Расчёт числа постов и автомобиле мест
Посты и автомобиле-места по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.
Рабочие посты – это автомобиле-места, оснащённые соответствующим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирование ТО, ТР, ремонта кузовов и окрасочные).
Вспомогательные посты – это автомобиле-места, оснащённые или не оснащённые оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (по приёмке и выдаче автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на участке окраски).
Годовой фонд времени поста, ч, по формуле
, (3.15)
где Драб.г– число дней работы в году станции обслуживания, дн;
ТСМ – продолжительность смены, ч;
— коэффициент использования рабочего времени поста.
Годовой фонд рабочего времени поста, ч
ч
Количество рабочих постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и ТР), постов ТО, диагностирования,, ТР, кузовных и окрасочных работ ТР,, а также вспомогательных постов для приёма и выдачи автомобилей определяется по формуле, ед, по формуле
, (3.16)
где ТП – годовой объём постовых работ, чел.ч;
— коэффициент неравномерности загрузки постов;
РСР – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Согласно ОНТП среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается 1 – 2 чел, а коэффициент неравномерности загрузки постов .
Принимаем 10 постов (рабочих и вспомогательных).
Число рабочих постов определяется по формуле
, (3.17)
где ТРП – постовая трудоёмкость рабочих постов, чел.ч.
Определяется исключением из постовых работ трудоёмкости вспомогательных постов (приёма-выдачи), т.е. ТП – Твп = 89000,1 – 21808,7 = 67191,4 чел.ч
Число рабочих постов находится в пределе от 5 до 10, значит коэффициент КП = 1,0 выбран правильно.
Расчёт общего числа постов по приведённой формуле можно считать примерным. Наиболее точно число постов можно определить по трудоёмкости вида работ и принятому числу рабочих для данного поста, а также времени работы данного поста.
Суточное число заездов автомобилей на городскую СТО, ед, по формуле
(3.18)
Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки не рассчитывается, так как СТО её не осуществляет.
Для хранения готовых автомобилей число автомобиле-мест, ед, по формуле
, (3.19)
где ТПР – среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (около 4 ч);
ТВ – продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.
Общее число автомобиле-мест для хранения автомобилей, ожидающих обслуживание и готовых к выдаче, принимаются из расчёта три автомобиле-места на один рабочий пост (ОНТП).
Открытые стоянки для автомобилей клиентуры и персонала станции определяются из расчёта 7-10 автомобиле-мест на 10 рабочих постов.
Распределение постов и автомобиле-мест ожидания по производственным участкам СТО представлено в таблице 8.
Таблица 8 – Распределение постов и автомобиле-мест ожидания по производственным участкам СТО
Источник
Расчет количества постов текущего ремонта
При этом расчете число воздействий по ТР неизвестно. Поэтому для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ по ТР.
Однако расчет необходимого числа постов ТР только исходя из объема работ не отражает действительной потребности в постах, так как возникновение ТР, как известно, обусловлено отказами и неисправностями, которые носят случайный характер. Колебания потребности в ТР как по времени возникновения, так и по трудоемкости выполнения весьма значительны и вызывают зачастую длительные простои подвижного состава в ожидании очереди постановки на посты устранения отказов и неисправностей. Поэтому для учета этих колебаний при расчете постов ТР вводится так называемый коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты ТР (φ), величина которого ≈ 1,2 … 1,5. Применение этого коэффициента увеличивает расчетное число постов ТР и сокращает время на ожидание ремонта.
Коэффициент φ зависит от многих факторов, в том числе от Аи в АТП и интенсивности их эксплуатации. Чем больше автомобилей на АТП и чем больше их пробег, тем меньше неравномерность поступления автомобилей на посты ТР.
Для расчета коэффициент φ = 1,5 – для АТП до 150…200 автомобилей; φ = 1,2 – для АТП с 400…500 и более автомобилей.
Другой особенностью расчета постов ТР является меньшее число одновременно работающих на постах ТР по сравнению с постами ТО. Это связано с ограниченным фронтом работы, так как устранение неисправностей на постах ТР требует не более 1…2 чел.
Согласно нормам ОНТП-I-86 число работающих на посту ТР: для легковых автомобилей — 1 чел.; для автобусов – 2 чел.; для грузовых – 1,5…2,5 чел.
При расчете постов ТР необходимо учитывать значительные потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей на другие участки, склады и т.д. Эти потери учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста ηП, который при хорошей организации труда = 0,85 … 0,90, в средних условиях – 0,80 … 0,85 и при плохих условиях – 0,75 … 0,80.
Количество постов текущего ремонта определяется по формуле:
ТТРп – годовой объем постовых работ ТР, чел.-ч.;
Драб.г – количество дней работы в году зоны ТР;
Тсм – продолжительность смены, ч.;
С – число смен (2…3);
РП – количество рабочих на посту, чел.;
hП = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста
— коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР
При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производится для наиболее загруженной смены:
,
При числе постов ТР более 5…6 их специализируют по видам выполняемых работ. При этом распределение постов по их специализации (в % от общего числа постов) следующее:
Универсальные посты | 10…20 |
Пост ремонта трансмиссии, тормозов, рулевого управления и ходовой части | 40…50 |
Пост контроля и регулировки тормозов (при числе постов 10 и более) | 5…10 |
Пост регулировки и контроля углов установки колес (при числе постов более 15) | 5…10 |
Пост ремонта двигателя и его систем | 20…30 |
ИТОГО |
При числе постов более 10 допускается выделение постов по замене агрегатов и для шиномонтажных работ.
Тупиковые посты ТР: для легковых автомобилей – 20% — канав; 40% — подъемников; для грузовых автомобилей – 40% — канав; 20% — подъемников; для автобусов 80% — канав.
Источник
1.4. Расчет числа постов и автомобиле – мест проектируемой стоа.
Соответствие возможностей станции потребностям в обслуживании и ремонте автомобилей определяется их производственной мощностью и пропускной способностью. Производственная мощность станции оценивается количеством рабочих постов Х.
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты – это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Число рабочих постов
где TП –годовой объем постовых работ, чел-ч;
Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приводятся в табл. 7
Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Годовой объем работ, чел.-ч
Число рабочих постов
Регулировочные по установке углов управляемых колес
Ремонт и регулировка тормозов
По приборам системы питания
Ремонт узлов, систем и агрегатов
Кузовные и арматурные
В результате анализа данных может быть установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные.
В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в табл.11.
Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки при наличии механизированной установки
где NС –суточное число заездов автомобилей для выполнения уборочно-моечных работ;
φМ– коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты коммерческой мойки
Тоб– суточная продолжительность работы уборочно-моечного участка, ч;
Nу –производительность моечной установки (принимается по паспортным данным), авт.-ч;
Аналогично определяется число постов по противокоррозионной обработке кузовов:
Результаты расчета общего числа рабочих постов сводятся в табл. 8.
Распределение рабочих постов по видам воздействий
Общее число рабочих постов
Число постов по видам воздействий
ТО, смазочные, диагностические, слесарно-механические, по приборам системы питания
Регулировочные по установке углов управляемых колес, ремонт и регулировка тормозов, шиномонтажный
Ремонт узлов, систем и агрегатов
Кузовные, арматурные, обойные
Противокоррозионная обработка кузова
Вспомогательные посты – это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции.
Приемку и выдачу автомобилей при незначительном расчетном значении (менее 0,5) целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах.
Число вспомогательных постов на окрасочном участке (зашкуривания, шпатлевки и т.п.) принимается из расчета 2…4 поста на один пост окраски.
Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать
Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов
Распределение объема работ ТО и ТР по видам
Распределение объема работ по ТО и ТР по месту выполнения
Источник
Расчет числа постов и автомобиле-мест
Число рабочих постов по каждому виду работ определяется из следующего выражения:
, (5.12)
Результаты расчетов числа рабочих постов по каждому виду работы сведены в таблице 5.11. При определении принятого количества постов необходимо учитывать, что допускается перегрузка в чрезвычайных ситуациях одного поста на 20%.
Число постов для уборочно-моечных работ зависит от числа заездов:
, (5.13)
где — коэффициент неравномерности загрузки постов (для СТО до 10 рабочих постов — 1,3
1,5; от 11 до 30 постов — 1,2
1,3);
.
Таким образом необходимо оснастить проектируемую СТО мойкой, которая имеет производительность авт. ч. или больше. Если мойки с такими параметрами нет, то в таком случае количество постов рассчитывается по формуле:
, (5.14)
где — производительность мойки, авто/ч.
Таблица 5.11 — Расчет количества постов
№ п/п | Работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рабочих постах | На производственных участках | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
расчётная | принятая | расчётная | принятая | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Диагностические | 7671,6 | 1,208 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ЭТО в полном объеме | 15343,2 | 2,417 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Смазочные | 5114,4 | 0,806 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Регулировочные по установке углов передних колес | 7671,6 | 1,208 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Ремонт и регулирование тормозов | 5114,4 | 0,806 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Электротехничес кие | 6137,28 | 1534,32 | 0,967 | 1 | 0,242 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | По приборам систем питания | 5370,12 | 2301,48 | 0,846 | 1 | 0,362 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Аккумуляторные | 511,44 | 4602,96 | 0,081 | 1 | 0,725 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Шиномонтажные | 767,16 | 1790,04 | 0,121 | 1 | 0,282 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Ремонт систем, узлов и агрегатов | 10228,8 | 10228,8 | 1,611 | 2 | 1,611 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | 67126,5 | 22375,5 | 10,572 | 11 | 3,624 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Красильные | 63930 | 10,069 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Обивочные | 2557,2 | 2557,2 | 0,403 | 1 | 0,403 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Слесарно-механические | 12786 | 2,014 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
до 120 автомобилей | — 1 продавец |
до 240 автомобилей | — 2 продавца |
до 360 автомобилей | — 3 продавца + 1 менеджер по продажам |
до 480 автомобилей | — 4 продавца + 1 менеджер по продажам |
до 600 автомобилей | — 5 продавцов + 1 менеджер по продажам |
до 720 автомобилей | — 6 продавцов + 1 менеджер по продажам |
Т.е. на каждые 120 продаваемых автомобилей 1 продавец, а на 550 соответственно 5 продавцов и 1 менеджер (начальник отдела продаж).
Число постов для приема и выдачи автомобилей:
, (5.15)
где — коэффициент неравномерности загрузки постов, равный 1,1
1,5;
— среднее число рабочих на посту, равное 2 чол.
. (5.16)
Число постов по противокоррозионной обработке кузова:
, (5.17)
где — коэффициент неравномерности загрузки постов, равный 1,1
1,3;
— среднее число рабочих на посту, равное 1,5 чел.
Число постов с предпродажной подготовки:
, (5.18)
где — коэффициент неравномерности загрузки постов, равный 1,2
1,5;
.
Число постов контроля после обслуживания и ремонта зависит от СТО: .
Результаты расчета количества посты сведены к табл. 5.12.
В зависимости от конкретных условий могут быть спроектированы места ожидания и хранение автомобилей, которые размещаются как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Количество мест ожидания ТО и ТР принимается из расчета 0,3 0,5 места на один рабочий пост. Места ожидания рекомендуется размещать непосредственно в помещениях ТО и ТР.
Таблица 5.12 — Результаты расчета количества постов
Назначение поста | Количество постов | Количество рабочих на постах |
Число рабочих постов | 37 | 113 |
Число производственных участков | 13 | 34 |
Прибирально-Моечные работы | 3 | 6 |
Прием и выдача автомобилей | 1 | 2 |
Противокоррозионная обработка кузова | 6 | 18 |
Предпродажная подготовка | 1 | 2 |
Сушка (обдувка) автомобиля | 1 | 2 |
Контроль после обслуживания и ремонта | 1 | 2 |
Салон для продажи автомобилей | — | 12 (6 на 1 изменение) |
Всего | 63 | 191 |
Автомобиле-места ожидания — это места, тронутые автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необходимости автомобиле-места могут использоваться для выполнения определенных видов работ ТО и ТР, поэтому расстояния на этих автомобиле-места между автомобилями, между автомобилями и элементами зданий должны быть такие же, как и для рабочих постов.
, (5.19)
мест.
Для хранения готовых автомобилей число автомобиле-места определяется из выражения:
, (5.20)
где — среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания к выдаче владельцу, равный 4 ч.
мест.
Если СТО продает автомобили, то число автомобиле-места хранения рассчитывается из выражения:
, (5.21)
где — число дней запаса, равное 15
30.
мест.
Открытые стоянки для автомобилей клиентуры и персонала СТО определяются из расчета 2 3 места на один рабочий пост.
, (5.22)
Результаты расчета количества автомобиле-места сведено в табл. 5.13.
Таблица 5.13 — Результаты расчета количества автомобиле-места
Назначение | Количество мест |
автомобиле-места ожидания | 20 |
Хранение готовых автомобилей | 23 |
Хранение автомобилей для продажи | 27 |
Стоянки для автомобилей клиентуры и персонала | 100 |
Всего | 170 |
Знание общей численности рабочих постов на СТО разрешает определиться с количеством рабочих СТО, которые связаны косвенно с работой постов.
Численность персонала инженерно-технических работников и служащих предприятия, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны в зависимости от размера СТО нужно принимать за данными табл. 5.14.
Таблица 5.14 — Численность персонала в зависимости от мощности СТО (за ОНТП — 01-01)
Наименование функции управления, персонала | |||||
до 5 вкл|. | 6| до 10 | |11 до 20 | |21 до 30 | от 31 | |
Общее руководство | 1 | 1 | 1 | 1-2 | Устанавливается по согласованию с заказчиком |
Технико-экономическое планирование | — | — | — | 1 | |
Организации работы и заработной платы | — | — | — | 1 | |
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность | 1 | 1 | 2-3 | 3 | |
Комплектование и подготовка кадров | — | — | — | 1 | |
Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание | — | — | — | 1 | |
Материально-техническое снабжение | — | — | 1-2 | 2 | |
Производственно-техническая служба | 2 | 3-5 | 6-8 | 8-9 | |
Младший обслуживающий персонал | 1 | 1 | 2 | 3 | |
Пожарно-сторожевая охрана | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Всего: | 9 | 10-12 | 16-20 | 25-27 |
Общее количество рабочих, необходимое для работы СТО, с учетом всех профессий приведенная в табл. 5.15.
Таблица 5.15 — Общая численность персонала СТО
Источник
Adblockdetector