Дизель-поезд ДР1
Дизель-поезд Рижский 1 стал первым серийным экземпляром дизельных поездов произведенных в Советском Союзе. Он предназначался для пассажирских пригородных железнодорожных перевозок. Состав комплектовался из двух моторных (в голове и хвосте поезда) и четырех промежуточных вагонов. Однако, в зависимости от размера пассажиропотока дизель-поезд мог быть укомплектован одним, двумя, тремя и пятью промежуточными вагонами. Вместимость стандартного состава составляла 632 пассажира.
Экскурс в историю
Проектировка отечественных дизельных поездов началась еще в 1956 году на Брянском машиностроительном заводе. Однако дальше эскизных проектов разработка не продвинулась. Прототипом ДР1 стал венгерский дизель-поезд. Переоборудованный под нужды отечественного ж/д транспорта в 1963 году выходит первый экземпляр серийных дизельных поездов. В первоначальном виде состав комплектовался из 2 моторных и 2 промежуточных вагонов. История производства и модернизации ДР1 состоит из нескольких основных этапов:
- 1963-66 гг. Выпускаются первые восемь составов ДР1. В это время производились испытания и усовершенствования тяговых и эксплуатационных характеристик поезда.
- 1966-70 гг. Выходит модернизированная модель ДР1М. В ней была улучшена планировка пассажирских сидений, а экстерьер приобретает узнаваемый современный вид. В частности, фары устанавливаются в прямоугольные коробки рядом с буферными фонарями.
- 1970-76 гг. Серийно производится ДР1П. На нем был установлен вспомогательный генератор и пусковые стартеры. Рижский завод впервые перешел на выпуск серийных поездов состоящих из шести вагонов.
- 1973-98 гг. Выпускается наиболее распространенная модель ДР1А. Модернизации подверглись: цепь управления, аккумуляторные батареи, контроллеры, тормозная система и прочее. Улучшился экстерьер и интерьер вагонов. Так, с 1977 г. появились полумягкие пассажирские сиденья. За этот период времени было произведено 211 железнодорожных составов.
- 2005-12 гг. Модель ДР1Б производилась в основном под заказ Белорусской железной дороги. Появился обновленный дизайн интерьера, выполненный из композитных материалов. Всего за это время было выпущено 17 составов.
Последний выпуск поездов, прошедших глубокую модернизацию в соответствии с европейскими стандартами, состоялся в 2016 году. С конвейера сошли шесть обновленных составов ДР1А.
Технические характеристики
На дизель-поезд установлен 12-и цилиндровый четырехтактный двигатель с газотурбинным надувом. В машинном отсеке он смонтирован на одной раме с гидропередачей. Максимальная мощность двигателя составляет 1000 л. с. при частоте вращения 1500 оборотов в минуту. Конструкционная скорость локомотива – 120 км/час.
Запуск осуществляют аккумуляторные батареи. Плавное начало движения и изменение скорости в пути обеспечивают гидротрансформаторы, преобразующие крутящий момент двигателя. Ступени скорости в гидропередаче переключаются в автоматическом режиме с помощью электрогидравлических аппаратов.
Конструктивные особенности ДР1
Длина стандартного состава из шести вагонов составляет 154,5 м, ширина – 3,1 м, высота – 4,5 м. Кузов имеет сварную цельнометаллическую обшивку. Внутренняя поверхность вагона покрыта антишумовой мастикой. Кузовная рама состоит из двух консольных частей, которые соединяются продольными балками. Жесткий каркас из профилей связывает боковые, торцевые стенки и крышу. Стены и потолок изнутри обшиты слоистым пластиком, обеспечивающим дополнительную звукоизоляцию. Окна в пассажирских помещениях имеют стеклопакет. В холодное время года система охлаждения двигателя обогревает помещение для пассажиров.
Внутреннее устройство поезда:
- Моторный вагон. В нем находится кабина машинистов, машинный отсек, салон для пассажиров на 68 мест, служебное помещение, два тамбура. Кабина укомплектована аппаратурой управления, радиосвязью и системой оповещением.
- Прицепной вагон. Он состоит из помещения для пассажиров на 124 места, двух тамбуров и туалета. Раздвижные двери отделяют пассажирское помещение от тамбура. В разных модификациях вагоны комплектуются деревянными либо полумягкими двухсторонними пассажирскими сиденьями. Над окнами расположены металлические багажные полки.
Использование ДР1
В Советском Союзе дизель-поезд функционировал практически во всех союзных республиках. По состоянию на сегодняшний день различные серии ДР1 работают в основном на ж/д Прибалтийских стран, Белоруссии, Украины и в Калининградской области. Ранние экземпляры, выпущенные в 1963-76 гг., сняты с эксплуатации либо функционируют в качестве обслуживающего транспорта.
В 1992 году белгородская фирма «Сокол» впервые выпустила масштабные (1:85) модели ДР1 и ДР1А. Сегодня данные модели еще можно найти в продаже.
Источник
Дизель поезд ДР1
ДР-1 сконструирован по образцу венгерских дизельных поездов в 60-х годах прошлого века. После поступления в конструкторское депо, составы были изменены внешне и внутренне и получили советские номера. Кузов выполнен по образцу еврогабарита для прохождения устройства через сооружения советской железной дороги. Изначально, дизель-поезд получил название ДР1М, но такое название не задержалось, на кузове не было названия, поэтому поезд везде обозначался как ДР1. Постепенно изменения коснулись всех частей поезда. В 67 году были заменены фонари, которые стали размещать в прямоугольные короба. Все модели были представлены на внутреннее использование и на экспорт.
Модель ДР1П
С 30 номера, дизель – поезд получил дополнительную букву «П» в обозначение и означавшее «приводный». Серийно эти поезда стали выпускаться с 70 года, только с маскировки 055. Генератор в этой модели начинал работать только от основного дизеля.
Модель ДР1А
Генератор начинает работать как стартер дизеля. Начал выпускаться с 76 года, с 77 года запущен в работу. Цепь управления дублировалась и имела бесконечное число логических цепей. Модернизированная кабина машиниста имела прожектор под лобовым стеклом. Последующее использование этого строения произошло в ДР6. Изменено расположение буферных фонарей и габаритных огней. Производство поездов без этих модификаций началось только в 93 году и продолжалось до 98 года.
Модель ДР1Б
Модель получила обозначение «500-я серия» и стала выпускаться только с 2005 года с нумерацией, начиная с 500. Всего было выпущено 17 поездов этой модели на Белорусской железной дороге. Устройства выпускались с разной разносоставные. Пять вагонов были скомпонованы для создания служебного поезда, остальные комбинировались в зависимости от целей использования. Несколько экземпляров, к примеру 515 поезд, отличались от остальных в «начинке» составов. Двери одностворчатые, раздвижные внутрь вагона, окна тонированные, убраны тамбуры, вследствие чего – увеличена пассажировместимость. Появились купе различного класса, кухня, комната для переговоров.
Основная модернизация охватывала только внешний вид дизель – поездов. Внутреннее строение оставалось без изменений. Длина типична для каждого поезда – 26 000 (моторный вагон) и 25 500 (прицепной вагон). В ширину поезд составил 3100 мм, а в высоту – 4400. В полной, шестивагонной комплектации, поезд вмещал в себя 632 человека. По осевой формуле стандартен – 2*2. Композиция вагонов изменялась, поэтому цифры по пассажировместимости могли отличаться на одинаковых моделях разной комплектации.
- Кузов цельносваренной сплошной конструкции;
- Рамы кузова не имели хребта и были сварены из двух деталей;
- На крыше, в районе машинного отделения, расположен люк для удобства монтажа и демонтажа деталей;
- Внутри, первичная отделка кузова включила в себя противошумную мастику;
- Регулировка открытия/закрытия дверей происходит из кабины машиниста;
- Унифицированные вагоны отличаются только разницей в напряжении;
- В вагонах расположено по 7 окон, в промежуточных вагонах – по 13.
Пассажирские сидения модифицированы из деревянных в мягкие. Расположены с двух сторон от прохода – с одной стороны 4 сидения, с другой – 6. Служебное помещение предназначено для использования в различных целях – от склада до почтового отделения. Между вагонами проходы разделены раздвижными дверями. Кабина управления располагается в первой части машинного отделения, все окна выполнены из безосколочного стекла, установлены стеклоочиститель и обогреватель, питающийся от электричества. Потребление ресурсов поезда среднее по шкале эргономичности. Освещение так же происходит через электрическое питание. Лампы накаливания потребляют 110 В и располагаются в два ряда над пассажирскими сидениями.
С момента создания этой уникальной и самой эксплуатируемой модели, все модели направлялись в союзные страны, а после распада СССР – в суверенные республики. Несмотря на большое число списанных поездов, они успешно использовались на всех участках железных дорог для пассажирских и служебных перевозок.
Источник
Дизель-поезда серии ДР1
В начале 60-х на железные дороги СССР поступили дизель-поезда серии Д венгерского производства. Изучив зарубежный опыт, в СССР началась разработка отечественных дизель-поездов. В 1963 году Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) построил первый отечественный дизель-поезд серии ДР1. Проект дизель-поезда был выполнен под руководством ведущего конструктора П. И. Курдюмова. В конце 1963 года был построен второй поезд серии, а в 1964—1965 годах ещё несколько дизель-поездов.
В течение 1964 года ЦНИИ МПС проводил тягово-эксплуатационные испытания второго дизель-поезда на Прибалтийской железной дороге, показавшие удовлетворительные тяговые и динамические свойства нового вида подвижного состава. По результатам испытаний началось серийное производство дизель-поездов ДР1.
ДР1 первого варианта
Дизель-поезда ДР1 базовой модели, модификации ДР1П (модель 63-319), ДР1А (модели 63-323, 63-341, 63-349), ДР1Б (модель 63-555) предназначены для пригородных или региональных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных железнодорожных линиях колеи 1520 мм с низкими и высокими платформами.
Обычно дизель-поезда серии ДР1 поставлялись в композиции из двух моторных головных вагонов (Мг), имеющих силовую установку и кабину управления, и четырёх прицепных промежуточных вагонов (Пп), составленных по схеме Мг + 4×Пп + Мг. Количество вагонов Пп могло быть меньше, а иногда и больше четырёх. Например, опытный образец ДР1 (ДР1-01) был поставлен в четырёхвагонной составности, а для последнего поезда ДР1А (ДР1А-333) были заложены семь вагонов (из которых пять Пп).
Также некоторые поезда были поставлены в двухсекционном исполнении — в композиции (Мг + Пп + Пг) + (Пг + Пп + Мг), где Пг — прицепной головной вагон. По сути, такой состав представляет собой два трёхвагонных дизель-поезда, для которых предусмотрена возможность эксплуатации по системе двух единиц; однако весь шестивагонный состав получал один номер, то есть оформлялся как один поезд. Однако, после появления в 2005 году модификации ДР1Б, некоторые составы поставлялись в композиции Мг + Пп + Пг с индивидуальными номерами и без объединения в один поезд (например, трёхвагонные ДР1Б-502 и ДР1Б-503). Следует также заметить, что на лобовых частях вагонов ДР1Б не наблюдается соединительных устройств, обеспечивающих работу по СМЕ.
Эксплуатация возможна в композициях Мг+0..5×Пп+Мг, а также 2×(Мг+0..1×Пп+Пг) и Мг+0..1×Пп+Пг. В зависимости от величины пассажиропотоков эксплуатируют обычно шестивагонные поезда (схемы компоновки Мг + 4×Пп + Мг и 2×(Мг + Пп + Пг)), либо трёхвагонные поезда (схемы компоновки Мг + Пп + Мг и Мг + Пп + Пг). Известны случаи двухвагонной компоновки по схеме Мг + Пг, обычно для служебных поездок, а также доработанные поезда МДП.
Система нумерации и маркировки, применённая на поездах серии ДР1, во многом аналогична принятой для электропоездов РВЗ тех же лет выпуска. Составы получали номера двухзначного написания (начиная от 01 до 09 включительно), а с номера 010 — трёхзначного. Маркировка на лобовой части головных вагонов выполнялась в форматах, соответственно, ДР-1-ХХ (для партии с номерами от 01 до 08 включительно), далее без тире после букв «ДР» (ДР1-XX; с номера 010 — ДР1-XXX), ДР1П-XХХ, ДР1А-ХХХ, ДР1Б-ХХХ, где ХХ (или ХХХ) — номер состава (без указания номера вагона). Известны также случаи маркировки на лобовой части с указанием номера вагона, но такой вариант, предположительно, не является заводским. Маркировка выполнялась под лобовыми стёклами в центре.
Каждый вагон состава получал свой номер, в котором первые цифры означали номер состава, последняя — номер вагона по комплекту. Маркировка с номерами вагонов выполнялась под окнами посередине вагона и отличалась добавлением цифры номера вагона в тот же формат. Однако, в отличие от системы для электропоездов (где моторные вагоны получали чётные номера, а прицепные — нечётные), для дизель-поездов серии ДР1 нечётные номера получали головные вагоны (то есть Мг и Пг), а чётные — промежуточные (Пп). При этом вагоны Мг получали номера 1 и 3, вагоны Пг — номера 5 и 7, вагоны Пп — номера 2, 4 и далее. Например, маркировка первого моторного головного вагона дизель-поезда ДР1-053 будет ДР1-0531; одного из промежуточных (прицепных) вагонов того же состава будет ДР1-0534; одного из прицепных головных вагонов дизель-поезда ДР1А-405 будет ДР1А-4057 и т. д. Маркировка этих номеров могла быть также, например, через точку или тире перед последней цифрой (например, 254.3, 312-3), или иными небольшими изменениями, но все эти отклонения, вероятно, допущены при ремонте (перекраске) вагонов.
Из этого правила есть некоторые исключения. Например, в связи с тем, что для нестандартного состава ДР1Б-515, помимо вагона Пп, были изготовлены три вагона Мг и один Пг, один моторный вагон получил номер 7.
Следует также отметить, что при переоборудовании в процессе эксплуатации промежуточных вагонов ДР1А в головные (Пг) номера вагонов обычно не менялись.
Также под лобовыми стёклами составов ДР1 и ДР1П в центре (над номером) закреплялся логотип РВЗ того времени (пятиконечная звезда с двумя крыльями по бокам и буквами «РВЗ» сверху). В начале 1970-х годов на ДР1П на том же месте стал закреплялся новый логотип (буквы «RVR»); аналогично поступали и с последующими модификациями.
ДР1 (первый вариант)
Всего до 1966 года было построено 8 таких составов (с номерами с 01 по 08), после чего был произведён рестайлинг, и продолжился выпуск ДР1 уже обновлённого дизайна.
По состоянию на начало-середину 2010-х годов известно о сохранении двух головных вагонов этих поездов в частично разукомплектованном проржавевшем состоянии. Один из вагонов с неустановленным номером без тележек находится на территории Крюковского вагоностроительного завода, другой вагон 1 от поезда 05 находится на территории депо Азейского погрузочно-транспортного управления компании «Востсибуголь».
ДР1, ДР1М (рестайлинг)
С 1966 года ДР1 (начиная с поезда № 09) получили изменения в планировке мест для пассажиров, а также новую форму головной части (кабины машиниста), которая была выполнена по типу головных частей опытного дизель-поезда ДР2.
Известно, что на табличках таких поездов встречалось обозначение «ДР-1М» (например, на поезде № 010), однако такое обозначение не прижилось — в маркировке на кузовах вагонов буквы М не наблюдалось. В литературе подобных обозначений не обнаружено.
Кузова вагонов ДР1 были выполнены в габарите 02-ВМ («еврогабарит»), как и кузова дизель-поездов Д и Д1. По одной из версий, таким образом должен был обеспечиваться беспроблемный проход дизель-поезда через старые железнодорожные сооружения западной части СССР, которые строились по европейским стандартам до того, как эти территории вошли в состав СССР.
В процессе выпуска дизель-поездов в их конструкцию вносились отдельные изменения. В 1967 году незначительно изменилось внешнее оформление головных вагонов. Начиная с состава ДР1-014 буферные фонари были установлены в прямоугольные короба (в 1970-х годах подобное решение внедрено РВЗ на опытных электропоездах ЭР22М и серийных ЭР2 и ЭР9П). Таким образом дизель-поезда ДР1 обрели привычный на сегодня вид.
Обновлённые ДР1 строились до 1970 года включительно, с присвоением номеров от 09 до 029 и от 031 до 053. Всего (с учётом восьми поездов первого образца) было построено 52 состава ДР1, после чего завод перешёл на серийное производство версии ДР1П.
На поезде № 030 в 1969 году не ставились вспомогательные дизели, а генераторы приводились в действие основными дизелями. Такие дизель-поезда получили название ДР1П (приводный, модель 63-319).
Поезда ДР1П выпускались серийно с 1970 по 1976 год, с присвоением номеров от 054 до 122, а также внеочередных номеров от 400 до 404. Эти внеочередные номера были присвоены пяти двухсекционным поездам с композицией 2×(Мг+Пп+Пг). Если считать каждый такой состав за один поезд, то всего было выпущено 75 поездов ДР1П.
В 1973 году был построен первый дизель-поезд ДР1А-405, генератор которого мог работать как стартер дизеля. Он получил внеочередной номер, и, как и ДР1П 400-х номеров, имел композицию 2×(Мг+Пп+Пг). Серийные поезда ДР1А, производство которых началось в 1976 году, продолжили сквозную нумерацию серии (ДР1А-123 и т. д.), и обычно поставлялись в классической (односекционной) компоновке. В 1977 году был выпущен опытный дизель-поезд ДР1А-144 (первоначальное обозначение ДР1Б), цепи управления которого дублировались аппаратурой, содержащей бесконтактные логические элементы. В 1979 году был построен опытный дизель-поезд ДР1А-168, имеющий прожектор под лобовыми стёклами и получивший кабины машиниста спрямлённой формы, аналогичные применённым на построенном позже опытном дизель-поезде ДР6. Также изменилось расположение красных буферных фонарей (два фонаря располагались сразу под лобовыми стёклами). Однако производство поездов ДР1А с подобными кабинами началось уже после распада СССР в 1993 году начиная с поезда ДР1А-318. Прожектор был возвращён на место над лобовыми стёклами; также были возвращены на привычные места красные буферные фонари.
Дизель-поезда ДР1А (модели 63-323, 63-341, 63-349) выпускались до 1998 года.
Последний состав (ДР1А-333) был заложен в семивагонной составности Мг + 5Пп + Мг. Четыре прицепных вагона были впоследствии переоборудованы для использования в составах ДРБ1. Дальнейшая судьба состава неизвестна. Если не считать ДР1А-333, а каждый двухсекционный состав считать за один поезд, то всего было выпущено 211 составов ДР1А. Кроме этого, РВЗ выпустил два отдельных вагона Мг, присвоив им номера 4501 и 4511; позже они вошли в состав трёхвагонных дизель-поездов.
ДР1А — первый состав с кабиной нового типа (1979)
В дальнейшем производство дизель-поездов серии ДР1 было возобновлено только в 2005 году. Модификация выпускалась под заказ Белорусской железной дороги (БЧ) под обозначением ДР1Б (белорусский, модель 63-555). Поскольку нумерация этих составов не продолжилась непосредственно с прошлых номеров, а началась сразу с номера 500, эта модель часто упоминается как «ДР1Б 500-й серии» — чтобы не путать с модернизированными ДР1А в Эстонии (обозначенными ДР1Б) и бывшим ДР1Б-144.
Всего в период с 2005 по 2012 год было построено 17 поездов этой модификации, причём последние два получены разделением набора из пяти вагонов для одного состава (ДР1Б-515, в служебной комплектации).
Поезда с номерами 500—514 (15 составов), построенные с 2005 по 2008 год, поступили на Белорусскую железную дорогу; из них три поезда (с номерами 500, 501 и 506) были построены в шестивагонной составности (Мг+4Пп+Мг), а остальные — в трёхвагонной с прицепным головным вагоном (Мг+Пп+Пг). В 2011—2012 годах был построен ещё один состав (ДР1Б-515) с дополнительными головными вагонами. Заказ выполнен в служебной комплектации для руководства Октябрьской железной дороги. В результате были сформированы два самостоятельных состава. При этом номер одного из них был изменён добавлением цифры 1 в его начало (предположительно для того, чтобы избежать путаницы). Поезд с номером 515 стал двухвагонным (в композиции Мг+Пг), с номером 1515 — трёхвагонным (в композиции Мг+Пп+Мг). Эти поезда имеют ряд конструктивных отличий от поездов для Белорусской ЖД — у головных вагонов отсутствуют передние пассажирские тамбуры (за счёт чего увеличена длина салона), двери в тамбурах одностворчатые прислонно-сдвижные и имеются только с левой стороны тамбура (по направлению от края вагона к его центру), окна салона тонированы и снаружи имеют стеклянную поверхность без разрыва. Также изменена планировка салонов: вместо пассажирских кресел в вагонах имеются отделённые перегородками купе класса люкс и кухня с боковым проходом, часть пространства занимает комната для переговоров.
ДР1Б
Дизель-поезда ДР1АЦ в Латвии
В октябре 2015 года на заводе РВЗ в Латвии продолжилась модернизация уже доработанных ранее трёхвагонных секций составов ДР1А. Суть новой модернизации недостаточно ясна. Известно, что кабины вагонов Мг и Пг получили дизайн в стиле поездов ДР1Б 500-х номеров, а сами составы поучили обозначение ДР1АЦ (латыш. DR1AC)) без изменения номера. К примеру, в ноябре закончена модернизация поезда ДР1А-219, получившего обозначение DR1AC-219. В салоне были установлены мягкие кресла повышенной комфортности по 2 с каждой стороны.
ДР1АЦ
Дизель-поезд в моделизме
Действующая модель дизель-поезда ДР1А в типоразмере H0 выпускалась в 1992—1993 годах производственным объединением «Сокол», г. Белгород.
Модель дизель-поезда ДР1А-138 в масштабе 1/87 Н0
По заказу Клуба коллекционеров моделей «Союзпродукт»
Источник