- Ремонт кранбуксы в смесителе: разборка, замена деталей
- Готовимся к ремонту
- Извлекаем запорный механизм
- Меняем изношенные прокладки
- Меняем прижимную шайбу
- Удаляем инородные частицы
- Видео ремонта кран-буксы
- Ремонт керамической кран-буксы водопроводного крана/смесителя
- Основная причина протекания керамических кран-букс
- Ремонт керамической кран-буксы (устранение протечки)
- Изготовление пластиковой шайбы
- Устройство кран-буксы с керамическими пластинами
- Несколько советов из практики
- Разборка и ремонт кран-буксы
- Что такое кран-букса?
- Как подтянуть
- Как подготовиться к ремонту
- Как снять и разобрать
- Устранение неисправностей керамической буксы
- Замена прокладки керамической пластины
- Износ уплотнительных колец
- Замена прокладки в седле
- Удаление инородных частиц
- Стирание пластиковой шайбы
- Сколы на поверхности керамических элементов
- Повреждение металлических элементов
- Обратная сборка
- Ремонт червячной кран-буксы
- Как продлить срок службы
Ремонт кранбуксы в смесителе: разборка, замена деталей
О необходимости ремонта кран-буксы в смесителе сигнализирует капающая из закрытого крана вода или сложности с проворачиванием вентилей. Плохое качество воды, невысокая износостойкость деталей механизма — факторы, из-за которых поломка случается пару раз в год.
О необходимости ремонта кран-буксы в смесителе сигнализирует капающая из закрытого крана вода или сложности с проворачиванием вентилей. Плохое качество воды, невысокая износостойкость деталей механизма — факторы, из-за которых поломка случается пару раз в год. Зачем платить сантехнику, если устранить неприятность можно самостоятельно — мероприятие займет 10-20 минут.
Кран-букса бывает резьбовой (червячной) и керамической. У первой и второй есть резиновая прокладка. Именно она чаще всего изнашивается. Если нужна полная замена механизма, резьбовая разновидность вентильной головки дешевая и продается во многих хозяйственных магазинах. С керамической немного сложнее.
В разных смесителях разные и кран-буксы. Российские производители используют головки с квадратным маховиком и фиксирующим винтом. Зарубежные детали идут другой длины с другим соединением под ручку.
Имеет значение и разница в диаметрах резьбы. Полдюймовые изделия найти просто, а вот ¾ редко попадаются в продаже. Перед походом в магазин обязательно захватите с собой неисправную деталь. На примере старой кран-буксы продавцам будет легче подбирать новую.
Готовимся к ремонту
Какие понадобятся инструменты для ремонта? Крестообразная и с прямым жалом отвертка, набор гаечных ключей или разводной, пассатижи, нож, фонарик, шестигранник. Может пригодиться фум-лента для герметизации, смазка консистентная. Не забудьте отключить воду перед началом работ.
Извлекаем запорный механизм
Алгоритм снятия запорного узла начинается с демонтажа маховика вентиля. Чаще всего винт располагается под декоративной заглушкой. Поддеваем ее ножом и снимаем, выворачиваем винт, достаем маховик.
Далее действуем в таком порядке:
- Откручиваем фартук крана, перекрывающий доступ к вентилю. Предварительно оборачиваем его тканью, чтобы не повредить покрытие.
- Иногда в этом месте скапливается окись. Если легкого усилия недостаточно, используем строительный фен или отмачиваем резьбу уксусом.
- Получаем доступ к кран-буксе и снимаем ее разводным ключом против часовой стрелки.
- Все детали прочищаем щеткой по металлу, промываем.
- Осматриваем деталь на предмет неисправностей.
Если устройство не подлежит ремонту, покупаем новое и в обратном порядке производим замену. Натяжка должна быть легкой. Керамическую головку нельзя перетягивать, это может привести к поломке дисков. Посмотрите видео о ремонте кран-буксы в смесителе (ссылка для прокрутки к видео в конце страницы), чтобы разобраться подробнее. Закручиваем ее по максимуму вручную, а финальную затяжку делаем ключом.
Меняем изношенные прокладки
Кольца из плотной резины нужны для герметизации. Со временем они теряют эластичность, «просаживаются», возникают протечки. Иногда виновником неисправности является и стопорное кольцо. Полная разборка кран-буксы для замены прокладки не нужна, просто вытаскиваем ее из седла.
Перед установкой нового резинового кольца обрабатываем его водостойкой смазкой. Если ее нет под рукой, сгодится и силиконовый герметик. Средство наносим тонким слоем на резинку и оставляем подсохнуть. Когда смеситель разобран, самое время заглянуть в седло крана. Герметичность может быть потеряна из-за трещин на корпусе вентиля. В этом случае смеситель придется заменить полностью.
Меняем прижимную шайбу
Она не резиновая, изготавливается из фторопласта, полипропилена, капролона. Шайба компенсирует зазоры между керамическими пластинками. Эта деталь подвергается постоянным нагрузкам, истончается и не прижимает перепускные элементы.
Чтобы заменить шайбу, придется разбирать кран-буксу. Начинаем с удаления стопорного кольца, затем вынимаем шток из корпуса, демонтируем шайбу и пластины. Все новые и старые детали очищаем и покрываем смазкой. Если новую деталь найти не получилось, можно нарастить старую — наклеиваем слой изоленты, подкладываем прокладку из любого подходящего пластика.
Удаляем инородные частицы
Иногда керамическая кран-букса в смесителе совсем не требует ремонта, а причина протечки прячется в посторонних элементах. Чтобы их устранить, нужно извлечь деталь, разобрать ее, тщательно очистить и промыть все элементы. Обращаем внимание на пластины — мусор может их повредить. Если это произошло, пластины лучше заменить или хотя бы отшлифовать мелкоабразивным порошком.
Какие неисправности кран-буксы устранить нельзя? Когда износился, поломался корпус или шток детали. Второй случай — раскололись или потрескались керамические пластины. Третий вариант — повредилась резьба. Если при разборке обнаруживаем подобные поломки, меняем весь узел полностью.
Как видим, в ремонте кран-буксы нет ничего сложного. Стоит всего лишь отремонтировать или поменять деталь, чтобы устройство проработало еще полгода-год до следующего обслуживания.
Видео ремонта кран-буксы
Источник
Ремонт керамической кран-буксы водопроводного крана/смесителя
Ремонт протекающего водопроводного крана/смесителя с керамической кран-буксой. Устранение распространенной неисправности: замена изношенной пластиковой шайбы.
Основная причина протекания керамических кран-букс
Самой частой причиной протечки керамических кран-букс водопроводных смесителей и необходимости их ремонта является износ пластиковой прижимной шайбы (на изображении отмечена стрелкой), которая может быть изготовлена из полипропилена, капролона или фторопласта.
Прижимные шайбы из полипропилена и капролона, в отличие от фторопластовых, не достаточно стойки к повышенным температурам, поэтому чаще из-за их износа выходят из строя и требуют ремонта кран-буксы, регулирующие подачу в смеситель горячей воды. Усиливает износ пластиковых шайб этих изделий еще и то, что, обычно, краном горячей воды чаще пользуются.
Когда прижимная шайба в процессе эксплуатации водопроводного крана значительно истирается или разрушается полностью, между керамическими пластинами возникает зазор и кран-букса начинает пропускать воду в закрытом положении.
Толщина новой пластиковой шайбы с фотографии – 1 мм, внутренний диаметр – 10 мм, наружный – 12 мм. Вы можете купить, если найдете такую же, или изготовить ее самостоятельно, но есть способ, который значительно увеличит срок службы керамической кран-буксы до следующего ремонта, заключающийся в изготовлении прижимной шайбы из куска медного провода.
Ремонт керамической кран-буксы (устранение протечки)
Ремонт водопроводной кран-буксы с керамическими пластинами заключается в замене изношенной пластиковой шайбы:
- У требующей ремонта кран-буксы извлеките фиксатор штока.
- Возьмите кран-буксу в левую руку, сжатую в неплотный кулак, штоком со стороны большого пальца, и сожмите корпус изделия кольцом из указательного и большого пальцев.
- Нажмите большим пальцем или ладонью правой руки на шток кран-буксы с достаточным усилием, и все содержимое вывалится из корпуса в неплотно сжатую левую ладонь.
- Удалите остатки прижимной шайбы, если она действительно изношена и причина необходимости ремонта в ней (это будет сразу видно по ее толщине и внешнему виду, а иногда остаются только одни обрывки от шайбы).
- Подберите медный провод диаметром около 1 мм, оберните на шток кран-буксы кольцо из провода в том месте, где была пластиковая шайба. При необходимости обточите его с обеих сторон на мелком наждаке, если собранная керамическая кран-букса будет трудно вращаться (проверять нужно, установив изделие на смеситель).
- В некоторых кран-буксах самодельная прижимная шайба из проволоки диаметром 1 мм может раздвинуться настолько, что шток проскочит сквозь нее и герметичность будет нарушена. В этом случае придется концы медного кольца соединить с помощью пайки, затем лишний припой сточить, или взять провод большего диаметра, а шайбу из него расплющить до 1 мм. Такое кольцо придется сначала установить в корпус кран-буксы, а уже затем вставить шток.
- Перед окончательной сборкой и установкой отремонтированной кран-буксы в смеситель, нанесите на медное кольцо немного водостойкой смазки.
Слева направо: изношенная пластиковая шайба; кольцо из медного провода Ø 1,2 мм; кольцо из проволоки Ø 1,8 мм.
Изготовление пластиковой шайбы
Иногда шайба из медной проволоки разъезжается сразу, а спаянная держится только при незатянутой кран-буксе. И тогда, при открывании крана, может начать отворачиваться слабо затянутая кран-букса.
В этом случае уже никак не обойтись без пластиковой шайбы. Для ее изготовлении понадобится кусок нехрупкого, но прочного пластика толщиной 1 или 0,5 мм. Из пластика 0,5 мм придется устанавливать 2 шайбы.
Подобранный кусок пластика помещаем между двумя деревянными брусками и просверливаем несколько отверстий сверлом ∅ 10 мм. Края получаются достаточно ровными. Небольшие утолщения по внутренним краям лучше не подрезать.
Далее вырезаем ножницами из куска пластика заготовки с одним отверстием и срезаем снаружи излишки до ширины 2 мм. Наружные края вырезанных шайб легко подгоняются по размеру с помощью мелкозернистого бруска или наждачной бумаги.
Устройство кран-буксы с керамическими пластинами
Керамическая кран-букса для водопроводного смесителя состоит из следующих компонентов:
- Шток кран-буксы с пластиковой прижимной шайбой и герметизирующими кольцами.
- Корпус керамической кран-буксы.
- Герметизирующая прокладка (прижимается к седлу крана).
- Неподвижная керамическая пластина.
- Подвижная керамическая пластина.
- Фиксатор штока.
Как видно на изображении, в керамической кран-буксе только перекрывающие и открывающие воду пластины фактически являются керамическими.
Если какие-то компоненты керамической кран-буксы покрылись налетом солей от жесткой водопроводной воды, в том числе и герметизирующая прокладка (номер 3 на фото), поместите их на некоторое время в раствор лимонной кислоты для удаления налета.
Несколько советов из практики
- Не закрывайте с большим усилием керамическую кран-буксу с ограничителями вращения на четверть- или пол-оборота и, тем более, не пытайтесь, прилагая такие усилия, расшатать на шлицах маховичок 1 (рукоятку) крана при демонтаже. Результат может оказаться плачевным: из-за повреждения ограничителей полностью закрытый отремонтированный кран будет пропускать воду, а при незначительном повороте маховичка в сторону открытия течь будет полностью прекращаться. Придется или частично приоткрывать кран после каждого закрытия для устранения возникающей течи, или заменить кран-буксу.
- Если не отворачиваются резьбовые соединения или не снимаются маховички со штоков требующих ремонта кран-букс, положите на проблемные места вату или ткань, смоченную 70% уксусной эссенцией 2 , приблизительно на час 3 , иногда добавляя по каплям эссенцию. Уксус проникает в труднодоступные места и размягчает ржавчину и налет от водопроводной воды. Процедуру, возможно, придется повторить. Берегите от попадания уксусной эссенции декоративное покрытие смесителя, которое может оказаться не стойким к кислотам.
- Опустите маховички и декоративные накладки, покрытые налетом солей от жесткой воды, в раствор лимонной кислоты (2 чайные ложки с горкой на стакан воды), и они вернутся в первоначальное состояние. Если у вас дорогой смеситель, и вы не уверены, что лимонная кислота ему не повредит, попробуйте сначала в незаметном месте. Наблюдайте за тем, как идет реакция: шипение, выделение пузырьков. Если процесс прекратился, а налет очистился не полностью, замените раствор на новый или в этот же добавьте еще лимонной кислоты 4 .
1 Так я испортил кран-буксу на кухонном смесителе, у которого маховички со штоков снимаются очень тяжело, при установке обратно встают на место только с помощью фиксирующего винта. Точно такие же маховички в ванной комнате снимаются и устанавливаются на шлицы без затруднений.
2 Я обычно использую неразбавленную 70% уксусную эссенцию, реже немного разбавленную водой. Уксус работает там, где не справляется WD-40.
3 Точно спрогнозировать время готовности резьбового соединения к отворачиванию невозможно, оно может составлять от получаса до нескольких часов в зависимости от исходного состояния.
4 Я добавляю лимонную кислоту в тот же раствор, предварительно вынув из него очищаемые детали, а после растворения добавленной кислоты погружаю их обратно. При очистке от налета штоков и корпусов ремонтируемых керамических кран-букс резиновые герметизирующие кольца с них не снимаю.
Источник
Разборка и ремонт кран-буксы
Качество современной сантехники оставляет желать лучшего. Цена нового смесителя довольно высока, тогда как его ремонт посилен для каждого. Прочитав нашу статью, вы узнаете, как отремонтировать кран-буксу своими руками.
Что такое кран-букса?
Вентильная головка (она же кран-букса) – неотъемлемая часть смесителя. Это устройство предназначено для подачи и перекрытия потока воды. Простая конструкция обеспечивает повышенный срок службы по сравнению с червячными вентильными механизмами, ранее использовавшимися в смесителях.
Как подтянуть
Одной из самых распространённых неисправностей считается подтекание кран-буксы из-под резьбы. Причина этому – потеря герметичности резьбового соединения, вызванная чрезмерным усилием на рукоятку смесителя или физическим старением уплотнительной прокладки.
Для того чтобы подтянуть кран-буксу понадобится 2 отвертки: с плоским и крестообразным шлицем, а также разводной сантехнический ключ (либо гаечный ключ на 17). План действий:
- Остриём отвертки подденьте декоративную заглушку на рукоятке смесителя, освобождая доступ к крепежному винту. Чаще всего заглушка имеет синий или красный цвет.
- Открутите рукоятку отверткой с крестообразным (или плоским) шлицем и снимите её.
- Разместите гаечный ключ на шестиграннике, который находится на корпусе буксы.
- Аккуратными ритмичными движениями по часовой стрелке подтяните её.
- Соберите смеситель в обратной последовательности.
Данный способ не всегда устраняет протечку. Если букса продолжает подтекать, то полноценного ремонта не избежать.
Как подготовиться к ремонту
Предваряют ремонт кранбуксы для смесителей два простых шага: демонтаж из смесителя и полная разборка.
Итак, ремонт кранбукс керамических начинается с подготовки инструмента, вам понадобится:
- Отвертка с плоским шлицем.
- Отвертка с крестообразным шлицем.
- Сантехнический гаечный ключ, либо рожковый ключ на 17.
- Пинцет.
Убедившись в наличии необходимого инструмента, переходим к следующему этапу.
Как снять и разобрать
Порядок снятия и разборки следующий:
- Крестовой отверткой демонтируйте рукоятку смесителя (предварительно сняв декоративную заглушку).
- Разместите сантехнический гаечный ключ на шестиграннике буксы и выкрутите её из смесителя (против часовой стрелки).
- Пинцетом извлеките силиконовый уплотнитель, удерживающий керамические диски на своём месте. В зависимости от производителя он имеет черный, красный или белый цвет.
- Извлеките из корпуса керамические элементы.
- Вытащите стопорное кольцо, удерживающее шток, и легким нажатием выдавите его из корпуса. В случае если шток закреплен с помощью винта — открутите его остриём пинцета.
Устройство разобрано, можно приступать к ремонту.
Устранение неисправностей керамической буксы
Кран-букса – технически сложное изделие. В ходе эксплуатации её элементы подвержены физическому износу. Разберём примеры неисправностей на более конкретных случаях.
Замена прокладки керамической пластины
Данная прокладка – первое, что попадает в руки при разборке кран-буксы. Её назначение – обеспечение плотного прилегания керамических дисков друг к другу. В большинстве случаев, замена данной прокладки не решает проблему. Самым простым, но временным решением является укладка под прокладку медной шайбы 14х10 мм. Она обеспечит герметичность механизма в течение следующих 6 месяцев – не более. После укладки шайбы букса собирается в обратном порядке и вкручивается в смеситель.
Износ уплотнительных колец
Следующей по популярности причиной протечки является износ уплотнительных колец. Любая керамическая букса оснащена 3 силиконовыми кольцами: одним кольцом диаметром 16 мм или 12 мм, и двумя диаметром 8 мм или 4 мм.
Если малые кольца расположены на штоке и практически не подвержены износу, то замена большого кольца — довольно популярный сценарий.
Замена прокладки в седле
Подтекание буксы из-под резьбы является сигналом к тому, что пора заменить прокладку в седле крана. Прокладка «подсела», потеряв свои свойства. Выполнив подтяжку, возможно продлить срок её службы. В том случае, если это мероприятие не возымело действие – замена данной прокладки на новую решит возникшую проблему на корню. Прокладка находится в свободном доступе, для её замены не требуется полная разборка.
Удаление инородных частиц
Вода, проходящая через смеситель, может содержать большое количество твердых частиц. Песок и глина, отложившиеся на рабочих поверхностях керамических дисков, препятствуют их герметичному закрытию. Очистка керамических дисков вернет им первозданную работоспособность. Диски легко вынимаются, если вытащить из корпуса кран-буксы силиконовую прокладку, удерживающую их в рабочем положении.
Стирание пластиковой шайбы
Износ фторопластовой шайбы, прижимающей и герметизирующей шток буксы, является настоящей причиной выхода из строя 95% изделий. Решение проблемы одно – замена шайбы на новую. После извлечения штока из корпуса она легко снимается с помощью пинцета. Её сложно с чем-либо перепутать – это единственная деталь белого цвета. Такие шайбы находятся в свободной продаже в сантехнических магазинах.
Сколы на поверхности керамических элементов
В случае механического повреждения керамических дисков возможно собрать одну рабочую кран-буксу из двух неисправных. Для обеспечения герметичности следует «притереть» диски друг к другу. Для этого понадобится порошок из графита, который возможно добыть из карандашных стержней высокой твердости (Маркировка «Т»). Измельченный грифель насыпается на поверхность дисков, они прижимаются друг к другу и активными движениями «притираются» в течение 20-30 минут.
Повреждение металлических элементов
В этом случае кран-букса не подлежит ремонту. Необходимо приобрести новую и заменить её целиком.
Обратная сборка
Обратная сборка кран-буксы проводится в следующем порядке:
- Шток помещается в корпус и фиксируется пружинным кольцом, которое вставляется в специальную прорезь, либо фиксируется винтом (закручивается острием пинцета). Конструкция механизма такова, что вставить шток и кольцо получится только правильной стороной.
- Керамические диски соединяются гладкой стороной друг к другу и помещаются на своё место таким образом, чтобы больший из дисков был обращен наружу, а меньший – внутрь (к штоку).
- Силиконовое кольцо-прокладка устанавливается на место.
Ремонт червячной кран-буксы
Кран-буксы с резиновым уплотнителем, несмотря на множество недостатков, остаются популярными и по сей день. Простота конструкции позволяет провести её ремонт всего в 5 приёмов. Для работы вам понадобится отвёртка с плоским шлицем, сантехнический разводной гаечный ключ и фум-лента. Итак, порядок действий:
- Снимите декоративную заглушку и отверните рукоятку смесителя отверткой.
- Выкрутите буксу из смесителя (ключ поворачивайте против часовой стрелки).
- Отверткой с плоским шлицем окрутите винт крепления резиновой прокладки.
- Снимите прокладку со штока и замените её на новую. Такие прокладки повсеместно продаются в сантехнических магазинах.
- Замените старое уплотнительное кольцо, обмотайте резьбу двумя слоями фум-ленты и вкрутите буксу обратно в смеситель (по часовой стрелке). Первоначально закручивайте от руки и лишь в самом конце немного подтяните её гаечным ключом.
Как продлить срок службы
Продлить срок службы возможно тремя способами:
- Установкой системы фильтрации воды, препятствующей поступлению в систему водоснабжения твердых частиц и грязи.
- Своевременным очищением от налета глины и песка. Этот налёт хорошо удерживает твердые частицы, находящиеся в воде, что приводит к ускоренному износу прокладок и керамических дисков.
- Установкой медной шайбы вместо уплотнительного кольца штока. Это мероприятия увеличивает срок службы в несколько раз.
Ремонт кран-буксы водопроводного крана с керамическими пластинами не такая и сложная операция, справится с которой может любой человек.
Видео быстрого и недорогого ремонта керамической кран-буксы у себя дома:
Источник