Меню

Крючки для ремонта авто



Обзор инструментов для беспокрасочного ремонта вмятин

Бес­по­кра­соч­ный ремонт вмя­тин (Paintless Dent Repair — PDR ) — это тех­но­ло­гия ремон­та вмя­тин кузо­ва при сохра­не­нии ори­ги­наль­но­го лако­кра­соч­но­го покры­тия авто­мо­би­ля. Спе­ци­а­ли­сты бес­по­кра­соч­но­го ремон­та исполь­зу­ют раз­лич­ные PDR инстру­мен­ты для воз­дей­ствия на вмя­ти­ну с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли кузо­ва, либо вытя­ги­ва­ют её с лице­вой сто­ро­ны кле­е­вой систе­мой, либо ком­би­ни­ру­ют оба спо­со­ба. Допол­ни­тель­но при­ме­ня­ют­ся спе­ци­аль­ные про­бой­ни­ки и молот­ки для про­сту­ки­ва­ния и опус­ка­ния воз­вы­шен­но­стей металла.

В этой ста­тье мы рас­смот­рим, какие инстру­мен­ты исполь­зу­ют­ся для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин авто­мо­би­лей, их харак­те­ри­сти­ки и спо­со­бы применения.

Содер­жа­ние статьи:

Инструменты PDR

Пер­вые коман­ды масте­ров PDR нача­ли фор­ми­ро­вать­ся в отде­лах кон­тро­ля каче­ства авто­ги­ган­тов. Им нуж­но было создать необ­хо­ди­мые инстру­мен­ты для успеш­но­го выправ­ле­ния мел­ких вмя­тин, кото­рые ино­гда обра­зо­вы­ва­лись при про­из­вод­стве и сбор­ке авто­мо­би­лей. Пер­во­на­чаль­но эти инстру­мен­ты были само­дель­ны­ми. Их пере­де­лы­ва­ли из суще­ству­ю­щих инстру­мен­тов “жестян­щи­ков”, а так­же изоб­ре­та­ли новые уни­каль­ные при­спо­соб­ле­ния и со вре­ме­нем усо­вер­шен­ство­ва­ли их. Може­те более подроб­но про­чи­тать про воз­ник­но­ве­ние тех­но­ло­гии бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин в ста­тье “исто­рия воз­ник­но­ве­ния тех­но­ло­гии PDR ”.

Само­дель­ные инстру­мен­ты для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин исполь­зо­ва­лись мно­го лет назад пер­вы­ми спе­ци­а­ли­ста­ми PDR .

Тех­но­ло­гия PDR была зна­чи­тель­но улуч­ше­на за послед­ние 15 лет. Сей­час ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные масте­ра PDR могут выправ­лять без покрас­ки доста­точ­но слож­ные вмя­ти­ны. Это воз­мож­но бла­го­да­ря ассор­ти­мен­ту совре­мен­ных инстру­мен­тов, а так­же эла­стич­но­сти совре­мен­ных лако­кра­соч­ных покрытий.

В насто­я­щее вре­мя суще­ству­ет мно­же­ство про­из­во­ди­те­лей, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют боль­шой ассор­ти­мент инстру­мен­тов и аксес­су­а­ров для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмятин.

Инстру­мен­ты PDR мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать по дизай­ну и по при­ме­не­нию (пред­на­зна­че­нию).

По дизай­ну инстру­мен­ты могут отли­чать­ся изги­бом (оди­нар­ный, двой­ной, трой­ной изгиб, либо более слож­ные фор­мы), фор­мой кон­чи­ка, дли­ной, диа­мет­ром инстру­мен­та, фор­мой и кон­фи­гу­ра­ци­ей ручки.

По при­ме­не­нию инстру­мен­ты мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать, в зави­си­мо­сти от того, на каких пане­лях кузо­ва они исполь­зу­ют­ся или какое дей­ствие выпол­ня­ют. К при­ме­ру, клас­си­че­ские крюч­ки (или стерж­ни, от англ. rod) пред­на­зна­че­ны для рабо­ты в откры­тых, доста­точ­но доступ­ных местах, таких как кры­лья, кры­ши, багаж­ни­ки, капо­ты. Они рабо­та­ют, выпол­няя нажим с обрат­ной сто­ро­ны вмя­ти­ны. Дру­гой при­мер — это инстру­мен­ты с нако­неч­ни­ком «кито­вый хвост». Такой инстру­мент, в про­ти­во­по­лож­ность клас­си­че­ским крюч­кам исполь­зу­ет­ся в труд­но­до­ступ­ных узких местах и рабо­та­ет за счёт скру­чи­ва­ю­ще­го дей­ствия. Кро­ме того, масте­ра PDR исполь­зу­ют спе­ци­аль­ные отра­жа­ю­щие пане­ли для точ­но­го «счи­ты­ва­ния» вмя­тин, све­то­ди­од­ные лам­пы и кле­е­вую систе­му для вытя­ги­ва­ния вмя­тин. Для выправ­ле­ния раз­ных вмя­тин может потре­бо­вать­ся исполь­зо­ва­ние несколь­ких инстру­мен­тов. Чем боль­ше инстру­мен­тов в вашем рас­по­ря­же­нии, тем боль­ше сво­бо­ды дей­ствий и гиб­ко­сти Вы буде­те иметь для ремон­та кон­крет­ной вмятины.

Далее мы по поряд­ку рас­смот­рим раз­лич­ные инстру­мен­ты, кото­рые при­ме­ня­ют­ся для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин, а так­же необ­хо­ди­мые аксессуары.

PDR крючки ( PDR rods)

Крюч­ки PDR — явля­ют­ся основ­ны­ми инстру­мен­та­ми, кото­рые запол­ня­ют ящик с инстру­мен­та­ми масте­ра. Раз­лич­ные по фор­ме и раз­ме­рам, они исполь­зу­ют­ся на каж­дой пане­ли авто­мо­би­ля. Боль­шин­ство масте­ров исполь­зу­ют жёст­кий крю­чок (или стер­жень – англ. rod) дли­ной 120 см для всех откры­тых, доста­точ­но доступ­ных мест, таких как кры­ши, капо­ты, крыш­ки багаж­ни­ка, кры­лья. Более корот­кие вер­сии таких же крюч­ков исполь­зу­ют­ся для две­рей. Крюч­ки могут обес­пе­чить ста­биль­ный и очень кон­тро­ли­ру­е­мый нажим для подъ­ёма металла.

Крюч­ки отли­ча­ют­ся дли­ной (от 40 см до 2 м), изги­ба­ми, диа­мет­ром и фор­мой нако­неч­ни­ка. Луч­ше иметь набор раз­ных крюч­ков, из кото­ро­го со вре­ме­нем мож­но выбрать для себя наи­бо­лее пред­по­чти­тель­ные для работы.

Неко­то­рые ком­па­нии по про­из­вод­ству инстру­мен­тов PDR созда­ют крюч­ки с пово­рот­ны­ми руч­ка­ми (ratchet handle pdr tools). Это отлич­ное допол­не­ние, пото­му что мастер может исполь­зо­вать один инстру­мент для раз­ных пози­ций и при­ла­гать раз­ную силу на рычаг. Быва­ют крюч­ки со смен­ны­ми нако­неч­ни­ка­ми, что дела­ет один инстру­мент более уни­вер­саль­ным и эко­но­мит место в ящи­ке или сум­ке с инструментами.

Двер­ные крюч­ки PDR ( PDR door hooks)

Двер­ные крюч­ки исполь­зу­ют­ся для рабо­ты с двер­ны­ми повре­жде­ни­я­ми сквозь зазор меж­ду стек­лом две­ри и пане­лью, поз­во­ля­ют выправ­лять вмя­ти­ны без необ­хо­ди­мо­сти сни­мать обшив­ку. Двер­ные крюч­ки име­ют раз­ные углы изги­ба (от 90 до 180 гра­ду­сов) и раз­ную дли­ну, узкий кон­чик для луч­шей про­хо­ди­мо­сти. Для удоб­ства рабо­ты и уве­ли­че­ния функ­ци­о­на­ла двер­ные крюч­ки могут иметь пово­рот­ную ручку.

Дан­ные крюч­ки в основ­ном исполь­зу­ют­ся в верх­ней части дверей.

Бра­со­вый инстру­мент (англ. brace — ско­ба, распорка)

Инстру­мен­ты для исполь­зо­ва­ния под уси­ли­те­ля­ми пане­лей. Быва­ют вер­сии под левую и пра­вую руку. Сде­ла­ны так, что­бы мак­си­ми­зи­ро­вать дося­га­е­мость и мини­ми­зи­ро­вать появ­ле­ние воз­вы­шен­но­стей от исполь­зо­ва­ния инстру­мен­та. Дан­ный инстру­мент часто при­ме­ня­ет­ся для ремон­та вмя­тин от града.

Крюч­ки в виде серпа/косы (Dent Reaper)

Этот тип крюч­ков доста­точ­но новый. Инстру­мен­ты в виде серпа/косы (Dent Reaper) обес­пе­чи­ва­ют силь­ный нажим, не сги­ба­ют­ся и име­ют ост­рые нако­неч­ни­ки для финиш­ной обработки.

Крюч­ки в виде серпа/косы хоро­шо под­хо­дят для рабо­ты в две­рях, а так­же могут исполь­зо­вать­ся на дру­гих пане­лях. Они «мощ­ные» и точ­ные в при­ме­не­нии. Уве­ли­чи­ва­ют эффек­тив­ность в рабо­те. Отлич­но под­хо­дят для рабо­ты с алю­ми­ни­е­вы­ми панелями.

Ножевидные/ножевые «бри­тые» крюч­ки ( SHAVED TOOLS )

Ножевые/ножевидные или «бри­тые» (от англ. shaved) крюч­ки пред­на­зна­че­ны для рабо­ты в зонах слож­но­го досту­па, в узких поло­стях, под усилителями.

Дан­ный инстру­мент пред­став­ля­ет собой крю­чок со сре­зан­ным ство­лом под углом от осно­ва­ния к рабо­чей части. «Бри­тые» крюч­ки быва­ют раз­ных раз­ме­ров. Их все объ­еди­ня­ет тон­кий дизайн и гиб­кость. По воз­мож­но­стям дан­ные крюч­ки близ­ки к инстру­мен­ту «кито­вый хвост», но у них дру­гой прин­цип воз­дей­ствия на вмя­ти­ну. При­ме­ня­ют­ся при ремон­те гра­до­вых вмя­тин, осо­бен­но под уси­ли­те­ля­ми капо­та, кры­ши и крыш­ки багаж­ни­ка. Хоро­шо под­хо­дят для рабо­ты в зад­них кры­льях, там, где два метал­ла вплот­ную при­жа­ты друг к дру­гу. Так­же хоро­ши как вспо­мо­га­тель­ный инстру­мент, помо­га­ют при финиш­ной довод­ке на финаль­ных стадиях .

Из-за тон­ко­го ство­ла «бри­тые» крюч­ки не при­ме­ня­ют­ся на жёст­ких местах, закруг­ле­ни­ях, плот­ном металле.

Кито­вый хвост (Whale tail)

Инстру­мен­ты «кито­вый хвост» (whale tail) назва­ны так по фор­ме их кон­чи­ка. Они дают рычаг по кра­ям нако­неч­ни­ка. «Кито­вые хво­сты» быва­ют раз­ной дли­ны от 10 см до 150 см с нако­неч­ни­ка­ми раз­ной шири­ны (от 1 см до 10 см — уль­тра­тон­кий, тон­кий, стан­дарт­ный, широ­кий и очень широ­кий). Нако­неч­ни­ки пол­но­стью закруг­ле­ны в верх­ней части.

Они исполь­зу­ют­ся для рабо­ты под уси­ли­те­ля­ми пане­лей. Инстру­мен­ты «кито­вий хвост» не самые про­стые в осво­е­нии. Они дей­ству­ют за счёт скру­чи­ва­ния, а не толкания/нажима, как обыч­ные крючки.

Плоские инструмент, рессоры (Flat Bar)

Эти инстру­мен­ты исполь­зу­ют­ся в основ­ном на кры­льях и две­рях. К обрат­ной сто­роне перед­них кры­льев мож­но полу­чить хоро­ший доступ и мож­но рабо­тать рес­со­рой любо­го раз­ме­ра и дли­ны. Они обес­пе­чи­ва­ют зна­чи­тель­ный рычаг, и это дела­ет их уни­каль­ны­ми, когда дело дохо­дит до ремон­та боль­шой вмя­ти­ны на перед­них кры­льях. При мень­шем дав­ле­нии дают боль­ше эффективности.

Читайте также:  Гарантийные обязательства при ремонте оборудования

Суще­ству­ют так­же вари­а­ции рес­сор со смен­ны­ми насадками.

Инструменты со сменными наконечниками

Cмен­ные нако­неч­ни­ки поз­во­ля­ют исполь­зо­вать один инстру­мент в раз­ных ситу­а­ци­ях, заме­няя собой несколь­ко инстру­мен­тов, что уве­ли­чи­ва­ет его гиб­кость при­ме­не­ния и эко­но­мит место в сум­ке или ящи­ке мастера.

Смен­ные насад­ки пред­на­зна­че­ны для исполь­зо­ва­ния с крюч­ка­ми, про­бой­ни­ка­ми и молот­ка­ми, име­ю­щи­ми резь­бу под них. Насад­ки или нако­неч­ни­ки быва­ют раз­ных форм и раз­ме­ров, а так­же изго­тав­ли­ва­ют­ся из раз­ных мате­ри­а­лов, что даёт им отли­чие в свой­ствах (в част­но­сти, раз­ную жёст­кость). К наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным отно­сят­ся нако­неч­ни­ки с покры­ти­ем, пла­сти­ко­вые, сталь­ные без покры­тия, заост­рён­ные, закруг­лён­ные, гри­бо­вид­ной фор­мы. Каж­дый нако­неч­ник игра­ет раз­ную роль. Как пра­ви­ло, чем боль­ше вмя­ти­на, тем боль­ше кон­чик инстру­мен­та. Одна­ко нуж­но рас­смат­ри­вать каж­дую вмя­ти­ну, учи­ты­вать её струк­ту­ру и выби­рать наи­бо­лее под­хо­дя­щие нако­неч­ни­ки и мето­ды воз­дей­ствия. Обыч­но прав­ка начи­на­ет­ся с боль­ших нако­неч­ни­ков для умень­ше­ния обще­го раз­ме­ра вмя­ти­ны, а затем посте­пен­но раз­мер нако­неч­ни­ка умень­ша­ет­ся по мере умень­ше­ния вмятин.

Рас­смот­рим типы смен­ных нако­неч­ни­ков, уста­нав­ли­ва­е­мых на крюч­ки, и когда они применяются.

  • Нако­неч­ни­ки быва­ют сде­ла­ны из раз­ных мате­ри­а­лов (сталь­ные, пла­сти­ко­вые, рези­но­вые и дру­гие). Неко­то­рые име­ют покры­тие (пвх или рези­на), кото­рое дей­ству­ет как демп­фер, что­бы смяг­чать нажа­тие на панель. При исполь­зо­ва­нии метал­ли­че­ских нако­неч­ни­ков без покры­тия нуж­но быть осто­рож­ным и знать, что Вы дела­е­те, так как голый металл может повре­дить ЛКП при силь­ном нажа­тии. Нако­неч­ни­ки с покры­ти­ем или пла­сти­ко­вые, в этом плане, более безопасны.
  • Боль­шой гри­бо­вид­ный нако­неч­ник с покры­ти­ем ПВХ. Дан­ный нако­неч­ник отлич­но под­хо­дит для уда­ле­ния боль­ших «мяг­ких» вмя­тин. Он под­хо­дит для быст­ро­го подъ­ёма боль­шой пло­ща­ди метал­ла. Гри­бо­вид­ная фор­ма при­го­жда­ет­ся в слу­ча­ях, когда тре­бу­ет­ся боль­шое дав­ле­ние на вмя­ти­ну. Такой нако­неч­ник обес­пе­чи­ва­ет очень силь­ный рычаг. Этот тип нако­неч­ни­ка быва­ет раз­ных раз­ме­ров. Боль­ший раз­мер дей­ству­ет так­же как малый, но с ещё боль­шим ради­у­сом действия.
  • Боль­шой круг­лый рези­но­вый нако­неч­ник исполь­зу­ет­ся для нача­ла выдав­ли­ва­ния боль­ших вмятин.

  • Пла­сти­ко­вый кони­че­ский (заост­рён­ный) нако­неч­ник хоро­шо рабо­та­ет на лини­ях кузо­ва (рёб­рах жёст­ко­сти, кан­тах). Заост­рён­ный пла­сти­ко­вый кон­чик при слиш­ком силь­ном нажа­тии может пере­да­вить металл и создать воз­вы­шен­ность, но не повре­дит крас­ку, в отли­чие от метал­ли­че­ско­го. То есть, уве­ли­чи­ва­ет­ся веро­ят­ность выпра­вить «реб­ро» кузо­ва, перед тем, как Вы повре­ди­те крас­ку. Пла­стик может раз­ли­чать­ся по жёст­ко­сти и по-раз­но­му воз­дей­ство­вать на металл. Более жёст­кий пла­стик мож­но исполь­зо­вать как на алю­ми­ни­е­вых, так и на сталь­ных пане­лях. Более мяг­кий пла­стик не смо­жет с доста­точ­ной силой дей­ство­вать на вмя­ти­ну алю­ми­ни­е­вой пане­ли, так как для это­го тре­бу­ет­ся более силь­ное воз­дей­ствие, чем на сталь. При силь­ном надав­ли­ва­нии ост­рый нако­неч­ник из мяг­ко­го пла­сти­ка может терять фор­му и нажим будет не чёт­ким, более жёст­кий мате­ри­ал сохра­ня­ет фор­му и обес­пе­чи­ва­ет чёт­кий силь­ный нажим.
  • Ост­рый метал­ли­че­ский нако­неч­ник. Его рас­по­ло­же­ние лег­че опре­де­лить с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли, так как он даёт чёт­кое точеч­ное воз­дей­ствие. При исполь­зо­ва­нии остро­го метал­ли­че­ско­го нако­неч­ни­ка нуж­но чёт­ко знать, что Вы дела­е­те. Таким нако­неч­ни­ком нель­зя в слу­чай­ном поряд­ке нажи­мать на металл, так как это обра­зу­ет мно­же­ство ост­рых воз­вы­шен­но­стей. Ост­рые нако­неч­ни­ки могут затуп­лять­ся со вре­ме­нем, поэто­му их фор­му мож­но само­му кор­рек­ти­ро­вать, при необходимости.
  • Нако­неч­ник со слег­ка конус­ной фор­мой. Он луч­ше все­го под­хо­дит для мел­ких вмя­тин. Его фор­ма даст вам точ­ность воз­дей­ствия, но сла­бый рычаг.
  • Нако­неч­ник в фор­ме кону­са с закруг­ле­ни­ем в цен­тре. Этот нако­неч­ник даёт доста­точ­ное уси­лие и доста­точ­но точен.

  • Нако­неч­ни­ки в виде роли­ков (Roller Rod Tips) поз­во­ля­ют при­кла­ды­вать боль­шее дав­ле­ние к пане­ли, не остав­ляя воз­вы­шен­но­сти, тем самым уве­ли­чи­вая види­мость нако­неч­ни­ка с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли. Более широ­кие роли­ки поз­во­ля­ют выправ­лять более круп­ные и глу­бо­кие вмя­ти­ны с мень­шей склон­но­стью к раз­ры­ву крас­ки или рас­тя­же­нию вмя­ти­ны. Нако­неч­ник в виде роли­ка с более тон­ким про­фи­лем исполь­зу­ет­ся для чисто­вой довод­ки пане­ли. Дан­ные нако­неч­ни­ки могут иметь раз­ную жёст­кость, так как изго­тов­ле­ны из твёр­до­го или мяг­ко­го пластика.

Молотки, гладилки и поддержки (контропоры) для ремонта вмятин

Молот­ки, гла­дил­ки и под­держ­ки исполь­зу­ют­ся в кузов­ном ремон­те для выправ­ле­ния вмя­тин уже дав­но. Для бес­по­кра­соч­но­го выправ­ле­ния вмя­тин они так­же при­ме­ня­ют­ся, одна­ко отли­ча­ют­ся от обыч­ных инстру­мен­тов для кузов­но­го ремон­та. Под­держ­ки и гла­дил­ки для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин име­ют иде­аль­но глад­кую, отпо­ли­ро­ван­ную поверх­ность, либо содер­жат смяг­ча­ю­щее покры­тие, что­бы не остав­лять на ЛКП ника­ких сле­дов и повре­жде­ний при воз­дей­ствии на панель.

  • Молот­ки для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та исполь­зу­ют­ся для опус­ка­ния воз­вы­шен­но­стей. Они могут иметь смен­ные насад­ки, для изме­не­ния харак­те­ри­стик бойка.
  • Под­держ­ки (или кон­тро­по­ры) явля­ют­ся вспо­мо­га­тель­ны­ми инстру­мен­та­ми, исполь­зу­е­мы­ми для под­держ­ки метал­ла с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли при рих­тов­ке молот­ком или гла­дил­кой. Суще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­ных форм и раз­ме­ров кон­тро­пор. Выбор под­держ­ки пра­виль­ной фор­мы име­ет реша­ю­щее зна­че­ние для резуль­та­та ремон­та. Она выби­ра­ет­ся с учё­том изги­ба ремон­ти­ру­е­мой пане­ли. Кон­тро­по­ра обес­пе­чи­ва­ет под­держ­ку пане­ли и предот­вра­ща­ет про­ми­на­ние непо­вре­ждён­ных участ­ков. При­ме­ром исполь­зо­ва­ния под­держ­ки может быть вырав­ни­ва­ние (про­сту­ки­ва­ние) воз­вы­шен­но­стей вокруг вмя­тин от круп­но­го гра­да. Такие вмя­ти­ны могут быть око­ло 10 см в диа­мет­ре. Что­бы устра­нить основ­ной объ­ём повре­жде­ний необ­хо­ди­мо убрать воз­вы­шен­но­сти вокруг этих вмя­тин. Имен­но здесь в игру всту­па­ют под­держ­ки и спе­ци­аль­ные молотки.

Гла­дил­ка с мяг­кой наклад­кой для смяг­че­ния воздействия.

  • Гла­дил­ка — это руч­ной инстру­мент с глад­кой поверх­но­стью из пру­жин­ной ста­ли, кото­рый отлич­но под­хо­дит для раз­гла­жи­ва­ния вол­ни­сто­го метал­ла. Гла­дил­ка кон­тро­ли­ру­ет бОль­шую поверх­ность при уда­ре, чем любой моло­ток. При этом она про­ста в исполь­зо­ва­нии. Гла­дил­ка при­ме­ня­ет­ся с под­держ­кой при подъ­ёме метал­ла и может исполь­зо­вать­ся без под­держ­ки для опус­ка­ния воз­вы­шен­но­стей. Гла­дил­ка может иметь кожа­ную наклад­ку на лице­вой сто­роне для смяг­че­ния воздействия.

Пробойники (керны, битки)

Про­бой­ник (так­же его назы­ва­ют керн или биток, англ. knockdown tool) явля­ет­ся необ­хо­ди­мым инстру­мен­том PDR . Вы буде­те поль­зо­вать­ся им регу­ляр­но. Боль­шин­ство высо­ко­класс­ных масте­ров могут похва­стать­ся тем, что огра­ни­чи­ва­ют исполь­зо­ва­ние про­бой­ни­ка, но нет ни одно­го масте­ра, кото­рый мог бы обхо­дит­ся без него.

При бес­по­кра­соч­ном ремон­те вмя­ти­ны не про­сто рез­ко выправ­ля­ют­ся от воз­дей­ствия на них, они мед­лен­но и мето­дич­но выдав­ли­ва­ют­ся сот­ня­ми кро­шеч­ных нажи­мов. Ино­гда нажа­тие на металл про­ис­хо­дит мимо того места, где оно долж­но быть. Это может быть слу­чай­но, а ино­гда даже спе­ци­аль­но. Таким обра­зом, созда­ют­ся воз­вы­шен­но­сти, кото­рые нуж­но убрать про­бой­ни­ком. Кон­чик про­бой­ни­ка рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но на высо­кой точ­ке и опус­ка­ет её вниз, уда­ром по про­бой­ни­ку PDR молот­ком или дру­гим не тяжё­лым предметом.

Читайте также:  Ремонт двигателей хонда торнео

На неко­то­рых вмя­ти­нах тре­бу­ет­ся про­сту­чать воз­вы­шен­но­сти по их пери­мет­ру для сня­тия напря­же­ния и смяг­че­ния метал­ла ещё до того, как нач­нёт­ся выправ­ле­ние металла.

Про­бой­ни­ки могут быть изго­тов­ле­ны из раз­ных мате­ри­а­лов, а так­же отли­ча­ют­ся фор­мой нако­неч­ни­ка. Они быва­ют затуп­лён­ные, ост­рые, закруг­лён­ные, гри­бо­вид­ные. Остро­та нако­неч­ни­ка зави­сит от вели­чи­ны и фор­мы воз­вы­шен­но­стей. Про­сту­ки­ва­ние более тяжё­лым про­бой­ни­ком (к при­ме­ру, сталь­ным) с мяг­ким закруг­лён­ным нако­неч­ни­ком зай­мет намно­го мень­ше вре­ме­ни, что­бы пере­ме­стить то же коли­че­ство метал­ла, чем про­сту­ки­ва­ние более лёг­ким ней­ло­но­вым про­бой­ни­ком. Лег­кий про­бой­ник тре­бу­ет гораз­до боль­ше уда­ров молот­ком или силы уда­ров, что­бы создать то же самое воз­дей­ствие, что дела­ет более тяжё­лый пробойник.

Тип и мате­ри­ал молот­ка, кото­рым осу­ществ­ля­ют­ся уда­ры по про­бой­ни­ку, не име­ют боль­шо­го зна­че­ния, важен его вес, кото­рый будет вли­ять на силу уда­ра. Кро­ме молот­ка мож­но исполь­зо­вать и дру­гие пред­ме­ты, если это будет удоб­нее для мастера.

Мож­но реко­мен­до­вать при­об­ре­сти один про­бой­ник со смен­ны­ми наконечниками.

Вооб­ще для про­сту­ки­ва­ния воз­вы­шен­но­стей в про­цес­се ремон­та вмя­тин может исполь­зо­вать­ся как про­бой­ник, так и спе­ци­аль­ный моло­ток без исполь­зо­ва­ния про­бой­ни­ка. Так назы­ва­е­мые молот­ки для блен­дин­га луч­ше все­го исполь­зо­вать для боль­ших, более мяг­ких высо­ких точек. Про­бой­ни­ки, как пра­ви­ло, луч­ше все­го под­хо­дят для более ост­рых возвышенностей.

Клеевая система

Кле­е­вая систе­ма PDR пред­на­зна­че­на для вытя­ги­ва­ния вмя­тин с лице­вой части пане­ли и вклю­ча­ет в себя кле­е­вой писто­лет со спе­ци­аль­ны­ми кле­е­вы­ми стерж­ня­ми, спе­ци­аль­ные клип­сы для вытя­ги­ва­ния, вытя­ги­ва­ю­щие устрой­ства и сред­ство для сня­тия клея с пане­лей и клипсов.

  • Кле­е­вые писто­ле­ты быва­ют элек­три­че­ские (про­вод­ные или рабо­та­ю­щие от бата­реи) или газо­вые. Кле­е­вые стерж­ни, как пра­ви­ло, отли­ча­ют­ся от обыч­ных, кото­рые про­да­ют­ся в стро­и­тель­ных мага­зи­нах, име­ют луч­шую адге­зию, более проч­ные. Стерж­ни быва­ют раз­ных цве­тов, что мар­ки­ру­ет их харак­те­ри­сти­ки. В основ­ном они отли­ча­ют­ся тем­пе­ра­ту­рой, при кото­рой будет про­из­во­дить­ся ремонт, а так­же силой склеивания.
  • Клип­сы PDR для вытя­ги­ва­ния быва­ют раз­ных раз­ме­ров, форм, раз­лич­ных кон­струк­ций и цве­тов. Они так­же могут раз­ли­чать­ся по проч­но­сти. Как пра­ви­ло, фор­ма клип­сы под­би­ра­ет­ся под струк­ту­ру повре­жде­ния. Сей­час суще­ству­ют спе­ци­аль­ные уси­лен­ные длин­ные план­ки, кото­рые заме­ня­ют несколь­ко клип­сов и упро­ща­ют вытя­ги­ва­ние слож­ных вмятин.
  • Вытя­ги­ва­ю­щие устрой­ства. Как толь­ко Вы при­кле­и­те клип­су к вмя­тине, вам пона­до­бит­ся устрой­ство для вытя­ги­ва­ния, что­бы потя­нуть одну или несколь­ко клип­сов. Для вытя­ги­ва­ния исполь­зу­ет­ся сколь­зя­щий моло­ток обрат­но­го дей­ствия, мини-подъ­ём­ник, боль­шое подъ­ём­ное устрой­ство, либо устрой­ство рычаж­но­го типа. Раз­ные устрой­ства нуж­но выби­рать в зави­си­мо­сти от повре­жде­ния. Не сто­ит ожи­дать, что моло­ток обрат­но­го дей­ствия или мини-подъ­ем­ник вытя­нут вмя­ти­ну на пане­ли и вер­нут металл к завод­ско­му состо­я­нию с мини­маль­ны­ми уси­ли­я­ми. Пра­виль­нее вос­при­ни­мать эти при­спо­соб­ле­ния как одни из мно­гих инстру­мен­тов, кото­рые могут пона­до­бить­ся Вам для дости­же­ния резуль­та­та. Вам, веро­ят­но, при­дёт­ся сде­лать несколь­ко повтор­ных вытя­ги­ва­ний. Так­же может потре­бо­вать­ся про­сту­ки­вать воз­вы­шен­но­сти вокруг вмя­ти­ны спе­ци­аль­ным про­бой­ни­ком и исполь­зо­вать руч­ные инстру­мен­ты PDR для финиш­ной довод­ки неровностей.
  • Сред­ство для сня­тия клея. Ино­гда клей нелег­ко откле­ить от пане­ли или клип­сы и в этом слу­чае Вам потре­бу­ет­ся сред­ство, облег­ча­ю­щее сня­тие клея. Суще­ству­ют спе­ци­аль­ные соста­вы, а так­же мож­но исполь­зо­вать спирт.

Для про­фес­си­о­наль­но­го исполь­зо­ва­ния чаще все­го исполь­зу­ют­ся более жест­кие типы клип­сов, в то вре­мя как более мяг­кие клип­сы дают менее точ­ный кон­троль над натяжением.

“ Glue Pull Repair” ( GPR ), исполь­зу­е­мый без инстру­мен­тов PDR или в ком­би­на­ции с ними стал очень мощ­ной систе­мой бла­го­да­ря боль­шо­му ассор­ти­мен­ту раз­лич­ных типов клея, клип­сов (или вытя­ги­ва­ю­щих пла­нок) и мно­гим вытя­ги­ва­ю­щим устрой­ствам. Совре­мен­ная кле­е­вая систе­ма со все­ми аксес­су­а­ра­ми и допол­ни­тель­ны­ми инстру­мен­та­ми поз­во­ля­ет заме­нить исполь­зо­ва­ние спот­те­ра и мно­гих дру­гих рих­то­воч­ных инструментов.

Пневматическая присоска для вытягивания (suction cup puller)

Пнев­ма­ти­че­ская вытя­ги­ва­ю­щая при­сос­ка про­да­ёт­ся в набо­ре с несколь­ки­ми вса­сы­ва­ю­щи­ми при­сос­ка­ми раз­ных раз­ме­ров (обыч­но тре­мя). В зави­си­мо­сти от раз­ме­ра может созда­вать раз­ное вытя­ги­ва­ю­щее усилие.

Она кре­пит­ся на стерж­ни сколь­зя­ще­го молот­ка обрат­но­го дей­ствия. При­сос­ка изго­тов­ле­на из рези­ны и пла­сти­ка. При­сос­ка может рабо­тать как с метал­ли­че­ски­ми пане­ля­ми, так и с пла­сти­ко­вы­ми бамперами.

Этот инстру­мент может очень быст­ро уда­лять боль­шие вмя­ти­ны. Исполь­зу­ет­ся на началь­ном эта­пе ремон­та, для устра­не­ния основ­но­го объ­ё­ма вмятин.

Вспомогательные аксессуары

Аксес­су­а­ры для рабо­ты с дверь­ми через окон­ный про­ём (окон­ный про­тек­тор PDR и клин)

Для ремон­та вмя­тин на две­рях инстру­мен­ты PDR обыч­но рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду пане­лью две­ри и её стек­лом. Что­бы предот­вра­тить повре­жде­ние стек­ла, исполь­зу­ет­ся окон­ный про­тек­тор со спе­ци­аль­ным кли­ном. Всё, что Вам нуж­но сде­лать, это опу­стить стек­ло вниз, вста­вить клин и защит­ный про­тек­тор, создав про­стран­ство для рабо­ты инстру­мен­та. Так­же, вме­сто кли­на исполь­зу­ет­ся воз­душ­ная подуш­ка, кото­рая лег­ко уве­ли­чи­ва­ет зазор меж­ду стек­лом и пане­лью, обес­пе­чи­вая луч­ший доступ для инструмента.

Суще­ству­ют раз­лич­ные типы про­тек­то­ров на рын­ке, но наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным явля­ет­ся пла­сти­ко­вый или метал­ли­че­ский лист с пря­мым углом на краю.

Перед нача­лом рабо­ты с дверь­ми нуж­но учи­ты­вать тип уста­нов­лен­ных в них стё­кол. Обыч­но боко­вые стёк­ла сде­ла­ны из ста­ли­ни­та (зака­лён­но­го стек­ла), но сей­час на неко­то­рых совре­мен­ных авто­мо­би­лях могут быть лами­ни­ро­ван­ные боко­вые стёк­ла. Для это­го типа стё­кол кри­тич­но дав­ле­ние, кото­рое может воз­дей­ство­вать на них во вре­мя ремон­та (даже через пла­сти­ко­вый протектор).

Перед ремон­том луч­ше все­гда про­ве­рять стек­ло две­ри, на кото­рой будет выправ­лять­ся вмя­ти­на. Лами­ни­ро­ван­ное стек­ло мож­но рас­по­знать по 2‑х слой­ной струк­ту­ре, кото­рую мож­но уви­деть в верх­ней части стек­ла. Если стек­ло выгля­дит как 2 слоя, скле­ен­ных вме­сте, это при­знак лами­ни­ро­ван­но­го стек­ла. Напро­тив, слой­ность не будет вид­на по краю кус­ка зака­лен­но­го стек­ла. Оно будет выгля­деть как абсо­лют­но глад­кий, цель­ный кусок. Так­же в угол­ке стек­ла может быть обо­зна­че­ние «laminated» или «tempered».

Если стек­ло лами­ни­ро­ван­ное, то луч­ше сле­до­вать сле­ду­ю­щим реко­мен­да­ци­ям, что­бы мини­ми­зи­ро­вать веро­ят­ность повре­жде­ния стекла.

  1. Сни­ми­те мол­динг на верх­нем краю двер­но­го проема.
  2. Опу­сти­те стек­ло так, что­бы оно выхо­ди­ло из про­ёма при­мер­но на 7–8 см.
  3. Исполь­зуй­те надув­ную подуш­ку для созда­ния про­стран­ства меж­ду стек­лом и пане­лью. Не исполь­зуй­те для это­го клин, так как дав­ле­ние для лами­ни­ро­ван­но­го стек­ла опасно.
  4. Все­гда исполь­зуй­те метал­ли­че­ский защит­ный про­тек­тор для лами­ни­ро­ван­ных стёкол.

Сня­тие мол­дин­га с верх­ней части две­ри даёт боль­ший зазор, что­бы вста­вить инстру­мент меж­ду стек­лом и пане­лью две­ри. Это даст доста­точ­но места для инстру­мен­та. Остав­ляя 7–8 см стек­ла под­ня­тым, Вы може­те при­ло­жить более рав­но­мер­ное дав­ле­ние к цен­тру стек­ла надув­ной подуш­кой, вме­сто того, что­бы кон­цен­три­ро­вать всё дав­ле­ние на верх­нем краю. Метал­ли­че­ский про­тек­тор так­же помо­га­ет рас­се­ять дав­ле­ние, кото­рое Вы буде­те ока­зы­вать на стек­ло с помо­щью инструмента.

Так как лами­ни­ро­ван­ное стек­ло лег­че повре­дить, чем зака­лён­ное, при PDR ремон­те вмя­тин на две­рях, то ино­гда, если маши­на доро­гая, самый без­опас­ный спо­соб — это снять внут­рен­нюю обшив­ку две­ри и стекло.

Читайте также:  Объем работ по капитальному ремонту токарных станков

Стенд для капо­та (hoodstand)

Стенд обыч­но исполь­зу­ет­ся для ремон­та вмя­тин на капо­те, когда они не могут быть отре­мон­ти­ро­ва­ны на машине. Стенд упро­ща­ет рабо­ту. На стен­де панель жёст­ко закреп­ля­ет­ся и мастер может лег­ко полу­чить доступ к обрат­ной сто­роне в любой точке.

Совре­мен­ные стен­ды име­ют регу­ли­ров­ки, что поз­во­ля­ет их исполь­зо­вать для капо­тов раз­ных раз­ме­ров, а так­же для кры­шек багаж­ни­ка. Стенд лег­ко скла­ды­ва­ет­ся для ком­пакт­но­го хранения.

Упо­ры, фик­са­то­ры, подвесы

Для ремон­та вмя­тин на кузо­ве авто кро­ме спе­ци­аль­но­го инстру­мен­та тре­бу­ют­ся упо­ры и фик­са­то­ры. Важ­но зафик­си­ро­вать подвиж­ную ремон­ти­ру­е­мую панель (капот, крыш­ку багаж­ни­ка или дверь) в удоб­ном поло­же­нии. Для это­го исполь­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные упо­ры и фиксаторы.

Под­ве­сы пред­на­зна­че­ны для созда­ния опо­ры и пра­виль­но­го рыча­га для крю­ков при прав­ке вмя­тин. Обыч­но кре­пят­ся за тех­но­ло­ги­че­ские отвер­стия кузо­ва. Они быва­ют раз­ных форм и раз­ме­ров. Так­же для этих целей исполь­зу­ют­ся кара­би­ны. Они удер­жи­ва­ют более мас­сив­ные инстру­мен­ты во вре­мя уда­ле­ния обшир­ных повреждений.

Ножи для рез­ки герметика

Ножи для срез­ки гер­ме­ти­ка необ­хо­ди­мы при ремон­те вмя­тин под уси­ли­те­ля­ми. Нож поз­во­ля­ет акку­рат­но сре­зать гер­ме­тик, не поца­ра­пав ЛКП. Дан­ные ножи ост­рые и эла­стич­ные. Могут иметь раз­ную дли­ну, раз­ные ручки.

Освещение PDR

Осве­ще­ние и отра­же­ние явля­ет­ся одним из важ­ней­ших ком­по­нен­тов PDR ремон­та. Лам­пы PDR исполь­зу­ют­ся внут­ри поме­ще­ния и поз­во­ля­ют спе­ци­а­ли­сту более деталь­но раз­гля­деть вмя­ти­ны на пане­лях кузо­вов авто­мо­би­лей. В насто­я­щее вре­мя исполь­зу­ют­ся два типа осве­ще­ния: флу­о­рес­цент­ное и све­то­ди­од­ное. С внед­ре­ни­ем све­то­ди­од­но­го осве­ще­ния всё опре­де­лен­но изме­ни­лось. Све­то­ди­о­ды поз­во­ля­ют иметь более ком­пакт­ные, лёг­кие и очень проч­ные све­тиль­ни­ки. Све­то­ди­од­ные пане­ли могут менять интен­сив­ность осве­ще­ния, и даже цвет. Это нуж­но для авто­мо­би­лей раз­ных цве­тов. К при­ме­ру, свет­лые пане­ли может быть труд­но ремон­ти­ро­вать без покрас­ки при исполь­зо­ва­нии стан­дарт­ной лам­пы PDR с белым светом.

Лам­пы для PDR ремон­та могут содер­жать спе­ци­аль­ный рас­се­и­ва­тель све­та. Обыч­но, это парал­лель­ные линии или, так назы­ва­е­мый туман­ный экран (fog board). Цвет и рису­нок, исполь­зу­е­мые на лице­вой сто­роне лам­пы явля­ет­ся лич­ным пред­по­чте­ни­ем масте­ра. Подоб­ные рас­се­и­ва­те­ли или экра­ны мож­но при­об­ре­сти отдель­но и поста­вить на лам­пу или заме­нить име­ю­щий­ся рас­се­и­ва­тель. Они помо­га­ют добить­ся высо­кой дета­ли­за­ции дефектов.

Отра­жа­тель­ные экра­ны (рефлек­тор­ные экраны/панели) пред­став­ля­ют собой панель с опре­де­лён­ным рисун­ком (обыч­но с парал­лель­ны­ми лини­я­ми). Они, в отли­чие от спе­ци­аль­ной лам­пы с лини­я­ми, не дают соб­ствен­но­го све­та, а отра­жа­ют име­ю­щий­ся свет (к при­ме­ру, сол­неч­ный) и отбра­сы­ва­ют линии на ремон­ти­ру­е­мую панель, помо­гая луч­ше видеть повреждение.

Таким обра­зом, назна­че­ние све­та PDR (или отра­жа­ю­ще­го экра­на) состо­ит в том, что­бы мастер видел струк­ту­ру повре­жде­ния, что про­ис­хо­дит внут­ри вмя­ти­ны. Читая тени и иска­жён­ное отра­же­ние, спе­ци­а­лист может опре­де­лить, где воз­вы­шен­ность метал­ла, а где — углуб­ле­ние. Так­же мастер исполь­зу­ет отра­же­ние, что­бы напра­вить нако­неч­ник инстру­мен­та точ­но туда, где он дол­жен быть. Далее отра­же­ние помо­га­ет сле­дить за про­цес­сом ремон­та, повзо­ля­ет раз­ви­вать точ­ное уси­лие и вовре­мя пре­кра­тить давить. После мани­пу­ля­ций с инстру­мен­та­ми PDR , как толь­ко иска­жён­ные линии ста­нут парал­лель­ны­ми в отра­же­нии пане­ли, то вмя­ти­на будет успеш­но выправлена.

Лам­пы PDR быва­ют раз­ных раз­ме­ров и вари­а­ций. В целом их мож­но раз­де­лить на ста­ци­о­нар­ные лам­пы для мастер­ских и на портативные.

  • Ста­ци­о­нар­ные лам­пы кре­пят­ся на раз­бор­ных шта­ти­вах, поз­во­ля­ют рабо­тать с боль­ши­ми объ­ё­ма­ми повре­жде­ний. Они могут вра­щать­ся и уста­нав­ли­ва­ют­ся под любым углом. Такие лам­пы удоб­ны при ремон­те гра­до­вых повре­жде­ний и могут цели­ком осве­тить кры­шу или дру­гие панели.
  • Пор­та­тив­ные лам­пы PDR обыч­но име­ют дли­ну от 25 см до 50 см. Они лег­ко пере­ме­ща­ют­ся и обыч­но уста­нав­ли­ва­ют­ся на авто­мо­биль с помо­щью при­сос­ки. Мобиль­ные лам­пы пред­на­зна­че­ны для рабо­ты, как в ста­ци­о­нар­ных усло­ви­ях, так и на выез­де. Они поз­во­ля­ют рабо­тать с мел­ки­ми повре­жде­ни­я­ми и повре­жде­ни­я­ми сред­ней сложности.

При выбо­ре лам­пы PDR сто­ит учи­ты­вать сле­ду­ю­щие факторы:

  • Раз­мер
  • Удоб­ство креп­ле­ния и настройки
  • Пер­со­на­ли­за­ция (мож­но ли менять интен­сив­ность све­та, цвет)
  • Вре­мя рабо­ты акку­му­ля­то­ра (в слу­чае с пор­та­тив­ной лампой)
  • Дол­го­веч­ность

Комплекты инструментов PDR

Инстру­мен­ты для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин мож­но поку­пать как отдель­но, так и в ком­плек­тах. Раз­ме­ры ком­плек­тов варьи­ру­ют­ся от про­стых стар­то­вых до слож­ных про­фес­си­о­наль­ных. Перед покуп­кой луч­ше изу­чить раз­ные инстру­мен­ты, что­бы иметь пред­став­ле­ние, что Вам предлагают.

Луч­ше поку­пать инстру­мен­ты не ком­плек­та­ми, а по отдель­но­сти. В ком­плек­те могут быть не ходо­вые крюч­ки, но может не быть нуж­ных Вам инстру­мен­тов. В любом слу­чае, перед покуп­кой нуж­но изу­чать ассортимент.

Какой инструмент выбрать для ремонта конкретной вмятины?

Инстру­мен­ты быва­ют раз­ных длин, форм и раз­ме­ров. Каж­дый инстру­мент уни­каль­но раз­ра­бо­тан для кон­крет­ной цели, и мастер PDR име­ет мно­же­ство инстру­мен­тов, что­бы полу­чить доступ даже к самым труд­но­до­ступ­ным обла­стям автомобиля.

Как узнать, какой инстру­мент выбрать для опре­де­лён­ной вмя­ти­ны? Необ­хо­ди­мо учи­ты­вать два основ­ных момен­та, один из кото­рых — “дося­га­е­мость”, а дру­гой — “рычаг”. То есть, смо­же­те ли Вы дотя­нуть­ся до обрат­ной сто­ро­ны вмя­ти­ны и смо­же­те ли ока­зать на неё воз­дей­ствие. Это помо­жет сузить выбор сре­ди име­ю­щих­ся инструментов.

На самом деле не име­ет зна­че­ния, какой инстру­мент Вы исполь­зу­е­те, глав­ное — полу­чить резуль­тат. Может быть несколь­ко спо­со­бов ремон­та одно­го и того же повре­жде­ния. Кро­ме клас­си­че­ских руч­ных инстру­мен­тов PDR не нуж­но забы­вать о воз­мож­но­стях кле­е­вой систе­мы. С её совер­шен­ство­ва­ни­ем, воз­мож­но­сти бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин зна­чи­тель­но расширились.

Бренды PDR инструментов

Сей­час суще­ству­ет мно­го раз­ных фирм, про­из­во­дя­щих PDR инстру­мен­ты и аксес­су­а­ры. Луч­ше не поку­пать дешё­вые ана­ло­ги неиз­вест­ных фирм или даже ком­плек­ты без назва­ния. Инстру­мен­ты извест­ных, заре­ко­мен­до­вав­ших себя брен­дов про­хо­дят тща­тель­ное тести­ро­ва­ние, испы­та­ния с опыт­ны­ми масте­ра­ми бес­по­кра­соч­но­го ремон­та. Сеци­а­ли­сты фирм-про­из­во­ди­те­лей PDR инстру­мен­тов под­дер­жи­ва­ют обрат­ную связь с масте­ра­ми, а так­же учи­ты­ва­ют запро­сы на необ­хо­ди­мую моди­фи­ка­цию неко­то­рых инструментов.

Наи­бо­лее каче­ствен­ны­ми и заре­ко­мен­до­вав­ши­ми себя явля­ют­ся инстру­мен­ты аме­ри­кан­ских ком­па­ний, таких как Dentcraft Tools, A‑1 Tools, PDR Finesse Tools, Ultra Dent Tools и дру­гие. Так­же сто­ит отме­тить ком­па­нии KECO и Blackplague PDR , кото­рые про­да­ют инно­ва­ци­он­ные инстру­мен­ты и мате­ри­а­лы кле­е­вой систе­мы для вытя­ги­ва­ния слож­ных деформаций.

В завершение

В завер­ше­ние сто­ит отме­тить, что в этой ста­тье мы рас­смот­ре­ли, конеч­но же, не все инстру­мен­ты для бес­по­кра­соч­но­го ремон­та вмя­тин и не все вспо­мо­га­тель­ные аксес­су­а­ры. Инстру­мен­тов гораз­до боль­ше и каж­дый год появ­ля­ют­ся новые при­спо­соб­ле­ния и устрой­ства, рас­ши­ря­ю­щие сво­бо­ду дей­ствий масте­ров и облег­ча­ю­щие ремонт. В дру­гих ста­тьях я буду опи­сы­вать раз­ные аспек­ты тех­но­ло­гии PDR , в том чис­ле рас­ска­зы­вать о дру­гих инстру­мен­тах и их применении.

Читай­те так­же по теме:

Источник