Меню

Как научиться чинить велосипеды



КАК ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ВЕЛОСИПЕД САМОСТОЯТЕЛЬНО

Как отремонтировать велосипед, знает мало кто, так как в большинстве случаев необходимо выполнять сложный ремонт, требующий знаний и опыта. В этой статье поговорим о ремонте велосипеда в домашних условиях, который способен выполнить любой велосипедист. А чтобы значительно облегчить процесс, изготовим подставку для ремонта велосипеда своими руками.

Человеку, у которого возник вопрос «как отремонтировать велосипед?», следует немного повысить отметку уровня своих инженерных навыков в велосипедном ремонте путем прочтения хорошей книги по данной тематике. Более простой вариант — найти данную информацию на просторах интернета.

КАК ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ВЕЛОСИПЕД: СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Так или иначе, сперва следует досконально изучить теорию, а уже после этого приступать к практике. Множество информационного материала, связанного с ремонтом велосипедов, немного пугает своим количеством. Да и достоверность написанного никем не гарантируется.

Не стоит пугаться, начинайте постепенно. Первым делом вы должны досконально изучить именно свой велосипед, а не разбираться от и до в байке любого типа. Со временем, вы сами поймете, какие инструменты будут необходимы именно вам.

Большая часть велосипедных деталей достаточно удобны в эксплуатации и обслуживании. Снять или поменять их не составит особого труда, да и выявить в них поломку тоже проще простого.

Рассмотрим основные моменты, которые нужно учитывать при ремонте велосипеда:

  • Большая часть резьбовых соединений в байке (как, в общем-то, и везде) откручивается против часовой стрелки, а зажимается по часовой. Но есть исключение — это резьба левой педали. Левую педаль откручивают по часовой стрелке, а затягивают против часовой.
  • В велосипеде есть достаточно хрупкие детали. Не нужно прилагать максимальные силы в работе с запчастями, ремонтом которых вы еще никогда до этого не занимались.
  • Бывает, что вы не можете собственноручно снять какую-либо деталь или ослабить соединение. В этом случае, лучше попросите помощи у знающего человека, поверьте, это гораздо лучше, чем поломать велосипед. Да и на будущее, вы уже научитесь справляться с проблемным местом, и вмешательство в этот узел больше не потребует дополнительной помощи.
  • Если вы собрались чинить велосипед, лучше не спешить. Ремонт, сделанный наспех, чаще всего, требует еще одного ремонта.
  • Приготовьте место для работы. Лучше, если это будет специально обустроенный уголок, в котором вы будете поддерживать чистоту, и использовать для подсветки качественные приборы. Хоть ремонтировать собственный велосипед — это не ежедневный кропотливый труд, лучше заниматься этим в специальном месте.

РЕМОНТ ЗАДНЕГО КОЛЕСА ГОРНОГО ВЕЛОСИПЕДА

Так как горный велосипед используется в основном для достаточно агрессивной манеры катания, то и неисправности в нем возникают соответствующие. Чаще всего, в велосипеде такого типа страдает заднее колесо. А вот уже ремонт заднего колеса горного велосипеда сводится обычно к выравниванию «восьмерок» и обслуживанию втулки.

ВЫРАВНИВАНИЕ «ВОСЬМЕРКИ» ЗАДНЕГО ОБОДА

Если произошло искривление обод, то исправить это не так сложно, как кажется на первый взгляд, и в этом вам поможет спицевой ключ. Колесо «восьмеркой» может так выглядеть из-за ослабления спиц из-за агрессивной езды, по этой причине, они периодически требуют, чтобы их подтягивали.

Чтобы выполнить подтяжку ослабшей спицы, требуется орудовать спицевым ключом по направлению движения часовой стрелки, а чтобы ослабить спицу – нужно крутить в обратную сторону.

Следует отметить, что при помощи спицевого ключа мы выполняем вращение ниппеля, а спица в этот момент не двигается. Нужно найти на колесе место, где оно скривлено, Для этого можно использовать мел, и вращать шину.

Когда место искривления будет найдено, следует затянуть спицы с одной стороны, а с дугой ослабить, причем, подтяжка и ослабление должны быть одинаковыми.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВТУЛКИ ЗАДНЕГО КОЛЕСА

Ни для кого не секрет, что втулка может содержать насыпные подшипники и промышленные подшипники. Втулка нуждается в обслуживании, сразу после того, как начинает издавать звуки, которых до этого не наблюдалось, туго проворачиваться, и т.д.

1. Втулка с насыпными подшипниками. В обычном велосипеде смазка меняется через 1000—2000 км, а для горного и того чаще. Чтобы произвести смазку втулки заднего колеса, нужно демонтировать велосипедное колесо с рамы, снятие камеры и покрышки – это уже лишнее, они не мешают.

Так как вами проводится операция обслуживания ремонта втулки в заднем колесе байка, то вам не обойтись без хлыста для снятия и съемника кассеты. Нужно произвести снятие эксцентрика, открутить осевые гайки при помощи гаечного ключа. После этого нужно вытащить ось, а вслед за ней бережно извлечь подшипники, в этом деле вам поможет пинцет.

Следующий шаг – это тщательная промывка подшипников, нужно удалить все следы старой смазки (вайт спиритом, спиртом или бензином), само собой, нужно выполнить протирку конуса и самой оси колеса байка, и естественно, посадочного места под подшипники внутри втулки.

Будьте внимательны, если состояние подшипников вызывает сомнения (есть видимая деформация), они должны быть заменены новыми. Кроме этого, внимание нужно уделить и самой оси втулки, ведь следствием агрессивной езды на горном велосипеде может быть искривление именно задней оси.

Когда все, что было написано раньше, будет выполнено, следует смазать густым смазочным материалом место, куда садятся подшипники внутри втулки и бережно, по очереди установить каждый подшипник на его место. Затем, поверх, выполняем смазку подшипников еще раз, чтобы обеспечить плавность хода.

Ну и теперь можно выполнить установку оси на место, и зажать гайками. Гайки не нужно закручивать со всей силы, достаточно, чтобы колесо не болталось в разные стороны.

2. Втулка с промышленными подшипниками. Для снятия оси придется её выбивать со стороны барабана. Чаще всего, после выбивания, на оси остается один подшипник.

Следующим шагом нужно выбить второй подшипник отверткой. Теперь нужно снять барабан. После этого протереть каждое посадочное место. Если подшипник нужно поменять, то делаем это. После чего устанавливаем все составляющие на свои места.

ПОДСТАВКА ДЛЯ РЕМОНТА ВЕЛОСИПЕДА СВОИМИ РУКАМИ

Занимаясь самостоятельным обслуживанием велосипеда, рано или поздно приходит осознание того, что велостойка значительно облегчит жизнь. Даже выполнение настройки передач или чистки цепи без подставки, вызывает раздражение. Именно вследствие этого и была изготовлена подставка для ремонта велосипеда своими руками.

Итак, из чего же сделать подставку?

  • Супермаркетовская тележка;
  • Трубка металлическая Ø 47 мм;
  • Трубка металлическая Ø 60 мм;
  • Приток из металла Ø 10 мм;
  • Уголок из металла 25 на 25 мм;
  • Уголок из металла 34 на 34 мм;
  • Резина 30 мм в толщину.

Итак, основание подставки – это нижняя часть тележки из супермаркета. К основанию, под углом 90° привариваем толстостенную трубку Ø 47 мм.

Теперь перейдем к узлу, фиксирующему велосипед. Для начала заготовки. Потребуется отрезать 2 кусочка от трубки и кусочек кругляка из металла. Диаметр одного из кусков должен превышать диаметр трубки, которую задействовали как вертикальную стойку, то есть 60 мм.

Принцип трубка в трубке позволяет регулировать вертикальное положение байка. Приваривание кругляка выполняется к широкому куску трубы. Далее нужно разрезать вдоль кусок трубки, и наварить на него крепежные «губы».

Получаем разрезанную трубку с «губами» на кругляке. Это даст возможность менять угол байка относительно горизонта.

Теперь делаем полку для инструментов и деталей. Для этого привариваем уголок 25 на 25 к ножкам тележки чуть повыше колес в форме параллелограмма. Один уголок даже используется как дополнительная основа под вертикальную трубу.

Стык трубы и уголка нужно проварить. Чуть выше к ножкам основания привариваем 2 уголка под верхнюю полку. Чтобы усилить конструкцию, 2 уголка свариваем при помощи металлического прута.

С той же целью привариваем диагональную перемычку от нижней точки вертикальной трубки к верхней точке на каркасе основания. Чтобы передние колеса не вращались, выполняем сваривание их шарниров при помощи перемычки. После этого нужно вырезать сами полки, из фанеры и установить их.

Теперь снова возьмемся за фиксирующий узел. Берем пару толстостенных пластин из металла, и просверливаем посередине. Один конец пластин свариваем с уголком 35 мм. Между этих уголков и будет крепиться велосипедная рама. Другая сторона пластин соединяется шарниром.

За тем одну пластину привариваем к горизонтальной трубке имеющей продольный разрез. В отверстия в «губах» вставляем «палец» для сжатия, который можно снять с советского сборного байка.

Читайте также:  Справочник по ремонту монитора

После сварки, крепим резину на внутренние стороны уголков, чтобы лучше фиксировать велосипедную раму.

Одно колесо нужно зафиксировать, чтобы избежать движения при работе. Это делается путем приваривания гайки к колесному шарниру и ввинчиванием болта.

Вот и все, стойка готова, теперь осталась только покраска.

Источник

Ремонт велосипеда своими руками

Регулярный осмотр и ремонт велосипеда – это гарантия того, что владелец этого транспортного средства будет жив и здоров, с ним не случится никакого форс-мажора. Многие предпочитают обращаться для профилактического обслуживания велосипеда к профессионалам, но и своими руками вполне реально подготовить транспортное средство к эксплуатации.

Подготовительный этап

Прежде чем начинать текущий ремонт велосипеда, нужно запастись определенными инструментами. Они пригодятся в любом случае и прослужат долгое время. Основные инструменты для обслуживания велосипедов:

  • шестигранные ключи разных размеров – их желательно приобретать сразу в наборе;
  • гаечные ключи разных размеров – целесообразно купить набор;
  • отвертки – понадобятся и крестообразные, и шлицевые;
  • плоскогубцы разных размеров;
  • пинцет;
  • киянка;
  • насадки торцевые;
  • ножницы;
  • хомуты.

Эти инструменты и приспособления должны всегда находиться в наличии, потому что понадобиться они могут в любой момент. Кроме перечисленного, стоит приобрести:

  • щетку для чистки велосипедной цепи;
  • втулочный ключ;
  • выжимка для велосипедной цепи;
  • трещоточный ключ;
  • спицевой ключ.

К необходимому инструменту для ремонта и обслуживания велосипедов относятся и расходные материалы – они должны быть не только всегда в наличии, но и в достаточном количестве. К расходным материалам в данном случае относятся:

  • тормозная жидкость;
  • масло для различных деталей;
    Обратите внимание:иметь в наличии нужно масло для каждой детали – для вилки, цепи, педалей и так далее.
  • растворители;
  • очистители;
  • гидравлическое масло.

Все эти расходные материалы помогут не только качественно отремонтировать велосипед, но и поддерживать свое транспортное средство практически в идеальном состоянии. Особое внимание нужно уделить смазочным материалом – выбор их на рынке просто огромный, доверять продавцам можно, но с опаской. Чтобы не ошибиться, следует запомнить следующие рекомендации специалистов:

  1. Любая жидкая смазка (масло И5А, например) подходит только для обработки барабана задней втулки и цепи. У такой смазки есть индивидуальная особенность – она отлично подходит для точечного применения. Но есть и один критический момент – если планируется кататься на велосипеде в холодное время года, то жидкую смазку применять нельзя, так как при минусовых температурах она быстро твердеет и затрудняет работу механизмов.
  2. Если времени для проведения полноценных ремонтных работ нет, а необходимо срочно смазать цепь и тросики, то можно использовать аэрозольные смазки. Они моментально восстанавливают работу всех шарнирных соединений, в эксплуатации просты – с работой справится даже ребенок.
  3. Для обработки резьбы и подшипниковых узлов оптимальным вариантом станет использование густой смазки.

Как перебрать велосипед своими руками

Чтобы грамотно перебрать велосипед, нужно знать и предназначение каждой детали и уметь внимательно осматривать их.

Рама велосипеда

Самое важное в уходе за рамой велосипеда – содержание ее в чистоте. Поэтому перед тем как приступать к переборке транспортного средства нужно тщательно очистить раму от загрязнений, пыли и отшелушившейся краски, чтобы эти частицы не попали в механизмы и не привели их в негодность. Оптимальным вариантом для очищения рамы велосипеда будет ее мытье мыльным теплым раствором.

Избежать проблем при эксплуатации велосипеда можно только при тщательном осмотре раны на предмет наличия трещин и сколов. Специалисты рекомендуют особое внимание при осмотре уделять верхним перьям заднего треугольника, рулевому стакану, задней подвеске и кареточной трубе. Если при осмотре рамы велосипеда обнаруживаются потертости и сколы краски, то их нужно устранить – целесообразно использовать для этого краску из баллончика, предварительно очистив место от ржавчины, пыли и остатков краски.

Рулевая колонка

Правила переборки рулевой колонки велосипеда зависят только от ее типа – если установлена интегрированная колонка, то понадобится лишь смазать ее, а вот при полуинтегрированной рулевой колонке с шарикоподшипниковым механизмом нужно будет заменить не только смазку, но и шарики. Есть даже прямой признак необходимости замены деталей – при эксплуатации велосипеда будет явно слышен скрип рулевого стакана и появятся проблемы с поворотом колеса.

Подвеска велосипеда

Обязательно при обслуживании двухколесного транспортного средства особое внимание уделяется вилке – нужно регулярно очищать ноги пыльники от дорожной грязи, при необходимости проводить замену сальников, поршней, пружин и смазочного материала.

Обратите внимание: при обслуживании вилки велосипеда очень важно не повредить кольцевые пружинки – они выполняют роль защиты от частиц пыли и внешней грязи.

Мастера не рекомендуют самостоятельно чистить и ремонтировать подвеску – ее механизм достаточно сложный и требует наличия определенных знаний и опыта. Но даже если перебрать подвеску получилось самостоятельно, то замену картриджей пусть проводит профессионал.

Кассета, цепь, система, переключатели передач и трещотка – перебираем трансмиссию

В регулярном уходе нуждается и велосипедная цепь – ее снимают с помощью специальной выжимки, если на цепи имеется замок, а если он отсутствует, то процесс осуществляется вручную. Цепь очищается от грязи, проверяется ее натяжение, смазываются ролики – это необходимый минимум работы, которую нужно провести.

Систему нужно очистить с помощью специального растворителя (этой жидкостью можно пользоваться и при работе с цепью). Обязательно нужно проследить, чтобы при сборке системы звездочки были поставлены в нужном порядке – ориентируйтесь по специальному пину на средней звезде, который должен «смотреть» на каретку.

Набор задних звезд (они называются кассетой) нужно снять с помощью съемника и тщательно очистить их от грязи и пыли – эта работа не представляет сложности даже для малоопытного велосипедиста.

Переборка трещотки заключается в промывании и смазывании промышленного подшипника, если установлен шариковый механизм, то он внимательно осматривается, при необходимости детали заменяют. После такого обслуживания велосипедный механизм будет работать намного лучше.

От переключателей передач зависит комфорт велосипедиста при движении транспортного средства. Не рекомендуется самостоятельно производить их обслуживание, лучше доверить работу профессионалам. Но если решено своими руками перебрать переключатели передач, то понадобится правильно настроить винты, которые ограничивают ход лапки. Обязательно обратите внимание на правильную установку механизма по отношению к системам и звездам. Нельзя забывать и о регулярной проверке натяжения троса.

Каретка

Вообще, конструкция каретки выполнена таким образом, что не подлежит разборке. А в реальности многие мастера разбирают ее для проведения текущего обслуживания.

Обратите внимание: если осуществляется переборка каретки, то нужно запомнить исходное расположение всех ее деталей и чашек промышленных подшипников – они при сборке должны встать точно в свои места.

Тросики и манетки

Особенность манеток в том, что они при эксплуатации велосипеда испытывают минимальную нагрузку – это позволяет проводить их обслуживание один раз за весь сезон. При работе с ними нужно будет почистить весь механизм, смазать его. Нельзя забывать и о тросиках – их протирают специальным маслом, что обеспечивает их мягкое скольжение внутри механизма.

Тормозные ручки, гидролинии и калиперы – тормозная система

Тормоза велосипеда – это безопасность эксплуатации транспортного средства, поэтому при обслуживании им нужно уделять особое внимание. Специалисты считают, что при переборке велосипеда работа с тормозной системой – самый важный процесс.

Работа с тормозной системой должна осуществляться в трех направлениях:

  1. Проверка поршней, переборка калиперов и при необходимости замена деталей на новые. Обнаружить проблемы в работе калиперов очень легко – велосипедист отметит «проваливание» тормозной ручки и неоправданно долгое торможение транспортного средства.
  2. Тормозная ручка должна полностью разобраться. И хотя ее устройство простое (ручка, корпус и поршень), могут случиться проблемы – например, часто из строя выходят уплотнительные кольца. В случае обнаружения такой проблемы, кольца подлежат полной замене.
  3. Проверка тормозной жидкости в гидролинии. Обязательно этот этап нужно провести, потому что даже изменение структуры тормозной жидкости (она часто теряет свою однородность) может привести к сбоям в работе тормозной системы.

Педали

Педали – самая нежная часть всего велосипеда, а вот нагрузка на них оказывается всегда максимальная. Чтобы проверить их работу, достаточно будет рукой прокрутить их. Если педали крутятся слишком медленно или слишком быстро останавливаются, значит нужно их разобрать и смазать. Этот процесс осуществляется классически – разборку проводят с торца, внимательно осматривая подшипниковый механизм.

Читайте также:  Ремонт ручки двери хендай солярис

Обратите внимание: на некоторых моделях велосипедов стоят контактные педали. При их переборке очень важно тщательно смазать пружинки, в противном случае, обувь будет защелкиваться слишком туго.

Втулки, спицы, обода – переборка колес

Колеса также относятся к деталям велосипеда, которые постоянно испытывают повышенные нагрузки. Что следует учесть при переборке колес:

  • втулки с промышленными подшипниками нужно перебирать 1 раз в два сезона – запас прочности у них просто огромен;
  • втулки с шарикоподшипниками перебирают перед каждым сезоном – шарики могут быть с вмятинами и потертостями, что подразумевает их замену;
  • обода проверяют на искривление и в случае обнаружения этой проблемы вытягивают спицы в противоположную сторону.

Уровень изнашиваемости деталей

Велосипедистам нужно знать не только особенности ремонта и регулярного обслуживания своего транспортного средства. очень важно вовремя обращать внимание на износ некоторых деталей и сразу же устранять проблемы. На какие детали велосипедов рекомендуют обращать внимание специалисты:

  • подшипники;
  • трансмиссия;
  • рама;
  • тормозная система;
  • колеса;
  • подвесы.

Источник

Ремонт велосипеда своими руками

Сеть пестрит множеством статей на велосипедную тематику про уход, ремонт, любовь к своей вело машине. Наша же статья посвящена всем без исключения слагаемым этой чудесной техники: механизмам, узлам, деталям. Материал весьма обширный, но это и хорошо. Когда у вас будет подобная инструкция, вы не будете больше разыскивать дополнительную информацию в других местах.

Периодически прочитывая данное руководство, вы будете получать базовые понятия. Научиться ремонтировать велосипед собственноручно можно, только изучив массу статей, технических подробностей, углубившись в сложности конструкции и механики двухколесной машины. Одна статья физически не способна уместить все многообразие данного технического средства.

Когда вы ежедневно ездите на своем велосипеде, то подвергаете износу практически все комплектующие изделия, узлы, механизмы. Значит, необходимо обслуживаться в специализированной мастерской либо у опытного профессионала. Однако, подробно ознакомившись с устройством, принципом действия, взаимозаменяемостью каждого велосипедного узла, в этом необходимость просто отпадает.

Практика показывает, что каждый пользователь в 80% случаев может самостоятельно отремонтировать, настроить, отрегулировать, заменить любую составляющую нашего друга на двух колесах. Начинать заботиться о нем следует уже сразу после покупки в магазине, на сайте, в салоне. И тогда ремонт велосипеда своими руками из рутинного изматывающего действа превратится в приятную познавательную процедуру.

Начало эксплуатации велосипеда сопряжено с таким явлением, как первичная приработка узлов, деталей, механизмов. Все трущиеся поверхности контактируют друг с другом. В результате неидеальной обработки образуется стружка. Смазка, масляные субстанции, которыми в изобилии напичканы точки трения и подшипниковые узлы, являются местами сбора колоссального объема микростружки.

На первый взгляд, так должно и быть – смазка выполняет функцию «уборщика». Однако, при несвоевременном осуществлении сервисного обслуживания, накопившиеся микрочастицы металла вместе с масляной «кашей» начинают работать в качестве абразивной пасты. За счет повышения коэффициента трения начинается интенсивный износ поверхностей, трущихся в этой опасной субстанции.

Величина коэффициента трения может увеличиться в несколько раз. На это прямо влияет длительность промежутков между плановыми сервисными обслуживаниями вашего металлического коня. Проведя первое сервисное обслуживание, далее можно регулировать периодичность проведения профилактических и ремонтных мероприятий на свое усмотрение.

После удаления абразивных микрочастиц, замены смазывающих веществ коэффициент трения существенно снизится. Подвеска машины начнет лучше глотать все дорожные неровности, даже мелкие. Тормоз придет в нормальное состояние, останавливая вас, как железнодорожный стоп кран. Общий пробег вашего велосипеда значительно увеличится. Соответственно, межремонтные интервалы можно продлевать в зависимости от его технического состояния.

Инструменты для ремонта своими руками

Качественное сервисное обслуживание велосипедов, особенно дорогих эксклюзивных моделей, требует использования хороших надежных инструментов, материалов, устройств. Ниже предлагается базовый набор, рекомендуемый экспертами велосипедного дела. Его желательно иметь каждому велосипедисту. Заменить данный перечень какими-либо аналогами попросту невозможно.

  1. Набор гаечных ключей.
  2. Набор накидных и торцевых шестигранных ключей.
  3. Киянка.
  4. Набор пассатижей. Они необходимы в качестве съемников для демонтажа стопорных колец. Можно использовать самые обыкновенные модели.
  5. Набор отверток – крестообразных, плоских, шлицевых.
  6. Ножницы, хомуты различных сечений. Они необходимы для обжимки гидравлических шлангов, монтажа оборудования в штатные места на раме, крепежа электрических кабелей, многих важных компонентов конструкции.
  7. Пинцет.
  8. Набор торцевых насадок с рычагами специальной конструкции.

Инструменты для ремонта велосипеда

Дополнительные приспособления, съемники, инструменты

Перечень, предложенный выше, является базовым, без которого невозможно обойтись. Далее рекомендуем обзавестись удобными практичными изделиями, которые не обязательны, но могут очень сильно помочь при обслуживании велосипедной техники либо когда осуществляется ремонт велосипеда. Они станут незаменимыми помощниками в пути и облегчат многие монтажные операции. При наличии подобных ключей любой велосипед легко разбирается вплоть до голой рамы.

  1. Выжимка цепи.
  2. Съемник каретки.
  3. Втулочный, трещоточный ключи.
  4. Съемник кассеты вместе с тормозными дисками стандарта Shimano (Center Lock).
  5. Ключ для спиц, которым устраняются колесные дефекты.
  6. Насос высокого давления.
  7. Съемник для кривошипов.
  8. Набор прозрачных трубок для прокачки гидравлических тормозов.
  9. Специальная щетка для чистки приводной цепи.
  10. Дозирующий шприц для доливки жидкого масла.
  11. Мерительный стакан.
  12. Набор для ремонта пробитых колесных камер.

Инструменты для самостоятельного ремонта велосипеда

Перечень расходных материалов

Расходные материалы постоянно необходимы при эксплуатации любого транспортного средства, даже совершенно нового – авто, мотоцикла, мотороллера, велосипеда. Это элементы, которые быстро засоряются либо приходят в негодность и их необходимо регулярно менять в процессе пользования техникой. Это, в первую очередь, пластичные смазки, жидкие масла на синтетической основе, растворители, некоторые другие материалы.

  1. Растворитель для комплексной очистки приводной цепи и звездочек.
  2. Консистентная смазка для обработки пружин вилок, манеток, уплотнительных колец подвески, храповиков, подшипников.
  3. Очиститель тормозных элементов и деталей трансмиссии.
  4. Тормозная жидкость для велосипедных тормозов марки DOT либо гидравлическое масло. Жидкости подбираются под конкретные типы тормозных механизмов вашего велосипеда.
  5. Масло для смазки пружинок переключателей передач, цепи, контактных педалей, при загрязненных условиях эксплуатации.
  6. Масло для смазки штанов вилки, пропитки сальников, смазки пневматических камер подвески.
  7. Масло вилочное. Внимание: обязательно вилочное! Оно необходимо для демпфирования.

Расходные материалы при ремонте и обслуживание велосипеда

Велосипедные смазки

Ремонт велосипеда самостоятельно осуществляется с обязательным наличием современных смазывающих средств. Велосипед, как и любое другое транспортное средство, где постоянно осуществляются процессы повышенного трения, нуждается в регулярном смазывании. Существуют три разновидности сугубо велосипедных масел:

Первая группа применима для смазки переключателей тросов, шарнирных соединений, цепи, демонтажа прикипевшей резьбы.

Жидкие смазки реализуются в флаконах-масленках. Масло типа И5А, используемое для швейных машинок, идеально подходит и для смазки задних втулок, цепей любых велосипедов. Не рекомендуется пользоваться на морозе.

Густые консистентные смазки можно приобрести в банках либо тюбиках. Ими обрабатывают подшипниковые узлы, резьбовые соединения.

Износ велосипеда

При регулярной эксплуатации износ вашего двухколесного друга неизбежен. Каждый узел будет изнашиваться по-своему и к этому необходимо быть готовым.

Падение жесткости рамы

В результате избыточного накопления усталостного напряжения искажается геометрия рамы. Деформированный несущий корпус не способен правильно воспринимать нагрузочные режимы от всех дорожных неровностей. Возрастает риск появления трещин, разрывов в точках соединения рамных труб.

Трещины чаще всего возникают в месте сварных швов на рулевом и кареточном стаканах. Также это происходит на перьях, дропаутах – местах посадки вала втулки заднего и переднего колеса. Аккуратная, неспешная езда поможет предотвратить слишком быстрое накопление усталостных напряжений.

Падение жесткости колес

Максимально загруженной велосипедной частью являются колеса. Новые диски идеальные, без биения, но после нескольких лет эксплуатации профиль каждого обода имеет массу деформаций – вмятины, восьмерки, растянутые спицы. Некоторого улучшения можно добиться подтяжкой спиц с помощью специального ключа.

Износ подшипников

Самый интенсивный износ наблюдается в узлах: втулках, трещотке, каретке, педалях, роликах заднего переключателя. Меньше страдают подшипники рулевой колонки и шарниров задней подвески. Все перечисленные узлы следует регулярно перебирать, обоймы и шарики очищать от старой смазки. Заложить новую смазку, это продлит срок эксплуатации подшипников.

В случае заедания подшипниковых узлов, подшипники необходимо заменить также с закладкой новой смазки. Затем обработать посадочные стаканы, цапфы опирающихся валов, подшипниковые кольца.

Читайте также:  Ремонт опорного подшипника ваз 2109 своими руками

Износ подшипника велосипеда

Износ трансмиссии

Главный привод велосипеда – цепная зубчатая передача. Во время интенсивной эксплуатации она растягивается, звездочки вырабатываются, зубья стираются. В итоге цепь срывается, проскакивает, случаются разрывы. Дорожная пыль, грязь, мелкие камни попадают между роликами. Из-за этого снижается продольная гибкость цепи, заклинивают звенья.

Цепь необходимо регулярно очищать и смазывать. Когда она придет в полную негодность – ее необходимо заменить. Если этого своевременно не сделать, дефектная цепь сточит зубья звездочек. Заменив только цепь, владелец не сможет эксплуатировать свой велосипед как раньше. Даст себя знать несоответствие шага звеньев. Поэтому при выработке цепи необходима замена всех элементов трансмиссии.

Менять придется: звездочки, большую и маленькую, педали вместе с валом, приводную цепь, направляющие ролики, натяжитель цепи. Настройки переключателя передач изменяются по мере растяжения натяжного троса. На протяжении всего периода пользования велосипедом переключатель следует настраивать путем подтягивания троса. Как определить износ тросика?

Если вы увидели, что его рабочая часть расплелась, значит, ваш тросик полностью износился. Храповой механизм манеток и пружинка переключателя также подлежат регулярному уходу. Их необходимо смазывать и подстраивать. Держатель заднего переключателя скоростей, его еще называю петух, также необходимо заменить, если ваш велосипед часто падает. В результате этот узел получает повреждения.

Износ подвески

Амортизаторы и вилки служат для минимизации ударных нагрузок. Тем самым велосипедист чувствует себя комфортно при преодолении дорожных неровностей. Упругими компонентами подвески являются пружины сжатия либо воздушные камеры. Узлами, гасящими колебания, служат открытые масляные ванны или картриджи закрытого типа.

Постепенно пружины теряют свою упругость. Они все больше и больше проседают. Специальные кольца уплотняют пневматические камеры, но при эксплуатации они тоже изнашиваются и пропускают воздух, необходимый для создания комфорта при движении. В масле концентрируются продукты износа металлических поверхностей, поэтому оно постепенно теряет свои демпфирующие характеристики.

Сальники, уплотнительные кольца, расположенные в вилке, начинают протекать. Они пропускают воздух, а на ногах велосипедиста остаются грязные следы. Если своевременно не заменить пыльники, сальники, уплотнительные кольца, появится люфт в направляющих втулках вилки – башингах. Диаметр ног вилки варьируется в пределах 28-40 мм.

Чаще всего у популярных моделей данное сечение составляет 32 миллиметра. У модели Demo 8 и Fox 2008 World Cup Edition этот размер 40 мм. Чем больше сечение ног вилки, тем надежнее вся конструкция передка. Это значит, что торсионная жесткость существенно выше. По изменению фактуры и цвета вилки владельцу легко определить износ подвески. Для этого производители используют специальное напыление трущихся поверхностей ног.

Различные модели вилок эксплуатируются с разным напылением. Используемые технологии:

Полный износ башингов становится основной причиной истирания покрытия вилочных ног. Башинги направляют ноги прямо во внутреннее пространство вилки. За счет этого предотвращается появление люфта штанов.

Тормозной износ

Первыми в велосипеде изнашиваются тормозные колодки. Сила торможения при этом, естественно, снижается на любой дорожной поверхности. По мере истирания колодки необходимо заменить. В поршнях тормозного калипера, иногда ошибочно именуемого суппортом, накапливается грязь, песок, мелкие камешки. Как следствие, качество передачи силы торможения становится заметно меньше.

В результате износа может появиться воздух в системе гидравлики. Он проходит через микроскопические трещины в ручках торможения либо поршнях калипера. Устраняется данный дефект прокачкой системы с использованием специального велосипедного комплекта.

Полная переборка велосипеда

Данный раздел нашей статьи предлагает ознакомиться с основами кардинального демонтажа и монтажа велосипеда. Аналогично проблемам износа, будут рассмотрены все системы дорожной машины.

Прежде, чем начинать демонтаж, раму следует полностью очистить от коррозии, грязи, песка, мелких камешков. Если это проигнорировать, в дальнейшем не удастся избежать проблем. Остатки загрязнений вместе с маслом попадут в рабочие органы и будут угрожать техническим характеристикам велосипеда в качестве абразива. Пока на нем есть грязь, сложно понять рабочий объем всего ремонта. Мыть лучше всего под небольшим давлением. Хороший вариант – влажная тряпка и щетка.

Очистив раму на все 100%, следует произвести внимательный осмотр каждого узла, убедившись в отсутствии либо наличии повреждений и износа. Характерными проблемными точками каждой рамы есть:

  • шарниры задней подвески;
  • дропауты;
  • верхние перья заднего треугольника;
  • рулевой стакан;
  • кареточная труба.

При обнаружении даже мельчайших дефектов сварных швов всю раму придется однозначно заменить. Потертости рамы рекомендуется закрасить. Для белого либо черного цвета эта процедура не составит труда. Остальные цвета подбираются специалистами по компьютеру. Для подкраски необходим баллончик с краской и малярный скотч. Чтобы краситель идеально ложился на металл, необходимо использовать спиртовой раствор.

Покраска рамы велосипеда

Подвеска

Сервисные операции с амортизационной вилкой включают в себя:

  • Очистка пыльников, ног от пыли, грязи, битумных отложений.
  • Замена масла.
  • Смазка пружин, поршней, колец уплотнения сальников.

Иногда приходится менять картриджи, пружины, но подобные мероприятия очень редкие. Важно при демонтаже не потерять либо не повредить кольцевые пружинки обжима. Они созданы для защиты внутренних полостей вилки от проникновения грязи. Картриджи вилок следует обслужить на предмет улучшения их функциональности: почистить, перебрать, смазать. При этом становятся лучше величина хода, отскок, компрессия.

На практике переборка и обслуживание картриджей является весьма трудоемкой операцией, поэтому идеальным вариантом будет доверить ее профессиональным специалистам по ремонту велосипедной техники.

Задние амортизаторы обслуживаются по аналогии с вилками.

Сервисное обслуживание трансмиссии

После тормозных колодок цепь является вторым велосипедным элементом, который необходимо периодически менять по мере износа. Качественные велосипедные цепи мировых производителей способны пройти несколько тысяч километров. При этом их необходимо своевременно обслуживать.

Демонтаж цепи велосипеда

Современные изготовители производят цепи с замками специальной конструкции, которые быстро, удобно демонтировать и которые надежно удерживают цепь при движении. Велосипедист может легко самостоятельно снять ее одним движением в пути. Далее можно сменить цепь на новую, чтобы сразу же продолжить движение либо произвести ее ремонт. При отсутствии замка следует использовать специальную выжимку из ремонтного комплекта.

Сам принцип сервисного обслуживания предусматривает периодическую очистку важных узлов от старой смазки, скопившейся грязи. При этом внутреннее пространство между цепными роликами смазывается жидким маслом. Окончательный штрих обслуживания – регулировка правильного натяжения цепи.

Натяжение цепи велосипеда

Система

Систему, как и многие другие механизмы вашего железного друга, следует регулярно очищать фланелевой салфеткой, смоченной в растворителе. При монтаже звездочки должны быть расположены друг относительно друга. Большая звездочка изготовлена так, что на ее наружной стороне имеется специальный пин или штырь. Его необходимо выставить напротив кривошипа.

Этот штырь служит предохранителем против выпадения цепи со звездочки. Маленькая и средняя звездочки своими внутренними зубьями смотрят на кривошип. Пин средней звездочки смотрит на каретку. Подобное расположение чрезвычайно важно для синхронной работы всего приводного механизма.

Кассета

Кассетой называется комплект звездочек. Каждая из них напрессована на барабан втулки, которая изготовлена со шлицевыми пазами. Обычно в наборе 7 шестерен. Их крепеж выполнен на пауке. Иногда в качестве дополнения в комплект входит еще 1-4 звездочки. Кассета способна функционировать в составе велосипеда больший период, чем цепь, но меньший, чем система.

Сервисное обслуживание кассеты осуществляется методом очистки с помощью растворителя и мягкой фланелевой салфетки. При этом удаляется грязь, скопившаяся на поверхностях металлических деталей, во впадинах и соединениях. Демонтаж и монтаж кассеты производят с помощью специального съемника. С этим приспособлением ремонт своими руками не выглядит сложным процессом.

Каретка

Велосипеды современных производителей оснащаются двумя типами кареток:

  1. Интегрированные (модели GXP, Hollowtech II).
  2. Картриджные (модели ISIS, Octalink, Howitzer).

Все каретки собираются на промышленных подшипниках, через которые вал соединяется с шатунными палками посредством шлицевых соединений. Конструктивно они состоят из двух чашек, в каждую из которых запрессовано по подшипнику. Приступая к разборке, следует запомнить местоположение правой и левой чашек относительно кареточной трубы. С каждой стороны резьба в стакане разная.

ремонт каретки велосипеда

Аналогично обслуживаются все остальные важные узлы и механизмы велосипеда, меняются изношенные элементы, закладывается новая смазка. Как становится понятно из нашей статьи – велоремонт своими руками является совсем не сложным мероприятием. При регулярном обслуживании ваш двухколесный друг будет радовать вас своим безупречным внешним видом и надежными механическими характеристиками. В добрый путь на велосипеде!

Источник