Меню

Говори ты можешь ремонта



Говори ты можешь ремонта

© Р. Т. Августова, 2015

© ООО «Издательство „Этерна“», оформление, 2015

«Этому знанию никто их не обучал, оно в их природе… Зрение особого рода, глаза души, которыми эти дети видят невидимое другим…»

О ком это? О каких детях?… О каких-то сверходаренных, о гениальных?…

Многие годы Ромена Теодоровна Августова занимается педагогикой речи. Она учит говорить детей, которые совсем говорить не умеют и которым говорить трудно из-за поражений мозга (при ДЦП, например) или тяжелых форм заикания.

Отдельную группу среди ее учеников составляют дети с синдромом Дауна, или, как их зовем меж собой мы, врачи, даунята.

Слово «даун» уже стало почти нарицательным для обозначения умственной отсталости. В каждой семье есть некая вероятность рождения такого ребенка, отмеченного перстом судьбы, так отмеченного, что это всем сразу видно: малый рост, нескладное, рыхлое тело, уплощенное монголоидное личико с маленькими узкими глазками. Ежегодно в стране их рождается более двух тысяч. Мутация, генетическое отклонение: одна лишняя хромосома в клетках как бы отдельная, особая порода внутри человечества. Раньше таких детей, валя в одну кучу с другими олигофренами, называли попросту идиотами. («Идиот» – буквально «иной», «чужой».)

Мне тоже иногда приходилось с ними работать в психиатрических клиниках и диспансерах; не столько, правда, с ними, сколько с родителями, психологически их поддерживая. (Ведь рождение дауненка – огромная психотравма, удар, который не каждый выдерживает, особенно поначалу…) Когда смотришь ближе, видишь, что при одноприродности и кажущейся одинаковости даунята бывают разными, как и обычные, нормальные дети. Некоторые бормочут что-то нечленораздельное, производят странные телодвижения, почти ничего не понимают, пускают слюни. А другие по внешнему поведению близки к норме, общительны, разговорчивы.

Самое же характерное практически для всех – и очень отсталых, и относительно «продвинутых» – какая-то удивительная душевная аура. Даунята, как правило, совершенно неагрессивны и, хотя могут иногда быть беспокойными и суетливыми, всегда добры, благостны и потрясающе сопереживательны, резонансны. Помню, жил у нас в кафедральной психиатрической клинике Первого Московского мединститута «педагогический» дауненок Кеша, его держали главным образом для того, чтобы демонстрировать студентам. Милое создание, веселое, доверчивое и послушное. Очень любил помогать при раздаче пищи и уборке посуды. За фантастическую эмоциональную отзывчивость его называли «наш барометр» или «счетчик Гейгера». Много раз я видел, как Кеша, словно магнитом притянутый, оказывался около какого-нибудь больного, страдающего в данный момент особенно тяжело, и начинал страдать вместе с ним: плакал, стонал, терзался, метался… Уже за два-три часа до того, как у одного тяжелого эпилептика должен был начаться припадок, Кеша не отходил от него и проявлял признаки напряженности и беспокойства, тер себе левый висок. Как потом выяснилось при электроэнцефалограмме, эпилептический очаг у этого пациента находился именно в левой височной доле.

На уровне чувств существа гениальные, даунята неполноценны по части интеллекта, это очевидно. Но вот нашелся наконец человек, доказавший, что и это не так или, скажем точнее, вовсе не так.

Открытие Ромены Августовой: доказательство и методическое обоснование того факта, что дети с синдромом Дауна педагогически не безнадежны, а только особо зависимы, сверхзависимы от того, как с ними занимаются, как их учат. Они обучаемы до уровня по крайней мере среднего образования. Их можно научить не только нормальной членораздельной речи, но и чтению, и письму, и арифметике, и многому другому. А главное – привить желание учиться и стремление к самосовершенствованию, как раз то самое человеческое из человеческого, что так часто, увы, убивает в зародыше наше так называемое воспитание и так называемая педагогика, превращающая в идиотов нормальных детей.

«На моих глазах происходило превращение безгласного существа в личность, в ребенка, которому все интересно, который думает, рассуждает, читает, проявляя при этом удивительные настойчивость и терпение».

Читайте также:  Газовый котел бакси двухконтурный настенный ремонт

Это о них, о даунятах. Какой родитель не пожелал бы этого для своего ребенка, самого что ни на есть полноценного?…

Жан Ванье, великий подвижник нашего времени, создавший уникальное сообщество для жизни психически неполноценных и умственно отсталых детей и взрослых, сказал, что такие люди нужны человечеству, чтобы оно училось открывать в себе Бога, училось любви. Вернее не скажешь. И в этом же главный смысл того труда, который у вас в руках, дорогой читатель.

Ромена Августова не просто педагог от бога, умеющий то, что не умеют другие. Она учитель родителей, учитель учителей и, не побоюсь пафосности, именно учитель любви, настоящей любви к ребенку – зрячей и трезвой, без иллюзий и сантиментов. На каждой странице ее книги россыпи опыта, жемчужины мудрости. Написано ясно и ярко, захватывающе легко, так, как она ведет и свои занятия.

Это книга, которую стоит прочесть всем, у кого есть дети, и каждому, кто только еще собирается стать родителем, каждой матери и отцу. Каждому педагогу.

доктор медицины и психологии, президент Фонда психологической помощи

Памяти моей матери

Ярославы Георгиевны Августовой,

большого друга маленьких детей

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию, в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, мы сталкиваемся с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт. Но одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики. Рекомендации в данном случае могут носить только общий характер. Оставляя в стороне орфоэпические особенности, назовем хотя бы немного из того, что делает русский язык одним из самых трудных языков мира: сюда входит многообразие лексики, сложность словообразования, особенности предложно-падежной системы, огромное количество производных слов, подвижные ударения, богатство синтаксических моделей. Как правило, овладение даже элементарными навыками разговорной речи у детей с синдромом Дауна надолго запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе.

Если в Москве и Санкт-Петербурге специалисты начинают поворачиваться лицом к проблеме инвалидов, которые в течение долгого времени были лишены их внимания, то на огромных просторах России, вдали от центра, родители таких детей не получают никакой помощи и самостоятельно не только не в состоянии справиться с трудной задачей обучения детей родному языку, они не знают, с какой стороны к этому вообще подобраться.

На протяжении нескольких лет я занимаюсь с группой детей Московской ассоциации «Даун-синдром». Мною разработана методика развития речи, а также методика обучения чтению детей с синдромом Дауна, первую из которых я подробно излагаю в этой, адресованной родителям книге. По такой же методике занимались дети с диагнозами «гидроцефалия», «олигофрения» и «детский церебральный паралич»: все трое попали ко мне случайно, и у всех троих был один и тот же результат – они научились говорить и читать.

Источник

Мама, пока мы делаем ремонт, ты можешь жить тут, а вот когда все доделаем, ты переедешь в комнату. Какая тебе разница где жить

Здравствуйте дорогие читатели! Приятного чтения!

Никогда бы не подумала, что дети так жестоко могут поступить с родителями.

Читайте также:  Все про ремонт видеорегистраторов

Ваню я знаю со школьной скамьи. Он всегда производил впечатление доброго, воспитанного и вежливого молодого человека.

Понятно, что жизнь идет , люди меняются. Мы живем в одном городе, иногда встречаемся на улице и перекидываемся словечками о жизни.

Его мама очень добрая женщина, она всю жизнь проработала в городской библиотеке директором. За все время, что я ее знаю, не слышала плохого слова от нее.

Она заслужено ушла на пенсию. У нее очень много Благодарностей и от администрации города и от учебных заведений.

Одним словом эта женщина просто ангел. Ее муж буквально лет 5 назад ушел из жизни. Ночью остановилось сердце.

Я всегда думала, что они воспитали хорошего сына, до того момента когда они вместе с его подругой наглым образом ее обидели.

Этот случай она мне и рассказала, когда я в очередной раз ее увидела на улице.

В ее взгляде была такая пустота, чувствовалось что ей очень тяжело. Я спросила ее:

Алевтина Ивановна, что-то вы совсем грустная, что у вас случилось.

Мы сели на лавочку, она глубоко вздохнула и начала изливать горечь в душе

Значит ее сын Ваня, все время жил с ними, закончил институт, пошел работать. Все вечера он просиживал у компьютера , что-то все время там читал.

Оказалось , он сидит на сайтах знакомств. В реальной жизни у него ничего не получалось, он был робким.

Мама временами спрашивала шутками, ну что когда с невестой уже познакомишь, пора бы уже с холостяцкой жизнью и прощаться, завести детей и жить взрослой жизнью.

Прошло совсем не много времени. Алевтина Ивановна предложила сыну сделать ремонт, я немного скопила деньжат можем позволить. Сын на это не отреагировал.

Позже она заметила, что он много стал с кем-то разговаривать по телефону. Приходил с работы , мылся , ел и убегал нарядный из дома.

Алевтина Ивановна радовалась, думала, ну наконец-то решился. Но недолго это счастье длилось.

Дальше когда она начала рассказывать, у нее ручьем потекли слезы, она в захлеб говорила и дрожащей рукой вытирала платочком нежно глаза.

В один прекрасный день, Ваня пришел и сказал, мам, я тут с девушкой познакомился, она приезжая. Хочу на ней жениться, она поживет с нами. Квартира у нас большая всем места хватит.

Маму это ошарашило, не думала она , что мужчина которого она вырастила приведет в дом невестку и будут с ней жить. Для нее это было не по- мужски. Она из вежливости сказала ну приводи познакомимся хоть с твоей девушкой.

В один из дней Ваня привел Маргариту. Девушка была очень вульгарно одета, на лице гора косметики. Она сразу ей не понравилась.

Маргарита была не из числа скромных. Тут же указала Ване, что стоишь помоги раздеться, подай тапки, только нормальные , а не вот эти заношенные годами.

Прошла в комнату, не обращая внимания на Алевтину Ивановну начала разглядывать квартиру. С ухмылкой и неприязню смотрела на обстановку.

Да уж, ну вы и живете. Это же прошлый век. Ну ничего, Ваня сказал вы Мама, скопили денег на ремонт. Значит сделаем тут все как я хочу.

Все старье выкинем, эти сервизы тут не с месту, обои совсем не в тему. Сколько Вы денег накопили? Мне нужно понимать на что хватит, а там Ваня кредит возьмет.

Алевтина Ивановна сидела в недоумении, у нее пересохло в горле , она не могла обранить ни слова.

Ну что молчишь, мама, можно я сразу на ты . Говори давай сколько скопила?

Читайте также:  Ремонт газовой колонки аег

Маргарита зыркнула на Ваню и обронила, что стоишь как истукан, иди сделай нам к столу что-нибудь.

Ваня пошел. Мама сидела и набиралась смелости раз в жизни сказать плохое и грубое слово.

Маргарита не унималась.

Так мама, я тут подумала, пока мы делаем ремонт, ты можешь жить тут, а вот когда все доделаем, ты переедешь в комнату при общежитии, где я живу. Там и поживешь, какая тебе разница где свои дни доживать.

Тут Алевтина Ивановна не выдержала, ни кто за ее долгую жизнь так не поступал унизительно с ней.

Она криком произнесла

Ну ка вон отсюда, чтобы ноги твоей больше у меня в доме не было.

Маргарита рявкнула в ответ

Старая мымра сиди сама тут в своей норе. Оделась, крикнула Ивану пошли живей отсюда.

Ваня оказался тряпкой. Он ушел следом за Маргаритой, сделал еще больнее матери.

Алевтина Ивановна пару дней пролежала в постели, приходила к ней соседка помогала поправить здоровье.

Я не могу поверить, что наш Ванечка так мог поступить со мной. Он даже не вступился за меня. Позволил этой девке так унизительно и нагло говорить в моем доме. Был бы жив Алексей Дмитриевич, он бы не дал так обращаться со мной. Мне очень больно , это же мой сын, в которого я всю любовь и заботу вкладывала из-за дня в день. А он так со мной.

Она плакала , мне было очень жалко ее, Ивана хотелось разорвать на части.

Алевтина Ивановна немного успокоившись сказала:

Галечка милая, спасибо что выслушала, мне стало легче. Я тут подумала, что квартиру отпишу кому нибудь из учеников из интерната, есть у меня на примете девочка. Уж лучше ей, чем этим нелюдям.

Она обняла меня и пошла медленной походкой вдоль аллеи. Я смотрела на нее и мое сердце обливалось кровью.

Почему люди бывают такими жестокими. Где их совесть, где уважение к старшим и тем более к родителям.

Благодарю, что прочитали статью. Подписывайтесь на канал.

Источник

Говори! Ты это можешь. Как развивать речь ребенка и учить его читать, особенно в «безнадежных» случаях Текст

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Как научить ребенка говорить? Как помочь ему раскрыть свои способности и творческие задатки? Как правильно общаться с «трудными» детьми? На эти и многие другие вопросы отвечает эта книга.

Ее автор – человек поистине уникальный. Ромена Теодоровна Августова – создатель единственной в своем роде методики обучения детей с синдромом Дауна. Благодаря этому педагогическому открытию дети с трудностями развития становятся личностями, думающими и способными к творчеству.

  • Возрастное ограничение: 16+
  • Дата выхода на ЛитРес: 12 апреля 2016
  • Дата написания: 2015
  • Объем: 350 стр.
  • ISBN: 978-5-480-00210-2
  • Правообладатель: Этерна
  • Оглавление

Но если ваше дитя желает приобщиться к полезному труду – убрать в раковину грязную посуду, накрыть на стол, полить цветы, самостоятельно одеться, – такой порыв всегда нужно поощрять, как бы вам ни хотелось сделать все самим да побыстрее. Не делайте за ребенка то, что он мог бы сделать сам, постепенно и постоянно обучайте тому, с чем он самостоятельно пока не справляется.

Но если ваше дитя желает приобщиться к полезному труду – убрать в раковину грязную посуду, накрыть на стол, полить цветы, самостоятельно одеться, – такой порыв всегда нужно поощрять, как бы вам ни хотелось сделать все самим да побыстрее. Не делайте за ребенка то, что он мог бы сделать сам, постепенно и постоянно обучайте тому, с чем он самостоятельно пока не справляется.

Источник