова и последствий небольших аварий. Устройство легко крепится к поверхности любого плоского элемента с помощью вакуумной присоски и резкими движениями тянет на себя металл. Благодаря этому всего за несколько минут можно вернуть кузову первоначальный облик. Удобно, что обратный молоток без покраски восстановит деталь. Он сохраняет заводское лакокрасочное покрытие. Это помогает мастерам снизить стоимость выполнения работ и сделать их доступными для водителей.

Обратный молоток с насадками под приклеивание PDR 13 предметов

Оборудование изготавливается в России. В комплект входит 13 предметов. Это само устройство для выправления и присоски различного диаметра. Мастеру следует просто подобрать деталь необходимого размера и выполнять работу.

Технические характеристики: Значение:
Масса, кг 2,0
Длина, мм 400

Обратный молоток 1PDR 1,5 кг

Легкий и практичный обратный молоток «ПДР» незаменим при восстановлении геометрии кузова. Он используется при выправлении вмятин среднего и мелкого размера. В комплект не входят присоски, их придется приобретать отдельно. Для хороших мастеров эта особенность является преимуществом: не придется доплачивать за элементы, которые обычно уже имеются в наличии.

Обратный молоток 1PDR 1,5 кг.

Техника используется для работы с различными металлами средней и маленькой толщины. Главная особенность оборудования — это круглая заделка головки. Это препятствует приложению большой нагрузки к шейке клеевого грибка и способствует увеличению срока его службы.

Технические характеристики: Значение:
Масса, кг 1,5

Популярные наборы

Удобно купить обратный молоток «ПДР» в комплекте со всеми необходимыми деталями. Он легко собирается, все элементы идеально подходят друг к другу. Мастеру не придется искать недостающие запчасти и приспособления, он сможет сразу приступить к работе. Но в комплекте с устройством идет много расходных материалов (клеевые составы, присоски). Они быстро выходят из строя и требуют замены. Благодаря их наличию в комплекте мастер сможет с легкостью выбрать аналогичные изделия.

Клеевой набор PDR инструмента для удаления вмятин без покраски 14 предметов

Удобно купить обратный молоток в комплекте с вакуумной присоской и клеем. Все части идеально крепятся к основной детали. В наборе есть:

  • минилифтер и классический лифтер;
  • непосредственно сам обратный молоток;
  • инструмент для рихтовки;
  • обычный молоток;
  • 4 нейлоновых керна;
  • пистолет для нанесения клея и небольшой его запас (15 флаконов);
  • скребок и тряпка;
  • комплект грибов, 62 штуки: 24 фиолетовых, 20 красных, 18 синих.

Клеевой набор PDR инструмента для удаления вмятин без покраски 14 предметов

Все детали сложены в удобную сумку для хранения и переноски. В ней есть специальные отсеки для каждого элемента. Масса комплекта составляет 3,345 кг.

Набор PDR для удаления вмятин без покраски 75 предметов AAR-SP2436

Для удаления вмятин без последующего окрашивания удобно использовать обратный молоток, идущий в комплекте со всеми необходимыми деталями. В наборе 75 предметов, уложенных в сумку со множеством отделений. В ней они точно не потеряются и не замараются.

Набор PDR для удаления вмятин без покраски 75 предметов AAR-SP2436

В комплект входит непосредственно сам обратный молоток, насадки для выправления и вытягивания вмятин и клей. С его помощью грибки крепятся к деформированному элементу, после чего мастер вытягивает металл с помощью различных приспособлений. Все они входят в набор.

Обратный молоток PDR (горячий/холодный клей), с контейнером, 8 насадок, клей, мини-молоток

Удобно использовать практичную модель вакуумного обратного молотка PDR с насадками и клеем, идущими в комплекте с ним. Клей наносится на предварительно обезжиренную и высушенную поверхность. К сожалению, использовать его в холодную погоду не рекомендуется. Оптимальная температура для работы с составом — 19–23 °С. Если на улице холоднее, то перед выравниванием зону повреждения необходимо прогреть строительным феном. Можно использовать также специальный холодный клей, он мягче и эластичнее классического состава.

Обратный молоток PDR (горячий:холодный клей), с контейнером, 8 насадок, клей, мини-молоток

Благодаря системе «ПДР» мастера выправляют крупные вмятины в кратчайшее время и без особых усилий.

Обратный молоток 1PDR 2215003 с 6 насадками, адаптером на клеевые грибки и холодным клеем

Приобретать пневматический инструмент с липучкой выгодно владельцам автосервисов. Мастерам для начала работы потребуется только этот набор. Он содержит все необходимое для ремонта:

  • винтовые грибки;
  • обратный молоток;
  • холодный клей.

Обратный молоток 1PDR 2215003 с 6 насадками, адаптером на клеевые грибки и холодным клеем

Детали для вытягивания вмятин в форме круга, прямоугольника и треугольника удобно использовать при ремонте. Они крепятся к любому элементу кузова и возвращают ему первоначальную форму. После завершения работ не нужно красить машину.

Купить это ручное приспособление для ремонта авто можно для обустройства сервиса или личного использования. С его помощью можно сделать работу по кузовному ремонту быстро и легко. Но для обращения с инструментом нужны специальные навыки. Чтобы научиться вытягивать вмятины, человеку придется изучить чертежи машины и инструкцию по обращению с приспособлением.

Читайте также:  Сто ремонт ходовой автозапчасти

Источник

Как провести удаление вмятин обратным молотком

Когда размер и форма неровности позволяют использовать вакуумную присоску, краску можно не трогать. Наиболее трудоемкий вариант рихтовки – разрезание вмятины или просверливание отверстий.

Многие автовладельцы делают мелкий кузовной ремонт самостоятельно. Часто во время рихтовки производят удаление вмятин обратным молотком. Это редкий ручной инструмент узкого назначения, обращаться с которым нужно осторожно, с соблюдением особой технологии.

Виды молотков

Конструкция приспособления для выпрямления гнутого металла проста: штырь, на заднем конце которого — рукоятка, на другом – насадка, между ними свободно скользит гиря-груз. Длина прута в стандартном варианте – 50 см, диаметр – 20 мм. Ручка и гиря сделаны по среднему размеру ладони. Груз – стальная втулка – должен быть не менее 1 кг весом.

На противоположном от рукояти конце находятся сменные насадки, которыми обратный молоток при кузовном ремонте фиксируют к деформированной поверхности. Классифицируют инструмент по насадкам – съемной части приспособления. Занимаясь кузовным ремонтом, нужно иметь в запасе наконечники разного материала исполнения и конфигураций.

Вакуумный

На конце этого приспособления имеется резиновый круг. Форма напоминает вантуз, которым прочищают зазоры в канализации. Этот круг слесари называют тарелкой. В покупном комплекте вы обнаружите три вакуумные насадки (тарелки) разного размера.

Наконечник для рихтовки кузова обратным молотком прикладывают к вогнутому участку. Затем автокомпрессором вытягивают воздух между кузовом и резиновым кругом: получается прочная фиксация. Когда вы приводите в действие механизм, с силой отводя гирю к рукояти, происходит втягивание вмятин обратным молотком.

Достоинство метода: для исправления дефекта не нужно снимать лакокрасочное покрытие или демонтировать пострадавшую часть кузова. Особенно эффективна работа обратного молотка для авто с обтекаемой формой корпуса.

На клееной присоске

Эта насадка также представляет собой резиновый круг, но он, в отличие от вакуумного варианта, плоский. Одну сторону присоски приклеивают к выравниваемой панели, к другой после высыхания термоклея прикручивают приспособление.

Обратный молоток с присосками

Работать обратным молотком с присосками нужно по такой схеме:

  1. Приклейте насадку.
  2. Прикрутите к ней штырь инструмента.
  3. Резко отведите груз к ручке.
  4. После вытягивания металла открутите стержень.
  5. Разогрейте строительным феном присоску, снимите ее.
  6. Следы клея уберите растворителем: автомобильная краска при этом не страдает.

Со сварочной фиксацией

Очередной способ удаления вмятин обратным молотком основан на фиксации насадки к кузову с помощью сварки. Очистите выравниваемую площадь от краски, приварите гайку, вкрутите в нее штырь приспособления.

Действуя гирей, вытяните пробоину, затем срежьте зацеп болгаркой. Далее вам предстоит полностью восстановить поверхность, то есть сделать все работы от шпаклевки авто до лакирования корпуса.

Механический

Отличие этого инструмента от приварной конструкции – в съемных наконечниках приспособления. В механическом варианте используются стальные крючки и металлические зажимы. Здесь работа обратного молотка для авто заключается в том, что крючками захватывают края кузова (крыло, пороги). На середине вогнутости сначала нужно делать разрез или отверстие, и уже за них цеплять зажимы.

Механический обратный молоток

После выравнивания разрезы заваривают, площадку обрабатывают (сварка, зачистка шва, восстановление ЛКП).

Инструкции и советы по работе инструментом

Прежде осмотрите дефект. На больших площадях (крыша, капот) целесообразнее применить резиновую киянку. Снимите внутреннюю обшивку. Ударяйте киянкой по выпуклости до полного выравнивания панели.

В местах, куда не пролезет рука с обычным инструментом, делайте ремонт кузова обратным молотком.

  • Большие вогнутости начинайте выравнивать с краев. Если вы приварите шайбу к середине обширного дефекта, то рискуете выгнуть листовой металл с образованием заломов, складок, которые выправить потом еще труднее.
  • После приваривания шайб к поверхности корпуса машины дайте металлу остыть, только потом действуйте обратным молотком: разогретый участок быстрее потянется за инструментом, образуя дополнительную деформацию.
  • Иногда размер неровности таков, что лучше сразу в нескольких местах по одной линии приварить шайбы и вытягивать металл небольшими площадями. Потом нужно одновременно срезать всю фиксацию и обработать поверхность вплоть до полного восстановления лакокрасочного покрытия.
  • Работайте аккуратно: слишком сильные удары приводят к появлению других дефектов.

Инструкции и советы по работе инструментом

Если вы впервые решили взять в руки универсальный ручной инструмент, посмотрите видеоурок о работе с обратным молотком:

Процесс удаления вмятин обратным молотком

Операция по удалению вмятин с помощью обратного молотка выглядит так: после фиксации инструмента на поверхности кузова берут гирю правой рукой, рукоятку держат левой. Затем коротким резким движением отводят груз к ручке. В этот момент энергия удара направляется не «от себя», а «на себя»: листовой металл выгибается.

Процесс удаления вмятин обратным молотком

Действия, когда необходимо удалить вмятину:

  1. Промойте грязь, очистите и обезжирьте рабочую площадь.
  2. Удалите шлифовальным кругом ЛКП.
  3. Приварите ремонтную шайбу.
  4. Прикрутите к штырю инструмента крюк.
  5. Зацепите последний за шайбу, резко отведите гирю к рукояти. Если усилия груза не хватило, увеличьте массу: для этого держите под рукой набор гирь разных весов.

Когда размер и форма неровности позволяют использовать вакуумную присоску, краску можно не трогать. Наиболее трудоемкий вариант рихтовки – разрезание вмятины или просверливание отверстий. После выравнивания панели следует сложное восстановление кузова и лакокрасочного покрытия.

Источник