Меню

Электрофон юность 301 ремонт



Электрофон юность 301 ремонт

Этот аппарат мы тоже искали долго и целенаправленно. В раннем детстве у моей тёти был подобный чемоданчик, носивший имя «Юбилейный» — коричневый фибровый футляр со скругленными углами, собранный на старинных лампах с церными бакелитовыми цоколями, с тонармом старого типа — плавных обводов, из пластмассы цвета слоновой кости. В детстве я любил слушать на нем пластинки со сказками. Поворачиваешь пластмассовую ребристую рукоятку включения (она же регулятор громкости) — загорается сигнальная красная лампочка на торце чемодана, рядом с ручкой для переноски. Аппарат прогревается минутки полторы, и затем — можно аккуратно поставить иглу на начало пластинки (все в ручную, никаких намеков на микролифт!). В процессе работы аппарат нагревался, от него вкусно пахло нагретой фиброй, пластмассой, машинным маслом, какими-то специфическими запахами, присущими только ему, старенькому ламповому проигрывателю. Оттого и сказки, вещаемые из круглого динамика, декорированного металлической решеткой цвета слоновой кости, приобретали какой-то особый окрас. Конечно, как и все дети, любил я баловаться, включая воспроизведение пластинки не на ту скорость, или — при нейтральном положении переключателя скоростей крутя ее назад, веселясь от исходящих из динамика звуков. В 80-е годы я, тогда молодой и глупый, экспериментируя в области радиолюбительских конструкций, разобрал бедный «Юбилейный», и из потрохов его и подаренной другом «Юности-301» собрал некий ламповый стереоусилитель. Кстати, звук был очень неплох, несмотря на малую мощность и примитивизм конструкции. От «Юбилейного» чудом уцелел чемоданчик и рукоятки, начинка и ЭПУ канули в Лету. Мы с Танюшей надеемся со временем его восстановить.
Из особенностей «Юбилейного» хочется отметить съемную крышку чемодана, которую можно было, отстегнув, повесить на стену, или еще каким-то образом использовать в качестве выносной акустической системы.
«Юность — 301» отличается более прямоугольной формой чемодана, несъемной крышкой, другой конструкцией ручки для переноски, ламой индикации включения,перенесенной с торца чемодана на панель ЭПУ, наличием псевдомикролифта — такой черный г-образный пластмассовый рычажок, которым можно опускать тонарм на пластинку несколько более плавно, чем вручную. Естественно, более современным, по мнению дизайнеров, внешним видом ЭПУ, тонарма и ручек управления. Также — фибра чемодана более тонкая, отчего корпуса после не очень аккуратной эксплуатации теряют форму, что не скажешь о «Юбилейном». В конструкции уже применены пальчиковые лампы, с неизменной 6П14П в оконечном каскаде, вместо одного динамика в крышке чемодана установлено два овальных, на мой взгляд — на громкость и качество звука это влияния не оказало.
Мы купили «Юность-301» на барахолке около метро «Удельная». Продавец, колоритный старичок, заметив наш интерес, принялся расхваливать аппарат, особо напирая на то, что игла, дескать, новая, в упаковке, он даже ее не вставляет во время продажи, чтоб на рынке не сперли невзначай — дефицит страшнейший!- как и колодку с предохранителем в задней стенке чемодана. Дал еще в довесок виниловых пластинок со сказками. В результате — аппарат обошелся в 100 (1) рублей (апрель 2007 года),- цену назначал продавец, нисколько не понижали, и обе стороны разошлись, очень довольные сделкой.В комиссионках, специализирующихся на ретро-вещичках подобного рода, цена в среднем составляет 1000 рублей. Причем — аппараты за такие деньги обычно в худшем состоянии. Привезя домой — обнаружили, что в тонарме стоит еще одна ГЗП, то есть стали обладателями двух игл. По реставрации аппарата — аккуратная помывка, осторожное придатие слегка деформированному корпусу прежних очертаний, чистка и смазка кинематики ЭПУ и двигателя. Включаем — движок не крутит!! Напруга поступает, во включенном состоянии ротор зажимает намертво магнитными полями. Дело оказалось в сломанном переменном резисторе тонкой подстройки частоты вращения диска, который находится под диском. Ремонт резистора проблему устранил полностью. Далее- вытекла демпфирующая жидкость из ГЗП, которая нам досталась на «халяву» — обычная болезнь ГЗП этого типа. Чтобы не терять головку, приняли нестандартное, наверное, совершенно чудовищное с точки зрения професионалов решение — тонкой иглой затолкали несколько мелких кусочков поролона в цилиндрическую полость головки, где ходит иглодержатель, заменив, таким образом, поролоном демпфирующую жидкость. Конечно, микроперемещения иглодержателя стали жестче, что не могло сказаться на частотной характеристике, но — тем не менее, звук даже с этой суррогатной головкой приятный и «ламповый», а новую приберегаем для «гурманского» прослушивания под настроение.

Следующая ниже информация взята нами с сайта уважаемого нами Валерия Харченко «Отечественная радиотехника 20 века»/a>
Инструкции и схемы по ссылкам даны в сжатом графическом формате DJVU, для просмотра их необходимо скачать плагин с сайта производителя программы: DJVU

Сетевой ламповый электрофон 3-го класса «Юность» и «Юность-301»
Ленинградское объединение Спутник и Ярославский радиозавод (Юность-301)
Производство моделей с 1967 и 1970 года соответственно
Электрофон »Юность-301» заменил модель »Юность». Одновременно новый электрофон выпускали и в Ярославле. Новый электрофон практически повторяет старый. Несколько переработана электрическая схема, применено но вое электропроигрывающее устройство типа III-ЭПУ-28, позднее III-ЭПУ-38М, установлено два громкоговорителя, вместо одного, расширена цветовая гамма модели. Электрофон »Юность-301» собран на 2х лампах 6Н2Н и 6П14П. номинальная выходная мощность усилителя 1 Вт на 2х громкоговорителях типа 1ГД-28 в более поздних выпусках 1ГД-40 (2ГД-40.) Диапазон звуковых частот воспроизводимых громкоговорителями 150. 7000 Гц. Усилитель спо- собен воспроизводить значительно более широкий спектр частот от 50 до 10000 Гц, что возможно при использова нии внешней АС. Электрофон собран в футляре чемоданного типа, в верхней части которого расположены громко- говорители, в нижней электропроигрывающее устройство и усилитель низкой частоты с блоком питания. Электро фон питается от электросети, потребляя мощность 50 Вт. Габариты модели 390х285х160 мм, масса не более 7 кг.
Инструкция по эксплуатации и схема электрофона «Юность-301»

Читайте также:  Ремонт гранд старекс сколковское шоссе

Источник

«Юность-301» а-ля «Fender Champ». Ламповая голова для домашних репетиций

Содержание / Contents

↑ Предыстория

Надо же, подумалось мне, старичок листогиб ожил! А сам смотрю на железяку и думаю, как жаль выкидывать.

Пока думал, попалась на глаза размокшая корпусом «Юность-301». Так это ж почти готовый «Fender Champ» 1949 года, если сильно пофантазировать.
И понесло меня в рукоделие безудержное.

Спасая нужные детали из «Юности» с подмоченной репутацией нашел внутри обломанный шильдик от неё же. Так вот как тебя зовут!

Прикинув расположение деталей на шасси, произвел сверловку, далее взял шрифт № 5 и подписал где, что и зачем стоит.


Перед сборкой отправив шасси в порошковую покраску, накидал схему, сверившись с исходником и оглядываясь на хотелки и имеющиеся потрошки «Юности».

↑ Схема и сборка усилителя




Список хотелок ограничил «мьютом» на входе при неподключенном шнуре гитары и, вспомнив анекдот про поручика Ржевского, на всякий случай защитой от отсутствия нагрузки на выходе при не подключенном кабинете. Ведь случаи-то всякие бывают.

Только закончил, принесли покрашенное шасси. Тут у меня случился приступ энтузиазма и я собрал всё! А очнувшись, подумал — а как же фотографии процесса? Ан нет, что-то осталось.



Поэтому привожу сразу почти готовое и налаженное тельце, правда, пока еще голое.



За всем этим безобразием с нескрываемым интересом наблюдал один токарь-гитарист который спросил меня, а что дальше с этой штукой будет и чья она? Я ответил ему: да хоть твоя! На том и порешив, пошли пробовать звук. Звук нас воодушевил и решили, что это будет «голова» для репетиций дома, тем более выход на наушники был задуман заранее.

При пробе звучания выяснилось, что я перепутал направление регулировки тембра. Отшутился, что я художник и я так вижу, и переделывать не стал, так как эта часть оказалась под слоем навесного монтажа и моей лени.

↑ Корпус ламповой головы

Нарисовал эскиз «головы» и проставил размеры деталей корпуса. Токарь-гитарист сходил со списком деталей и добыл необходимое.

Добытое постарались слепить как можно ровнее вот в такую штуку.





После сборки, как всегда, потребовалась обработка напильником



Так как напильник в руках музыканта (токаря-гитариста) иногда взбрыкивал, пришлось отложить кожу молодого дерматина и взять в руки карпет. Карпет скрывает допущенные при приступе рукоделия огрехи. Места стыков материала отделали шпагатом. Получился вид с дембельскими мотивами. Пока шло дело, и подбирали декоративные защитные сеточки думалось, а как же голова без кабинета? Не порядок!







С любимой женой и этой мыслью поехал на одну весьма сырную барахолку, где я увидел ещё одну «Юность» у знакомого дедушки. «Почём юностью торгуете?» — спросил я у дедушки. Он, сверкнув глазами, ответил мне такое, что я не могу тут напечатать, не разгневав редактора нашего журнала.

Я извинился и показал пальцем на проигрыватель, лежащий у него на прилавке. Дедушка, рассмеявшись, подобрел и продал мне свою «Юность». Ближе к выходу с барахолки была добыта ещё одна «Юность». Вот они, две загубленные «Юности» уже дома.

Теперь у нас есть шильдик на кабинет к «Юности», да ещё пара наборов деталей на всякий случай. Пора делать эскиз и продолжать начатое.

↑ Кабинет для динамика


Токарь-гитарист с эскизом был отправлен на промысел, где его спросили, а почему такие странные размеры у будущих скворечников?

Отшутились, мол, евро-скворечники, с широкими окнами будут.

Сколотили мы «скворечник» и стал я судорожно подбирать динамик. Один, второй, третий… Ничего в таком размере не звучало. Пришлось лезть в забитый до отказа гараж и смотреть, а нет ли там чего полезного. Полезное оказалось в наличии и было непарной колонкой от «Звуковой агрегат Ригонда Стерео» с замечательными динамиками 4ГД-28.

Читайте также:  Ремонт двигателей китайских автомобилей

Один из них был взят, отмыт, пропитан БФ-ом, прогрет феном, и, для защиты от попадания металлических опилок и песка, вклеен купол от какого-то рваного динамика.


Акция вандализма над динамиком дала в результате хорошее звучание при неприглядном виде оного.

За издевательства над динамиком мне хорошенько досталось от одного человека, который занимается ремонтом, восстановлением и перемоткой динамиков.

Получив письмо с фотографией «этого», он позвонил ночью и произвел мне внушение, дабы я «более никогда так не делал, иначе отлучу» т. д. и т. п. Пришлось дать торжественное обещание так не делать.

А далее фанеру, карпет, шпагат, ПВА и суперклей слепили в более-менее ровное подобие кабинета.











Ко всему этому великолепию были добавлены аксельбанты и выточены ножки.



↑ Готовый комплект

И вот она, перерожденная «Юность»!



↑ Видео в работе

↑ На посошок

Теперь сижу и размышляю: что из этого агрегата получится — примочка гитарная или комбик?

Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Тема: Ламповые УНЧ

Опции темы
Поиск по теме

Ну не знаю на сколько может быть приятная пьезо игла и тяжелый тонарм, но пластинки она запиливает до дыр.

Пластинки Aleksiy запиливать не собирается, а вот сделать контрольный УНЧ для радионужд с хорошим качеством, мысль была бы зачётной.

Мне тоже! Но они в схеме пока живые — утечек не обнаружено (напряжение на катоде 6П14П «правильное»). поэтому я для начала сейчас измеряю характеристики в состоянии «как есть» — даже явно перепутанные конденсаторы фильтра питания пока не поменял местами. А вот как сниму эти характеристики — поставлю проходными конденсаторами современную «пленку» и «причешу» всё остальное.

Вопрос ОЧЕНЬ интересный! Практически у всех электрофонов была одна и та же «каноническая» схема, сначала на 6Н9С+6П6С (+6Ц5С) (см. УП-2 — «ранний» вариант схемы и «Юбилейный РГ-3» — «поздний» вариант схемы, совпадающий с «пальчиковыми»), а потом 6Н2П+6П14П (6Н2П+6П1П тоже бывала, но очень редкая и очень недолго; см. «Юбилейный РГ-3М» — это «каноническая» схема, наиболее распространенная и применявшаяся до самого конца, например в «Молодежном», в «Юнности-301» практически она же; а вот у «Вильниуса» явно «собственная гордость» и очень редкий вариант нетипичной схемы с 6П1П). При этом схема собственно УСИЛИТЕЛЯ быстро «устоялась» (ещё во время поздних вариантов на 6Н9С+6П6С) практически всегда бывала одна и та же (с очень малыми вариациями), смысл её — максимальное упрощение и УДЕШЕВЛЕНИЕ при параметрах «по умолчанию». Исключения очень редки, но тоже были — хорошая схема «Каравеллы» с приличным питателем и даже входом для электрогитары (явно на основе УНЧ для неплохого лампового приемника разработана была!). (см. все схемы в конце сообщения)
По всем ламповым электрофонам можно посмотреть здесь:
http://www.rw6ase.narod.ru/00/el_l.html

Добавлено через 7 минут(ы) :

Собственно, у меня такое ужЕ было ! На 12 (вроде-бы) лет мне дарили электрофон «Молодежный» и я быстро приспособил его УНЧ как «оперативный усилитель», а питатель использовал для ламповых самоделок. Довольно быстро дошел тогда сам до мощной трехточки на 6П14П и до идеи использовать имеющийся УНЧ как АМ модулятор к ней . Но осцилом тогда посмотрел, что качество модуляции «не ах» и антенну подключать к этой конструкции постеснялся и не стал — так «шарманку» тогда и не сделал, но оказался очень близок к «канонической» схеме .

А сейчас действительно, усилитель без ЭПУ и «запиливать насмерть» пластинки просто даже и не чем. А этот экземпляр усилителя возможно, как «наиграюсь» — уйдет в качестве «винтажного» подарка одному человеку (даже его можно оформить красиво — «лампами вверх»); а возможно — действительно оставлю себе как опертивный усилитель или основу для регена или иного простого приемника .

Миниатюры

Последний раз редактировалось Aleksiy; 27.01.2019 в 11:23 .

Электрофон Юность – 301 (продолжение-1, 26-27 Янв 2019г):
Гонял усилитель в качестве оконечника с ФМ приемника довольно долго, около полусуток. Работает хорошо и стабильно, но при этом за такое время прогона весьма сильно греется силовой трансформатор – палец руки едва терпит прикосновение к набору железа, обмотки же умеренно нагретые. Выходной трансформатор при этом чуть теплый, чуть теплое даже алюминиевое шасси; также чуть теплый и второй конденсатор фильтра питания (50Х350), при том что первый конденсатор (30Х300) практически холодный. Возможно, это от близкой выходной лампы второй конденсатор фильтра подогревается, а возможно – это заметная утечка у него (на что намекает и несколько пониженное напряжение на нем – около 220В, при том, что на схеме указано типично 240В). А пока, слушая через этот усилитель ФМ станции на 4Ом колонку, пытаюсь понять, какая нагрузка является правильной для этого усилителя. В электрофонах «Молодежный» и «Юность — 301» могли применяться динамики 1ГД-28, 1ГД-40 и 2ГД-40, как по одному динамику, так и запараллеленной однотипной парой. Итого, возможные сопротивления нагрузки могут быть 8,0, 6,5, 4,0, 3,25, 2,0Ом. Какой именно вариант был у этого усилителя не представляется возможным узнать достоверно – корпуса и АС этого электрофона не было. По схемам, во всех вариантах первичная обмотка выходного ТВЗ содержит 2800 витков, а вторичная может содержать 109 витков (у «Молодежного», предположительно для 1ГД-28 с сопротивлением 6,5Ом), 80 витков (у «Юности-301», предположительно для 2ГД-40 4 Ом) или 60 витков (у «Юности-301», предположительно для двух параллельных 2ГД-40, 2 Ом). Сопротивления вариантов выходных обмоток известны, но значения очень малы и не могут быть достоверно измерены обычным тестером. Поэтому, для начала попробую найти максимальную выходную неискаженную мощность на разных сопротивлениях нагрузки: 2,2, 4,0 и 6,8Ом. Начинаю измерять – и первый сюрприз: с «вывешенным» (ни к чему не подключенным) входом усилитель возбуждается на ультразвуке. Впрочем, при подсоединении на вход УНЧ выхода звукового генератора (или приемника) возбуд полностью исчезает. Неприятно, но ладно, попробовать мерить можно. Подаем с генератора на вход УНЧ сигнал с частотой 1кГц. На нагрузке 6,8Ом максимальное выходное неискаженное напряжение составило около 4,24В (действующее значение), ограничение практически симметричное, итого мощность составляет около 2,6Вт. На нагрузке 4Ом максимальное выходное неискаженное напряжение составило около 3,53В (действующее значение), ограничение практически симметричное, итого мощность составляет около 3,05Вт. На нагрузке 2,2Ом максимальное выходное неискаженное напряжение составило около 2,25В (действующее значение), ограничение практически симметричное (тут при выходе на ограничение искажаются не только вершинки синусоиды, но и фронт и спад приобретают «ступеньку»), итого мощность составляет около 2,3Вт. Очевидно, что наилучший результат достигается с сопротивлением нагрузки 4Ом – с ним и будем работать. При этом, максимальной выходной мощности на нагрузке 4Ом соответствует входное напряжение около 0,237В. Тогда, «нормальной» выходной мощности (0,1 от Рмах) будет соответствовать выходное напряжение 0,8В, а входное напряжение при этом составляет около 52мВ – при таком входном напряжении снимем АЧХ усилителя. Снимаю АЧХ, привожу значения выходного напряжения на различных частотах: 600Гц – 0,797В, 400Гц – 0,804В, 300Гц – 0,806В, 250Гц – 0,807В, 200Гц – 0,811В, 180Гц – 0,812В, 150Гц — 0,817В, 120Гц — 0,816В, 100Гц – 0,828В, 80Гц – 0,829В, 60Гц – 0,855В, 50Гц – 0,0891В, 40Гц – 0,945В, 30Гц – 1,11В, 25Гц – 1,36В, 20Гц – 1,11В; примерно с 50Гц и ниже начал «звучать» выходной трансформатор, а с 25Гц и ниже форма выходного сигнала приобретает заметное искажение – см. фото. Таким образом, «вниз» АЧХ «старичка» фантастически ровная, но на самых нижних частотах не «улетает» ли трансформатор в насыщение даже на «номинальной» выходной мощности (не вперекрышку ли он собран?! 🙁 ). Смотрим теперь «вверх»: 2кГц – 0,797В, 4кГц – 0,783В, 6кГц – 0,769В, 8кГц – 0,778В, 9кГц – 0,792В, 10кГц – 0,823В, 12кГц – 0,942В, 14кГц – 0,878В, 16кГц – 0,645В; 18кГц – 0,502В, 20кГц – 0,375В. А вот тут превосходно! По уровню -3дБ практически до 17кГц. Подъемчик на 12кГц – явно резонанс анодной обмотки. В общем – неожиданно приличный результат для такого простейшего усилителя. Дальше некоторое время опять «гонял» этот усилитель, а потом случилось ЧП (говорили мне, что в больном виде надо лежать, а не за паяльник браться!) – вставая потянул за провод, и уронил усилитель со стола на пол. Удар пришелся точно вертикально по 6П14П. Результат – лампа ВЫДЕРЖАЛА но сильно погнулось алюминиевое шасси (явно мягкий алюминий, а не дюраль) и ТРЕСНУЛА ламповая панелька под 6П14П. А усилитель работает, как ни в чем не бывало ! Буду восстанавливать, менять конденсаторы, перемеривать характеристики…
Фото: выходной сигнал на частоте 20Гц, вогнутое после удара шасси, расколотая панелька.

Миниатюры

Читайте также:  Ремонт двигателя santa fe 2006

Источник