Меню

Головки при ремонте авто



Отремонтировать или купить

Отремонтировать или купить головку блока цилиндров двигателя

Головка блока цилиндров современного двигателя — представляет собой сложный комплекс узлов и механизмов. Ремонт головки блока цилиндров является сложным и трудоемким процессом.

Для проведения операций по восстановлению головки блока цилиндров необходимо использовать специальное высокотехнологичное оборудование, которая позволяет точно выполнять требуемые операции.

Разборка и снятие головки блока цилиндров.

Для начала необходимо определить техническое состояние головки блока цилиндров, после чего ее снимают с двигателя.

Существуют операции, которые можно проводить без снятия головки блока цилиндров, такие как: замена уплотнений, маслосъемных колпачков. Для проведения профессионального ремонта головки блока цилиндров необходимо использовать набор, состоящий из: прокладок, сальников и т.д.

Перед снятием головки блока цилиндров обязательно не забудьте проверить положение коленчатого вала и распределительного вала по меткам. При проведении ремонта на двигателях отечественного производства такая операция не является обязательной, что нельзя сказать про двигатели иностранного производства, где необходимо придерживаться наивысшей точности с нанесением дополнительных меток. Подробнее о технологии снятия головки блока цилиндров можно узнать в руководстве по эксплуатации и ремонту автомобилей для конкретных моделей.

Общие приемы, которые используются при снятии головки блока цилиндров:

— При отвертывании болтов крепления головки блока цилиндров, необходимо ослабить их на пол или один оборот (операция проводится с середины в стороны), после чего болты выворачиваются полностью (эти операции позволяют избежать коробления головки во время откручивания болтов из-за неравномерности усилий, возникающих в процессе отворачивания);

— Если болты головки блока цилиндров имеют шлицы, обязательно очистите их от нагара (такая предусмотрительность поможет вам правильно надеть ключ на болт и не приведет к срыву ключа).

— Проследите за схемой вакуумных соединений, если такой схемы у вас нету зарисуйте ее, во избежание ошибок при сборке.

— После разборки головки блока необходимо разобрать и вынуть клапаны и заменить прокладки коллекторов.

— Снять пружины клапанов (для снятия пружин клапанов используют рычажные приспособления).

Для разборки головки блока можно приобрести автоматизированный стенд, но цена такого стенда будет очень высока, поэтому можно воспользоваться съемниками ВАЗ, которые часто подходят для разных иностранных автомобилей.

Есть и другие способы: например, сильным ударом молотка ударить по тарелке пружины клапана через стальную трубу, что приведет к повреждению стержня клапана и образования на нем осечек, как раз в том месте, где ходит масляный колпачок.

После разборки головка блока цилиндров подвергается полной очистке и вымывается, старые прокладки удаляются. Затем проводят дефектацию головки блока цилиндров, чтобы определить объем предстоящих работ. Для этого с помощью специальных инструментов выполним некоторые измерения.

Дефектация головки блока цилиндров

Для проверки технического состояния головки блока цилиндров необходимо использовать набор измерительных инструментов.

Контроль размеров и параметров головки блока цилиндров:

  1. С помощью специальной лекальной линейки и набора щупов проводим замеры нижней плоскости головки блока цилиндров. Максимальная допустимая толщина щупа должна быть в пределах 0,05-0,06 мм.
  2. С помощью микрометра измеряют износ опорных шеек кулачкового вала и его подшипников.
  3. С помощью нутромера замеряют диаметры шеек. Зазор в подшипнике не должен превышать 0,10 мм., (если на контролируемой поверхности обнаруживаются риски, царапины, задиры распределительный вал подлежит замене и головка блока ремонту).
  4. С помощью микрометра замеряют диаметр стержня клапана в верхней и нижней части. Износ стержня верхней и нижней части не должен превышать 0,02-0,03 мм. Если износ составляет больше 0,02-0,03 мм. клапан подлежит замене.
  5. Направляющие втулки замеряют нутромером (зазор не должен превышать 0,07-0,08 мм.). Если зазор находится в больших пределах, направляющие втулки меняют или ремонтируют.
  6. Далее визуально определяем износ седел клапанов, толкателей, рычагов, коромысел, кулачков и других частей головки блока цилиндров.
  7. Осмотреть головку блока цилиндров на различные дефекты, типа трещин и нагара.

Если трещина в камере сгорания, или ее стенки повреждены, то головка проверяется на герметичность. Для проверки головки блока на герметичность используют специальные – опрессовки.

  1. Если обнаружена трещина головки блока цилиндров ее необходимо купить и заменить или отремонтировать.

Ремонт трещин головки блока цилиндров это сложная процедура, которая требует совершенных и дорогих ремонтных технологий. Поэтому, если вы любитель надежности, лучше купите и замените головку блока цилиндров.

Что лучше отремонтировать или купить головку блока цилиндров? Решать вам.

Ремонт головки блока цилиндров стоимость: 50-400 долларов.

Стоимость головки блока цилиндров двигателя: 200-2000 долларов.

Источник

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) двигателя

Одним из самых важных элементов конструкции двигателя является головка блока цилиндров. Она закрывает и защищает камеры сгорания, основные части газораспределительного механизма, каналы системы смазки и другие важные детали агрегата. Следует отметить, что головка вместе с блоком формируют водяную «рубашку» охлаждающего устройства. Поэтому своевременная дефектовка этого компонента необходима для обеспечения нормальной работы мотора.

В каких случаях нужен ремонт ГБЦ?

Естественный износ узлов, а также перегрев двигателя может стать причиной деформации этой детали, а также появления на ее поверхности трещин и коррозий. А это, как правило, приводит к разрушению участков камер сгорания и седел клапанов, падению уровня тормозной жидкости и другим неприятным последствиям. Таким образом, ваш автомобиль может быстро выйти из строя.

Поэтому советуем систематически проверять работоспособность данного элемента, не дожидаясь обязательного технического осмотра. Основная ваша задача в процессе эксплуатации машины — это следить за уровнем масла и охлаждающей жидкости, показаниями панели приборов, а перед длительной поездкой производить визуальный осмотр всех составных частей автомобиля.

Комплексный ремонт гбц включает в себя:

  • полную замену или восстановление распределительного вала и его постелей;
  • починку резьбы в отверстиях для монтажа элементов;
  • обновление прокладки;
  • общую проверку на герметичность детали;
  • механическую обработку в зоне привалочной плоскости;
  • тщательную очистку всех элементов от масляного нагара;
  • замену направляющих клапана.

Нюансы ремонта головки блока цилиндров

Эта важная деталь двигателя нуждается в полной диагностике на современном оборудовании и специальных стендах. Чтобы избежать случайных поломок частей движка, снятие и установка ГБЦ должны производится опытными специалистами согласно инструкции производителя для данного типа мотора.

После проверки на ее целостность, наличие дефектов, трещин, как правило, происходит шлифовка плоскости прилегания к блогу цилиндров с помощью абразивных инструментов. В этом случае стоит учитывать различные особенности конструкций ГБЦ.

При комплексном ремонте чаще всего заменяются мелкие детали: малосъемные колпачки, сальники распределительных валов, прокладки между головкой и блоком. В некоторых ситуациях необходима также притирка и регулировка клапанов.

Источник

Устройство гбц, неисправности и ремонт

ДВС состоит из корпуса, в который входит блок цилиндров и ГБЦ, соединенные между собой. Верх гбц закрыт крышкой клапанов, а низ блока цилиндров закрыт картером. ГБЦ испытывает тепловые нагрузки и давление 35-40 кг/см2, крепится к блоку цилиндров на болты или шпильки и отделяется от него прокладкой. В ГБЦ входной и выходной каналы предназначены для смазки и охлаждения. Таким образом, головка цилиндра — фундаментальный компонент двигателей внутреннего сгорания.

Управляет рабочими процессами, происходящими внутри:

  • работой клапанов,
  • камер сгорания,
  • циркуляцией смазки, охлаждения,
  • снабжения горючей смесью,
  • газоотвода.

Как устроена ГБЦ

Это сложная и продуманная часть бензиновых и дизельных двигателей. Головки цилиндров в автомобильных двигателях изготавливаются из легких металлов или алюминиевых сплавов и отлиты. Компоненты гбц отличаются в зависимости от типа топлива, на котором работает двигатель.

Компоненты головок цилиндров, назначение.

  1. Впускные и выпускные клапаны, используются для ввода воздушно-топливной смеси и вывода выхлопных газов.
  2. Распредвалы открывают и закрывают клапаны, приводятся в действие цепью ГРМ или ремнем привода, соединенными с коленчатым валом двигателя.
  3. Инжекторы (бензин), через них бензин впрыскивается непосредственно в ДВС;
  4. Инжекторы (дизель), используются для впрыска дизельного топлива непосредственно в камеру сгорания или во впускную камеру;
  5. Свечи зажигания (бензин) или свечи накаливания (дизель), инициируют сгорание в двигателе (бензин) или являются вспомогательным средством для холодного запуска (дизельное топливо).

На фото показана работа 4-тактного бензинового двигателя.

  1. В 1 положении поршень в нижней мертвой точке; кулачок распредвала открывает впускной клапан, цилиндр принудительно (стартером) заполняется смесью бензина с воздухом.
  2. Во 2 – поршень достиг верхней точки, при закрытых клапанах происходит сжатие смеси, температура и давление в камере сгорания повышаются.
  3. В 3 – смесь воспламеняется, образуются газы, которые толкают поршень вниз; рабочий ход, коленчатый вал, соединенный шатунами с поршнем, преобразует поступательное движение во вращение вала.
  4. В 4 – поршень проходит нижнюю точку и движется вверх по инерции за счет маховика, выпускной клапан открывается, отработанные газы отводятся по каналам в выхлопную трубу.

Температура сжатия достигает 300-400°С, а давление 0.1-0,15 Мпа, а в момент воспламенения – 2500°С и 3-4 МПА. Наличие сложных компонентов в ГБЦ приводит к дорогостоящему ремонту, если вовремя не устранить проблему: стук клапанов, износ кулачков распределительного вала, разрушение прокладки.

Причины дефектов ГБЦ

Задача гбц – создать воздушно-топливную смесь в камере сгорания и воспламенить в нужный момент. Головки цилиндров не застрахованы от повреждений. Дефекты возникают, как изначально незамеченные, так и при авариях или усталостном износе.

Эти повреждения вызваны следующими факторами:

  • сверх нагрузки на головки цилиндров;
  • недостаточное или неправильное ТО;
  • брак изготовления;
  • отсутствие защиты от замерзания и коррозии в контуре охлаждающей жидкости;
  • неадекватная смазка.

Устраняйте дефекты головки цилиндров в мастерской

Для предотвращения повреждений важно регулярное ТО и уход за двигателем. Ремонтные работы на головках цилиндров, такие как замена прокладки головки цилиндров, сложны и ответственны. Работы по регулировке клапанов, замены комплектующих деталей, ремонту распределительных валов, подбору и регулировки свеч зажигания, выполняют опытные механики в оборудованной мастерской.

Вот как выглядит ГЦБ при снятой крышке клапанов.

  1. – головка цилиндра OHС, покомпонентный вид клапана, уплотнения, пружины.
  2. – гбц, распределительный вал и крышка подшипника.

Ремонт головки цилиндров трудоемкий и сложный. Вместе с заменой ГБЦ меняют прокладку, моторное масло, охлаждающую жидкость. Проверяют регулировку ГРМ.

По каким признакам определяют разгерметизацию прокладки

  1. Из выхлопной трубы автомобиля поступает белый дым.
  2. Снижен уровень масла в течение короткого периода времени.
  3. Моторное масло с молочным эффектом, если присутствует охлаждающая жидкость.
  4. В контур охлаждающей жидкости поступает моторное масло. Это оценивают визуально: охлаждающая жидкость выглядит темнее и грязнее.
  5. Масло вытекает из головки блока цилиндров (часто вместе с охлаждающей жидкостью).
  6. Увеличенный расход охлаждающей жидкости в течение короткого периода времени
Читайте также:  Как отмыть двери после ремонта от белого налета

Как проверить прокладку головки блока цилиндров самостоятельно

Если симптомы не являются постоянными, прокладка головки блока цилиндров проверяется держателем автомобиля с помощью профессиональной мойки двигателя. При промывке двигателя удаляется преимущественно масляная грязевая пленка, которая прилипает к двигателю. Если после промывки снова образуются подтеки — подозревается, что испарения масла выходят наружу, а прокладка головки цилиндров протекает.

Промывку двигателя выполняйте тщательно и, по возможности, пусть это сделает специалист. Если это выполняется неправильно – кабели, блоки управления и другие детали могут быть повреждены. Кроме того, современные двигатели часто устанавливаются так, что испытание таким образом вряд ли возможно.

Сложности замены ГБЦ

С внедрением четырехклапанной технологии и прямого впрыска, сложность ремонта ГБЦ повысилась. Верхние распределительные валы являются стандартными; они управляют клапанами. Современные двигатели обычно имеют 4 клапана на 1 камеру сгорания. Распределительные валы управляются зубчатым ремнем или цепью. Установка и регулировка распредвала представляет сложность. Возможно, даже замена ремня привода ГРМ или цепи хватит для регулировки.

Привод распредвалов ГБЦ

Для привода распредвалов используют крутящий момент коленчатого вала двигателя. Типы приводов на снимке.

(1) – Цепной. Установливали на Kia Rio или Hyundai Solaris прошлого поколения.

(2) – Шестеренный привод ГРМ для V- двигателей.

(3) – Ременный привод, устанавливается на современные автомобили.

(4) – Зубчатый ремень, производители гарантируют пробег не менее 100 000 км.

Как найти правильную головку блока цилиндров

Найдите новую головку цилиндров по разумной цене у дилеров запасных частей автомобиля. ГБЦ не из дешевых — зависит от модели и бренда авто. Повреждение ГБЦ случается редко — фактически рассчитана на сотни тысяч километров. Поэтому есть возможность приобрести дешево б/у гбц. Например, от аналогичного двигателя, головка цилиндра которого «выжила» в результате аварии и осталась неповрежденной.

На что обратить внимание при покупке ГБЦ

Точная совместимость. Даже с таким же количеством цилиндров гбц Opel Corsa D вряд ли будет совместима с головкой Audi A5 или Toyota Auris. Подгонка должна быть точной, тем более, что необходимые крепежные винты и прокладки не будут совпадать.

Кроме того, рассмотрите еще один момент при покупке ГБЦ: конкретизируйте запрос по оригинальному коду запчасти. Посмотрите внимательно на комплектацию, часто гбц поставляется без внутренностей.

Головка блока цилиндров прослужит вам до конца жизни автомобиля, если обеспечите правильное ТО и уход. Следите за охлаждающей жидкостью и смазкой. Проблемы ГБЦ связаны с перегревом и, как следствие, разрывом прокладки. И это еще не самый худший вариант, если вовремя заметите опасность. Ну, а признаки поврежденной прокладки вы уже знаете.

Источник

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

Что такое ГБЦ в авто простыми словами

Головка блока цилиндров (в дальнейшем ГБЦ), или сокращенно «головка», «голова» двигателя, расположена в его верхней части. Она соединяется с блоком цилиндров при помощи болтов. Это одна из главных деталей мотора, являющаяся основой конструктива.

ГБЦ можно сравнить с крышкой, закрывающей цилиндры двигателя. Стык между ней и блоком очень тщательно герметизируется с помощью специальной обжимной прокладки, для того чтобы обеспечить высокую компрессию горючей смеси во время рабочего такта. Нарушение этого соединения приведет к поломке автомобиля.

В состав ГБЦ входят детали, отвечающие за процесс смесеобразования и подачи топлива в камеру сгорания. Правильное соотношение между горючим и воздухом достигается благодаря синхронизированной работе всех элементов головки. От состояния и качества настройки ее частей во многом зависит бесперебойное функционирование мотора.

Головка изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Последний материал более предпочтителен из-за меньшего веса. Однако имеет недостаток, связанный с большей текучестью и склонностью металла к короблению при высоких температурах в случае перегрева мотора. Рядные двигатели имеют, как правило, одну головку блока цилиндров. V-образные – две головки. И, наконец, экзотические W-образные двигатели оснащаются как минимум тремя головками. При любом их количестве наполнение узла остается примерно одинаковым.

Какие бывают головки

Головки блока цилиндров производят методом литья из легированного чугуна или сплавов на основе алюминия. Изделия из алюминиевого сплава не так прочны, как чугунные, зато легче и меньше подвержены коррозии, именно потому их применяют в моторах большинства легковых автомобилей.

Чтобы ликвидировать остаточное напряжение металла, деталь подвергают обработке по специальной технологии. Затем производится фрезеровка и сверление.

В зависимости от конфигурации двигателя (расположения цилиндров, коленвала и распредвалов) он может иметь различное количество ГБЦ. В однорядном агрегате головка одна, в моторах другого типа, например, V-образном или W-образном, их может быть две. Крупногабаритные двигатели обычно оснащаются отдельными головками для каждого цилиндра.

Конструкция ГБЦ различается также в зависимости от количества и расположения распределительных валов. Распредвалы могут монтироваться в дополнительном отсеке головки, а могут устанавливаться в блоке цилиндров.

Возможны и другие конструктивные особенности, которые зависят от количества и расположения цилиндров и клапанов, формы и объема камер сгорания, расположения свечей или форсунок.

В двигателях с нижним расположением клапанов головка имеет значительно более простое устройство. В ней имеются лишь каналы циркуляции антифриза, посадочные места для свечей зажигания и элементы крепления. Однако такие агрегаты обладают низкой эффективностью и в автомобильной промышленности давно уже не используются, хотя их все еще можно встретить в специальной технике.

Как расшифровывается ГБЦ

Аббревиатура ГБЦ расшифровывается просто. Это головка блока цилиндров – деталь, которую можно отнести к одной из самых важных во всем двигателе внутреннего сгорания в целом. Именно этот узел контролирует процесс сгорания топлива и отвечает за вывод наружу отработанных элементов, в данном случае газов. Чтобы лучше понять, что такое ГБЦ в двигателе автомобиля, нужно подробно рассмотреть его конструкцию и разобрать основные функции.

Что такое ГБЦ, где она находится и зачем нужна в машине

ГБЦ — это Головка Блока Цилиндров (или в обиходе просто «головка») в ДВС (двигателях внутреннего сгорания). Она находится на поверхности двигателя и запирает камеры сгорания цилиндров, которые являются главной конструктивной частью любого силового агрегата. Другими словами, головка фактически является крышкой, покрывающей блок.

Без наличия плотно прикреплённой к его корпусу верхушки не будет обеспечиваться необходимая компрессия, а, следовательно, двигатель не сможет нормально функционировать. Таким образом, движение автомобиля станет невозможным.

ГБЦ, что это такое в машине?

Головка блока цилиндров или просто ГБЦ – важная часть двигателя, расположенная непосредственно над блоком цилиндров. Знать это должен каждый автовладелец. Так как именно в головке тепловая энергия, образованная от сгорания топлива, превращается в механическую энергию движения. Именно в ней сосредоточенны основные механизмы, осуществляющие этот процесс. За это многие механики называют ГБЦ – “голова” или “башка”, подразумевая, что она выполняет ведущую роль во всем блоке двигателя.

Материалы головки блока цилиндров

В двигателях с внутренним образованием горючей смеси ГБЦ имеют отверстия под форсунки, а в двигателях с внешним смесееобразованием – свечи зажигания. Сама головка также имеет клапанный механизм, служащий для впуска рабочего тела ( топливной смеси ) в цилиндры, а также для выпуска уже отработавших газов. Все это означает, что ГБЦ эксплуатируется в условиях повышенного давления, температуры, а также при непосредственном контакте с химически агрессивной средой. Вследствие этого предъявляются высокие требования к материалам, из которых головка будет изготовлена. В автомобильной индустрии нашли применение два материала:

  • Алюминий. Это довольно легкий и относительно дешевый материал. Алюминиевые сплавы обладают высокой теплопроводностью . В стенках головок из алюминия наблюдается невысокая тепловая напряженность, что позволяет им работать даже при очень высоких степенях сжатия без детонаций. Двигатели с алюминиевыми ГБЦ легче, имеют высокие экономические и мощностные показатели;
  • Чугун. Выделяет серый или легированный чугун. Оба сплава отличаются высокой плотностью, а значит большой массой, но вместе с тем и высокой прочностью и жаростойкостью . Чугун вдвое тяжелее алюминия и при этом подвержен коррозии. Наиболее широкое применение чугунные ГБЦ находят в транспорте тракторного типа, хотя в легковых автомобилях чугунные детали тоже применяются.

В отдельных случаях высокую теплопроводность алюминия пытаются комбинировать с жаростойкостью чугуна. Например, в дизельных двигателях с воздушных охлаждение м. В них основание ГБЦ и выпускных клапанов выполняется из чугуна, после чего заливаются алюминиевым сплавом. Такие двигатели имеют хороший теплоотвод, а имеющаяся головка блока цилиндров меньше деформируется при чередовании нагрева и охлаждения. В случае форсированного дизеля, работающего в условиях высокой тепловой напряженности, ГБЦ изготавливают с применением алюминиевых сплавов.

От простого к сложному

Первые головки блока были больше похожи на то, что сейчас называется клапанной крышкой, только потолще и покрепче. С тех пор ситуация сильно изменилась. Что такое ГБЦ в автомобиле современной конструкции, можно узнать, обратившись немного к истории вопроса.

Нижнеклапанные и двухтактные

Эти двигатели не отличаются принципиальной сложностью, поэтому их головки представляли собой просто плиту, которой накрывался блок цилиндров. Напротив каждого поршня в плите размещались резьбовые отверстия для свечей зажигания. Все каналы впуска и выпуска, клапаны ГРМ, камера сгорания, включались в состав блока. Единственное занятие ГБЦ заключалось в отводе тепла, для чего в ней были сделаны водяные протоки или отливались рёбра воздушного охлаждения.

Двухтактным двигателям простота головок не мешала, а вот наличие клапанного механизма в четырёхтактниках при таком расположении и простоте головок резко ограничивало повышение мощностных показателей, разве что помочь могло наличие нагнетателя, поэтому клапаны просто просили конструкторов перенести их в состав ГБЦ.

Верхние клапаны со штанговым приводом

Сначала один, а потом и оба клапана были перенесены вверх, что позволило существенно улучшить способности двигателей. При этом головка уже начала походить на то, что мы имеем сейчас. В ней сформировались газовые каналы, появился распределительный механизм, хотя привод клапанов по-прежнему осуществлялся от расположенного внизу распредвала через разной длины штанги. Иногда их удавалось сделать короткими, но чаще они были такими, что на больших оборотах порождали вибрацию. Это снижало быстроходность двигателей.

Читайте также:  Ремонт петли двери ваз 2110

OHC и DOHC

Радикально все вопросы были решены с переносом в головку ещё и распределительных валов. Иногда он был один, это работало в случаях применения двух или трёх клапанов на цилиндр, но добиться реально хорошего наполнения цилиндров позволила лишь система DOHC, что означает наличие двух распредвалов в головке блока и минимум четырёх клапанов на цилиндр. Плотная упаковка открывающихся клапанами проходных отверстий для газообмена в камере сгорания, которая теперь тоже была большей частью размещена в ГБЦ, позволяла максимально открыть отверстия большой площади для быстрого удаления отработанных газов и получения свежей порции горючей смеси.

Где находится ГБЦ

Если приподнять капот современного автомобиля, вашему взору откроется только верхняя часть головки, её крышка. Частично можно увидеть и её нижнюю часть, но в большинстве случаев хорошему обзору мешает масса навесного оборудования. Располагается головка непосредственно над блоком цилиндров, который может занимать как продольное (в большинстве случаев), так и поперечное положение в моторном отсеке. На авто ГБЦ крепится посредством болтов и шпилек, соединяющих головку с блоком. Между ними образуется множество полостей – камеры сгорания и магистрали для циркуляции технических жидкостей. Также в головке БЦ устанавливаются клапана с пружинным механизмом, а снаружи – свечи и форсунки. Конкретный состав дополнительного оборудования и геометрия головки зависят от особенностей двигателя (используемой системы воспламенения ТВС, количества тактов, устройства системы газораспределения). Ближе к радиатору располагается большая по размерам полость для привода распредвала и механизма натяжения цепи.

Цилиндры и хонингование

Рабочие цилиндры могут быть выполнены непосредственно как часть блока, а могут применяться гильзы. На поверхность цилиндров наносится специальный никелькремниевый сплав – никасил. Это очень прочный материал, защищающий кольца поршня от трения. Поверхность полируется до зеркала, чтобы свести к минимуму трение в условиях ограниченного поступления масла.

Хон цилиндра

Для улучшения смазки внутренней поверхности цилиндров применяют хонингование. Хон наносится специальным инструментом с головкой и абразивными брусками. В итоге на поверхности образуется выгравированная сетка. В ее желобках лучше удерживается масло. На внутренних стенках с хоном образуется масляная пленка, в результате чего значительно снижается трение и повышается ресурс деталей. Повторное хонингование, как правило, делается во время расточки двигателя или замены гильз.

Видео о ГБЦ

Читайте также: Что такое ЭБУ в автомобиле, как он работает и зачем нужен.

Каким нагрузкам подвергается ГБЦ во время работы двигателя?

Во время работы мотора головка подвергается следующим нагрузкам:

  • Большой разнице температур;
  • Давлению отработанных газов;
  • Серьезным механическим воздействиям.

Во время сгорания топлива в разных участках головки перепады температур могут достигать до нескольких сотен градусов. Например, в районе камеры сгорания разогрев металла может быть около 300 градусов. Там же, где находятся каналы системы охлаждения, температура будет находиться в районе 90-95 градусов.

То же самое можно сказать и о давлении газов, образующихся при сгорании топлива. Неравномерные нагрузки, воздействующие на разные части ГБЦ, могут приводить к деформации металла. Чтобы предотвратить подобный исход к ГБЦ предъявляют особые требования, в частности:

  • Высокая прочность конструкции;
  • Длительный срок службы;
  • Строго выверенные размеры камеры сгорания и каналов;
  • Хорошая герметизация газовых стыков;
  • Простота конструкции, позволяющая осуществлять необходимый ремонт;
  • Минимальная масса и размеры.

Признаки неисправности

Головка блока цилиндров работает в очень тяжёлых условиях. К примеру, так называемый «межклапанный мост» (небольшое пространство внутренней поверхности камеры сгорания) – это самая термически напряжённая часть двигателя. В этом месте ГБЦ подвергается даже большему нагреву, чем изолятор свечи зажигания и тарелки выпускных клапанов (которые отличаются лучшими условиями охлаждения).

Сама поверхность камеры сгорания испытывает разрушительное воздействие температуры и агрессивной химической среды. Помимо температуры и «химии», головка испытывает серьёзные механические нагрузки, воспринимая давление рабочей смеси, изгибающие моменты от газовых сил, а также силу трения от многочисленных движущихся деталей. Сильнее других «страдают» головки дизельных двигателей – ввиду значительных нагрузок от газовых сил. В целом, неисправности ГБЦ можно классифицировать следующим образом:

  • дефекты элементов газораспределительного механизма (износ направляющих клапанов, «пастелей» распредвала);
  • износ самих деталей – клапанов, распредвала, звёздочек и т.п.;
  • трещины внутри полостей масляных магистралей и/или рубашки охлаждения;
  • износ/прогорание прокладки блока цилиндров;
  • коробление головки (в основном из-за перегрева двигателя);

Признаком износа ГБЦ является стук клапанов, падение мощности двигателя (классический пример изношенных/неотрегулированных клапанов – малый крутящий момент, проблемы с троганьем автомобиля). Более серьёзные признаки – наличие эмульсии в картере двигателя (свидетельство трещин и «объединения» рубашки охлаждения головки и её масляных магистралей). В ряде случаев, в основном касающихся износа, работоспособность можно восстановить, проведя ремонт головки блока цилиндров двигателя. Однако при серьёзных дефектах (короблении, трещинах) остаётся лишь один рецепт – замена «головы» двигателя.

Схема ГБЦ

Схема головки блока цилиндров в разарезе. Схема, состав компонентов: 1-распределительный вал, 2-нижний наконечник штанги толкателя, 3- штанга толкателя, 4- верхний наконечник штанги толкателя, 5- винт регулировочный, 6- коромысло клапана, 7- стойка коромысла, 8- прокладка крышки, 9- крышка ГБЦ, 10- болты крепления крышки, 11- траверса, 12- пружина клапана, 13- сухарь клапана, 14- болт крепления ГБЦ к блоку, 15- направляющая клапана с маслоотражающим колпачком, 16- клапан головки блока цилиндров, 17- седло клапана,18- головка блока в разрезе, 19- прокладка головки блока цилиндров, 20- гильза. Прокладка головки блока цилиндров Материал изготовления ГБЦ может быть как алюминиевым, (например, головка блока цилиндров ВАЗ 2109) так и чугунным (дизеля).

Обычно для производителей алюминиевые головки блока цилиндров приоритетнее, потому как они более удобные в производстве, обработке и ремонте. Но на некоторых дизельных двигателях используются чугунные головки, так как детонационные свойства дизельного топлива превышают прочностные характеристики алюминиевых головок, что приводит к сокращению срока службы или разрушению последних.

Также ГБЦ можно разделить на два вида это – индивидуальные головки и моноголовки. У первого вида есть ряд преимуществ, в первую очередь связанные с ремонтопригодностью, простотой и низкими затратами при обслуживании. Но большинство мировых производителей автомобилей и автокомпонентов отдают предпочтение моноголовкам, которые также имеют свои преимущества. Сложность конструкции этого вида обусловлена базировкой распределительного вала (или двух распределительных валов, что дает возможность использовать насос-форсунку (при использовании топливной системы Common Rail) и сэкономить место в блоке) в самой ГБЦ. Ниже вы найдете видео работы головки блока цилиндров.

Особенности прокладок

Большинство проблем возникает от разгерметизации, которая происходит часто при выходе из строя прокладки. Ее необходимо правильно подобрать, чтобы избавиться от дорогостоящего ремонта. В результате прогорания будет слышаться стук поршней, а также это приведет к отказу в работе мотора. Производители предлагают два типа головок:

Лучше справляется со своими функциями металлическая, но она не подходит определенным типам моторов. В частности, ее не принято ставить на атмосферные силовые установки. Там необходимо обходиться паранитовой, справляющейся с большинством неровностей поверхности.

Видео «Замена прогоревшего клапана»

Более подробно о том, как осуществляется замена прогоревшего компонента головки блока цилиндров, вы можете узнать из этого видео.

О прокладке

Прокладка головки блока расположена на самом главном стыке двух массивных деталей двигателя, и с точки зрения техники её герметичность обеспечить достаточно сложно. Детали могут неравномерно нагреваться, стык при этом подвержен короблению, края прокладки расположены в огневой зоне надпоршневого пространства, через тот же стык проходят каналы масла и охлаждающей жидкости.

Поэтому прокладку изготавливают или из специального термостойкого материала с металлической окантовкой отверстий, или в последнее время просто из тонкого листового металла в несколько слоёв. Особо снобистские конструкции вообще лишены прокладки, настолько точно там подгоняются поверхности.

Прокладка сжата огромным давлением, которое создаётся затяжкой болтов крепления головки к блоку по специальной методике, как правило, до предела их текучести. Поэтому болты, как и прокладку, следует менять на новые при каждом демонтаже. Для точного позиционирования прокладки в стыке устанавливаются направляющие втулки.

Прокладка обладает строго регламентированной толщиной в сжатом состоянии, поскольку от этого зависит степень сжатия двигателя. Иногда предусматриваются ремонтные размеры, необходимые если головка или блок подвергались выравнивающей шлифовке при ремонте двигателя.

Не просто крышка: зачем нужна ГБЦ?

Ненужных деталей в моторе не бывает, но ГБЦ в двигателе играет особую роль. Назначение головки блока цилиндров состоит в следующем:

  1. Она, с одной стороны, герметизирует рабочий объём цилиндров – но, с другой, обеспечивает при необходимости доступ внутрь блока. Именно поэтому головка двигателя всегда делается съёмной, а к самому блоку она крепится через особую прокладку.
  2. Головка блока цилиндров двигателя служит для крепления деталей зажигания – свечей. Без ГБС пришлось бы делать отверстия прямо в стенках цилиндра.
  3. Часто головка блока двигателя является частью камеры сгорания, увеличивая объём цилиндра и ход поршня.
  4. Кроме того, в ГБЦ обычно размещаются элементы ГРМ (газораспределительного механизма), коллекторы и другие элементы, необходимые для работы мотора.

Коротко о прокладках ГБЦ

Раз уж речь зашла о герметичности, то остановимся и рассмотрим этот параметр. При монтаже головки к БЦ необходимо четко соблюдать технологию, о чем мы вскользь упомянули выше. Перед монтажом важно подобрать правильную прокладку , которая сделает соединение герметичным и более надежным. Технологии не стоят на месте и сегодня на рынке автомобильных комплектующих имеются прокладки головки блока цилиндров аж трех разновидностей. Ключевым является материал прокладки:

  • Металл. Прокладка из металла (листовая медь + сталь) может похвастать долговечностью, высокой прочностью. В ней равномерно распределяются нагрузки, а в случае специфических БЦ предусматриваются зоны с дополнительными элементами для уплотнения. Это классическая «одноразовая» прокладка;
  • Асбест. Несмотря на то, что основным материалом такой прокладки является асбест, металлические элементы в ней тоже есть. Асбест отличается упругостью и впечатляющей огнестойкостью. Материал теряет свойства при длительной эксплуатации, а также отличается чувствительностью как к вибрациям, так и резким перепадам температур;
  • Композитные материалы. Композитные прокладки чаще называют безасбестовыми . Материалы: синтетическое волокно и каучук. Такие прокладки упругие, эластичные, долговечные, а также не боятся перепадов температур, коррозии и имеют высокие электроизоляционные свойства. Кроме того, изготовление безасбестовых прокладок не оказывает серьезного влияния на экологию, чем не может похвастать технология изготовления прокладок из асбеста.
Читайте также:  Ремонт котлов жаротрубных котлов

На данный момент лучшим считаются безасбестовые прокладки ГБЦ . Их недостатком является разве что высокая цена, а отдельных случаях и низкая доступность в местных магазинах автозапчастей. Но не стоит думать, что даже лучшая прокладка не может выйти из строя. На эксплуатационный ресурс влияет и соблюдение технологии монтажа головки, и нормальная работа помпы, термостата, отсутствие накипи в системе охлаждение, а также заправка автомобиля качественным топливом, правильная регулировка агрегата.

Правильная эксплуатация

Важно после ремонта или диагностики корректно повести сборку всех элементов головки, так как даже неверно зафиксированная деталь на блоке цилиндров способна деформироваться в процессе работы. В определенных ситуациях без демонтажа ГБЦ не удастся обойтись:

  1. расточка цилиндров блока;
  2. проблема с клапанами, при которой потребуется их замена или ремонт;
  3. проведение опрессовки клапанных втулок либо седел;
  4. потеря геометрических параметров поверхности сопряжения;
  5. прокладка пробита (потеряла герметичность);
  6. необходимость устранения микротещин.

Благодаря тому, что автомобилисту виден момент достижения необходимого усилия, обеспечивается достаточный натяг резьбы и не срываются витки. Категорически не допускается применять дополнительного наращивания ключей при завинчивании. Также важно соблюдать очередность при закручивании гаек на шпильках.

Обслуживаем и ремонтируем головку блока цилиндров

Одна из основных задач водителя при эксплуатации автомобиля, а, если говорить точнее, двигателя – постоянно наблюдать за тем, чтобы в месте соединения ГБЦ и блока не появлялись подтеки охлаждающей жидкости или масла. Еще одно немаловажное условие нормальной эксплуатации – не допускать перегрев двигателя, так как головку блока может повести. Ремонт ГБЦ можно делать без ее снятия для замены маслосъёмных колпачков или регулировки клапанов. Для более крупных работ, таких как притирка клапанов, замена направляющих втулок, удаление нагара и т.п. головку блока нужно будет снять.

Видео – замена направляющих ГБЦ

Видео – притирка клапанов головки блока цилиндров

Работы, связанные со снятием и установкой головки блока цилиндров, необходимо производить, наряду с проверкой компрессии в цилиндрах двигателя, – строго по инструкции производителя к данному типу двигателя, а не по памяти или аналогии.

Видео – шлифовка ГБЦ

Желаем удачи в эксплуатации Вашего любимого авто.

После замены прокладки ГБЦ машина не заводится

Иногда бывает, что данный элемент теряет герметичность. Простыми словами, прокладка прогорает. В таком случае при заводе двигателя машина дымит. После замены прокладки ГБЦ все должно вернуться восвояси. Но если неправильно выставить метки газораспределительного механизма, то машина и вовсе может не завестись. А ведь при замене или ремонте головки блока вы обязательно столкнетесь с таким механизмом, как ГРМ. Он приводится в действие ремнем или цепью. Крутящий момент исходит от коленчатого вала двигателя. Производя демонтаж ремня или цепи, следует обязательно пометить места нахождения шкивов. При установке привода газораспределительного механизма важно соблюдать точность выставления меток. Малейшее отклонение может стать причиной того, что после замены ГБЦ машина не заводится.

Более серьезный исход – сбой фаз газораспределения. Это чревато гнутыми клапанами и поврежденными поршнями. Прокрутив стартером лишь раз, можно влететь на крупную сумму ремонта.

Видео «Как самостоятельно поменять направляющие втулки клапанов»

Об этом смотрите на видео.

Ресурс ГБЦ

При отсутствии явных признаков неисправностей (течей, стуков, «тосоло-масляной» эмульсии и т.п.) обслуживание головки блока цилиндров как правило не требуется раньше 200 тыс. км пробега. Если же двигатель перегревался, или подвергался работе с низким давлением масла (ввиду утечек, недостаточного уровня, засорённых фильтров), а также заправлялся некачественным маслом и охлаждающей жидкостью, ремонт головки блока цилиндров может потребоваться и раньше.

Видео работы головки блока цилиндров

Проголосовавших: 5 чел.
Средний рейтинг: 4.6 из 5 .

Техобслуживание и диагностика

Задача водителя – систематически проверять уровень масла, а также наличие подтёков в месте сопряжения головки с блоком цилиндров. Кстати говоря, протекать может не только масло, но и ОЖ, и такие подтёки выявить сложнее, поскольку на горячем двигателе они быстро высыхают. Не замеченное вовремя снижение уровня технических жидкостей может стать причиной перегрева силового агрегата, который спровоцирует быстрое ухудшение всех основных параметров мотора. В некоторых случаях неисправности ГБЦ могут быть устранены без её демонтажа (регулировка клапанов, замена отслуживших свой ресурс маслосъёмных колпачков). А вот удаление нагара и других образований, притирка клапанов или замена втулок потребует более серьёзных трудозатрат. Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя деталей головки и самого картера, важно уметь выявлять проблемы заблаговременно. Косвенными признаками их возможного появления считаются следующие симптомы:

  • появление мокрых и жирных пятен в районе прокладки головки;
  • если при проверке уровня смазочной жидкости на щупе замечена белая пена;
  • если выхлопные газы становятся непрозрачными, приобретая белесый или серый оттенок;
  • если в расширительном бачке в ОЖ замечены масляные пятна.

Любой из вышеописанных признаков может свидетельствовать о потере герметичности ГБЦ, что требует немедленного устранения дефекта и тщательной диагностики состояния всех важных узлов головки. Большое значение имеет правильность установки прокладки и соблюдение рекомендованной последовательности при затяжке болтов/шпилек. Появление нестандартных стуков в районе силового агрегата также должны насторожить – возможно, они появились в результате пробоя прокладки. Слежение за уровнем компрессии также входит в число мероприятий, направленных на диагностирование состояния мотора в целом и его отдельных агрегатов.

Все работы, связанные с техобслуживанием, диагностикой и ремонтом головки блока и её компонентов, должны проводиться не по старой памяти, а неукоснительно придерживаясь требований автопроизводителя, изложенных в мануале, поскольку любая ошибка при монтаже может обернуться большими проблемами и необходимостью проведения дорогостоящего ремонта.

Особенности сборки двигателя после ремонта головки

Необходимую жесткость в головке обеспечивает силовой каркас. Он состоит из вертикальных бобышек, которые имеют углубления для болтов и основной опорной плиты, расположенной снизу.

Во время заводской сборки недопустимая деформация ГБЦ предотвращается строгой очередностью затяжки болтов или шпилек крепления с определенными нормами момента затяжки. Следовательно, после любого ремонта ГБЦ важно соблюдение этих строгих правил. Поскольку любой перекос нарушает герметичность соединения и приводит к порче прокладки или повреждении самой головки, которую впоследствии приходится менять.

Если при проверке двигателя после установки ГБЦ обнаруживаются подтеки масла или охлаждающей жидкости, то это говорит о неправильной затяжке болтов и о нарушении герметичности системы.

В свою очередь затяжка болтов осуществляется с применением динамометрического ключа, контролирующего этот процесс.

Каждая шпилька, каждый болт должны быть затянуты в строгом порядке и с контролем плотности прилегания. Причем момент затяжки для разных моделей двигателей может отличаться. В руководстве по эксплуатации эти данные редко можно найти, но в мануале по ремонту конкретного двигателя они точно будут.

Стоимость услуг

Наименование работ

Цена, руб.

Ремонт ГБЦ,
полная программа
(сборка / разборка,
замена направляющих,
правка седел, притирка, МСК)
без правки старых клапанов

Для двигателей ВАЗ 2101–21083, «Таврия»

Для двигателей автомобиля «Ока»

Для двигателей ГАЗ-402, АЗЛК

Для двигателей ГАЗ-406, ВАЗ 2112

Сборка ГБЦ,
регулировка зазоров

Для двигателей ВАЗ 2108–21083

Рассухарить клапана
(за единицу)

Засухарить клапана
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники

Замена маслосъемных колпачков
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники

Замена направляющих втулок
клапанов (за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей автомобилей ВАЗ 2112; ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК

Для двигателей иномарок и мототехники (в том числе разворачивание отверстий под ремонтные клапана)

Правка седел
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-406, «Ока», «Таврия»

Для двигателей автомобилей ГАЗ-402, АЗЛК

Для двигателей иномарок и мототехники

Правка седла по спецпрофилю на станке с ЧПУ

Правка рабочей фаски старого клапана, чистка
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники

Притирка клапана
(за единицу)

Для двигателей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-402, ГАЗ-406, АЗЛК, «Ока», «Таврия»

Для двигателей иномарок и мототехники
Правка старого клапана перед притиркой обязательна!

Замена седла с изготовлением
(за единицу)

Для двигателей отечественных автомобилей

Для двигателей иномарок и мототехники

Замер клапанного механизма
(за клапан)

При выполнении штучной работы

Головка блока цилиндров является основным конструктивным узлом автомобильного двигателя. Неполадки в ее работе могут привести к серьезным последствиям, вплоть до капитального ремонта мотора. Подробнее об этом устройстве вы сможете узнать из данной статьи.

Понятие ГБЦ

Что такое ГБЦ в машине, что являет собой расшифровка данного устройства? ГБЦ или головка блока цилиндров является неотъемлемой частью силового агрегата. Это устройство предназначено для контроля процесса сгорания топливовоздушной смеси в силовом агрегате, а также выводе отработавших газов. ГБЦ — это крышка силового агрегата, которая монтируется сверху непосредственно блока. Этот узел может быть выполнен из сплава алюминия либо легированного чугуна.

После процедуры завершения литья при производстве автомобилей ГБЦ проходит процесс искусственного старения, это происходит для удаления остаточного напряжения из устройства. Если автомобильный мотор однорядный, то в нем применяется одна ГБЦ. Если речь идет о W-образных агрегатах, в этом случае для каждого ряда цилиндров будет применяться отдельная ГБЦ. Нижняя часть конструкции более широкая, это нужно для надежной фиксации узла на агрегате. С целью уплотнения блока с ГБЦ в автомобиле применяется уплотнительный компонент — прокладка (видео снято и опубликовано каналом Теория ДВС).

Установка и крепление устройства на моторе осуществляется благодаря направляющим штифтам, которые фиксируют ГБЦ на двигателе. Штифты на головке закручиваются в определенном порядке, который определяется для каждой марки авто, причем особо важным является и момент затяжки устройства. Для затяжки применяется динамометрический ключ, который определяет этот момент — если вы будете закручивать штифты силой, не соблюдая момент, есть вероятность повреждения устройства. Деформация данной конструкции станет причиной необходимости ее замены.

Источник