Испытания трансформатора после ремонт

Испытания трансформаторов после ремонта

Трансформатор необходимо подвергнуть испытаниям с целью подтверждении характеристик установленными заводом-изготовителем, выявления скрытых неисправностей, а также на соответствие требованиям ГОСТ и ТУ.

Заблаговременно до начала испытаний производиться внешний осмотр всех узлов трансформатора, проверяется наличия пломб на кранах и у крышки для отбора масла, долив масла до уровня в трансформаторе и проверка его заземления.

Испытания трансформаторов включает в себя следующие операции:

 Выявление критериев запуска трансформаторов.

 Замер сопротивления изоляции.

 Замер тангенса угла диэлектрических потерь.

 Выявление емкостных характеристик.

 Испытание изоляции высоким напряжением рабочей частоты.

 Замер сопротивления обмоток постоянному току.

 Испытание коэффициента трансформации и группы соединения обмоток.

 Замер тока и уменьшение холостого хода.

 Тестирование работы переключающего устройства.

 Проверка работы устройства переключения ответвлений.

 Гидравлические опрессовка высоким давление бака на прочность.

 Тестирование оборудования терморегулирования и состояния индикаторного силикагеля.

 Тестирование масла из трансформатора.

 Диагностическое испытание активации толчком на номинальное напряжение.

Сухие трансформаторы не подлежат гидравлическим испытаниям.

По завершению испытания полученные сведения фиксируются в протоколе испытания. Вывод трансформатора в эксплуатацию допускается при соответствии всех полученных результатов, установленных заводом изготовителем.

Если у Вас есть вопросы по поводу испытания трансформаторов после ремонта, Вы хотите получить консультацию, рассчитать стоимость или записаться на ремонт — обращайтесь к специалистам «Элпромтехцентр» в отдел по ремонту электрооборудования.

Источник

Испытания силового трансформатора после ремонта. Ввод в эксплуатацию

Перед вводом трансформатора в эксплуатацию после ремонта он подвергается тщательным проверкам и испытаниям. Трансформатор должен иметь требуемый характеристики и надежность как у нового после завода. Для этого производятся следующие 8 испытаний.

Испытание трансформаторного масла

В чистый и сухой сосуд для пробы берётся не менее 0,5 литра масла. Дают в разряднике отстоятся 20 минут. Затем повышается напряжение до пробоя. Для оценки обычно берется 6 пробоев.

А всё потому, что требуется проверки в разогретом масле. Ведь нам нужно выяснить напряжение пробоя для трансформатора, длительно работающего в обычном режиме, а не только после запуска. Между каждой проверкой выдерживается интервал до 10 минут. Среднее арифметическое из пяти пробоев должно быть:

  • при Uтрансф. до 15 кВ — больше 25 кВ;
  • Uтрансф. от 15 до 30 кВ — свыше 30 кВ.

2. Определение коэффициента трансформации и групп соединения

Подаём напряжение не менее 2% (для силовых) от номинального на все фазы. Отклонение на вторичной катушке не должно превышать 2%.

А для определения соответствия группе соединения проверяется правильность соединений обмоток по схеме. Тут ничего сложного. Надо всего лишь знать схему и проверить подключение каждого элемента.

3. Измерение токов потерь холостого хода и короткого замыкания.

Для измерения токов х.х.

Обмотка высокого напряжения должна быть разомкнута. Далее на обмотку низкого напряжения подаем симметричное напряжение обычной бытовой частоты 50 Гц, но подача осуществляется постепенно от нуля к рабочему. Ваттметром проверяем мощность трансформатора, а амперметром замеряем токи на каждой из линий.

Опыт к.з.

Для проведения этого опыта, шиной замыкаются накоротко выводы обмотки НН. А напряжение подается на выводы ВН, при котором устанавливается номинальный ток, это называется напряжением короткого замыкания. Конкретно для своего трансформатора вы можете найти данные в справочных таблицах, которые свободно можно найти в открытом доступе.

Но нагрузки чаще всего приведены к температуре 75-80 градусов, поэтому при проведении испытания замерьте температуру обмоток и выполните соответствующий перерасчет. Полученные потери к.з. сравнивают с расчетными. Если больше, то есть неисправность.

4. Измерение сопротивления обмоток постоянному току

Этим способом выявляются такие неисправности, как обрыв, неудовлетворительное качество соединений пайкой или сваркой, плохой контакт отводов. Эти дефекты увеличивают сопротивление. При проверке должно быть отклонение не более 2%.

Проверяют при помощи моста или методом амперметра-вольтметра. Для теста напряжение должно быть выше номинального на 20%.

Сопротивление замеряется на всех ответвления и всех фазах. Далее понизить ток до значения не менее 5% от номинального и снова замерить. Отличие должно быть не более 0,02 Ом. Можно использовать микроомметр. На фото выше показан его внешний вид, а ниже инструкция по использованию.

5. Испытание электрической прочности изоляции повышенным напряжением

Через другой трансформатор подаем напряжение на выбранную обмотку. Один провод от испытательного трансформатора к соединенными между собой вводом, а другой с заземленным баком. Выводы второй обмотки соединяются между собой и с корпусом.

Напряжение плавно поднимается от 0 до испытательного, бытовой частоты. Испытание считается пройденным, если в течении 1 минуты с момента подачи напряжения:

  1. Не происходит увеличения тока, определяется по амперметру;
  2. Нет снижения напряжения;
  3. Не наблюдается потрескиваний (разрядов) в трансформаторе.

6. Электрическая прочность витковой изоляции индуцированным напряжением.

От генератора к обмотке НН подается напряжение. При этом баке трансформатора должен быть заземлен, а обмотка ВН не подключена. Напряжение применяется на 15% выше номинального.

Если конструкция магнитопровода со шпильками, и на 30 больше при бесшпилечной конструкции. В течении 1 минуты не должно быть разрядов, толчков и других явлений.

7. Измерение сопротивление изоляции.

Ну и само собой, самое простое испытание, не требующее особого оборудования и занимающее мало времени.

Мегометром проверяем сопротивление между ВН и баком, заземлив обмотку НН; обмоткой НН и баком, заземлив ВН. А так же между соединёнными вместе обмотками и баком.

Уникальная статья на нашем сайте — electricity220.ru.

Источник

Испытания трансформатора после капитального ремонта

Объем и нормы испытаний. После завершения ремонтных работ трансформатор подвергается испытаниям с целью проверки качества и отсутствия дефектов, а также проверки характеристик трансформатора (на соответствие требованиям стандартов1, технических условий или других регламентирующих документов).

Программа испытаний после капитального ремонта с разборкой активной части трансформатора полностью соответствует программе приемо-сдаточных испытаний в заводских условиях.

В процессе эксплуатации, при монтаже и ремонте трансформатора проводится целый ряд испытаний и измерений, о которых говорилось в гл. 3, 11.

Измерения сопротивления изоляции обмоток являются обязательными после любого вида ремонта. Определение коэффициента абсорбции, измерение tgδ изоляции и емкостных характеристик проводят после ремонта с заменой обмоток или при подозрении на загрязненность и увлажнение изоляции. Проверка коэффициента трансформации на всех ступенях переключения напряжения и группы соединения обмоток, а также испытание главной изоляции (вместе с вводами) являются обязательными после ремонта трансформатора с заменой обмоток.

Читайте также:  Ремонт обшивки потолков авто

Испытание продольной изоляции обмоток является желательным после ремонта с заменой обмоток (при наличии испытательного оборудования).

После ремонта с заменой обмоток измеряют потери и ток холостого хода при номинальном напряжении, а также напряжение и потери короткого замыкания при номинальном токе. Допускается превышение расчетных (или заводских) значений тока холостого хода не более чем на 30%; потерь — на 15% (для трансформаторов старых лет выпуска до 22%). Допустимые отклонения параметров короткого замыкания от заводских или расчетных — не более 10%. После ремонта без замены обмоток (если производилась подпрессовка ярем магнитной системы) потери холостого хода допускается измерять при пониженном напряжении.

Измерение электрического сопротивления обмоток постоянному току производится в случае, если результаты операционного испытания (при изготовлении обмоток) отличаются от нормируемых (различие сопротивлений на одноименных ответвлениях разных фаз не более 2%). Проверка работы переключающего устройства является обязательной после любого ремонта этого устройства или ремонта, связанного с расчленением привода переключающего устройства, и проводится согласно инструкции завода-изготовителя.

Испытания пробы масла из бака для измерения электрической прочности и сокращенного химического анализа, а также бака трансформатора на плотность избыточным давлением является обязательным после любого капитального ремонта.

Проверка состояния индикаторного силикагеля воздухоосушителя производится после текущего ремонта, а испытание трансформатора включением толчком на номинальное напряжение (3—5-кратное включение) — после любого капитального ремонта.

Рассмотрим подробнее некоторые виды испытаний.Испытание электрической прочности изоляции. Эти испытания включают определение пробивного напряжения масла (или другого жидкого диэлектрика), которым заполнен трансформатор, измерение сопротивления изоляции обмоток, испытание внутренней изоляции напряжением промышленной частоты, приложенным от внешнего источника (в течение 1 мин), и испытание повышенным напряжением, индуктированным в самом трансформаторе.

Значения испытательных напряжений для обеспечения надежности и долговечности трансформатора превышают номинальные и зависят от условий эксплуатации. Трансформаторы, предназначенные для эксплуатации в электроустановках, подвергающихся воздействию грозовых перенапряжений при обычных мерах грозозащиты, испытываются по нормам для нормальной изоляции, а трансформаторы, предназначенные для эксплуатации в электроустановках, не подверженных воздействию грозовых перенапряжений, или при специальных мерах грозозащиты — по нормам для облегченной изоляции.

При испытании изоляции напряжением промышленной час­тоты,приложенным от внешнего источника, проверяется электрическая прочность главной изоляции (каждой обмотки по отношению к другим обмоткам, включая отводы и выводы, а также по отношению к баку и другим заземленным частям трансформатора).

Испытывают поочередно изоляцию каждой обмотки. Испытания проводят по схеме (рис.3.25, где, 1 — регулировочный трансформатор; 2 — вольтметр; 3 —амперметр; 4 — повышающий трансформатор).

При этом испытательное на­пряжение прикладывается между испытываемой обмоткой, замкнутой накоротко, и заземленным баком. Все остальные вводы других обмоток соединяют между собой и заземляют вместе с баком и магнитной системой. Напряжение к первичной обмотке повышающего трансформатора подводят от генератора переменного тока с регулируемым возбуждением или от регулировочного автотрансформатора. Испытательное напряжение поднимают плавно и выдерживают 1 мин

Рис.3.25. Схема испытания изоляции обмотки ВН.

Возрастание тока и снижение напряжения, фиксируемое приборами, обычно указывают на наличие дефекта в изоляции испытываемого трансформатора. Повреждение в испытываемом трансформаторе проявляется потрескиванием и разрядами.

Трансформатор считают выдержавшим испытания, если в процессе испытания не наблюдалось полного разряда (по звуку), разряда на защитном шаровом промежутке, выделения газа и дыма или изменения показания приборов.

Если при испытании отмечены разряды в баке, сопровождающиеся изменением режима в испытательной установке или появлением дыма, активная часть подлежит осмотру, а при необходимости разборке для выяснения и устранения причины разрядов или пробоя.

Продольная изоляция обмотки (изоляция между витками, катушками, слоями, фазами) испытывается повышенным напряжением, индуктированным в самом трансформаторе. Испытания проводят путем приложения к одной из обмоток двойного номинального напряжения этой обмотки при повышенной частоте (но не более 400 Гц). Повышение частоты необходимо во избежание чрезмерного увеличения индукции и намагничивающего тока. Испытания проводят по схеме опыта холостого хода напряжением частоты не менее 2fном и продолжительностью испытания 1 мин. (При более высоких частотах длительность уменьшается, но не должна быть менее 15 с).

Основным дефектом, который выявляется при таком испытании, является замыкание между витками или слоями обмотки, а также между отводами. Если имеются признаки дефекта, то важно до разборки трансформатора измерениями токов и напряжений по фазам установить дефектную фазу. Затем эта фаза подвергается тщательному осмотру. Дефектное место обмотки можно определить индукционным методом или измерением электрического сопротивления.

Индукционный метод для нахождения короткозамкнутого витка основан на наличии электромагнитного поля вокруг короткозамкнутого витка, созданного в нем индуктированным током короткого замыкания. Поле вокруг остальных витков отсутствует. Наличие и положение короткозамкнутого витка обнаруживают особой катушкой, называемой искателем, к которой подключен чувствительный прибор. Измерительный аппарат состоит из искателя и указателя. Искатель представляет собой многовитковую катушку, насаженную на магнитопровод, состоящий из нескольких пластин электротехнической стали, и присоединенного к ней указательного прибора (рис. 3.26, а, где, 1 — указательный прибор; 2 — защитный кожух; 3 — катушка; 4 — сердечник).

Рис.3.26. Общий вид (а) и принципиальная схема (б) устройства для обнаружения короткозамкнутого витка

Напряжение в проверяемой обмотке индуктируется «питателем», который выполняется аналогично представленному на рис. 3.26, б, а искателю, или представляет собой длинный стержень с намотанными по всей длине витками. Обмотка питателя подключается к сети (36, 127 или 220 В). Если проверяемая обмотка насажена на стержень магнитной системы, возбуждение осуществляется обычным путем (при подаче небольшого напряжения, безопасного для персонала). Перемещая искательсначала вдоль обмотки, а затем в радиальном направлении, устанавливают место замыкания по наибольшему отклонению прибора.

Оценка состояния изоляции1. Для оценки состояния изоля­ции трансформатора после ремонта проводится ряд испытаний, по которым определяют коэффициент абсорбции, tgδ, С2/С50, ∆С/С изоляции обмоток, изоляционные характеристики масла и влагосодержание установленных внутри бака трансформатора образцов твердой изоляции.

Полученные результаты сравниваются с допустимыми значениями изоляционных характеристик и позволяют выявить грубые дефекты в изоляции перед включением трансформатора под напряжение, возникшие, например, в результате местных загрязнений, увлажнения или повреждения изоляции.

Измерение сопротивления изоляции обмоток производится при температуре не ниже 10°С мегаомметром класса 1000 В в трансформаторах класса напряжения до 35 кВ мощностью до 16 MB∙А и класса 2500 В с пределами от 0 до 10 000 МОм — во всех остальных трансформаторах. За температуру изоляции в масляных трансформаторах принимают температуру масла в верхних слоях, в сухих — температуру окружающего воздуха.

Измеренное сопротивление изоляции необходимо сравнить со значением, измеренным для исследуемого трансформатора в заводских условиях; для неувлажненной изоляции R60 ≥ 0,7 R60(зав).

Другим показателем состояния увлажнения изоляции могут служить диэлектрические потери в изоляции. При этом, как правило, измеряют только tgδ (в долях единицы или в процентах); измерение tgδ производится с помощью емкостного моста при напряжении до 10 кВ.

Читайте также:  Ремонт чайника скарлет sc 020

1. Какая ремонтная документация должна вестись при ремонте транс­форматора?

2. По каким критериям производится оценка состояния изоляции обмо­ток и отводов?

3. Какова последовательность работ при демонтаже активной части трансформатора?

4. Какие основные работы выполняют в процессе ремонта обмоток?

5. Как оценивается состояние магнитной системы?

6. Какие операции включает полный ремонт магнитной системы?

7.Какие параметры контролируются в процессе испытаний, выполняемых после ремонта трансформатора?

Источник

Испытания трансформатора после ремонт

Испытания трансформаторов после капитального ремонта

Объем и нормы испытаний. После завершения ремонтных работ трансформатор подвергается испытаниям с целью проверки ка­чества и отсутствия дефектов, а также с целью проверки характе­ристик трансформатора на соответствие требованиям стандартов, технических условий или других регламентирующих документов. Программа испытаний после капитального ремонта с разборкой активной части трансформатора полностью соответствует програм­ме приемо-сдаточных испытаний в заводских условиях. В програм­му приемо-сдаточных испытаний входят:

· проверка коэффициента трансформации и группы соединения обмоток;

· испытание пробы масла или жидкого негорючего диэлектри­ка из бака трансформатора (для определения пробивного напря­жения и тангенса угла диэлектрических потерь);

· испытание изоляции напряжением промышленной частоты, приложенным от внешнего источника;

· испытание изоляции напряжением повышенной частоты, индуцированным в самом трансформаторе;

· проверка потерь и тока холостого хода;

· проверка потерь и напряжения короткого замыкания;

· испытания прочности бака;

· испытания на трансформаторе устройства переключения от­ветвлений.

В процессе эксплуатации, при монтаже и ремонте трансформа­тора проводится также ряд других испытаний и измерений (см. гл. 3).

Измерения сопротивления изоляции обмоток являются обяза­тельными после любого вида ремонта. Определение коэффициен­та абсорбции, измерение tg5 изоляции и емкостных характерис­тик проводят после ремонта с заменой обмоток или при подозре­нии на загрязненность и увлажнение изоляции. Проверка коэффициента трансформации на всех ступенях переключения напряжения и группы соединения обмоток, а также испытание главной изоляции (вместе с вводами) являются обязательными после ремонта трансформатора с заменой обмоток. Испытание продольной изоляции обмоток является желательным после ре­монта с заменой обмоток.

После ремонта с заменой обмоток измеряют потери и ток хо­лостого хода при номинальном напряжении, а также напряжение и потери короткого замыкания при номинальном токе. Допуска­ется превышение расчетных (или заводских) значений тока холо­стого хода не более чем на 30%; потерь — на 15% (для трансфор­маторов прошлых лет выпуска — до 22 %). Допустимые отклоне­ния параметров короткого замыкания — не более 10%. После ремонта без замены обмоток (если производилась подпрессовковка ярем магнитной системы) потери холостого хода допускается из­мерять при пониженном напряжении.

Измерение электрического сопротивления обмоток постоян­ному току производится в случае, если результаты операционно­го испытания при изготовлении обмоток превышают нормируе­мые (различие сопротивлений на одноименных ответвлениях раз­ных фаз не более 2 %). Проверка работы переключающего устройства является обязательной после любого ремонта этого устройства или ремонта, связанного с разборкой привода переключающего устрой­ства, и проводится согласно инструкции завода-изготовителя.

Испытания пробы масла из бака для измерения электрической прочности и сокращенного химического анализа, а также бака трансформатора на плотность избыточным давлением являются обязательными после любого капитального ремонта. Проверка со­стояния индикаторного силикагеля воздухоосушителя производит­ся после текущего ремонта, а испытание трансформатора включением толчком на номинальное напряжение (3. 5-кратное вклю­чение) — после любого капитального ремонта.

Рассмотрим подробнее некоторые виды испытаний.

Испытание трансформаторного масла. Масло подвергают испы­танию на электрическую прочность (на пробой), на диэлектри­ческие потери и химический анализ. Испытание трансформатор­ного масла на пробой производят в аппарате, представленном на рис. 12.20. В чистую сухую стеклянную посуду вместимостью не менее 0,5 л отбирают пробу масла из нижнего или специально предусмотренного крана в баке трансформатора. Затем масло за­ливают в стандартный разрядник маслопробойного аппарата, пред­ставляющий собой специальный фарфоровый сосуд У, в который вмонтированы два плоских электрода 2 и латунные токоведущие стержни 3. К ним подводится высокое напряжение от встроенно­го в аппарат повышающего регулировочного трансформатора.

Чтобы удалить из масла воздушные включения, перед пробоем ему дают отстояться в разряднике в течение 20 мин. Затем при помощи кабеля S с вилкой и рукоятки 9 маслопробойный аппа­рат включают в сеть переменного тока. Плавным движением руко­ятки 4 повышают напряжение на электродах до пробоя. Одновре­менно наблюдают за стрелкой киловольтметра 5, показывающего напряжение, при котором происходит пробой.

Рис. 12.20. Аппарат для определения пробивного напряжения масла:

а — стандартный разрядник; б-внешний вид (1-фарфоровый сосуд; 2- плоский электрод; 3-токоведущий стержень; 4-рукоятка регулировочного трансформатора; 5-киловольтметр; 6 —отверстие с крышкой для разрядника; 7-сигнальная лампа; 8-кабель для включения в сеть; 9-рукоятка автомата включения; 10-клемма заземления)

Всего делают шесть пробоев с интервалами 10 мин. Первый про­бой не учитывают. Среднее арифметическое пробивного напряжения остальных пяти пробоев принимают за пробивное напряже­ние масла. Пробивное напряжение должно соответствовать нор­мам (табл. 12.1), которые зависят от номинального напряжения трансформатора и вида масла.

Вид масла

Нормы пробивного напряжения трансформаторного масла при номинальном напряжении трансформатора, кВ

330 и выше

Свежее сухое после заливки в аппарат

Эксплутационное

Отбирать пробы масла из трансформаторов, находящихся вне помещения, нужно, по возможности, летом в сухую погоду, зимой — в морозную. При внесении пробы в помещение в зимнее время не следует вскрывать посуду, пока масло не нагреется до комнатной температуры, иначе в посуде произойдет конденса­ция паров, что снизит электрическую прочность масла. Пробу от­бирают очень тщательно, так чтобы в масло не попали механи­ческие примеси и влага. Прежде чем заполнить посуду для пробы, сливают 2. 3 л масла и несколько раз ополаскивают ее. Запол­ненную посуду плотно закрывают притертой пробкой и лишь после этого масло отправляют на испытание.

Испытание трансформаторного масла на диэ­лектрические потери заключается в определении tgδ. Для эксплуатационного масла tgδ должен быть не более 1 % при температуре 20 °С и не более 7 % при 70 °С ; для свежего сухого масла при 20° С — 0,2. 0,4 % (в зависимости от сорта масла), при 70 °С — 1,5.-2,5%.

Химический анализ масла заключается в проверке со­ответствия его химических характеристик стандартным. Измене­ние той или иной характеристики масла свидетельствует о техни­ческом состоянии трансформатора. Например, повышение кис­лотного числа, окисление или снижение температуры вспышки паров масла свидетельствует о его разложении в результате мест­ного перегрева внутри трансформатора.

Химический анализ бывает полный и сокращенный. Обычно при ремонтах делают сокращенный химический анализ масла, в объем которого входят: определение кислотного числа, темпера­туры вспышки паров, реакции водной вытяжки, содержания взве­шенного угля и механических примесей; проверка прозрачности масла. Стандартом не допускается присутствие в масле механи­ческих примесей, водорастворимых кислот и щелочей.

Кислотное число показывает, какое количество миллиграммов едкого калия необходимо для нейтрализации кислот, содержа­щихся в 1 г масла при его подкислении. Для свежего сухого масла кислотное число должно быть не более 0,05, для эксплуатацион­ного — не более 0,25. Температура вспышки паров масла должна быть не ниже 135 ºС. Допускается ее снижение не более чем на 5 °С от первоначальной. При полном химическом анализе масла про­изводят, кроме того, проверку вязкости, стабильности, плотнос­ти, температуры застывания и др. Масло трансформаторов с азот­ной или пленочной защитой проверяют на влагосодержание и газосодержание. Влагосодержание по объему должно быть не бо­лее 0,001 %, газосодержание — 0,1 %.

Читайте также:  Деревозащитный декоративный состав умный ремонт

Испытание электрической прочности изоля­ции состоит из комплекса следующих испытаний:

-определение пробивного напряжения масла или другого жид­кого диэлектрика, которым заполнен трансформатор;

-измерение сопротивления изоляции обмоток;

-испытание внутренней изоляции напряжением промышленной частоты, приложенным от внешнего источника (в течение одной минуты);

-испытание повышенным напряжением, индуктированным в самом трансформаторе.

Испытательные напряжения превышают номинальные и зави­сят от условий эксплуатации. Трансформаторы, предназначенные для эксплуатации в электроустановках, подвергающихся воздей­ствию грозовых перенапряжений при обычных мерах грозозащиты, испытываются по нормам для нормальной изоляции, а транс­форматоры, предназначенные для эксплуатации в электроуста­новках, не подверженных воздействию грозовых перенапряжений, или при специальных мерах грозозащиты — по нормам для облег­ченной изоляции. Изоляция трансформатора до проведения ис­пытаний подвергается обработке в соответствии с установлен­ным технологическим процессом.

При испытании изоляции напряжением промышленной часто­ты, приложенным от внешнего источника, проверяется электри­ческая прочность главной изоляции (каждой обмотки по отноше­нию к другим обмоткам, включая отводы и выводы, а также по отношению к баку и другим заземленным частям трансформатора).

Испытывают поочередно изоляцию каждой обмотки. Испыта­ния проводят по схеме рис. 12.21. При этом испытательное напря­жение прикладывается между испытываемой обмоткой, замкну­той накоротко, и заземленным баком. Все остальные вводы дру­гих обмоток соединяют между собой и заземляют вместе с баком и магнитной системой. Напряжение к первичной обмотке повы­шающего трансформатора подводят от генератора переменного тока с регулируемым возбуждением или от регулировочного автотрансформатора. Испытательное напряжение поднимают плав­но и выдерживают в течение 1 мин. Возрастание тока и снижение напряжения, фиксируемые приборами, обычно указывают на на­личие дефекта в изоляции испытываемого трансформатора. По­вреждение в испытываемом трансформаторе проявляется в виде потрескивания и разрядов.

Рис. 12.21. Схема испытания изоляции обмотки ВН приложенным на­пряжением:

1 — регулировочный трансформатор; 2— вольтметр; 3 — амперметр; 4— испыта­тельный трансформатор

Трансформатор считают выдержавшим испытания, если в про­цессе испытания не наблюдалось полного разряда (по звуку), раз­ряда на защитном шаровом промежутке, выделения газа и дыма или изменения показаний приборов. Если при испытании отме­чены разряды в баке, сопровождающиеся изменением режима в испытательной установке или появлением дыма, активная часть подлежит осмотру, а при необходимости разборке для выяснения и устранения причины разрядов или пробоя.

Продольная изоляция обмотки (изоляция между витками, ка­тушками, слоями, фазами) испытывается повышенным напря­жением, индуктированным в самом трансформаторе. Испытания проводят путем приложения к одной из обмоток двойного номи­нального напряжения этой обмотки при повышенной частоте (но не более 400 Гц)- Повышение частоты необходимо во избежание чрезмерного увеличения индукции и намагничивающего тока. Испытания проводят по схеме опыта холостого хода напряжени­ем частоты не менее 2fном при продолжительности испытания 1 мин. (При более высоких частотах длительность уменьшается, но она не должна быть менее 15 с.)

Основным дефектом, который выявляется при таком испыта­нии, является замыкание между витками или слоями обмотки, а также между отводами. Если имеются признаки дефекта, то важ­но до разборки трансформатора путем измерений токов и напря­жений по фазам установить дефектную фазу. Затем эта фаза под­вергается тщательному осмотру. Дефектное место обмотки можно определить индукционным методом или измерением электричес­кого сопротивления.

Индукционный метод для нахождения короткозамкнутого витка основан на наличии электромагнитного поля вокруг короткозам­кнутого витка, созданного в нем индуктированным током корот­кого замыкания. Поле вокруг остальных витков отсутствует. Нали­чие и положение короткозамкнутого витка обнаруживают особой катушкой, называемой искателем, к которой подключен чувстви­тельный прибор. Измерительный аппарат состоит из искателя и указателя. Искатель представляет собой многовитковую катушку, насаженную на магнитопровод, состоящий из нескольких плас­тин электротехнической стали, и присоединенного к ней указа­тельного прибора (рис. 12.22).

Напряжение в проверяемой обмотке индуктируется «питате­лем», который выполняется аналогично представленному на рис. 12.22, а искателю или представляет собой длинный стержень с намотанными по всей длине витками. Обмотка питателя под­ключается к сети (36, 127 или 220 В). Если проверяемая обмотка насажена на стержень магнитной системы, возбуждение осуще­ствляется обычным путем (при подаче небольшого напряжения, безопасного для персонала). Перемещая искатель сначала вдоль обмотки, а затем в радиальном направлении, устанавливают ме­сто замыкания по наибольшему отклонению прибора.

Оценка состояния изоляции. Для оценки состояния изоляции трансформатора в процессе монтажа перед пуском, после ремон­та и в процессе эксплуатации проводятся следующие испытания:

-измерение сопротивления изоляции обмоток через 60 с после приложения постоянного напряжения (R60″)

-определение отношения значений сопротивлений изоляции, измеренных через 60 и 15 с после приложения к ним постоянного напряжения (определение коэффициента абсорции Кабс= R 60″/ R 15″);

-измерение угла диэлектрических потерь tgδ изоляции обмоток при приложении к ним переменного напряжения;

-измерение изоляционных характеристик масла: пробивного на­пряжения, угла диэлектрических потерь и влагосодержания масла;

-определение влагосодержания установленных внутри бака транс­форматора образцов твердой изо­ляции ;

-определение отношения емко­стей изоляции обмоток, измерен­ных при приложении напряжений частоты 2 и 50 Гц (С2/С50);

-измерение прироста абсорбционной емкости (∆С/С)

Рис. 12.22. Общий вид (а) и принципиальная схема (б) устройства для обнаружения короткозамкнутого витка:

1— указательный прибор; 2 — защитный кожух; 3— катушка; 4 — сердечник

Рис.12.23. Схема измерения сопротивления изоляции обмоток:

1-мегаомметр; 2-вводы ВН; 3-вводы НН; 4-бак трансформатора.

Оценка состояния изоляции производится на основании комплекса испытаний. Допустимые зна­чения изоляционных характеристик для трансформаторов клас­сов напряжения до 35 кВ и номинальной мощностью до 10 МВА приведены в табл. 3.1. Значения сопротивления изоляции R60″ и отношения R 60″/ R 15″ позволяют выявить грубые дефекты в изоля­ции перед включением трансформатора под напряжение, возник­шие, например, в результате местных загрязнений, увлажнения или повреждения изоляции. В сочетании с другими показателями эти характеристики позволяют оценить степень увлажнения изо­ляции.

Измерение сопротивления изоляции обмоток производится при температуре не ниже +10° С мегаомметром класса 1000 В в транс­форматорах класса напряжения до 35 кВ и мощностью до 16 МВА, и класса 2500 В с пределами измерения 0. 10000 МОм — во всех остальных. При этом за температуру изоляции в масляных транс­форматорах принимают температуру масла в верхних слоях, в су­хих — температуру окружающего воздуха.

Измерения сопротивления изоляции для двухобмоточного трансформатора проводятся по следующей схеме: первое измере­ние между обмоткой ВН и баком при заземленной обмотке НН (сокращенная запись схемы измерения ВН—бак, НН); второе: НН — бак, ВН; третье — ВН + НН — бак (рис. 12.23).

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector